Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства. Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам мировой живописи. Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя.
Эль Греко пользовался покровительством кардинала Алессандро Фарнезе, был хорошо известен как живописец и получал так много заказов, что должен был взять себе в помощники ученика. Влияние Эль Греко простиралось далеко за пределы живописи, оно, например, сказалось на творчестве таких великих писателей 20 века как Никос Казандзакис и Райнер Мария Рильке. Творчество Эль Греко повлияло на многих толедских художников, но его индивидуальной манеры придерживался только сын — Хорхе Мануэль, вскоре, однако, сменивший занятия живописью на архитектуру.
После смерти Филиппа II (1598) живопись Эль Греко получила официальное признание. Неповторимость живописи Эль Греко заключается в его манере живописных работ, ученика великого Тициана. Живопись Эль Греко заняла особое место в истории испанской живописи 16-17 веков.
Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи. Живопись Эль Греко вырастала на сложной основе. Эль Греко Доменико испанский живописец. Блестящий расцвет испанской живописи начинается с появлением в 1576 в Испании художника Доменико Теотокопули, прозванный Эль Греко. Эль Греко считал цвет важнейшим и наиболее неуправляемым элементом живописи и заявлял о первенстве цвета перед формой25.
Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.
Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Многое здесь далось художнику с трудом. Августин и св.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана.
Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Самое замечательное в картине -- остропсихологические портреты толедцев. Однако королю работы не понравились, он распорядился поместить святого Маврикия в зале собраний вместо капеллы и больше ничего у Эль Греко не заказывал37.
Их трепетные контуры повторяют неистовый ритм движения человеческих фигур. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570).
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто.
Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
Однако, это не совсем так. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Деревья, скалы, небо, облака и одежды кажутся живыми. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Ильдефонсо4. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости.
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение.
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. e. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения.
Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Сцены освещены фосфоресцирующим холодным светом. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины «Пир у Симона-Фарисея» (Чикаго, Институт искусств), «Вознесение Марии» (Толедо, церковь Санта Крус), «Встреча Марии и Елизаветы» (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера «Снятие пятой печати» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Эль Греко сделал Толедо своим домом. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Он превратился в подлинного «homo culto» — носителя высокоразвитой позднеренессансной культуры.
Художник обращался к узкому кругу религиозных сюжетов (Изгнание торгующих из храма, Исцеление слепого, Благовещение), постепенно развивая и совершенствуя ренессансные изобразительные приемы.
Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо.
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Однако вряд ли это справедливо. Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были внего заложены на Крите.
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Ярче всего его дарование открылось в области портрета. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия».
(Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.
Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Ему чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св.
В 1890-х годах испанские художники, живущие в Париже, приняли его в качестве своего наставника80. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь, вконце которой он создал целый апостольский цикл. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107.
Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Немалую роль в его религиозно-философских воззрениях играла философия неоплатонизма, распространенная и в той интеллектуальной среде, с которой он был тесно связан. Его творческая судьба складывалась удачно. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами. Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко Погребение графа Оргаса (1586--1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Именно эта техника позволяла ему создавать эффект свечения (света изнутри) и добиваться неповторимых оттенков. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
Вопрос о наличии у Эль Греко прогрессирующего астигматизма по-прежнему остается открытым для дискуссий128. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. 1576) и др. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.
Почему так произошло. одухотворения и оцепенелости. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Лишь немногие работы Эль Греко этого периода признаны достоверными.
«Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. l. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века.
В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. На переднем плане внимание привлекает белокурая продавщица голубей — тип пышной полуобнаженной венецианки, представленной в неустойчивой, «падающей» позе. Стефан и Св.
Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел. Как пишет Т. П. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.
Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. На ней изображена гибель Святой Девы Марии.
Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. От этого события иотсчитали время его появления на свет, но проверить данный факт уже вряд ли возможно. Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Их примеру последовал и молодой Доменикос. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Иностранцы специально приезжали в Толедо, чтобы полюбоваться и приходили от нее в восхищение.
В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна.
Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Впервые он применяет здесь «разноглазость» персонажей не только в размере и асимметрии глаз, но и в характере взгляда. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Здесь все находится в драматическом движении. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Терезы и других испанских мистиков XVI века.
Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Между тем обращение к такого рода изображению представляло распространенную в эпоху Возрождения форму живописи, воссоздающую утраченные знаменитые произведения античности на основании древних сохранившихся литературных описаний. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Истоки его живописи многообразны. Сильно удлиненные фигуры в страстном порыве устремляются вверх. Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 века.
Чуду, происходящему во время траурной церемонии, сопутствует чудо на небе, которое разверзается над головами присутствующих и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Крит в те времена был владением Венеции. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни.
Свет еще сохраняет материальность, золотистый огонь — теплоту. Грек по происхождению. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
Как это возможно. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Но все неузнаваемо преображено художником. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71.
Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. В 1576 году художник отправился в Испанию. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Неизвестно, сколько он оставался в Риме, по некоторым сведениям он вернулся в Венецию (прим. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Чувство одиночества, душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Луки. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Но многие приемы абсолютно необычны. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина.
Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Огромное пятно винно. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
1600). Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». АХристос пребывает как будто отдельно от них.
Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие.
Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. При этом он был человеком Ренессанса. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Однако его надежды не оправдались, он не получил признания при королевском дворе и навсегда поселился в древнем Толедо, городе старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты.
Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца.
Пропорции фигур, как правило, неестественно вытянуты. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35.
Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Он утверждает, что ключи к пониманию творчества Эль Греко лежат в философии Платона и неоплатонизме, трудах Плотина и псевдо-Дионисия Ареопагита, а также трудах отцов церкви70.
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. i.
Он грунтовал холст или доску, затем накладывал несколько слоев краски один на другой. Уже привезенный в Рим среди других его работ, созданных в Венеции, Автопортрет (к сожалению исчезнувший), по словам Джулио Кловио в письме к кардиналу Фарнезе, привел в изумление римских художников. Что, вобщем-то, справедливо. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Она была написана для алтаря этого святого, но картиной остался очень недоволен его величество, что, однако, неудивительно, так как немного найдется таких людей, которым бы она нравилась, хотя и говорят, что написана она искусно и что автор ее много знает и показал себя в вещах им созданных, прекрасным мастером».
Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Портрет создает строгий исполненный спокойного достоинства образ. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. К концу жизни художник был практически разорен. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46.
Венецианские мастера научили его организовывать многофигурную композицию в окружении яркого света. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. 1. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Через 300 лет в этой же технике будут работать импрессионисты. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. Сейчас он находится вТоледо.
А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Он не воспринимал манеру римско. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее.
Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Увлеченный классической архитектурой, он произвольно комбинировал ее мотивы из популярного в то время трактата Себастьяно Серлио (1551, Венеция). Композиция резко делится на две части.
Один из самых ранних вариантов Изгнания торгующих из храма с подписью по-гречески «Доменикос Теотокопулос, критянин» находится в вашингтонской Национальной галерее. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Эль Греко считается предтечей экспрессионизма и кубизма, а его личность и творчество послужили источником вдохновения поэтов и писателей, таких Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Словно сотканная из бледного золота, картина лишена какого-либо оттенка приземленности. На небе, озаренном вспышками холодного света, Христос с сонмом святых принимает душу Оргаса. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. А посетив Парму, высоко оценил Корреджо.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. По словам Дж. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора.
Не осталось унего иучеников. Казалось бы, неожиданной для элитарного круга Орсини и его просвещенных друзей выглядела картина Эль Греко Мальчик, раздувающий лучину (около 1570-1575). В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Совсем по-эль-грековски выглядит кисть левой руки мальчика, длинная, узкая, «черная», еле держащая лучину. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой».
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Кего первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал на него Феофан Критский.
О мастерстве Эль Греко — портретиста позволяет судить созданный вскоре по приезде в Рим по заказу Фульвио Орсини Портрет Джулио Кловио (около 1570). 1572). Исцеление слепого отражает влияние заимствованных в Риме маньеристических приемов. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Как правило, это были небольшие картины, написанные темперой на деревянных досках. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta).
В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Художник и сам полюбил этот город.
Обычно применяемый низкий горизонт увеличивает их масштабы. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14).
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Указательным пальцем правой руки он демонстрирует зрителю разворот книги — прославивший его шедевр — миниатюры Часослова Фарнезе (Horas Farnesio завершен в 1546 году, находится в Библиотеке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке). Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении разлетающихся складок светло-малиновой мантии -- с преломляющимися в ней лучами света, с черными тенями судорожный жест руки, схватывающей ручку кресла, выдает бушующие страсти фанатика. Правый глаз Кловио кажется потускневшим, словно незрячим. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма.
Слава Богу, что так. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Не удивительно вот таким образом, что в описи имущества, составленной после смерти Эль Греко, среди немногочисленных личных вещей художника упоминаются шпага и кинжал с ножнами. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. С 1577 жил и работал в Испании.
f.
Как Понтий Пилат, который спрашивал, что есть истина, втот момент, когда Истина влице Христа стояла перед ним. Но на греческой земле Доменикос Теотокопулос жил и работал недолго. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком.
Поскольку Крит с 1211 года принадлежал к владениям Венеции, для молодого Эль Греко было абсолютно естественно продолжить свою карьеру именно там4. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Первый крупный заказ Эль Греко получил здесь от декана Толедского собора дона Диего де Кастильо. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Тому есть несколько причин.
Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Город оказал на него огромное воздействие. Здесь противопоставлены разные типы людей.
Особое место в испанской живописи второй половины 16 -- начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541-- 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Но он не случайно покинул гостеприимную Италию, где успешно освоил навыки живописи и приобрел много друзей в среде художников. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Зеничев). Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Такая техника позволяла создавать картины, сохраняющие светоносную силу и интенсивность цвета в музейных залах с плохим освещением или в темное время дня. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Такие невозможно было получить смешивая краски на палитре. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Мастерски написаны рефлексы стали на доспехах, жемчуг, узоры белых кружев на черном бархате и другие декоративные детали, которые любили воспроизводить в живописи испанцы. Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени.
Это традиции иконописи и мозаичного искусства Византии, со звучными переливами глубоких тонов. данным – ок. Экстатические образы живописца похожи на бесплотные тени. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Зеничев).
Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок.
Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. c. Сила воздействия достигается, прежде всего, необычайной интенсивностью и красотой колорита. Художник не скрывал явных заимствований: исследователи находят в них мотивы Тинторетто, Тициана, Рафаэля, Микеланджело. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Когда в XVI веке Крит пришел в запустение и упадок, многие художники уехали в Венецию. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79.
Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Причины недовольства короля остались неизвестны. Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите.