Его младший брат, Ганс Кранах (1513—1537), также стал живописцем и трудился в мастерской отца. Отец и дед Кранаха также были живописцами и азы ремесла он постигал под руководством отца, Ганса Мюллера, чье имя сохранилось лишь в косвенных упоминаниях.
Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Для них он написал портреты.
Искусствоведы продолжают спорить. произведений: количество Венер, Адамов и Ев, Саломей исчислялось десятками, число Мадонн с младенцами приближалось к двум сотням. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.
И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи.
Кранах Старший немало преуспел в карьере. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса.
Изображение 33-летнего Христа рядом с молодой Богоматерью с непокрытой головой вступало в открытое и принциапиальное противоречие с христианской теологической доктриной, согласно которой именно сопоставление Божьей Матери и маленького Христа на ее руках служило прямым напоминанием о непорочном зачатии. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. 1522-1523) можно изучать символический мир живописи Возрождения, где каждая деталь исполнена смысла: виноград в руке Богоматери – символ человеческого воплощения Христа, виноградная лоза означает «истинную Церковь» изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников, гора – на духовное возвышение над мирской суетой, а скала – на нерушимость истинной веры. За все время существования мастерской Кранахов было создано около 5 тыс.
и вскоре переросло в тесную дружбу. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника.
Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.
Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.
В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада.
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1.
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.
Жил в Ханаане человек по имени Репрев, огромный рост и недюжинная сила которого выделяли его из всеобщей толпы. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Помимо собственной огромной мастерской, у Лукаса Кранаха Старшего имелись лицензии на торговлю винами и разрешение на монопольную продажу лекарственных средств в Виттенберге, дарованное Фридрихом Мудрым. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.
В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Художник входил в число городского патрициата, неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател.
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Картина «Адам и Ева. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.
По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами сторжественным перечислением их добродетелей и заслуг. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Кронах покинул еще молодым— подмастерьям полагалось провести пару лет встранствиях, чтобы набираться опыта ирекламировать свой талант. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи).
Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Лишь страшная отрубленная голова в руках Юдифи указывает на то, что перед зрителем — образ библейской героини. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Однако это приносит и неожиданные результаты.
В основу созданного полотна легла следующая легенда. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»).
В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Грехопадение (1527 г. ) символически размещены рядом. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.
Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти.
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Наконец, атрибутом Варвары, а вовсе не элементом пейзажа, была башня, которую выстроил, чтобы спрятать ее от поклонников, отец девушки. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586). В Белом зале Пушкинского музея два произведения Кранаха Старшего из Готы – Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529 г. ) и ныне находящееся в ГМИИ Адам и Ева. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Именно вот таким образом в подписях к картинам часто указано «Лукас Кранах и мастерская». В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами.
В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью.
Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.
Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Год спустя художник скончался в Веймаре.
Мастер немецкого Возрождения Лукас Кранах Старший тем не менее очень современная фигура. Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). По «Мадонне с младенцем» (ок. Произведения, проданные на Sothebys и Christies.
Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Среди них – выглядящее необычайно современным полотно Кранаха Старшего Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина) 500-летней давности из Готы, Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой из будапештского Музея изящных искусств и два портрета, женский и Рыжеволосого мужчины с бакенбардами 1526 года, поступившие в ГМИИ из Германии. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес.
По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
В ценности работ Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) сомнений никогда не было: его считают одним из трех главных мастеров XVI века – вместе с Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим. Екатерины». Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца.
Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Известно, что у художника было еще три дочери. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Вот таким образом сегодня под его картинами часто указывается: «Лукас Кранах и мастерская».
Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Судя по производительности и популярности, это был Энди Уорхол эпохи Ренессанса. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Произведения Кранаха Младшего (1515-1586), правда, традиционно недооценивали и считали лишь повторениями работ отца. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
У художника имелось еще три дочери. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.
Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Шёнер»). Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж.
У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Его портреты пользовались большой популярностью. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. 1530, Вена, Музей истории искусства). В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов.