Тогда же, в 1596 году, Караваджо пишет полотно Корзина с фруктами, которое считается абсолютным шедевром и является первым натюрмортом в истории итальянской живописи. Тонкая работа со светом и тенью, предложенная Караваджо и перенятая его последователями, помогла оживить итальянскую живопись. Микеланджело Караваджо и Рафаэль — мои любимые живописцы. Как уже говорилось, Караваджо – один из основателей жанровой живописи. Одним из поклонников живописи Караваджо и коллекционером его картин стал маркиз Винченцо Джустиниани.
Получалось, что Караваджо шёл вразрез«Живописному эдикту». Называя живопись Караваджо подвальной. Здесь есть и живописное полотно Караваджо.
Церковь Святого Августина (SantAgostino) – еще одно место в Риме, где любители живописи имеют возможность увидеть шедевр Караваджо. Массимо Станционе (1586—1656) и Бернардо Кавадлино (1616—1656) с неаполитанскими караваджистами было связано и творчество выдающегося испанского живописца Хусепе Риберы. К 1620 г. караваджизм и в Риме и в Неаполе уже исчерпал свои возможности и начал быстро растворяться в академически-барочных направлениях, хотя отголоски караваджизма можно проследить в творчестве многих итальянских живописцев вплоть до конца 17 столетия.
Там он знакомится с искусством живописи и уже к 20 годам своей жизни, молодой художник Караваджо подает большие надежды.
Его готовы были взять под опеку самые влиятельные люди своего времени. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Франциск Ассизский. 1597 — ок. Петрониллы» (1621 Рим, Капитолийский музей), несмотря на типично академическое деление композиции на «земную» и «небесную» части исполнен большой силы и простоты.
Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Эта борьба проходит через все творчество Креспи, вызывая резкие скачки в его художественной манере, которая изменяется порой до неузнаваемости.
Сквозь иллюзионистический прорыв свода этот свет льется в интерьер церкви. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Судьба Караваджо была поистине непростой. КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц.
Позднее огромное значение приобретает у него контрастная светотень («тенеброзо»), служащая не только для рельефного выделения объемов, но и для эмоционального усиления образов и для достижения естественного единства композиции. Нарцисс у ручья 1599-1600Юпитер, Нептун и Плутон 1597-1600Мадонна дель Розарио (Мадонна четок), 1607Алоф де Виньякурт 1607-1608Маффео Барберини (папа Урбан VIII), 1606 Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии. Трагическая тема «Положение во гроб» решена мастером с большой силой и благородной сдержанностью. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Сам Фетти проявил себя превосходным колористом.
Традиции Возрождения сохранили свое живое значение и для материалистической науки и для искусства. Многие факты биографии Караваджо известны лишь приблизительно, на основании более поздних описаний биографов художника. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Очутившись в Неаполе, он оттуда в поисках работы переправился на Мальту, где, пробыв год (1607—1608), был принят в члены ордена благодаря покровительству гроссмейстера, портрет которого он написал. Работая в Риме, он не захотел примириться с художественной диктатурой Бернини, которого осмеивал в стихах и с театральных подмостков из-за чего был даже вынужден на некоторое время покинуть город. Эрмитаж).
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). 17 в. на почве академической живописи складывается стиль зрелого барокко. В них много чисто декоративной эффектности идущей не от жизни, а от манеры художника. Но, в отличие от академистов, Роза вносит в пейзаж элементы живого, эмоционального восприятия природы, передавая ее обычно как мрачную и взволнованную стихию («Пейзаж с мостом», Флоренция, галлерея Питти «Прощание Астарты с пастухами», Вена, Художественно-исторический музей).
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Третья картина— «Св. (маньеризм и академизм). Караваджизм).
Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Но некоторые из них заслуживают специального внимания. В церкви Сайта Мария ин Валличелла в обрамлении позолоченной лепнины, покрывающей стены и своды, представлены Экстатически жестикулирующие святые, сцены чудес, летящие ангелы (1647—1651). «Призвание апостола Матфея» (Сан Луиджи деи Франчези), одна из лучших работ Караваджо, задумана наподобие жанровой сцены.
Вся его короткая жизнь прошла в скитаниях и лишениях. Папским постановлением художник был осужден. У него грубая ряса, дыра на плече. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Образцом для барочных алтарных образов послужила его картина «Видение св. Работы М. Караваджо утверждают бытовой жанр, они рассказывают о простых людях, но выполнены в «высокой манере» значительно и монументально. 1629— 1633) и алтарные картины («Видение св. Сицилианец Орацио Борджанни (ок.
29 мая 1606 после спора был убит человек и обвинен в этом Караваджо. К 1610 г. Гвидо Рени — ведущая фигура академического направления в Риме. Обе эти тенденции уже в развитом виде мы позднее встретим у пейзажистов 18 века.
Превосходный рисовальщик, он чувствовал себя в рисунке свободнее от созданных им самим условных художественных канонов: недаром с его именем связано возобновление (после Леонардо да Винчи) такого жанра, как карикатура. 2. После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. Наградой ему служит божественное откровение. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме. В 1607 году перебрался на остров Мальта. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту.
Перебравшись около 1590 г. в Рим (есть предположение, что он уже побывал там раньше), Караваджо вначале влачил нищенское существование живописца-ремесленника, помогая в работе другим мастерам. Он смог убежать, что невозможно без помощи людей, наделенных властью и отправился на Сицилию. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». От Караваджо он явно позаимствовал свою сочную светотень и склонность к реалистическому типажу под влиянием караваджистского «тенеброзо» выработал он и свой колорит с его тяготением к монохромным серебристо-серым и золотистокоричневым тонам.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. А. С. Пушкина).
Особенно выразительно движение безжизненно свисающей руки Христа, повторенное позднее Давидом в его «Марате». Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Фетти отдал дань и караваджизму и барочной живописи в его искусстве можно заметить следы влияния венецианцев Тинторетто и Бассано, Рубенса и Эльсгеймера (в пейзаже), способствовавших сложению его живописной манеры. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика.
А теперь обо всем по порядку. Его «Портрет музыканта» (Дрезден, Картинная галлерея) скорбной проникновенностью образа решительно выделяется на фоне всех официальных произведений мастера. Продолжателей такой манеры живописи называют «караваджистами». Жанрово-реалистические искания получили наиболее отчетливое выражение в творчестве Доменико Фетти (1589—1623), работавшего в Риме, Мантуе (с 1613 г. ), где он сменил в роли придворного живописца Рубенса и в Венеции (с 1622 г. ). Большую художественную активность имеют также кажущаяся свобода и случайность в композиционном построении картины, сознательно противопоставленные культу красивого «сочинения» у эпигонов ренессансного искусства.
Стиль Караваджо повлиял на развитие искусства фламандского и голландского барокко итальянской живописи. Такова картина «Блудный сын» (между 1639 и 1649 гг. Если в Риме после Караваджо почти безраздельно господствовало барочно-академическое направление, то в других центрах Италии (Мантуе, Генуе, Венеции, Неаполе) в первой половине 17 столетия возникают течения, представители которых пытаются примирить барочную живопись с караваджизмом.
В алтарных картинах «Мученичество св. В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров:Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) иДирка ван Бабюрена (1595–1624). Примеры тому – картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Караваджо понимает «натуру» как объект непосредственного отображения в искусстве.
Уроженец маленького ломбардского городка Караваджо, сын местного архитектора, он еще мальчиком (1584—1588) прошел обучение в мастерской незначительного миланского маньериста Симоне Петерцано. Он должен был стать одним из главных орудий пропаганды католической церкви. Однако за грубое оскорбление одного из руководителей ордена Караваджо был брошен в тюрьму, бежал из нее и некоторое время работал в городах Сицилии и снова в Неаполе (1608—1609). Произведения Маффеи, как и близкого к нему флорентийца Себастьяно Мацпони (1611—1678), работавшего в Венеции, лучше всего представляют то своеобразное направление барочной живописи, отмеченное высокой колористической экспрессией, которое к середине 17 в. сложилось в Северной Италии, точнее — в Венеции и Генуе — и которое явилось переходным этапом от искусства Фетти, Строцци и Лисса к искусству художников 18 столетия. Красавица Юдифь и Олоферн пируют.
С именем неаполитанца Сальватора Роза (1615—1673) обычно связывают представление о так называемом романтическом пейзаже и вообще о своеобразном «романтическом» направлении в живописи 17 века. Он работал в самых различных жанрах — портретном историческом, батальном и пейзажном, писал картины на религиозные сюжеты. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию.
Так рассказывает биограф (Беллори) о написанной Караваджо «Гадалке» (ок. семейство», ГМИИ им. Декоративная система фресок Карраччи тяготеет к одному центру, которым является композиция «Триумф Вакха и Ариадны», а их восприятие строится на контрасте иллюзорной пространственности еще разобщенных живописных композиций и обрамления имитирующего скульптуру. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта. Ее невозможно отделить от насилия и страдания.
Сюжет основывается на евангельском тексте. После ссоры со знатной особой был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Полотно Джампетрино меньше всего напоминает изображение раскаявшейся грешницы. Иеронима» (1606) – пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни.
Свои небольшие холсты, написанные с любовной тщательностью и почти осязаемой достоверностью деталей, он заполняет всего лишь одной полуфигурой (позднее — двумя-тремя), вызывающе придвигая ее к зрителю и заставляя разглядывать ее пристально и неторопливо. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи— маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. В противоположность традиционной иконографии, трактующей эту тему как мистическое вознесение Марии на небо, Караваджо изобразил смерть простой женщины, оплакиваемой близкими людьми. Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости.
Ранние и поздние произведения мастера теснее связаны с академизмом. Точной причины драки так никто и не узнал.
В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Иллюзионистическими средствами Гверчино добивается необычайной зрительной убедительности, того эффекта обманчивого «правдоподобия», которым так увлекались все монументалисты 17 века. Героиня еще не видит их.
Через Гверчино дошли до Креспи отголоски реалистического искусства Караваджо. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Примерно к 30-м гг. Другие, наоборот, свидетельствуют об увлечении караваджизмом.
Его попутчики ничего не поняли, но застыли в оцепенении, а чудесный свет ослепил Павла на 3 дня, что впоследствии привело его к исцелению, покаянию и служению Богу. Но не эти подражатели определили судьбу европейского караваджизма. Среди зрелых произведений мастера его «Атаданта и Гиппомен» (ок. «Романтические» наклонности Роза проявились в его сражениях, сценках военного быта и пейзажах.
Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к чистому натюрморту и авантюрному жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века. Таковы картины Караваджо изображающие устрашающие моменты смертей. В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Тяжеловесные фигуры располагаются красивыми группами, каждое движение и жест, складки плащей строго рассчитаны, приведены в соответствие с канонами «классической» красоты. Лукой», 1592, Лувр).
Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Девушка пробралась в палатку полководца. Своими пейзажами (например, «Пейзаж с переправой» Рим, галлерея Дориа-Памфили) Доменикино подготовляет почву для классицистического пейзажа Пуссена и Клода Лоррена. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где абсолютно точно художник написал самого себя (1606).
От «героического» пейзажа академистов его отличают черты интимности и поэтичности, которые позднее развились в так называемом романтическом пейзаже. 1605 Рим, церковь Сант Агостино), «Мадонна с четками» (1605 Вена, Художественно-исторический музей), а позднее, незадолго до смерти, — трогательное «Поклонение пастухов» (1609 Мессина, Национальный музей). 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Смерть Марии, ок. Из жанровых произведений Строцци выделяется его «Кухарка» (Генуя, палаццо Россо), во многом близкая к работам нидерландцев Артсена и Бейкелара. Композиция картины строится на последовательном развертывании ритмов склоняющихся фигур.
Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Начав с жанровых сцен из жизни крестьян («Ссора игроков» Нюрнберг), Лисе затем переходит к мифологической и религиозной тематике («Наказание Марсия» Москва, Музей изобразительных искусств им. Другой вариант однофигурной жанровой композиции Строцци представляет дрезденская «Музыкантша». Некоторая натюрмортность, обычно обедняющая образы Строцци, здесь как нельзя кстати.
Франциску. Он культивирует тип свободного эскизного рисунка. В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века.
Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Бассано, Тинторетто, Веронезе) и воспринявшего нечто от капризной произвольности графики маньеристов (Пармиджанино, Белланж), заметно отличается от холодной и сухой манеры римских художников. (маньеризм и академизм).
В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии. 1616), а около 1619 г. появился в Италии. Яркий свет неравномерно выхватывает из темноты отдельные части фигур, лиц, предметов. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочьАртемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией.
Пришлось выполнять заказ без натурщика и писать свое зеленоватое бледное лицо с зеркального отражения. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. Почти одновременно с «Рынком» Креспи пишет «Избиение младенцев» (Уффици), напоминающее своей нервозной драматичностью работы Маньяско. Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов.
Скупыми живописными средствами художник сумел создать тонкий психологический образ. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Им написаны также «Экстаз св. Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. 1700 Эрмитаж).
С 1621 г. он жил в Венеции, где сблизился с Фетти. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Особенно характерны его пейзажи с фигурами солдат или бандитов («Трубящий солдат», Рим, галлерея Дориа-Памфили «Солдаты играющие в кости», ГМИИ им. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх.
«Усекновение» – это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет. Флоренция). Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок. 1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров.
Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Ему даже пришлось убежать на Мальту, где он стал кавалером мальтийского ордена, но и там он умудрился попасть в тюрьму, с которой чудом сбежал. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
«Успение Марии» дается как правдивая жизненная драма. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. От Ланфранко идут все другие художники-декораторы римского барокко.
Произошло это 18 июля 1610 года. Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. В «Усекновении главы Иоанна Крестителя» (1608 Мальта, Ла Валетта, собор), в «Погребении св. Центральная работа Рени — плафонная фреска «Аврора» (1613) в Казино Роспильози в Риме. Эрмитаж) имеет важное значение. Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить».
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Академия объединяла очень небольшое число художников и просуществовала недолго. Художник любуется лукавой кухаркой, видом битой дичи и утвари.
Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Около 1603 г. он вместе с учениками выполнил несколько картин, в которых пейзаж полностью господствует над фигурами («Бегство в Египет» и другие Рим, галлерея ДориаПамфили). Своей методикой художественного воспитания Карраччи порывали с ремесленным Эмпиризмом прежнего обучения в мастерских. С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых. Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать.
Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет. Иеронима» (ок. 1580—1620), первоначально находившийся под сильным влиянием Адама Эльстгеймера, от которого он унаследовал свою манеру письма мелкими мазочками, любовь к картинам маленького формата и мастерство живого повествования, проявил себя затем как оригинальный истолкователь идей римского караваджизма в области пейзажной живописи («Падение Икара» и «Погребение Икара Дедалом» в неаполитанском музее Каподимонте). 1635 Эрмитаж). Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
Маргариты Кортонской» (Флоренция, галлерея Питти), которая прямо предвосхищает «Экстаз св. При всей своей эмоциональности пейзажи Маньяско далеки от реальной природы. С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла.
Очень сильное влияние римских работ Караваджо испытали два других утрехтских мастера — Хендрик Тербрюгген (в Риме с 1604 по 1614) и уже упоминавшийся Хонтхорст (в Риме с 1610 по 1621). «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Новое веяние широко захватило многих живописцев, зачастую никогда не бывавших в Италии. Этим приемом Караваджо замечательно передает драматическое напряжение сцены.
Затем его потомки сочли картину копией и продали в 1802 году в Шотландию, где она оставалась до 1921 года и была перепродана в Ирландию детскому врачу. Сходное место в итальянской живописи 17 в. занимает генуэзец Бернардо Строцци (1581—1644), с 1630 г. переселившийся в Венецию. «Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. А. С. Пушкина).
Примечательно, что Аннибале Карраччи, столь последовательно выступавший как создатель нового, «возвышенного» стиля известен также как автор жанровых композиций, написанных просто и с большой живописной непринужденностью. История такова. Караваджо отлично усвоил этот урок. На его картинах, запечатлевших различные сюжеты из Священного Писания, появлялись далеко не канонические детали, делавшие служителей церкви и мучеников не идолами, а простыми и понятными людьми.
В образе мертвого Христа Караваджо стремился воплотить идею героической смерти. Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. Один из критиков того времени назвал их художниками «раскрытого окна». Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии. 1. Караваджо Микеланджело (Caravaggio).
Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. Натюрморт – книга, перо – показывает, что святой стал проводником божественного слова. В фреске «Аллегория божественного провидения» (1633—1639) в палаццо Барберини потоки человеческих фигур распространяются во все стороны за пределы плафона, соединяясь с другими частями декоративной росписи зала. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. А. С. Пушкина — обе ок. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). И настало утро. Подобная манера рисования, в противовес более тщательным штудиям с натуры, сделалась вскоре типичной для большинства итальянских мастеров 17 в. и была особенно популярной у художников барочного направления. Тому нет документальных подтверждений.
Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Из всего этого, однако, не следует, что Караваджо слепо копировал натуру.
Образ «Св. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200. Уроженец Ольденбурга (северная Германия), он учился в Гарлеме (ок.
1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника. Локальный колорит, плоская барельефность и ясная уравновешенность композиции «Авроры» говорят о зарождении элементов классицизма в русле академического направления. Гверчино — один из самых блестящих рисовальщиков своей эпохи. И вообще это не Вакх, а смертный, нарядившийся им, словно бы говорит художник, спуская нас с небес на землю. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями.
Руководство Академией братья разделили соответственно личным наклонностям: всем делом заведовал старший Лодовико, Агостино читал теоретические лекции, Аннибале вел практические занятия по рисунку и живописи. То самое предчувствие катарсиса, который вот-вот должен случится, когда на блудницу упадет солнечный свет.
«Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Его позднее «Видение св. Следы этого влияния сказываются прежде всего в темном коричневато-оливковом колорите многих картин Креспи, в их густой обволакивающей светотени. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
В мучительном исступлении, похожем на горячку, провела Магдалина всю ночь. За исключением «Исповеди», все остальные картины составляют целостный цикл, эмоциональное единство которого подчеркивается кажущимся однообразием приглушенного коричневато-золотистого колорита. Нет, это наоборот наслаждение красотой молодого тела. Милан всегда был центром торговли в северной Италии. В 1608—1609 годах — колесил по Сицилии и Южной Италии, был ранен в 1609 году в Неаполе. Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников.
Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Очень выразительны головы мальчиков слева, представляющие великолепный этюд с натуры. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения.
Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Сюда стягивались отбросы общества со всей Европы, мечтавшие поймать удачу за хвост. Примером такого стиля являются картины живописи Успение Марии, Призвание апостола Матфея. Многие его произведения находятся в прямой зависимости от академического искусства. На этой здоровой почве сложился его живописный стиль.
Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Потом отношение к ним изменилось и их третировали как жалких эклектиков. Одновременно в их искусстве складывается новый тип алтарной картины, лучшие из которых принадлежат Аннибале («Вознесение Марии», 1587, Дрезден «Мадонна со св.
Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. «Романтический» пейзаж Роза вырос на основе академического, с которым его сближают общие приемы композиционного и колористического построения картины (эта близость особенно заметна в многочисленных «Гаванях»). Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Там, в среде приезжих голландских художников, зародилось целое течение жанровой живописи, представители которого назывались «бамбоччанти» по имени работавшего в Риме (с 1625 по 1639) гарлемского художника Питера ван Лара, прозванного в Италии Бамбоччо.
Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Тосканец Орацио Джентилески (1565—1639) также исходил от раннего Караваджо, тяготея, однако, к более идиллической передаче образов и к более холодному, высветленному колориту. Но полуобнаженную натуру часто рисовали художники в те времена и когда хотели выгодно продать картины с изображением юношей, образ дополняли посохом скитальца и шкурами овнов.
Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Романино, Л. Лотто). Он пишет большие религиозные композиции («Смерть Иосифа», Эрмитаж «Св.
Когда он отправился в Рим, ему было более двадцати лет и, по-видимому, он имел уже некоторый профессиональный опыт. Родился 28 сентября 1573 года. Еще необычнее композиция «Обращение Павла».
В его «Распятии Петра» нет ничего героического. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Подобная художественная организация не была новостью. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Николая Толентинского)- типичный пример барочного алтарного образа. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта.
Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. А. С. Пушкина). Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим.
Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед.
в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. К числу лучших произведений Креспи принадлежит его «Автопортрет» (ок. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Стиль религиозно-мифологической декоративной живописи выступает окончательно сложившимся в творчестве живописца и архитектора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669) игравшего в живописи примерно ту же роль, что и Бернини в скульптуре.
Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Лучии", 1608 г. ). Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
Творчество Караваджо Примечание. Караваджо родился в семье архитектора. Лишь те картины, в которых большое место отводится пейзажу, не лишены поэтической свежести и оригинальности, например «Охота Дианы» (1618 Рим, галлерея Боргезе) или «Последнее причащение св. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано.
«Экстаз св. Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606). Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Здесь более всего сказалась преемственная связь с идеями болонского академизма и выработанными им формами «большого стиля». В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита.
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Карраччи считали, что «хорошая» живопись (или, как тогда говорили, «большой стиль») должна основываться на заимствовании лучших качеств у выдающихся мастеров Возрождения. Фигуры, представленные в резких ракурсах, снизу вверх, кажутся парящими в прорыве купола.
Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. 1605-1606 гг. ). Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Он отучился в художественной школе в Милане. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо.
Она застыла между двумя реальностями. «Юдифь и Олоферн» (1595-1596). Эти мастера-жанристы, среди которых большинство составляли голландцы, но встречались и итальянцы (Микеланджело Черквоцци, 1602—1660 Вивиано Кодацци, 1611—1672), в своих маленьких картинах изображали непритязательные уличные сценки, быт городской и деревенской бедноты. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи.
Алтарный образ Гверчино «Погребение и взятие на небо св. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект.
В надежде на прощение папы он отправился морем в Рим.
В этом столько показного, столько кокетства и желания привлечь мужское внимание. Смог ли обуздать свой характер. Огромные фигуры заполняют собой весь холст.
Лишь патетический жест вскинутых рук Магдалины нарушает скорбное безмолвие группы. А поскольку всякий художник ещё и неплохой анатом, Караваджо знал, куда и как ударить наилучшим способом. В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого«Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт. Тесно связанный с искусством болонцев, Ланфранко в своей росписи «Вознесение Марии» в куполе церкви Сант Андреа делла Балле (1625—1628) дает решение, отличное от декоративной системы росписей академистов. Савольдо, А. Моретто, Дж. Задачу обновления живописи взяли на себя болонские художники Лодовико Карраччи (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи.
Однако Гверчино так и не стал последовательным сторонником Караваджо. А. С. Пушкина «Нахождение Кира», Генуя). В результате его арестовали. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.
Он видел красоту там, где ее по всем канонам не могло быть. Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Нет, так проститутки не раскаиваются в грехах, так они набирают новых клиентов.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Образумился ли юный художник. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Сакки, как и его соперник Пьетро да Кортоыа, писал преимущественно декоративные плафоны («Божественная мудрость» в палаццо Барберини, ок.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. 1712) или маленькие мифологические картины, несколько напоминающие работы Альбани («Амуры, обезоруженные нимфами», ГМИИ им. 1600—1665). Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.
1593, там же), «Вакх» (ок. В своих лучших вещах, согретых теплым лиризмом («Лютнистка», Вена, галлерея Лихтенштейн «Отдых на пути в Египет», ок. 1630). Терезы» Бернини.
Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок.
В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя. Оно соответствует всем идеалам эпохи Возрождения. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Матфей, видимо, не совсем понимает, чего от него хотят, двое юношей в щегольских куртках и шляпах с удивлением и любопытством разглядывают незнакомцев, двое других даже не подняли головы, занятые подсчетом денег (по преданию, Матфей был сборщиком податей).
Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Самым значительным из них был огромный плафон римской церкви Сант Иньяцио (1691—1694). Войско отступает и народ спасен. Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти. В начале 1590-х годов Караваджо приехал из Ломбардии в Рим, где обрел влиятельного покровителя — кардинала дель Монте.
Серодине пишет сильными пастозными мазками, стремительное движение которых придает его образам драматическую напряженность свет и цвет образуют у него органическое живописное единство («Портрет отца», 1628 Лугано, Музей). 1605-1606 гг. ). Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» – всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке – это был кинжал или охотничий нож Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо». В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. Франциска, как бедного странника, как паломника.
Пейзаж в картинах Фетти (например, «Товий исцеляющий отца», начало 1620-х гг. Большинство итальянских караваджистов—художники, жившие отблеском славы великого мастера. В Венеции работал и Ян Лисе (ок.
Поначалу он бедствовал, работал по найму. Не отступая от традиций изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Черты классицизма полнее сказываются в творчестве другого представителя болонского академизма — Доменико Цампьери, прозванного Доменикино (1581 — 1641) недаром он был учителем и любимым мастером Пуссена.
В молодости Гверчино испытал сильнейшее влияние Караваджо. Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Религиозный сюжет служит ему лишь предлогом для нагромождения живописных анималистических натюрмортов, для изображения в одной картине всевозможных животных («Изгнание торгующих из храма», Лувр «Ной, созывающий зверей» в Дрездене и Генуе). Рыцари официально исключили художника из ордена.
Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Как всегда в полуфигурных изображениях Караваджо натюрморт создает духовную ауру вокруг фигур. У Караваджо изображено откровенное насилие. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим). В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Но больше всего у Маньяско монахов.
Но зачастую в его картинах, особенно тех, что написаны после переезда в Англию (1626), сильны тенденции к манерной идеализации образов. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Среди работ Фетти особняком стоит прекрасный портрет актера Габриэли (начало 1620-х гг. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. Недаром он был создателем одного из первых натюрмортов в европейской живописи («Корзина с фруктами», 1596 Милан, Амброзиана).
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св.
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Именно вот таким образом многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. Портрету присущ налет загадочной романтичности и непринужденного артистизма. К этому популярному сюжету живописи эпохи Возрождения обращалось немало мастеров.
Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Венецианец Карло Сарачени (ок. В его фигурных композициях и пейзажах исполненных стремительными росчерками пера с легкой отмывкой кистью, отточенная каллиграфичность штриха сочетается с воздушной живописностью общего впечатления. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов).
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). В их представлении «натура» слишком груба и требует обязательной переработки и облагораживания в соответствии с каноническими понятиями идеальной красоты и изящества.
Тогда же мать отдала его в мастерскую ученика Тициана Петерцано. Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, вот таким образом он держит в руках череп. Иеронима» (1614 Ватиканская пинакотека) с прекрасно написанным вечерним пейзажем. Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики. Он несколько раз попадал в тюрьму.
Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы.
"Смерть Марии", ок. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Лаврентием», 1625 Сермонте, монастырь), он вместе с тем делает шаг вперед в решении чисто колористических задач. Об этом старается напомнить художник своему зрителю. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии.
Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены.
Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Мантуанец Бартоломео Манфреди (ок.
Живописное творчество Роза очень неровно и противоречиво. 1600—1660), работавшего в Виченце. Но самым интересным мастером среди римских караваджистов был Джованни Серодине (1600—1630). Уже ранние работы, первой половины 1590-х гг., свидетельствуют об остром интересе юного мастера к реальному человеку, к окружающему его миру неодушевленных вещей (так называемый «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов» в галлерее Боргезе, Рим «Мальчик, укушенный ящерицей» в собрании Р. Лонги во Флоренции и «Вакх» в Уффици).
Как и Фетти, Строцци испытал благотворное влияние Караваджо, Рубенса и венецианцев. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю. Луки, созданная в 1593 г. известным маньеристом Федериго Цуккари. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Они прорываются то в нарочитой жестокости «Бичевания Христа» (1607 Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре), то в преувеличенной хаотичности композиции «Семи деяний милосердия» (1607 Неаполь, церковь Пио Монте делла Мизерикордиа), где движения фигур, подобно более раннему «Мученичеству апостола Матфея» из Сан Луиджи деи Франчези, стремительно направляются из центра во все стороны за пределы картины. Несмотря на то, что караваджизм не сумел сохранить свои позиции и был сравнительно скоро оттеснен на задний план художественной жизни Италии, возбужденный им интерес к «низменному» жанру сохранялся даже в самом Риме, где с 1630-х годов, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко.
Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св.
В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Итальянский художник. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Люди составляют лишь частицу этой стихии, растворяются в ней. Для своих картин он выбирает простонародный типаж, решая религиозную тематику в чисто жанровом плане («Товий исцеляющий отца», ок.
Монументально-декоративные росписи занимают ведущее место в живописи барокко. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Современники Караваджо, приверженцы «высокого» искусства, единодушно негодовали против его реализма.
Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная. Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения. Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках.
Художника подняли в палаты, обеспечили уход и он выжил. Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. В глубокой задумчивости стоит у изголовья Марии молодой Иоанн.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Они считали его произведения грубыми, лишенными возвышенной идеи изящества, а самого художника называли «разрушителем искусства». Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Сопоставление «Рынка в Поджо-а-Кайано» и «Избиения младенцев» говорит о тех крайних колебаниях от реалистического жанра к религиозной Экспрессии, в которых раскрывается вся противоречивость художественного мировоззрения Креспи.
К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Грязные пятки блудного сына, торчащие на переднем плане, живо напоминают приемы Караваджо. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Так простонародные образы Караваджо заговорили возвышенным языком больших человеческих чувств и переживаний.
Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Три года, проведенные в Риме (1621—1623), были самыми плодотворными в его деятельности. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так.
Творческое воображение Строцци не отличается богатством или поэтической тонкостью. В 1580—1590-е гг. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок.
Позднее эти тенденции усиливаются. За это он неоднократно подвергался судебным преследованиям и тюремному заключению. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Он уверенно провозглашает свое право на изображение жизни такой, как он ее видит. Эрмитаж), в которой изображен коленопреклоненный пастух рядом с коровой и овцами. В жанровой картине «Рынок в Поджо-а-Кайано» (1708 – 1709 Уффици) передано праздничное оживление деревенского рынка.
Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино.
В 1606 году он совершил непредумышленное убийство во время игры в мяч, после чего он был вынужден бежать из Рима. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе.
Иисус называл его величайшим из пророков. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. 1626, Лувр), Джентилески рисуется весьма незаурядным мастером. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.
Образы своих пасторалей Кастильоне повторял в мастерски выполненных офортах, рисунках и монотипиях (он был изобретателем техники монотипии). 1628 Венеция, церковь св. Что бы Маньяско ни изображал: мрачные пейзажи или вакханалии, монастырские покои или застенки, религиозные чудеса или жанровые сцены — на всем лежит печать болезненной экспрессии, глубокого пессимизма и гротескной фантастики.
Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 г. так называемую «Академию направленных на истинный путь» («Academia degli Incamminati»), явившуюся прообразом позднейших художественных академий. В Дублине в 1990 году монастырь Св. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит).
Перед нами мрачная комната. Лучии, 1608 г. ). Апостол — мужественный старик с плебейской физиономией.
В его портретах представители провинциальной знати изображены в окружении аллегорических фигур, всякого рода «Слав» и «Добродетелей», невольно вызывая в памяти композиции барочных надгробий. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. И тогда вместе с «Успением Марии» возникают «Мадонна пилигримов» (ок. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.
1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Художники изощряются в писании картин с острыми эффектами ночного освещения один из живших в Италии голландских караваджистов, Герард Хонтхорст, получил даже прозвище Герардо делле Нотти («Герардо ночной»). Жизнь рисуется ему в виде прекрасной идиллии на лоне природы («Вакханалия», Эрмитаж «Пастораль», ГМИИ им. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.
Помимо Генуи Кастильоне долго работал при мантуанском дворе и в других городах Италии. Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Истоки этого жанра восходят к венецианцу Якопо Бассано. С первых же шагов своего творчества Караваджо обращается к изображению бытовых сцен. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти.
Особенным успехом пользовалась его контрастная сумрачная светотень. John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. После этого художник жил и работал в Неаполе, на Мальте, Сицилии. Ее прошлое изорванными украшениями валяется на полу, а будущее только приходит к ней.
Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. Наверное, такая драматическая жизнь немало поспособствовала его ярко выраженной, экспрессивной живописи. В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Однако оба мастера представляют интерес прежде всего как портретисты. Ромуальда», ок. Лючии» (1608 Сиракузы, церковь Санта Лючия), в «Воскрешении Лазаря» (1609 Мессина, Национальный музей) художник отказывается от всякой сколько-нибудь нарочитой построенности.
Художник изобразил себя с карандашом в руке, его голова небрежно повязана платком. Маньяско, с одной стороны, тяготеет к эмоционально субъективному осмыслению пейзажа, а с другой – к изображению пейзажа как декоративного панно («Светская компания в саду» Генуя, палаццо Бьянко). К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр). Наемники, проститутки, воры, убийцы — их девизом была фраза «Нет надежды — нет страха».
Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. Среди их учеников и сотрудников наиболее известны Гвидо Рени и Доменикино, появившиеся в Риме вскоре после 1600 г. В их творчестве принципы болонского академизма достигают окончательной канонизации. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Первым представителем зрелого барокко был Джованни Ланфранко (1582—1647), уроженец Пармы, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. Но и тут Караваджо сопутствовала удача.
1595 Лувр). Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Первое время Караваджо сильно нуждался. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. Эта подчеркнутая предметность, натюрмортность присуща большинству его ранних картин. Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти.
они совместно украшают фресками ряд дворцов Болоньи. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.
Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе).
Это важный шаг на пути развития реалистического метода. Фреска Гверчино «Аврора» (между 1621 и 1623) в римском Казино Людовизи завершает линию академической монументально-декоративной живописи, во многом предвосхищая стиль зрелого барокко. Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея). Филиппо I Колонна.
Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Как мрачный эпилог, неизбежно завершающий жизнь человека с ее радостями и печалями, показан последний обряд — «Соборование».