Впервые в живописи Ватто мир искусства отделился от мира реального и реальные люди из плоти и крови впервые показаны в прямом взаимодействии с выдуманным, живописным миром. В 1719-20 тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины – второй половины 18 века. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей. Жан Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau 10 октября 1684, Валансьен— 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн в литературе упоминается по среднему имени— Антуан Ватто)— французский живописец первой трети XVIII века, чье творчество стало прологом общеевропейского стиля рококо2.
Крещён 10 октября 1684 г. Ватто не датировал свои картины, но, скорее всего, его живопись становилась с годами более светлой. На формирование творческих интересов Ватто также повлияла его работа у живописца-декоратора Клода Одрана, который украшал дворцы в Марли и Медоне. Творческая деятельность художников Никола Ланкре и Жака де Лажу позволяет проследить воздействие живописных традиций так называемой «школы Ватто» на характер живописных произведений, создаваемых французскими мастерами во второй четверти XVIII в. Родился в городе Валансьенн (на севере Франции) в семье кровельщика. Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа, получает покровительство и много выгодных заказов.
Вновь интерес к галантной живописи Ватто пробудился в XIX веке, с нарождением нового художественного направления — романтизма. Ватто был очень популярным живописцем и жил довольно богато. Но после прибытия в Париж, Ватто не имея денег, нанимается в живописную мастерскую дешевых копий картин на продажу в «простонародном вкусе». Антуана Ватто можно считать основоположником рококо в живописи и его творчество лучше всего показывает, какого рода человеческие открытия таило в себе это мотыльковое искусство.
Друзья подыскали ему в предместье пустовавший дом на краю городка Ножан-сюр-Марн, где ничто не напоминало о духоте и сутолоке столицы. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. Это свидетельствовало о высокой репутации Ватто, однако не давало ему возможность представить в качестве обязательной картины всё что ему было угодно. С развитием стиля рококо во французской живописи связано творчество Франсуа Буше.
1717 Неосмотрительность, 1716–1718, Лувр, Париж) или вчетвером (Партия вчетвером, ок. «Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы Антуан Ватто пришел во французскую живопись в эпоху, когда господство академического искусства было поколеблено мастерами, обратившимися к реалистическим традициям фламандской школы. В рисунке он прежде всего стремился правдиво зафиксировать движение, своеобразие жестов, поворотов, передающих разнообразную гамму человеческих состояний — грусти, меланхолии, веселости, оживленности, томности. При воспоминании о работах французского художника XVIII века Антуана Ватто (1684–1721) в памяти оживают его чарующие небольшие картины с изображением «галантных празднеств», как когда-то современники назвали тот жанр живописи, в котором работал художник.
И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить»4. «Я всегда была ценительницей созданий столь исключительного таланта», — писала о Ватто Розальба Каррьера. Оно подчеркнуто освещением и светлыми одеждами двух главных персонажей и более темными — остальных (Меркурия, Минервы, Юноны. — Е. Ф. ), не безучастных, а заинтересованных свидетелей происходящего. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. Это работа с интерьером магазина, а не с природой.
Родился в Валансьенне в 1684.
Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. «Галантные сцены» Ватто поражают лёгкостью тонов, еле уловимой светотенью.
Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. О его полотнах можно сказать тоже словами Дидро: «В этом есть что-то от сна, но это не сон». А. С. Пушкина, Москва: «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. Буше. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи. Скептицизм персонажей Ватто поистине универсален.
И какая живопись. Приобретена картина для Екатерины II, вероятно, на распродаже собрания г-жи Жюльен в 1778 г. Военный роздых (Les delasse ments de la guerre) написана в пару к Тягостям войны. Как легко, нарушая артистичность первого варианта, перегружает композиционно второй, добавляя летящих пухлых розовых амуров, мачту с розовым флагом на корабле, увеличивая число влюбленных пар.
Ватто любит объединять изображения в любовном диалоге попарно (Робкий влюбленный, ок. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
Вот таким образом эмоциональнолирическое содержание каждого «галантного празднества» у него индивидуально, как в каждой балетной пасторали, в нем существует своя внутренняя логика композиции, заставляющая ощутить руку умелого «хореографа», придающего каждой картине особую пластическую выразительность. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Грани между театром и жизнью почти стираются. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.
Третья пара стоит. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. 1710), Въезд в Валансьен (ок. 1709, Музей изящных искусств, Нант), Савояр (1711), Отдых военных (ок. Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. В ранних полотнах Искательница приключений (ок.
Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. Предполагается, что картина «Жиль» (около 1720 г. ) должна была использоваться как вывеска комедийной труппы. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века.
И обладавший огромным даром воображения художник, как никто другой в его эпоху, сумел найти свои краски для воплощения их синтеза. Его «галантные празднества» всегда охотно раскупались, так как удивительно гармонировали с интерьерами особняков знати. Ватто изображает эту уличную сцену из спектакля без иронии.
Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736). Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Но француз Ватто воспринимался как нечто недостойное славы Франции.
Он родился во фламандской провинции. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. 1717), — художник писал со своего друга Сируа.
«За ним навсегда сохранится слава величайшего и искуснейшего рисовальщика, которого когда-либо явила Франция», — писал Э. Ф. Жерсен. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в «полные члены» Королевской академии. Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. Одним из первых он сумел оценить самостоятельную значимость рисунков Ватто и опубликовал завещанные ему листы в сборнике Фигуры разных характеров (1726).
Но это всегда костюм, сотворенный фантазией Ватто. Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров.
Ватто пробовал взяться и за историческую живопись, но не имел с ней успеха. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины «Венецианский праздник» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Праздник любви» и «Общество в парке» (Картинная галерея, Дрезден), «Радости жизни» (собрание Уоллес, Лондон), «Жиль» (Лувр, Париж), «Мецетен» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена» (Картинная галерея, Берлин-Далем). Беспокойство пронизывает всю картину. Он живет в доме своего последователя — живописца Филиппа Мерсье.
Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. Сюжет полотна Ватто исключительно прост. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм.
Не только своему таланту, но и этим людям художник обязан сохранившимся сведениям о нем. Не важно, где предпочитал писать с натуры деревья Ватто — в парке Тюильри или у Люксембургского дворца, но воспроизведенные его легкой, трепетной кистью, они всегда создают прелестное декоративное обрамление веселых компаний парижан, а вдали, словно за сценой, виден прорыв в светлое небесное пространство. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Однако точнее будет сказать, что не стиль рококо повлиял на творчество Ватто, а Ватто силой своего таланта создал идеал, которому стремились подражать мастера живописи рококо.
В начале XVIII столетия Ватто стал одним из мастеров, предвосхитивших новую концепцию пейзажа — пейзажа «на мотиве», основанного на передаче конкретного вида, эффектов освещения, красок реальной природы. Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца. Название раскрывает самую характерную его черту — пристрастие к сложным изысканным формам, причудливым линиям, напоминающим прихотливый силуэт раковины. «Сцены собеседования» Ватто с изображением развлекающихся в парижских парках дам и кавалеров получили название «галантные празднества». К ранним произведениям Ватто, по-видимому, относятся и две парные картины — Обезьяна-скульптор (или Скульптура, Новый Орлеан, Художественный музей) и Обезьяна-художник (или Живопись, утеряна).
Для Виван-Денона Ватто был художником, к которому он питал сугубо личное отношение. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Об его любовных делах ничего не известно, но едва ли был он в них удачником.
Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту «Паломничества на остров Киферу» (рис. 4) (1717), а в последние годы — к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска Жерсена», 1720). Лавка Жерсена стала завещанием Ватто последующим поколениям мастеров.
(Когда её купили, то разрезали пополам. Они суховаты и по живописному исполнению. С его именем, как с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «манера Ватто». В великолепном графическом портрете Дочери Сируа (Британский музей, Лондон) Ватто сопоставил два характера, два человеческих темперамента использовав прием, к которому потом будут прибегать романтики, стремившиеся раскрыть разнообразный и изменчивый внутренний мир человека.
Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. Главный персонаж произведения — Жиль, французский вариант Пьеро (героя итальянской комедии масок), — неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданное для насмешливой жалости. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Рука его покоится на мраморной голове, что указывает на ремесло ваятеля. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей.
В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. Здесь, по-видимому, была написана картина Актеры итальянского театра (1719–1720), а парная к ней — Актеры французского театра (1720–1721, Музей Метрополитен, Нью-Йорк)— завершена по возвращении на родину. 13.
Для Ватто в его «галантных празднествах» важна была прежде всего общая выразительность мизансцен. В приступах уныния и недовольства художник иногда уничтожал свои работы. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками.
Название гравюры происходит от строк стихотворной подписи под ней. Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов — театральные сцены и «галантные празднества».
Ценя красочную возможность рисунка, Ватто часто использовал тонированную бумагу. Изображенные словно на просцениуме изящные плавные фигурки всегда прихотливо и грациозно соотнесены с изгибами орнамента. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, — «галантное празднество», где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). 7. Весной Ватто стало хуже.
Как отмечает Н. Л. 1716), Мецетен (1717–1719) выглядят величественно, хотя эти полотна невелики по размеру. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Чудесные тонкость и изящество полотен мастера тем более замечательны, что он никогда не отделывал их, попросту не имея на это терпения.
Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Говорил он мало, но хорошо он любил читать, это было его единственным развлечением, которое он позволял себе на досуге не получив хорошего образования, он недурно судил о литературе Конечно, его постоянное усердие в работе, слабость здоровья и жестокие страдания, которыми была полна его жизнь, портили его характер и способствовали развитию тех недостатков, которые ощущались в нем, когда он еще бывал в обществе» (Жерсен). Тонкие изысканные формы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность движений, миловидные лица и мягкие улыбки персонажей в его работах порой напоминают «галантные сцены» Антуана Ватто. В портрете передан сильный волевой характер этого немолодого человека. rocaille — «раковина»).
К сожалению, автопортреты Антуана Ватто сохранились лишь в рисунках и гравюрах. 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. 1733 г., Париж, Лувр). Беспокойство пронизывает всю картину.
Антуан Ватто, тонкий наблюдатель, сделал «галантные празднества» одной из главных тем своего творчества. Они изображали фигуры в интерьерах и пейзажах, объединяя их совместным действием. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. Это гораздо более важно для него, чем мимика лиц, которые словно в тени. Эту мелодичность в движении уловили братья Гонкуры, писавшие: «кажется, что процессия движется в определенном ритме и ее движение напоминает гармонию танца».
В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Ватто создавал свои «галантные празднества» на основе рисунков с натуры, которые потом объединял. Он покинул дом Жерсена. «Галантные сцены» были для Ватто прекрасным спектаклем, перенесённым в реальную жизнь.
Между персонажами «Капризницы» — кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Однако затишье между военными действиями всегда оставалось здесь кратковременным явлением. Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу"). Смог ли Ватто после Лавки Жерсена вновь возвратиться к написанию своих «галантных празднеств». Свои мысли об искусстве Антуан Ватто выразил в полотне Жиль (1718–1719) исполненном до отъезда в Англию.
Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Пьеро-неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданное для насмешливой жалости. Воплощению тончайшей гаммы чувств в каждом из полотен Ватто способствует пейзаж. Это не просто воспроизведение кокетки, красавицы, физической красоты. Всем академикам было ясно, что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо из уже существующих жанров, что самый его стиль отвергает возможность такого «вписыванья».
В отличие от объединенных в мощном движении пышнотелых персонажей Садов Любви Рубенса, они свободно размещены в пространстве картины, образуя волнистую линию, направленную поперек картинной плоскости и удаляющуюся вглубь, по направлению к кораблю. Костюм помогает ему охарактеризовать эмоциональное состояние героев, сложную гамму душевных чувств, передать связь с пейзажным окружением. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (1704—1788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных.
Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Перейдя в мастерскую Жилло (Gillot), он и там оставался недолго и перешел к декоративному живописцу Одрану и украшал своими фигурами его орнаментальные произведения. Затем, Ватто стал писать декорации для оперы. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. Справа, за столом — другая пара покупателей, расположившаяся рядом с владельцем лавки и его супругой (возможно, это изображение Марии Луизы Сируа). В невидимую дверь словно входят дама и галантно протягивающий ей руку кавалер.
Вероятнее всего, продолжение Антуаном Ватто военной серии было связано не только с её успехом у покупателей, но и с периодом тесного общения с де Лароком. В начале XVIII века, действительно, существовала мода на ведение беседы на различные темы. Полотна Бивак (1709–1710), Бивак (ок. Иногда в картинах Ватто любовь — лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок.
Он вызывает ассоциации с театральными костюмами и, одновременно, с одеждой современников художника, покроем платьев дам и камзолов кавалеров. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. В книге «Искусство XVIII века»комм.
Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Жизнь Ватто прошла в постоянных переездах – кажется, что он словно боялся укорениться где-нибудь на одном месте, привыкнуть к нему. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе — Ленинград, Эрмитаж). В 1770-х гг.
Беседа считалась искусством в высшем свете. 1710. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. В полотне Похищение Европы (Париж, Школа изящных искусств, сохранилась гравюра) он изобразил не сцену похищения Европы быком, а сцену с героями, резвящимися на берегу моря среди нимф. Созданный Ватто образ актера полон человечности, беззащитной доброты.
Как мастер века Просвещения Ватто верил в самое высокое предназначение своего ремесла. Живопись картины, говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, «искристая, нежная по оттенкам, прозрачная по колерам, ласковая и гибкая по письму». Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». Не видно, что он от этого страдает. Во-первых именно Ватто осуществил переход от стиля «барокко» к стилю «рококо», живописные принципы которого сам и разработал.
Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Содержание этого самого известного «галантного празднества» художника вызывает различные мнения. Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки.
Прекрасный пейзажист XIX века Джон Констебл копировал пейзажи Ватто и говорил об одном из его «галантных празднеств» (Сельский праздник. — Е. Ф. ), что картина написана «так легко, что, кажется, написана медом». Ближе, с творчеством его главного представителя, Жана Антуана Ватто (Watteau)можно познакомиться, совершив тур во Францию. Род его живописи был определен Академией художеств, куда он был принят в 1717 г. Ваттородился в Валансьенне отец его был работник и подрядчик. Рисунки. Они напоминают капризные восточные безделушки из фарфора, входившие в моду.
Тогда же Жан Антуан познакомился с редкими полотнами Рубенса и был абсолютно потрясен и обескуражен открывшимися ему образами. 1713), Арлекин и Коломбина (Хотите покорять красавиц. ), 1712–1715 Две кузины, ок.
Друзья называли его «холодным» и «бесстрастным». Полотно Сатира на врачей (начало 1710-х), написанное, по-видимому, в Валансьене, еще не достаточно самостоятельная работа. Данное произведение есть не столько изображение, сколько выражение «счастливого мига», который одновременно и удивительно близок и страшно далек, феерически игрив и мистически серьезен. Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло.
12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Именно под таким названием в 1717 году было зарегистрировано в академическом реестре знаменитое полотно Ватто Паломничество на остров Киферу (1717), за которое он получил звание действительного члена Королевской Академии живописи и скульптуры.
Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства — в частности, с рубенсовской «галереей Медичи» («Жизнь Марии Медичи»). Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Современники отмечают, что даже на пике своей популярности Ватто оставался замкнутым и несколько загадочным в этой своей замкнутости человеком. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто.
Мечта об острове любви — Кифере — влечет изображенную на картине яркую процессию дам и кавалеров именно от прошлого к будущему. Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж). Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Это было последнее временное улучшение. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива.
Его коллекция голландской живописи поразила Ватто. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (1703—1770). 1717), которая очень нравилась Ренуару.
Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга. Друг художника Э. Ф. Жерсен купил антикварную лавку «Великий монарх» и обратился к Ватто с просьбой написать для нее вывеску. (1684–1721)Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 — 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. В доме Кроз Ватто жил по соседству с академиком живописи Шарлем де Лафоссом, которому банкир также оказывал покровительство и с которым молодого художника связывали добрые отношения.
Гонкуры сравнивали его «галантные празднества» с музыкой, гармонией танца. Фламандская традиция навсегда останется важнейшим источником искусства Ватто.
Шарль Бодлер, тоже признававший его исключительное дарование, неожиданно сопоставлял его с неоклассицистом Энгром: «Если бы господин Энгр получил заказ с острова Киферы, его картина была бы не игривой и проказливой, как у Ватто, а мощной и полнокровной, как любовь во времена античности». Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Ватто считается основоположником рококо в живописи. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41.
В обращении его чувствовалась холодность и связанность, что порою стесняло его друзей, а иной раз и его самого, единственными его недостатками были равнодушие да еще любовь к переменам» (Жан де Жюльен). Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Всё представляется, как некая игра.
Французский просветитель, написавший свое эссе уже после смерти художника, тоже пытался решить эту проблему, призывая актеров в их игре к большей жизненности и естественности: «Приобретайте грацию и свободу, делайте все ваши поступки простыми, естественными и легкими, не будьте симметричны, безжизненны, пригвождены, размеренны и расставлены кругом», — назидательно советовал он им. Ватто смело нарушает традиционную иконографию в трактовке известных сюжетов. Дворец Ла Мюэтт во времена Ватто принадлежал королевскому егермейстеру дАрменонвилю, который, по-видимому, заказал Ватто росписи (не сохранились) и декор кабинета.
Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Это была еще одна попытка обращения к «большому стилю», в трактовку которого художник привнес мироощущение мастера века Просвещения. Изящными абрисами линии черного мела и сангины переданы закругленные формы тел лежащей Вакханки (Музей Коньяк-Жё, Париж) и обнаженной Женщины с вытянутой рукой (Лувр, Париж). Они представляют существенную часть его художественного наследия. Смысл искусства художника не ограничивается лишь достоинствами его картин.
Парис выбирает Афродиту, 1720Любовная гамма 1717Грубая ошибка 1716-1718Вывеска лавки Жерсена 1720Одевание 1717 Радости бала 1718Итальянская комедия дель арте, 1716Пасторальные танцы 1720-еМузыкальное парти в летнем театре, 1717Полная гармония 1721 Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды. И почти все дома в нём выстроены заново. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Жан де Жульен изображен музицирующим на виоле-дагамба, а Ватто — стоящим рядом, около мольберта. Жан Антуан появился на свет 10 октября 1684 года в маленьком городке Валансьен на севере Франции, знаменитом мастерством местных кружевниц.
Ватто был, по большому счету, самоучкой. Художник умел гармонично объединять фигурки дам и кавалеров в пейзаже, уподобив «сцены собеседования» некоему музыкальному спектаклю. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др.
Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Бивак», Музей изобразительных искусств им. Базируя свое творчество на барочном художественном наследии, гению Ватто удалось преобразить характерную для барокко возвышенную экзальтацию и величественную героизацию обыденного в рокайльный жанр оригинальных «галантных празднеств». В Меццетэне царит иное настроение. Меццетэн написан в последние годы жизни мастера — возможно даже, что после поездки в Англию, откуда художник вернулся абсолютно больной. Слова о «хрупкости мира Ватто», давно ставшие трюизмом, не утеряли справедливости: это своеобразный искусством созданный мир, соединивший два исторических периода, соединивший связью, которую так легко принять за нарядную рокайльную гирлянду, но за которой ощутимо напряжение туго натянутой, готовой порваться струны.
Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Как и в своих ранних парных композициях Любовь на итальянской сцене (1712–1715) и Любовь на французской сцене (1712–1715), он снова словно попытался сравнить мир актеров французского и итальянского театров импровизационную свободную игру итальянцев и более скованные классицистические правила игры соотечественников. 1740-е гг. — время расцвета жанровой живописи Шардена. Как в операх его великого современника Ж. -Б. Иногда в его рисунках встречаются формы, которые будут привлекать внимание мастеров рококо — орнаментальный картуш для веера (с него гравировал Ф. Буше) или изображение раковины, от которой и происходит слово «рококо» или «рокайль». Шекспировское «какая-то в державе датской гниль» ощущается в оранжерейном мире героев Ватто, но не с гамлетовским трагизмом, а с оттенком насмешливого фатализма.
В Валансьене он уделял ему много времени и остался верен ему всю жизнь. 1712) или в несохранившихся и известных лишь по гравюрам (гравюра Л. Жакоба Изгнание итальянских комедиантов из Парижа в 1697 году) он изображает актеров, превращая сценки в некую разыгрываемую ими пантомиму. 1716), рассказывая о сюрпризах и нечаянностях любви.
Им посвящены такие полотна, как «Отплытие на остров Киферу» (1717 г. ), «Общество в парке» (1717—1718 гг. ), «Затруднительное предложение» (1716 г. ) и др. Ватто словно вновь возрождает красоту. Не случайно жизненно правдив образ Антиопы в полотне Юпитер и Антиопа (ок. Здесь царят здоровые нравственные устои. И это резко противопоставляет Жиля остальным персонажам. В Англии подобные «сцены собеседования» получили название «conversation pieces», в Италии — «conversazioni».
Ватто родился в Валансьенне, на севере Франции, где сильно было влияние искусства Фландрии. Он начал творить в то время, когда т. н. Задумчивый молодой человек в костюме Пьеро одиноко стоит на узком возвышении, за которым видны его спутники, тянущие осла. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). Наконец и обе разобранные нами картины в отношении техники — бесподобные жемчужины. Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным.
1712), Искательница приключений (ок. В 1735 году он издал свод гравюр исполненных с его живописных произведений. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены.
Ему посвятит стихотворение Т. Готье. Из Венеции к Ватто приезжают известные художники — работавшая в технике пастели Розальба Каррьера и художник Себастьяно Риччи, которые знакомят с его творчеством итальянцев. Свое преклонение перед прекрасным Ватто выразил в полотне Суд Париса (ок. Он исполнил ее за неделю, так как уже имел опыт подобной работы, ранее сделав для бывшего владельца лавки некоего Дьё вывеску со сценой «Людовик XIV, преподносящий орден дофину».
Ватто покинул родной город между 1700–1702 годами, когда Валансьен отошел Франции. 1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). 15. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) —одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Француз Антуан Ватто одним из первых в начале XVIII века создал свой тип «сцен собеседования», соединив в нем столь ценимые в век Просвещения увлечение театром, мастерством ведения беседы превратившимся в высшем свете в моду, натурные наблюдения. В Валансьене Антуан Ватто впервые начинает самостоятельно работать.
Его кисть так верна, так легка, так воздушна, а когда надо, так весома и энергична, что просто диву даешься этому удивительному мастерству, знаменующему одну из высших точек в развитии peinture pure»39. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. 9. Глядя на полотна Шарм жизни (ок. Трудно определить истоки подобных сценок в творчестве художника.
В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты. Сохранилось 563 листа исполненных в характерных для него техниках — «в два цвета» (сангиной и черным мелом сангиной и свинцовым карандашом), «в трех карандашах» (сангина, черный и белый мел), пастелью, гуашью. Вокруг дерева разводят костры. Владельцы богатых особняков Лондона охотно покупали его работы (некоторые он привез с собой. — Е. Ф. ), многие полотна навсегда остались в Англии. 5 и при этом имел возможность без всяких ограничений изучать художественные коллекции Люксембургского дворца. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля».
Греза итальянцев П. Лонги и С. Риччи и многих других европейских мастеров. С именем Ватто (1684 — 1721) связано представление о каких-то прогулках, о маскарадах, об играх, танцах, комедиях, о какой-то сказочной беспечности. Ватто часто приходил в театр рисовать изучал мимику и жесты актеров, постигал пластику их игры, особое внимание обращал на костюмы с тем, чтобы потом придумывать их для своих героев.
Работа с натуры была основой его творчества. Этюды и картина позволяют судить о блестящем колористическом таланте Ватто. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. 1716–1717), Безмятежная любовь (ок. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто.
Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Человеческое и природное объединены эмоциональностью настроения Мироздания.
Должно ли оно было прозвучать как ностальгическое воспоминание об ушедшем прошлом «Grand sicle», галантные нравы которого пародировались в романах Мариво. В рисунках Ватто часто встречается изображение дочерей Сируа, позировавших художнику. Осенью 1719 года Антуан Ватто уезжает в Англию.
Живопись Ватто несет в себе отзвук празднеств, проводимых в парках дворцов эпохи «Grand sicle» Короля-Солнце — Людовика XIV и отклик на кардинальные изменения в мироощущении и предназначении художника нового начавшегося столетия — века Просвещения. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества.
Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Размещение фигур их позы, жесты продумывались художником достаточно тщательно. Латур. Жизнь юного живописца начала налаживаться, когда в 1703 году он свел знакомство с Жаном Мариэттом. Жан-Батист Патер очень редкий мастер. Существует еще гравюра Л. Крепи (1727, Школа изящных искусств, Париж) исполненная с утерянного оригинала, где полуфигура художника изображена в костюме героя комедии дель арте.
Поэты XIX века откроют картины Ватто. Рисунки — абсолютно особая грань дарования Антуана Ватто. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля.
Искрящиеся легкие мазки придают особую переливчатость краскам, рождают колористическое обаяние каждого полотна исполненного тем «изяществом кисти», которое отмечали современники у Ватто. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. Вряд ли справедлив был в своей оценке Делакруа, писавший, что «каждая маленькая фигурка у него (Ватто. — Е. Ф. ) изолирована и слишком уж заметно, что она была написана на досуге, абсолютно независимо от соседних с ней фигур». Элементы модной «китайщины» (распространенной также в украшении мебели и фарфора. — Е. Ф. ) свидетельствуют о том, что Ватто использовал характерные мотивы эпохи, но проявлял фантазию и вкус, предвосхищая поиски мастеров рококо.
Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. Из воспоминаний его друга, торговца рамами и стеклом, владельца лавки у моста Нотр Дам Сируа известно, что Ватто давал следующий совет Никола Ланкре, своему будущему ученику: «Обучение у какого-либо мастера — пустая трата времени надо ставить себе смелые задачи, руководствуясь Учителем всех Учителей — Природой сам я поступал именно так». Считается, что именно Жилло познакомил своего «протеже» с Клодом Одраном, ставшим вторым наставником Ватто.
«Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Так, пара персонажей из полотна Гамма любви введена в картину Праздник любви (ок. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу — заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал «академическую работу»). В-третьих, посредством светских «галантных» сюжетов художник явил возможность наглядно сакрального отношения человеческой души с божественным Духом (Живописные произведения «Гамма любви» (1717) и «Вывеска лавки Жерсена» (1721). Тесное обрамление рождает впечатление уютного интерьера и вместе с тем подчеркивает объем фигуры, ее монументальность. Здоровье Ватто ухудшалось. А, быть может, воспроизведение сцены из прециозного романа Поля Таллемана Езда в остров любви (1663), популярного в аристократических кругах, ставшего своего рода учебником игры в чары любви.
На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. Ватто писал «взахлеб». Любопытно, что он не повесил в Музее Наполеона (так переименовали Лувр) даже Паломничество на остров Киферу — картину, которая была конфискована в числе прочих почетных произведений упраздненной Королевской Академии. Как и в орнаментальных мотивах, он ищет четкости в изображении фигурок молодой, уверенной в себе особы и юноши-гитариста в картине Искательница приключений и горбоносого гитариста-обольстителя и слушающих его серенаду двух дам (Обольститель).
Люлли, Ватто продумывает действие «ритмически» и «мелодически», если под последним понимать исключительно тонкую организацию цветовой гармонии каждого полотна. Работы парижских учителей Ватто, Жилло и Одрана, стали для него образцами утонченного вкуса, проявившегося в создании изысканных арабесок из фигур и растений, отразивших художественные пристрастия – начала 18 в. В изображении театральных сценок он был последователем Жилло. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки".
Он не слишком интересовался материальным успехом и брался только за те заказы, которые были ему интересны. Жан де Жульен, унаследовавший почти все работы Ватто, фактически сохранил их для истории. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. В XVIII столетии художники всех европейских школ, стремившиеся приблизиться к правдивой передаче действительности, обратились к написанию «сцен собеседования». В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
В начале XVIII в. здесь появился новый стиль — рококо (от франц. (Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. Трудно предположить, что что-то одно явилось источником рождения его «галантных празднеств».
В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». На гравюре Н. А. Тардье по рисунку Ватто «С тобою рядом сидя под этой дивной сенью» Жан де Жульен и художник изображены во время летней прогулки в саду особняка его друга. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Неожиданно в 1709 году Ватто покидает мастерскую Одрана и уезжает в Валансьен, где проводит несколько лет (до 1711 года). Углубление реализма в середине столетия выражено в возросшем интересе к портрету, одному из ведущих жанров этого века. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни.
Костюм всегда будет играть большую роль в его работах. Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным". Однако в деле развития истории живописи Франции роль мастера огромна.
Искусство Ватто навсегда осталось поэтическим рассказом о Франции, ее истории, ее людях. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху. Впервые в его портрете-маске столь сильно и обнаженно была выражена глубокая внутренняя сущность образа.
11. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.
Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. И, хотя истоки подобных жанровых сценок следует искать в творчестве фламандских мастеров, в этих небольшого размера картинах чувствуется «французская ирония и чувствительность», которую подметил в творчестве Ватто поклонник его живописи Александр Бенуа. Автопортрет сангиной (1722, Музей Конде, Шантийи) считается работой или самого художника или копией с него исполненной Ф. Буше в год смерти Ватто по заказу Жана де Жульена для издания Фигуры разных характеров.
Возможно, это интерпретация известной со времен Ренессанса темы «садов любви», которая привлекала в свое время Рубенса и других мастеров Фландрии и Италии. Актёр, «некстати» раскрывающий при свете рампы свои подлинные чувства, во многом близок самому живописцу. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм.
Все буквально пронизано недоговоренностью и незавершенностью, надеждой и разочарованием. Художник часто бывал неудовлетворен своими работами. Эдм Франсуа Жерсен, владелец антикварной лавки на мосту Нотр Дам, которую он унаследовал от своего тестя Сируа, оказывал ему большую поддержку при жизни, а в 1736 году издал каталог его картин. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Шарден не получил академического образования.
Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекина. Он сумел выразить в этом полотне все то, к чему шел всю свою жизнь. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок.
В отличие от мира «галантных празднеств», где фантазия художника талантливо объединяла мир реальности и театра, сцены в картинах 1719–1720 годов выглядят просто эпизодами из пьес, ставившихся в это время. Не случайно его «галантными празднествами» восхищались импрессионисты и, особенно, Ренуар, которого тоже интересовала передача особого неуловимого ритма жизни природы и человека, но уже в новой эпохе. Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы — домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). 1712), Маскарад (Итальянские комедианты, ок.
«То была прекрасная эпоха», — хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. Немилова. Энергичные акценты линий сангины и черного мела придают живую выразительность и тонкую эмоциональность его ранним графическим образам — фигурам солдат в дозоре или на отдыхе, бродячих актеров итальянской комедии, рекрутов, зарабатывающих на жизнь гаданием савояров (беженцев из беднейшего района — Савойи. — Е. Ф. ).
На самом деле, на картине не настоящие, а костюмированные крестьяне, это переодетые дамы и кавалеры, люди высшего света, которые просто разыгрывают сценку. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. 16. Он же представлен в роли танцора в полотне Венецианские празднества (1719, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Немилова. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Это сказано не то в шутку, не то всерьез.
Жизнь Ватто прошла в постоянных переездах — кажется, что он словно боялся укорениться где-нибудь на одном месте, привыкнуть к нему. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Последователями Ватто были Жан-Батист Патер и Никола Ланкре. Он показал не только духовную близость покровителя и живописца, но представил их как равных.
Центральная тема Шардена — натюрморт. 1716), Наслаждение балом (ок. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Вместо двух лет, положенных на создание обязательной картины для вступления в Академию, Ватто потребовалось пять лет.
Художника больше интересуют не сами персонажи, а гармоничное сочетание человеческих фигур, пейзажа и натюрморта. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. Колорит и свободный стиль Рубенса оказали большое влияние на живописца, хотя, конечно же, по духу Рубенс не был «его» художником.
Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим.
Ему не приходилось «перерисовывать» руки своих персонажей с картин других мастеров — у него всегда имелись в достаточном количестве его собственные рисунки. Модель находится в колебаниях: обидеться на слишком откровенные речи кавалера и уйти или остаться слушать его комплименты. Современники не просто ценили картины Ватто.
Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена». Мир реальности и мир искусства сопоставлен теперь по-иному. Картина эта принадлежала другу Ватто — Жюльену и на распродаже коллекции последнего в 1767 г. была оставлена за собой его вдовой (Жюльен женился незадолго до возвращения Ватто). 1716 Гамма любви, ок.
А. С. Пушкина)13. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия.
Экзотичны, как и графические образы Рубенса, листы Ватто с изображением голов трех молодых негров (Лувр, Париж) или Персиянин (Музей Тайлера, Гарлем), напоминающий героя Персидских писем Шарля де Монтескье — Узбека. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Да и впоследствии многие мастера и критики не всегда были справедливы к нему. Паре, доставшей гирлянду, на одну ночь достаётся титул короля и королевы. Она олицетворяет галантный XVIII век.
Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. 1720).
Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.
Церера, олицетворяющая лето, (Флора — весну, Бахус — осень, Сатурн — зиму. — Е. Ф. )— обычный персонаж подобных циклов в общепринятой в те времена иконографии их изображения. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. ВАТТО, ЖАН АНТУАН (Watteau, Jean Antoine) (1684–1721), французский художник и рисовальщик. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии.
А в Роздыхе, с какой гениальной простотой вкомпонован в крошечную раму поэтичный, весь трепещущий жизнью пейзаж как прелестны и характерны мельчайшие фигурки, как все приведено к одному восхитительному зеленоватому тону. Автопортреты Ватто, быть может, лучшее, что было создано им в этом жанре. В орнамент вкраплены фигурки кавалеров и дам, циркачей, восточных богинь, обезьянок. Порой и в рисунках на библейские сюжеты жест является для художника словно лишь поводом для воссоздания поэтической атмосферы единения фигур в пейзаже, как, например, в рисунке Нахождение Моисея (Школа изящных искусств, Париж) исполненном, возможно, под впечатлением от рисунка Паоло Веронезе из собрания Кроза. Антуан-Жан вызывал у них восторг.
Живопись художника была красива и нежна, хотя не особенно закончена в деталях. В картине Ватто видится синтез мечты и реальности, мифа и современности, но, какой смысл вкладывал в него сам художник, навсегда останется тайной «манеры Ватто», особое обаяние которой именно в этой недосказанности всего изображаемого им. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Художник умер в зените славы и уже вскоре после его кончины Жан де Жюльен издал его рисунки, а затем и гравюры с известных ему картин мастера— в этой работе принял участие молодой Франсуа Буше, в чьем искусстве десятилетие спустя стиль рококо достигнет своей кульминации.
Шарден строит композиции в неглубоком пространстве, скупо дает выразительные детали, метко характеризующие обитателей. Сейчас трудно определить, какой точно смысл вкладывал он в сюжет этого полотна.
Рисунки тоже имели большой успех у маршанов и высоко ценились. – «Тягости войны» и «Военный роздых» относятся к числу лучших картин этой серии. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи.
Паломничество на остров Киферу, быть может, не самое лучшее произведение Антуана Ватто. Само его искусство опровергает эту мысль. 1716–1717), Общество в парке (ок.
Влажный климат Англии усилил болезнь. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи". 1714) Ватто запечатлел уголок парка около особняка Пьера Кроза в Монморанси. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Живопись рококо — необычное явление в истории культуры.
Произведения Ватто рассказывают о времени, в котором он жил, о нем самом как о тонком и искреннем художнике, они «открывают» век Просвещения во Франции, в них сфокусированы многие непростые эстетические проблемы, стоящие перед искусством и пленительная смелость в попытке их решения. Пройдет время и его работы будут надолго забыты. 1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок. Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. 1716, Дворец Сан-Суси, Потсдам). 1718).
Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Фигуры комедиантов в картинах Лукавица (Финетта) (ок. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века. Однако подлинные актёры на сцене интересовали его не меньше.
В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи — оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им — светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги. Воображенные здания художник наглядно явил в парке, словно списанном с картин Ватто. При посредничестве Сируакомм.
В них тоже раскрылось его умение передать изменчивый мир человеческих чувств, что станет главным завоеванием в искусстве портрета века Просвещения. «Ватто никогда не бывает удовлетворен своими картинами, что не мешает ему быть одним из нынешних королей кисти», — писал один из его биографов.
Почти все картины Ватто небольшого размера. Возможно, работая над этим циклом, Ватто думал о скульптурных образах Флоры, Цереры, Бахуса (в Лувре хранится его прекрасный рисунок Вакх с чашей, связываемый с циклом), которые украшают парк Версаля.
Вряд ли, они все равно остались бы лишь повторениями пройденного художником пути. Девушки и юноши, которые должны в этом году обвенчаться, прыгают через костёр.
1712), похожей на спящую девушку. Огорченный отказом, он на время покинул Париж. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Перед ним — зрители, позади — актёры, но он абсолютно одинок.
При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Немилова. Чуть позже художника соблазнил неслыханными барышами некий мошенник, предлагавший вкладывать деньги в безвестную «судоходную компанию» на Миссисипи. 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. 1716, частное собрание, Париж).
В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Патер был единственным учеником Ватто. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Иногда Ватто вводил сценки с двумя фигурами в «галантные празднества» с большим количеством фигур, тем самым позволяя себе варьировать мизансцены, придавать им большую живость.
Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Полотно имело огромный успех и Ватто исполнил его повторение (1718, Дворец Шарлоттенбург, Берлин), за которым закрепилось название Отплытие на остров Киферу (1718–1719). С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов.
Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Эту жизненность и естественность по-своему искал и Ватто, создав свой тип «сцен собеседования», в которых проблема соединения идеализации и натурности обрела наивысшую гармонию. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728).
1716), Беспечный (1717), Капризница (ок. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде.
Антуан Ватто сумел достичь славы и признания при жизни. Это типичные образцы стиля рококо. Всем академикам было ясно, что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо из уже существующих жанров, что самый его стиль отвергает возможность такого "вписыванья". Сохранились лишь расписанные художником панели кабинета.
3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом — черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи").
Ученики и продолжатели занялись затем распространением этого нового рода. Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп. Он просто один и все.
2. 1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр). Ватто Антуан Картины и биография Антуан Ватто Ватто Антуан (Watteau Antoine, 1684–1721), французский художник и рисовальщик. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами.
Так в XVIII в. писали парадные портреты. В лучшем случае подмастерье занимался копированием, а в остальное время ему приходилось мыть кисти и разводить краски. «Надо посмотреть еще нескольких Ватто, чтобы изучить его приемы маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», — запишет в своем Дневнике Эжен Делакруа. 1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели».
Беспокойство пронизывает всю картину. В картинах — Актеры итальянского театра (ок. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. И потому академия приняла беспрецедентное решение: Ватто позволили самостоятельно выбрать сюжет для картины, которую нужно было представить при переходе из кандидатов в действительные академики.
Глядя на эти диалоги влюбленных в картинах Вертумн и Помона или Похищение Европы, вспоминаются слова П. К. Мариво: «Ну и сюрпризы преподносит нам любовь. » В этих полотнах живет отзвук театральной травестии, нарушающей традиционные строгость и чопорность академической картины на мифологический сюжет. Он станет «рубенсистом», как те французские художники, которые еще в конце XVII столетия оспаривали со сторонниками Никола Пуссена («пуссенистами») первенство колорита над рисунком, приоритет чувства над рассудочностью классицистов. В 1720 году абсолютно больной художник захотел написать вывеску для антикварного магазина своего друга Жерсена, но она всегда была только картиной, которую благоговейно рассматривают. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». В 20—30-е гг.
Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» — не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. Фигура Жиля дана художником с низкой точки зрения (он словно смотрел на свою модель снизу вверх). Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода. Как отмечает Н. Л.
Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. 1712) и Обольститель (ок. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Сюжет картины незамысловат.
Что же мы видим на картине. В них Ватто вновь обратился к теме театра, любимому им миру кулис, масок, превращений. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. К позднему творчеству художника относится Портрет скульптора Антуана Патера (1720, Музей изящных искусств, Валансьен).
1710), Рекруты, догоняющие полк (ок. Шарден. Произведение, предназначавшееся для рекламной вывески, воплотило глубокие размышления художника об искусстве и о себе. Невольно эти чудесные изваяния ассоциируются с образами в этюдах Ватто, тоже содержащими в себе тончайшую гамму чувств.
Обладая тяжелым характером, Ватто, при всем при том, замечательно умел заводить «нужные» отношения — как среди художников, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров. Ценивший колористический талант Ватто, Делакруа несколько свысока отмечал его манеру «словно по трафарету» писать деревья, делая сравнение с фламандцами не в пользу Ватто. В них проявились фантазия, свобода рисунка, редкое колористическое дарование мастера. 1718) или самое прославленное «галантное празднество» — Паломничество на остров Киферу, невольно ощущаешь ту еще неразделимую грань между искусством и жизнью, которую пытались постичь все мастера века Просвещения, в том числе и Антуан Ватто, стремившийся столь поэтически тонко решить эту важнейшую эстетическую проблему своего времени.
Братья Гонкуры писали о ней так: «Грация Ватто — подлинная грация. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. В роздыхе все носит еще характер веселого фламандского кермесса (сам Ватто был наполовину фламандец, будучи родом из Валенсиена, лишь к концу XVII века доставшегося французам) веселость и непринужденность царят на этой крошечной картинке изображающей обедающих под открытым шатром солдат.
Так же жизненно конкретна Помона в картине Вертумн и Помона (до 1715), напоминающая, скорее, театральную героиню-простушку или рыжеволосую красавицу служанку, которая часто позировала ему. Вскоре Ватто сменил наставника. Отныне фламандский художник — его самый любимый художник.
Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино.
Сохранились гравюры с изображением сюжетов исполненных им вместе с Одраном. Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Парис избравший Красоту в образе Венеры, предстает в живом диалоге с богиней. Получилось как бы две картины. ) Её тема — повседневная жизнь модного магазина произведений искусства. Другой столь же важный источник творчества Ватто – рисунки венецианских мастеров из коллекции его друга и покровителя Пьера Кроза. С самых юных лет он обнаруживал склонность к искусству и обучался у Дерена (Derin), лучшего учителя в его родном городе.
Он жил недолго, много скитался, оставил небольшое художественное наследие и многие музеи мира завидуют Пушкинскому из-за небольшого полотна Патера «Праздник майского дерева». К шедеврам Ватто относится и исполненный сангиной Портрет Антуана де Ла Рок (Музей Фитцуильям, Кембридж). 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Отъезду, однако, предшествовало знаменательное событие. За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де лЭпине (ок.
Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. «Автопортрет» — шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Оно имеет и другое название — «Что я вам сделал, проклятые убийцы. ».
Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Настоящим лакомством является Солдатская кухня, где все писано с фантастической легкостью, где самая непринужденная грация соединена с меткими наблюдениями действительности. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии.
В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако в очень оригинальном сплаве. В этой работе Ватто вновь выразил свое представление о роли художника. 1718), Елисейские поля (ок. Зарисовки с натуры служили Ватто основой для его будущих живописных композиций. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора.
Финетта восхищала Ренуара и он считал эту картину лучшей в собрании Лувра. Мальцева: ««Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. ГМИИ им. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьёзностью. Одно из самых больших своих произведений. Этот «жанр» создан его воображением, впечатлениями от реальной действительности — мира человеческих чувств, театра, музыки, в нем живут воспоминания о произведениях старых мастеров.
Недоговоренностью и тягой к неуловимому, некоей полумаской искусства Ватто были увлечены русские мастера объединения «Мир искусства», для которых оно олицетворяло наивысшие достижения в европейском художественном наследии. Он пригласил к себе своего бывшего ученика Жана-Батиста Патера и предложил ему работать в своем присутствии. В полотне Перспектива (ок.
Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. Иногда это целые пикантные сценки с изображением настойчивого кавалера и сопротивляющейся дамы (Соблазнитель), в которых угадываются сюжеты его будущих картин.