Жорж Брак родился в Аржантёе, департамент Валь-дУаз. Жорж Брак (фр. Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй — 31 августа 1963, Париж) — французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор.
Французский художник – авангардист, приверженец кубизма Жорж Брак оставил заметный след в истории изобразительного искусства как автор многочисленных декоративно-изящных композиций. Жорж Брак родился в пригороде Парижа – прославленном импрессионистами Аржантейле здесь его отец владел мастерской по декорированию интерьеров. Жорж обучался ремеслу декораторов в Гавре, затем в Париже в Школе изящных искусств. Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй— 31 августа 1963, Париж)— французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер.
Жорж Брак – французский художник, график, скульптор и декоратор вместе с Пикассо является создателем кубизма. Жорж Брак (фр. В биографии Жоржа Брака увлечение искусством произошло в 1905 году, когда он заинтересовался фовизмом. Жорж Брак умер в Париже 31 августа 1963 года. Жорж Брак (1882-1963) – французский живописец, скульптор, гравер, один из основоположников кубизма.
Далее в своей биографии Жорж Брак стал развивать более привлекательный криволинейный стиль, особенно часто изображая спокойную жизнь. Умер Жорж Брак в возрасте 81 года в Париже.
С 1897г. Однако это скорее исключение. Сложностью цветовой палитры отличаются такие работы, как «Гавань в Антверпене» (1906, Музей фон дер Хейдта, Вупперталь), «Пейзаж в Эстаке» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Оливы близ Эстака» (1907, Национальный музей современного искусства, Париж). С 1910 года Брак начинает тесно сотрудничать с Пикассо. В годы войны художник писал серьезные произведения, в какой-то мере отражающие важность исторического момента («Кухонный стол», 1942 г. ).
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Грани эти имеют свою окраску и направленность, кажутся то выступающими, то углубленными, светящимися или затемненными мягкие живописные мазки сочетаются с острыми контурами. Конвейлера в ноябре 1908 («Дома в Эстаке», 1908, Берн, Художественный музей). В академии Эмбера Брак познакомился с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа.
Лишь в 1939 году появился трагический и даже пророческий натюрморт в манере Vanitas (Центр Помпиду), где на крышке стола изображены череп, крест и четки. Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907 г. ). Это, в свою очередь, отмечает переход к «синтетическому» кубизму, несмотря на то, что этот термин, ясно определяющий художественные интенции Хуана Гриса, можно применять к искусству Брака лишь с оговоркой.
Родился Жорж Брак 13 мая 1882 в Аржантей-сюр-Сен в семье маляра. Начиная с 1908 г., Брак работал в тесном сотрудничестве с Пикассо. А натюрморты художника написаны в богатой живописной, «почти барочной» манере. В натюрмортах 1910-х конструктивные элементы предметов смазаны, чтобы создать на холсте единый план. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Впоследствии эта птица с распростертыми в абстрактном пространстве крыльями станет темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953 гг. ). После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. В пейзажах, написанных в 1909 г. в Нормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю».
В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). Получая профессию маляра, подобно отцу и деду, он параллельно изучал живопись по вечерам в местной Школе изящных искусств. В 1907 г. он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908 г. ). Война вдохновила художника и на более серьезные произведения, отражающие суровость эпохи («Кухонный стол», 1942, частное собрание). Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера).
В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг «Лодка», 1960, частное собрание). Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). Учился в Школах изящных искусств в Гавре и Париже (1902-04). Летом 1908 в Эстаке он пишет серию пейзажей, полных бурного движения, с упрощенными тонами и почти лишенных перспективы – здесь все сведено к геометрическим и компактным формам, «кубам», как назвал их критик Луи Вексель, когда картины Брака были выставлены в гал.
Она же послужила отправной точкой в новых творческих поисках художника. Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника. В этом неоклассическом аспекте можно рассматривать и ансамбль произведений, вдохновленных поэзией и искусством архаической Греции, – офорты для «Теогонии» Гесиода (1931) и четыре замечательных гипсовых рельефа на мифологические сюжеты («Геракл», 1931, Париж, собрание Мэг) и большинство его скульптур. Умер Брак в Париже 31 августа 1963 года. Параллельно он по вечерам учился живописи в гаврской Школе изящных искусств. В 1911 г. объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов». В одном из боев он получил серьезное ранение и вернулся к живописи только в 1916 году.
От новаторских пейзажей этого художника, по словам Анри Матисса, словно составленных из «маленьких кубиков» и произошел термин «кубизм». Картины этого периода отличаются светлостью, воздушностью композиции, структура которой абстрагируется от простых планов, увеличивающих пространство, но не углубляющих его. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
Тема Второй мировой войны у Брака не прозвучала с такой мощью, как у Пикассо. С 1947 его творчество часто прерывается болезнью, однако в 1949-1956 он создает серию «Мастерские» – восемь картин, замечательных своей немного мрачной и эзотерической насыщенностью и упорством, с которым художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества («Мастерская VI», 1950-1951, Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). Жорж Брак (Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй, Франция – 31 августа 1963, Париж, Франция) – французский художник, скульптор, коллажист и гравер, один из основоположников кубизма.
В течение 1949 – 1956 годов Брак создал серию картин «Мастерские», составляющую восемь больших полотен. Именно в этом состоит секрет необычайного воздействия на зрителя таких композиций, как «Вальс» (1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Бокал, скрипка и нотная тетрадь» (1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн), «Гитарист» (1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы».
«Матисс и Дерен указали мне путь», – скажет позднее художник. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В этих работах художник прибегает к помощи коллажа. Впервые за пять столетий эти художники радикально изменили восприятие искусства.
Познакомился здесь с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. Тем не менее художник всегда настаивал на том, что был самоучкой, не имеющим художественного академического образования. Предметы расчленены на отдельные части. После 1920 творчество Брака отличается замечательным стилистическим соответствием и включает в себя произведения малого формата (жанр «кабинет любителя») и большие амбициозные композиции. С 1905 писал пейзажи в духе фовизма в 1908 совместно с П. Пикассо стал основателем кубизма.
разрабатывал костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа С. Дягилева. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Родился Жорж Брак в простой семье маляра.
Предметы намечены несколькими штрихами беглого и фрагментарного рисунка («В честь Баха», Париж, частное собрание). Однако все изменилось в 1907 году, когда Брак познакомился с Пабло Пикассо и увидел в его студии ставшую впоследствии легендарной картину «Авиньонские девицы». В мае 1907года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной "натурой". К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios). С детства наблюдая, как изменяется пространство с помощью красок, подросток решил пойти дальше отца и поступил учиться в Гаврскую Школу изящных искусств (1897 – 1899 гг. ), потом поехал в Париж, в академию Эмбера и в столичную Школу изящных искусств (1902 – 1903 гг. ).
Период 1909–1911 годов прошел под знаком аналитического кубизма. Выполнил серии цветных литографий (Тетради Жоржа Брака, 1947), росписи церкви в Асси (1945), плафоны залов в Лувре (1953). Создавая своеобразные композиции, художник наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, газеты, обои («Гитара», 1912 г. ). Некоторые специалисты, правда, считают, что термин «синтетический кубизм» можно применять к искусству Жоржа Брака «лишь с оговоркой». Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы.
по 1899г., в Гавре, обучался в Школе Изящных Искусств (Havre Ecole des Beaux-Arts). Такова, например, картина «В честь Баха», напоминающая беглый фрагментарный рисунок. Эти полотна считаются венцом творчества мастера, его лучшими произведениями и бесценным наследием французской живописи. В 1914 Брак был мобилизован, а в 1915 тяжело ранен на фронте.
Открытие бумажной аппликации в 1912 г. позволило Браку «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную зависимость по отношению к форме». Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Творческое сотрудничество известных художников продлилось до 1914 года. Он пишет в основном большие марины и сушащиеся на берегу лодки («Утесы», 1938, Чикаго, частное собрание) – воспоминания художника о прогулках около его дома в Варанжевиле, близ Дьеппа. В 1949-56 годах была создана серия «Мастерских» картин, состоящая из восьми крупномасштабных полотен.
Вообще картины этой серии интересны тем, что их планы кажутся колеблющимися так, что зритель почти тактильно чувствует пространственные интервалы («Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание, Вашингтон). Для окончания обучения и получения сертификата мастера (дававшего право на самостаятельную работу), в 1901 году, он уехал в Париж. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности.
В 1949-1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем – в Академии Эмбра.
Контуры предметов в его картинах стали четче, а сами предметы узнаваемее. Эти натюрморты созданы с использованием сдержанной коричневой и зеленой цветовой гаммы. он увлекся искусством фовистов. Тогда же в Лувре была организована ретроспектива работ художника. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949-1956). В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства).
В 1902-1904 годах посещал занятия в Школе изящных искусств и в академии Эмбера, музеи и частные коллекции изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и греческую скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна. Брак Жорж (Braque) (1882-1963), французский художник и график, скульптор. Два события осени 1907 радикально изменили искусство Жоржа Брака: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пикассо, чьи «Ави-ньонские девицы» его поразили и «сбили» с фовист-ского пути. В картине «Дома в Эстаке» («Houses at Lestaque», 1908), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу.
В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему. В книге «Раздумья о живописи» он писал: «Художник мыслит в формах и красках, предмет — это поэтика». Сначала Брак и Пикассо аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на «отдельные формы и пространственные структуры».
Иногда полотна, подобные «Натюрморту со стаканом и газетой» (1912 г. ), с их наложенными углами и обрезками бумаги напоминали композицию «Papiers colles». Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник. Человеческие фигуры почти отсутствуют, за исключением прекрасной серии фарфоровых фигурок исполненных в 1922-1927 и являющихся, возможно, репликой художника на «великанш» Пикассо или его данью неоклассической атмосфере эпохи. В 1900 г. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу.
В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. В картине «Дом в Эстаке» («House at Lestaque»), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Таким образом, Брак обратил внимание на саму природу зрительных иллюзий и художественные представления.
Это пространство привлекало меня ибо поиск пространства был первым поиском кубизма». Учился в художественной школе Гавра и академии Эмбера в Париже. С 1905 по 1907 год Брак входил в группировку фовистов.
Одним из составных элементов в них является птица, со временем превратившаяся в творчестве художника в самостоятельный мотив. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). Когда достигаешь этой гармонии, пребываешь в состоянии интеллектуального небытия. Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). Цвет, рисунок, фактура приобретают самостоятельность и существуют как бы отдельно от изображаемых форм.
С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942 «Камины», 1922-1927 «Биллиарды», 1944-1952). Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». е. девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал». Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален).
После 1917 постепенно отошёл от кубизма, писал более разнообразные по цвету, декоративные по характеру произведения (Чёрные рыбы, 1942, Национальный музей современного искусства, Париж). Они важны только в том случае, когда гармонически соотносятся друг с другом и со мной. Он писал оригинальные пейзажи (Антверпенские и Гаврские гавани, ландшафты Эстака), отличающиеся плотной композицией, напряженной цветовой гармонией, передачей жизненных сил природы (1906).
Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись. Художники начали работать вместе в 1909 году, вместе разрабатывая стиль, который будет назван кубизмом. Помимо этого в конце 20-х гг. Начинал как художник-декоратор.
А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями. Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт. Из семьи ремесленников. Все становится возможным, пригодным, а жизнь предстает как непрерывное откровение. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник.
С 1912 по 1914 год Брак работал в манере синтетического кубизма. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Еще большую декоративность картинам Брака придавали большие размеры полотен. 1907 г. стал переломным в творчестве живописца.
Такова, например, работа «Круглый стол» (1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Во время болезни художник много размышлял об искусстве. Она представляет камин, на котором разместились кларнет и бутылка рома.
Таковыми были картины «Круглый стол» (1922), «Буфет» (1920). В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель. За серией «Круглых столов» и натюрмортов 1918-1920, в которых гроздь винограда нередко сочетается с музыкальным инструментом, следует цикл каминов и мраморных столов («Натюрморт с мраморным столом», 1925, Париж, Нац. После 1928 палитра Брака высветляется («Голубая мандолина», 1930, Сент-Луис, Миссури, Гор. Иногда он изображает и пейзаж.
В некоторых картинах появляется птица, крылья которой, распростертые в абстрактном пространстве, станут темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953) и последним сюжетом размышлений художника, который испытывает в своих поздних произведениях необходимость вырваться из безжизненного и замкнутого мира собственной живописи. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности.
«Что меня очень при-мекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал», – говорил Брак («Беседы с Дорой Валлье»). Большая композиция Музыкантша (1917-1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов.
Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Эти две тенденции объединяются накануне второй мировой войны в прекрасных орнаментальных произведениях, полных фантазии и яркого колорита предметы словно пляшут и распрямляются в невесомом пространстве («Натюрморт с мандолиной», 1938, Чикаго, частное собрание). С 1931 года Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже изредка совершая поездки в другие европейские страны. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. В 1907 состоялось знакомство Брака с Пикассо. В конечном счете мастер показывал путь анализа предмета. Построенные на тонких гармониях цвета, полотна этого периода удивляют богатством декоративных красочных сочетаний («Натюрморт с мраморным столом», 1925 г. «Чаша с фруктами и салфетки», 1929 г. ).
В картинах того периода, среди которых все большее место занимали натюрморты, Жорж Брак изображал предметы, будто разрезанные на сверкающие грани («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910 г. ). В 1909 -1912 гг. Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. Сквозной мотив позднего творчества Брака— летящая птица. В 1906 году, Жорж Брак постепенно отошел от импрессионизма к стилю фовизм – использование ярких цветов и свободных структур формы, для проявления более эмоциональной реакции.
В последних работах пришёл к строго натуральному изображению природы. Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный». Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Начиная с кубизма искусство перестало быть простой имитацией окружающего нас мира.
Стоит отметить, что Жорж Брак был выходцем из простой семьи ремесленников. Познакомившись, летом этого же года, в Антверпене с Отон Фриц, он показал его работы в стиле фовизма на следующий год в Салоне Независимых художников (Societe des Artistes Independants). Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом.
Близки к аллегорической системе Vanitas также работы «Графин и рыбы» (1941, Национальный музей современного искусства, Париж), «Натюрморт с лестницей» (1943, частное собрание). Его первый ретроспективный показ состоялся в 1933 году в Кунстхолле Базель. Зимой 1905-1906 гг. С 1947 г. здоровье его сильно ослабевает, однако в 1949 г. он начинает работу над созданием серии картин «Мастерские».
Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма. Иные, напротив, считают это правомерным, определяя в качестве итога фазы синтетического кубизма в его творчестве большую композицию «Музыкантша», написанную в 1917-1918 гг. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Оттоном Фриесз. Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, "опредмеченной" поэзией.
Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Брак Жорж Искусство Франции Пейзаж в стиле марина, 1906 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Женщина с мандолиной, 1910 Частная коллекция Брак Жорж (Braque Georges) (1882—1963) Французский художник, график, скульптор, сценограф, один из основателей кубизма, автор многих декоративно-изящных композиций. В 1913 открытие бумажной аппликации позволяет Браку вернуть в живопись цвет и «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную независимость по отношению к форме» («Беседы с Дорой Валлье»).
Это явилось основой для появления в 1912 г. работы «Papiers colles» («Наклеенные бумажки»). После ранения Брака (во время Первой мировой войны он служил во французской армии), в 1917 году он начал близкую дружбу с Хуан Грис (Juan Gris). Общественное признание пришло к Жоржу Браку в 1922 г., когда на выставке была представлена серия его картин, написанных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Кане-фории» (т. Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер.
Особенно часто художник стал применять в своих работах коллажи, причем в качестве элементов картины использовались наклейки газетных обрывков, печатная реклама, куски обоев и клеенка с разнообразной фактурой. Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани.
В 1949—19 годах Брак создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. Создал несколько серий («Купальщицы» и др. ), активно работал в жанре натюрморта. В 1952-1953 годах художник выполнил росписи плафонов в Лувре. В то же время Брак вновь вводит в некоторые свои композиции изображение человеческой фигуры под видом курьезных силуэтов в фас и профиль (что соответствует тени и свету), напоминающих более ранние произведения Пикассо («Художник и его модель», 1939, НьюЙорк, частное собрание).
В период между двумя войнами Брак становится признанным французским художником par excellence, наследником национальных добродетелей и хранителем классической традиции, которую он защищает в «Тетрадях Жоржа Брака» (1917-1947, опубликованы в 1948 и 1956). Однако полностью от кубизма Брак так и не отказался. Известные картины Жоржа Брака: «Пейзаж в Ла-Сьота», «Дома в ЛЭстак», «Пианино и мандолина», «Замок Ла Рош Гюйон», «Женщина с мольбертом». Автор: Евгения Сидельникова. В то же время здесь уже нет излюбленных круглящихся линий все больше становится колючих, прямых, острых силуэтов («Хлеб», Центр Помпиду «Черные рыбы», Центр Помпиду «Кухонный стол», частное собрание).
Все это свидетельствует о довольно непростом и противоречивом творческом пути Жоржа Брака. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Однако на его долю выпало и немало испытаний, среди которых – две войны, подкосившие здоровье мастера и, вероятно, так и не давшие ему полностью раскрыть весь творческий потенциал.
Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917 году. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Много лет художник работал в технике папье-колле, но затем вновь вернулся к живописи. В 1934 г. вышла первая монография о художнике— книга Карла Эйнштейна. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание).
Нельзя говорить об эволюции Брака в строгом смысле слова, но, несмотря на очень ограниченный репертуар его тем, появление новых сюжетов всегда влечет за собой создание новых отношений линии и объема, формы и цвета. В этом-то и состоит истинная поэзия».
Жорж Брак вводит в свои композиции элементы «обманки» – буквы или гвозди, – которые подчеркивают главный план холста («Португалец», 1911, там же). В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953 «Расправив крылья», 19-61, Париж, Национальный музей современного искусства).
В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов. После выставки в Осеннем салоне в Париже, в 1922 году, серьезно выросла его известность. К следующему, синтетическому этапу кубизма можно отнести картины «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», «Стол музыканта», «Гитаристы». Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе.
В почти монохромных кубистических композициях (Женщина с гитарой, 1913, Национальный музей современного искусства, Париж) Брак стремился к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры, широко применял коллаж. В 1950-х гг. Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника. Особого внимания заслуживает прекрасная серия фарфоровых статуэток, выполненных в 1922-1927 гг., которую специалисты рассматривают как дань художника неоклассической атмосфере эпохи, а возможно и как отклик на «великанш» Пикассо. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности.
Картины Брака представлены в лучших музеях Европы и США. Первая персональная выставка Жоржа Брака прошла в галерее Даниэль-Анри Канвейлера (Daniel Henry Kahnweiler) в 1908 году. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово кубизм. На картине «Мастерская – 2» (1949) среди туго приобретенных форм и вязких землистых тонов Брак вдруг пронзил пространство образом белой птицы, символизирующей творческий полет. Они отличаются своей «немного мрачной и эзотерической насыщенностью». В 1906 г. Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых». Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909-1910 г. ) и «Зеркало» (1910 г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов.
Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути. Жорж Брак (Georges Braque, 1882 – 1963г. г. ) появился на свет 13 мая 1882 года, во Франции. Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» – буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911 г. ). Картина «Стоящий обнаженный» (Париж, частное собрание) исполненная зимой того же года, свидетельствует об этом двойном влиянии, а также, быть может, о воздействии африканского искусства. Типичными произведениями аналитического кубизма являются «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж).
В середине 1920-х годов, Брак создал декорации для двух балетов Сергея Дягилева. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм».
Натюрморты, где часто теперь появляются музыкальные инструменты, приобретают монументальный характер предметы энергично разрезаны на сверкающие грани, допускающие одновременно разные точки зрения («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910, Базель, Художественный музей). Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897-1899), затем в Париже в академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902-190З). В картине «Кларнет и бутылка рома на камине (1911) через ломаные линии, геометрические формы он стремиться предать музыкальные ритмы. В то время он находился под влиянием Сезанна.
гал. ), художник стремится выразить свободу колеблющейся и непрерывной линии с непринужденностью, напоминающей криволинейный кубизм Пикассо середины 1920-х («Натюрморт с трубкой», Базель, Художественный музей). Страница нот приколота булавкой к стене. Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала. В 1931 году Брак создал свои первые гравюры и стал работать с мифологическими сюжетами. Тема летящей птицы прослеживается у Брака и в росписи плафона в Лувре (1953) и в картине «Расправив крылья» (1956 – 1961).
«Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. Таков, например, натюрморт «Круглый стол» (1929 г. ), в котором спокойно звучат крупные цветовые плоскости. Изобретенный им метод художник осваивал и в коллажах исполненных на бумаге («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж).