Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. А живопись Мане многообразна и всегда радует глаз. Обыкновенно начинающие художники часто посещали Лувр, копируя картины старых живописцев для воспитания вкуса и отработки рисовальной манеры.
Экзотика и богатство красок тропических стран лишь усилили желание Мане обучаться живописному искусству— из поездки Эдуард привёз большое количество рисунков, набросков и этюдов. Оказывается мне нравится Мане и я даже откудато знакома с его творчеством, удивительно, думала, что живопись для меня белый лист, оказывается нет. Эдуард Мане (1832-1883 гг. ) мечтал сделать успешную карьеру живописца.
В 1863 году Мане выставил в знаменитом «Салоне отверженных» свою картину «Завтрак на траве», ее содержание и необычность живописной техники вызвали негодование публики. В истории живописи нового времени творчествоМане играет решающую роль. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его профессионализм, образованность, глубокие познания в области истории живописи, овладение всеми приемами живописной и графической техники.
Эдуард (Эдуар) Мане (фр. douard Manet 23 января 1832, Париж— 30 апреля 1883, Париж)— французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма. В этих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности. Из-за академических стандартов, которые лишенные образности мысли преподаватели считали основой художественной самобытности живописца, уроки рисования не вызвали у Мане ожидаемого интереса. «олимпия» (также 1863 г. ) служит примером изображения под видом мифологической героини парижанки середины XIX в. Живопись Мане на протяжении 60-х гг.
Он был первым, кто сосредоточил внимание на пластических проблемах и истинно живописных ценностях. В этом парадокс живописи Мане.
Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. И в «Олимпии», напоминающей «Венеру Урбинскую» Тициана, вновь был использован излюбленный приём Мане — сопоставление старого и нового. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне.
«Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. ". поднять с колен", ага чтобы он тут же опролкинулся на задницу от ". Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм». нужно неизменно.
В середине 1870-х гг. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Они одинаково ненавидят и власть и оппозицию.
Прощанием с романтизмом называют критики картину Мане «Любитель абсента». Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. На чем бы она ни паразитировала.
Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Однако, картины Мане отражают из целостного потока бытия лишь мимолетный фрагмент. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ.
Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Их образы символизируют муз.
Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. ". Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».
Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Таким образом, он поступил вшколу изящных искусств, потом были мастерские различных художников, одним словом закончил своё обучение ровно через декаду, в возрасте двадцати семи лет. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Мане нарушил академические нормы своего времени.
(Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Художника не случайно называли живописцем современной жизни. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве.
В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская». Здесь впервые были явлены миру признаки импрессионизма. В конце концов победила его приверженность к искусству. В тоже время в некоторых моментах он расходится с постулатами этого направления. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865.
Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Спустя год ему ампутировали ногу и через несколько дней он умер в агонии от боли. Шардена,, П. -П. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Среди них были: писатель Золя, художники Фантен-Латур, Ренуар, Сезанн, Моне, Сислей, Гис, некоторые критики. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.
Ибо смысл их существования – нытье и все те же Инет-сопли. Такова была его художественная программа. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. В картинах импрессионистов и у Эдуарда Мане случайность выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаЕ возможность продолжения изображенного за пределы холста. Да, теперь было слишком поздно. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в Фоли-Бержер», после которой его мастерство было признано официальнов Салоне 1882 года.
Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. восторга за рашу. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.
Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. Пожалуй самые знаменитые картины Мане – это «Флейтист», «Олимпия», «Букет сирени», «Завтрак на траве», «Арджантей», «Бар Фоли-Бержер», «В лодке», «Кабачок», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана».
Полотно «Завтрак на траве» («Купание»), на котором изображена обнажённая натурщица, сидящая среди одетых двух мужчин и ещё одна голая женщина у берега, сделало художника скандально известным среди современников. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. И, несмотря на то, что дважды проваливается на конкурсе в Борда, ему, всё же, удалось в качестве юнги совершить круиз в Рио-де-Жанейро. Провалив тесты, он не отчаивался и отправился в учебные плаванья при морской школе. Их признание имело значение. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника.
Дега, Ренуар, Моне, Писсарро — все они состояли в этой группе, уважали и считались с мнением Эдуарда. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Жанр многих его работ иногда трудно определить.
Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно Бар вФоли-Бержер, которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году.
Они во всех видят русофобов и врагов народа. В тёмном плаще, в надвинутой на глаза шляпе сидит мужчина, рядом с ним бокал, возле ног валяется пустая бутылка. В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Но мир вещей не заслоняет человека. Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии.
Эти испытывают экстаз от любой беды в государстве. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. И тем не менее, ничто не прошло даром.
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы ни была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. Юношу привлекла эта скандальная слава. Используя контраст, Мане удалось передать одиночество девушки и суету разноголосой толпы.
Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему Завтрака на траве. Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой.
Юная барменша задумалась о чём-то своём, мыслями она далеко от места, где находилась. Мане добивается известности, хотя и скандальной. Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, вот таким образом справедливо начать с Мане.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Сколько же идиотов на свете. В одной картине могут быть объединены жанровые сценки и пейзаж. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Показ картины «Завтрак на траве» был запрещён, она попала на выставку в «Салон отверженных» комиссией работ. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.
Конфликт усугубился с появлением следующего произведения Мане – знаменитой Олимпии, которая также стала своего рода пощёчиной общественному вкусу. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). возродить" и ".
Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Художник стремился быть «самим собой», «правдиво передавать свои впечатления».
В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Выбор наставника определялся тем, что он, являясь одним из крупных педагогов, вел в Школе изящных искусств в Париже свободную мастерскую, стремясь создать собственный метод преподавания. В зеркальном отражении видны витрина, сама барменша за стойкой в бар и один мужчина. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя.
Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Перед нами спившийся бродяга, каких можно было встретить на улицах Парижа. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. История известности ихнастолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Так началось противостояние Мане официальному искусству. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций.
Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. При этом из страны они не валят и революцию делать не спешат.
Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке. Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины— реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника.
Они не воспринимают окружающий мир как нечто многообразное и непрерывно изменчивое. Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма — сына «Дама с камелиями» это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам. Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Художник пересоздавал и анализировал образцы, словно размышляя с кистью в руках над характером старой живописи. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. Но ожидаемо, что карикатуры быстро ему надоели и он начал рисовать то что он действительно любит —природу во всей её красе.
Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин.
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра.
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. О ком рассказать в первую очередь. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет).
Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный историзм Тома Кутюра. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений.
Тень фигуры не соответствует её положению. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. Мане Эдуард (Manet), французский художник.
Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением. У них в голове есть некий мифичекий "образ народа", который ". Мане явно скучал в мастерской Кутюра. В одной из последних картин художника — «Бар в Фоли-Бержер» — отразились и внимание к личности человека и эффектное построение композиции и тончайшая передача вибрации света и разных форм предметов. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.
В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.
В работе видны характерные для Мане тенденции: стремление к мгновенной фиксации увиденного и, в то же время, к статичной манере письма. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника.
Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. перешёл к пленэрной живописи. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862).
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Но реальность и его отражение отличаются и позой девушки и расположением бутылок. Эдуард Мане дерзает изобразить на ней обнаженную женщину в современном ему интерьере, а не в классическом стиле древности, принятом среди французских художников.
Прямо там художник начинал работу над своим творением. Им послужил городской сад Тюильри, где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед. Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году. Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом — как на только что вошедшего клиента и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа.
Копировал их и Мане и не только в Лувре. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. На первый взгляд, может показаться, что заслуга Мане заключалась лишь в том, что от одного поколения французских художников он проложил путь к другому. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию.
Знаменитая работа «Завтрак в мастерской» являет собой удачное сочетание портрета, натюрморта и бытового сюжета. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Еще одна категория идиотов, больных на всю голову, это оппозиционеры-отрицалы. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке». Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне.
Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Хотя Мане отвергал учебные каноны своего наставника, Кутюр научил его использовать опыт великих колористов прошлого, выразительность фактуры и светотени. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия, сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса». Он любил изображать людей и у него это хорошо получалось, в отличии от своеговизави. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры.
Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. В картине «Аржантей» Мане делает фигуры женщины и мужчины крупными, яркими, словно подчёркивая, что для него мир людей их отношения и чувства самое существенное, а светящаяся стихия воздуха, важная для импрессионистов имеет вспомогательное значение.
Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне.
Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.