Французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. Живопись рококо – станковые картины панно росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. На творчество мастера повлияла живопись французского рококо, работал в жанрах портрета, пейзажа, «сцен собеседования».
Гедонизм с его стремлением к удовольствию как к высшему благу и смыслу жизни наряду с индивидуализмом стал главной философией французской аристократии XVIII в. Он же определил эмоциональную основу стиля рококо в живописи, выражавшегося в игривой грации, милых капризах и прелестных мелочах. Среди крупных представителей живописи рококо в других европейских странах: Фрэнсис Котс (в Великобритании), Жан Юбер (в Швейцарии), Густаф Лундберг (в Швеции). Главные темы живописи рококо.
Главные темы живописи рококо. Рококо – стиль в живописи, последующий за барокко, ставший более утонченным его аналогом. С развитием живописи рококо одновременно усиливалась роль реалистического направления. Его творчество охватывает все темы, характерные для живописи рококо: мифологию, деревенские ярмарки, аллегории, китайские сценки, сюжеты из фешенебельной парижской жизни, пасторали, портреты и пейзажи.
Например, рококо в живописи Западной Европы сформировалось на базе помпезного и пышного барокко. Живопись рококо, действительно, явилась выражением настроений, царивших в придворных, аристократических кругах. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций.
Ведущий живописец рококо Франсуа Буше родился в 1703 г. в Париже. Рядом с далеким от действительности искусством рококо, призванным услаждать изнеженную аристократическую публику, во французской живописи развивается реалистическое направление. Характерные особенности живописи рококо.
Всё это изображают модные художники на своих полотнах, где колорит ласкает глаз мягкой и нежной гармонией пастельных цветов, где погода всегда прекрасная, нет ни холода, ни жары, а только приятное тепло. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Буше считал, что природа недостаточно красива и совершенна, к тому же плохо освещена, вот таким образом свою живопись он делал пестрой и светлой, стараясь использовать голубые и розовые оттенки. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Это касается и личных покоев Екатерины и более официальных комнат. На столах и этажерках в «Китайском зале» размещалась огромная коллекция китайских изделий: резные фигурки из кости, дерева и цветного камня, красные лаковые шкатулки, великолепные фарфоровые вазы и расписные эмалевые чаши.
По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Ланкре – своеобразный и тонкий художник.
Под него надевали камзол. Одни домики имели крошечные портики, другие были расчерчены рустом, третьи имели на своих крышах балюстраду. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле.
Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Театральность характерна для всего искусстваXVШ в. и для Ватто особенно. Внимание придворных художников концентрируется вокруг достаточно банальных жанровых идиллических сцен с дамами, кавалерами, комедиантами играющими пути. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Он не скрывает театрального приема в композиции. Новыми качествами личности объявлялись нежность, кокетливость игривость, лёгкость и непринужденность в общении, остроумие.
Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре.
(см. 1709). Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден.
Нелединского-Мелецкого. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Для живописи рококо характерно использование системы лессировок – многократных накладок прозрачных слоев краски друг на друга создающих ощущение фарфорового свечения тонов. В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717 – 1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Испытал сильное влияние А. Ватто. Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Кроме фарфора— в моде серебро. Рококо (фр. Роль Ланкре в развитии жанра "галантного празднества" велика.
Откровенно чувственно-поэтический подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким идейным содержанием. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Природа здесь пышная и цветущая, погода всегда благоприятствует играм и забавам весьма легко одетых представителей человечества. Он был построен по проекту того же Ринальди в 1762 – 1768 годах. В середине 1750-х годов в Царском Селе частью парка завладел «китайский каприз» -- самый большой в Европе ансамбль экзотических сооружений. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. За стилем барокко следует стиль рококо. Фирсов, Б. В. Суходольский. Формы моделируются посредством мягких неуловимых преходов света и тени отсутствием контрастных цветосочетаний.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). 1767). Ножки мебели выгнуты изящной линией.
Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
«Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Синтез искусств обеспечивал им единый художественный эффект, максимальную впечатляющую выразительность, эстетически полноценную пластическую декоративность и привлекательность.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Натье, Ф. Буше, Ж. О.
Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
Вместо разума и мысли – повышенная, экзальтированная эмоциональность, отсутствие ощутимой границы между реальным и воображаемым, возможным и фантастическим. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Он предложил построить в Зверинце «китайскую деревню», китайскую оперу и китайский павильон над каналом, но не все проекты архитектора были воплощены в жизнь. Фрагонара). В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Он мастер мимолетного наброска с натуры. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек.
Грекур, Ж. Б. Новые веяния проникли в Академию. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Пушкин. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И.
Виланд, К. Н. Рококо – стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины XVIII века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. В 1717 Ватто присвоено звание академика. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Бернардо Беллотто работал также в Германии. Ватто Антуан (1684-1721), французский художник и рисовальщик.
Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. ниже). Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы.
Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. rococo, от фр. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты.
Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Картелль (франц. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму.
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Привлекательность этих картин – в их тонкой художественной исполнительности в нежном утонченном письме сказочном феерическом антураже. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп.
Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска).
Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Фрагонар – ученик Буше и достойный продолжатель его дела. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств».
Место героической поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж. Б. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. (иллюстрации см. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Никола Ланкре, Франсуа Буше, отчасти Жан Оноре Фрагонара). Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Художнику удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка.
Монкриф), забавные причуды комедии масок (П. А. С. Главным в этом комплексе был «зубчатый столп» -- трехъярусная башня, к фасаду которой пристроили галерею на четырехгранных столбах с дорическими колоннами. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров.
Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв.
Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. В результате в творчестве Давида вновь наблюдается расхождение между портретом и картиной на историческую тему, что было свойственно ему в дореволюционный период. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью.
Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
Не случайно произведения Ватто и Буше хранятся в лучших музеях Европы. Каждый из интерьеров дворца имеет законченное декоративное и образное решение. Так родилось название нового стиля. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Видным художником является Пьетро Лонги.
С 1760-х гг. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко.
Еще В. В. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами.
На карманах— огромные клапаны. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Рококо (франц.
Рококо (франц. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму.
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Искусство рококо отразило своё время, явилось порождением эпохи торжествующего в своей предсмертной агонии феодального абсолютизма, зерцалом его эмоционального мира. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Учение у живописцев Клода Жилло (1703-1707/08) и Клода Одрана (1708-1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Еще В. В. Внимание придворных художников концентрируется вокруг достаточно банальных жанровых идиллических сцен с дамами кавалерами комедиантами играющими пути.
Первоначальный замысел «китайского ансамбля» в Царском Селе был создан архитектором А. Ринальди. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Сумарокова и Ю. А.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Мебель изящна и легка.
В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Видным художником является Пьетро Лонги. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
На первом полотне художник стремился представить коронацию так, как она происходила в действительности, с максимальной объективностью. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. rococo, от фр.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур. Приложение 6). Начало регентства герцога Орлеанского дяди будущего короля Людовика X было ознаменовано сменой строгого придворного этикета абсолютно противоположной сферой: легкомыслия жажды наслаждений развлечений роскоши не столь тяжеловесной как в ушедшую пору и жизненного распорядка не столь торжественного. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Человечество измельчало: мужчины и женщины лишены индивидуальности, все похожи друг на друга, почти одинаково одеты (все по последней моде. ). Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначали обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное.
Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны – гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо обработанными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).
В 1736г. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Франция явилась законодательницей эстетики рококо европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
Грессе). Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина).
В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.
Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным сияющим белизной пейзажным антуражем.
Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Они развлекаются в театре (предпочитают комедии), ездят на остров Киферу (чтобы без помех предаваться там амурным делам), отдыхают на лоне природы и занимаются лёгким флиртом.
В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Дора, Э. Д.
На рукавах были широкие обшлага. И эта связь является существенным историческим звеном заложившим основы изучения данного вида искусства. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. О. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Его использовали с негативным оттенком. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720).
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Приложение 3). Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В 1750-х гг. В лирике преобладает «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей» (К. Ж. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Но все это не любовь а игра в любовь театр.
Кнобельсдорфа, И. Б. rocaille— декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже роккоко— стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Приложение 6). В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Уже к началу 1730-х годов относятся первые произведения и в общих чертах оформляется стиль Батони, который на протяжении последующих десятилетий лишь так или иначе модифицировался в соответствии с изменением художественных привязанностей мастера. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века.
Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Он прекрасно владел искусством строить группу фигур и объединять несколько групп в единое гармоническое целое.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Нужно заметить, что эта картина, выставленная в Салоне в том же году, приковала к себе всеобщее внимание тем, как был представлен герой: для него гражданский долг оказался превыше всего, в том числе и отцовских чувств. Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
У Буше во всем чувствуется свойственное рококо сочетание острой наблюдательности и декоративной утонченности, чувственной непосредственности и игривого притворства. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Кребийон). (см. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Сторонник Рококо в Италии – архитектор Тьеполо – способствовал его распространению в Испании.
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Стены оформляются деревянными панелями. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок.
Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Искусство Буше должно было вызывать у зрителей приятные и волнующие чувства, но не тревожить и не пугать. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление.
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли).
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Продумывая изображение, Б. В. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
Нёймана, отчасти М. Д. К мотивам и сюжетам Рококо обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. К этому времени он воспринимался, как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Одним из крупнейших мастеров французской живописи второй половины XVIII в. был Оноре Фрагонар, работавший во многих жанрах.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Рококо первым из стилей продемонстрировал ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным избранным и возвышенным. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Г. В.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Приложение 5). Двор русских царей оказался в особо счастливом положении для потворства этой моде. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Парни).
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Появилась тяга к камерности и личному комфорту – именно вот таким образом черты рококо появились прежде всего в области декора спален, будуаров, а также в садово-парковой архитектуре. Меняется и формальный строй его работ. В прозе утверждаются галантный роман игривые «сказочки» и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны.
Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Но в этом бурном веселье желании успеть насладиться всем была и доля бравады тревоги предчувствие краткости мгновения надвигающихся грозных бедствий. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Дворец одноэтажный, с большими окнами. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Рококо (Rococo) – стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе.
Ланкре. Произведение кисти Суходольского носит не столько национально-бытовой, сколько декоративно-аллегорический характер. «Китайский зал» освещался тремя большими и тремя мезонинными окнами, расположенными с каждой стороны две другие стены имели по две двери, тоже богато украшенные в китайском стиле. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек.
Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Из других архитектурных памятников ансамбля прекрасно сохранился павильон Катальная горка, построенный Ринальди в 1762 – 1774 годах у северной границы Верхнего парка. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
В произведениях живописцев отсутствует действие, в них господствуют отвлечённое элегическое настроение, глубоко интимный подтекст, пристальное внимание к оттенкам настроения. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Пьеро, Коломбина, Арлекин помогли художнику стереть грань между театром и окружающим миром, между вымыслом и реальностью, намерением и поступком. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие художники. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
«Китайский зал» дворца в Царском Селе по существу являлся музеем китайского искусства.
Так изменились критерии физической красоты.
И здесь рококо ждало открытие. Много музицируют. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. по документу из РГИА).
Приложение 1). Кроме фарфора— в моде серебро. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Мариво). Центр его северного фасада, протяженностью 79 метров, акцентирован граненым выступом, а на концах фасада – небольшие ризалиты. Его интерьеры отличаются нарядностью и изяществом, свойственными всем работам Ринальди.
Фрагонар. Колорит Ватто – одно из сильнейших качеств его дарования – построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. Чаще всего художник писал знатных лиц.
Несмотря на неравномерное развитие экономической и культурной жизни в разных странах Европы, это столетие стало эпохой разума и просвещения, веком философов, экономистов, социологов. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света. В Европе «мода на Китай» возникла еще в конце XVII века, когда стал быстро расти интерес к Дальнему Востоку. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества.
Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра).
Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусствесвой, неповторимый образ. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Внешний облик дворца изысканно прост. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В официальной переписке этот комплекс для краткости стали называть Ламским павильоном. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. В Россию «китайские затеи» проникли из Голландии, которая в XVIII веке была передовым торговым государством. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. Наш век особенно остро ощущает душевную изломанность и опустошенность этих персонажей, видит не только забавность, но и порой непристойность разыгрываемых ими сцен. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "размышляющее" состояние. Потолок «Китайского зала» был расписан в китайском вкусе, стены зала частью украшались китайскими картинами в рамах из черного дерева, а частью -- золоченой резьбой. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Рокайль (от фр. rok – скала утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо напоминающий форму завитка раковины. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.
Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. 1754, ГТГ). Батюшков, А. С. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Она настороженно и внимательно за кем-то наблюдает, а с губ может вот-вот сорваться гневное слово протеста. Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Барокко характеризуется пышностью, яркостью, динамичностью, стремлением к излишествам и роскоши.
Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городке Валансьенн на границе Франции и Фландрии. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Приложение 1).
Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись.
Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. В росписи стен, плафонов, в гобеленах, наддверных панно преобладали современные и мифологические галантные темы, пейзажи, которые рисовали интимный быт аристократии идеализированный портрет, который изображал модель в образе мифологического героя, пасторальный жанр. Жерсена (1720, Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце XVIII века «Китайский зал» был разрушен, но некоторые его фрагменты пошли на отделку «Китайского зала» Ч. Камерона, созданного им на месте Большой парадной лестницы. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему.
Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре, Патер, Кийар). Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Художник представляет нам сцену в парке. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг).
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Природный антураж в этих картинах как и в орнаментике стиля далёк от натуры. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
В 1755 г. Буше возглавил Королевскую мануфактуру гобеленов, а в 1765 г. получил должность первого живописца при дворе Людовика XV. Оно передано иллюзорно-вещественно. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
Хагедорн, И. Уц и др. ) в России искусству Рококо родственна «лёгкая поэзия» школы А. П. Тьеполо, С. Бароцци, С. Торелли, П. Ротари, многие известные скульпторы, резчики, декораторы. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя.
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. В Майсене была открыта первая, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Вскоре «китайские комнаты» делаются непременной принадлежностью почти каждого европейского дворца.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Лам решили разместить в Александровском парке Царского Села. Она облицована гранитом и обнесена кованой решеткой изящного рисунка. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы.
Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. К концу XVIII века он включал полтора десятка построек Китайской деревни -- театр, несколько мостов, а также «Большой каприз» и «Малый каприз» -- две «искусственные горы», прорезанные арками и украшенные китайскими беседками и оригинально посаженными деревьями. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. (см. Приложение 7). Мебель эпохи рококо очень изящна.
На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717).
Стены их маленьких салонов и будуаров покрывали светлыми панелями или зеркалами, которые обрамляли декоративные изящные композиции из цветов, ветвей и листьев. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей).
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Музей изобразительных искусств им.
Приложение 8). Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Этому назначению соответствует и главное жилое здание ансамбля – Китайский дворец.
Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Появился во Франции в начале XVIII века, при украшении парковых павильонов – гротов деталями имитирующими природные элементы – морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Но в этом бурном веселье, торопливом желании успеть насладиться была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, неизбежности расплаты за бездумье, надвигающихся грозных бедствий. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальной и чувственно-эротической сюжетике.
В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп.
Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Приложение 3). Кресла и диваны с удобными спинками и мягкими сиденьями изящная мебель малых форм, украшенная изогнутыми ножками, сложным орнаментом, в котором присутствовали мотивы причудливых растений и птиц, фигурки крылатых младенцев и т. д. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий -- голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные -- вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом.
Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Жан Антуан Ватто (1684 – 1721) Для живописи Ватто чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы. К началу XVIII столетия форма раковины узнается уже с трудом – это, скорее, причудливый завиток с двойным С-образным изгибом. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Приверженцы Рококо были в Италии (П.
Рококо (фр. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж.