Эдгар Дега (19. 07. 1834, Париж— 27. 09. 1917, Париж)— Илер-Жермен-Эдгар де Га —французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Художник Эдгар Дега, живописец танцовщиц, много писал сцен из жизни театра и балета, а одна из самых знаменитых его творений Голубые танцовщицы сейчас выставлена в Музее изобразительных искусств им. Эдгар Дега: Французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. В Электронной Энциклопедии Художественной Эротики EroVVheel собрана полная коллекция эротической живописи художника-импрессиониста Эдгара Дега (Edgar Degas) в двух частях Эротические картины и Эротические рисунки.
Дега Эдгар (Degas), французский живописец, график и скульптор. Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
1883, Париж, частное собрание), После ванны (1883, Нейи-сюр-Сен, частное собрание), Утренняя ванна (ок. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Его произведения ничего не воспевают. Это было сказано парадоксально и резко, но, несомненно искренне. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Позже Эдгар тоже начнет экспериментировать с пастелью и в итоге на свет появится растворитель его собственного «сочинения», основой которого станет скипидар.
Это «Голубые танцовщицы» — пастель из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина, написанная около 1897 года. Каждый глядит в свою далекую пустоту, не замечая другого. Тут надо пояснить отношение Дега к импрессионистам, с которыми его часто объединяют. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма. «А как же месье Ренуар. »— спросили его однажды.
Работ Пабло Пикассо на торгах Sothebys много — целых семь. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. В этом их сила и слабость. Дега изображает женщину, которая не думает о том, как она выглядит со стороны.
Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета. Родился в состоятельной семье банкира де Га. Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами. Сделав важный шаг к рассекречиванию своего спецхрана, руководство Эрмитажа рассчитывало не на шумные сенсации и скандальный успех, а на притягательность художественного поля «Неведомых шедевров». 1883) «Причесывающаяся» (ок. Самая дорогая импрессионистическая вещь на Sothebys — это «Руанский собор в тумане» Клода Моне (эстимейт 16-22 млн). Дега — художник Парижа, не сторонний созерцатель, однако и не участник, скорее — действенный наблюдатель парижской жизни, сам «горожанин и друг горожан».
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). В своих ранних рисунках Дега добивался потрясающей точности и натурализма, часто используя для этого карандаш. Дега был так давно и так недавно. Impression — впечатление. И раньше замкнутый, он стал абсолютно отчужденным. Художник вел полунищенское и полуголодное существование.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Э. Дега «Мытьё» (1886). Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Та, которая продается, названа шедевром заслуженно: резко кадрированная композиция (от второй балерины виден только кусочек юбки) и сложного оттенка огромный зеленый бант за спиной танцовщицы придают работе энергичность и законченность. Это признано совершенным воплощением отчужденности.
На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). В 1871 году, когда война закончилась, художник совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872—1873 года провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. А уже упомянутый Тугендхольд отмечал «яркие вспышки сине-желтого пламени, знаменующие собой полный разгар живописного темперамента Дега Резкой синевой пламенеют корсажи балерин золотые огоньки загораются то там, то здесь в их шевелюрах многоцветными жилками перламутра пульсируют их обнаженные руки и плечи. Экипаж на скачках (ок. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета.
«Всё, что я делаю — это результат размышлений. По правде говоря, занятным и немного пугающим получается сходство черт биографии этих живописцев, если кому-то вздумается их сравнить.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Но другим он отказывал в этом праве.
К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью. Конечно, он изображал мимолетности бытия, останавливал мгновения, но делал это совсем иным способом, чем его друзья и сподвижники, «праведные» импрессионисты: Мане, Писарро.
Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют. Это происходит уже в середине 80-х подов — начинается время, когда появляются не только разногласия внутри самого движения, но и приходят новые веяния с Ван 1огом, Гогеном, Дега (который импрессионистом себя никогда не считал). Зиму 1880-1881 годов Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу.
1863, Байонна, Музей Бонна), Женский портрет (1867, Париж, музей Орсе). В работах нюэненского периода (1883-1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Остальные выполнены пастелью.
Впрочем. Первые из знаменитых изображений танцовщиц и театральных сцен Дега появились в 1867 году. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно. Лишь благодаря такому счастливому стечению обстоятельств эта малоизвестная сторона творчества Дега дошла до нас. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
В 1861году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Печально, дар Кайботта приняли лишь наполовину, разместив в Люксембургском дворце (ныне это собрание составляет основу Музея дОр-се), остальная часть после смерти художника «ушла» к коллекционерам за океаном. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Импрессионисты ставили во главу угла цвет, Дега — рисунок.
Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, – никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Он не превратился в историческую достопримечательность, в памятник, в почтенную руину скупой на средства выражения, четкий, совершенный мастер. Он хотел, чтобы воспоминания и фантазия были «свободны от тирании правды». Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
К Дега присоединились художники более молодого поколения: Видаль, Кэссет, Руар, Тил-ло. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Дега интересовала обычная жизнь людей. С 1870-х годов художник начал экспериментировать с техникой пастели.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. 1883) «Перед сном» (ок. Скорее всего, так сказывалась болезнь глаз, быстро прогрессировавшая у художника.
Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. 1897 – 1899, Москва, Гос. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. Портрет семьи Белелли, родственников со стороны отца, оконченный уже в Париже в 1860 году, неуловимо выдавался и ряда его работ, быть может, в силу своей непосредственности. С Дега такого случиться не могло, он мастер до кончиков ногтей. Его произведения ничего не воспевают.
Картины темные по колориту, суховаты по форме. Спонтанность не была присуща художнику и он сам говорил: «Всему, что я делаю, я научился у старых мастеров.
Работы художника можно разделить на несколько тематических направлений, одним из которых, снискавшим популярность у публики, стало изображение балетных сцен, преподносимое им с изяществом, но без лишней сентиментальности. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Восход оолнца. Это название «прилипло» к художникам, как маска к лицу, когда Клод Моне назвал так свою картину — «Впечатление.
92 х 68 см. Дега, наверное, самый совершенный среди современных ему художников. Однако, материальная обеспеченность позволяла молодому человеку не заботится о хлебе насущном и посвящать всё свое время любимому занятию.
Все чаще он обращался не к живописи, а к скульптуре, обучаясь, по собственным словам, «ремеслу слепого». Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. «Месье Ренуар, — с нажимом ответил Дега, — может писать где хочет». И это противоречие не имело решения. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
Она возвышается словно массивная темная пирамида. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). 1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеон III. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Как оказалось именно эрмитажная выставка смогла в минувшем году поддержать на должном уровне туристический поток в Северную Пальмиру, когда он катастрофически падал. 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Особый интерес у живописца вызывали такие старые итальянские мастера как Мантенья, Беллини, Гирландайо и Джотто. музей изобразительных искусств им. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. В 1855 – 1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др. 1887-1890).
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица» оценена в сумму более 40 млн. считая, что на воздухе художнику не следует писать. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Выставлял свои картины лишь в немногих избранных публичных местах, это вызывало интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. К 1882 г. у него начинает резко ухудшаться зрение, он чаще начал обращаться к пастельной технике и к скульптуре. Почти за 10 лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Он лепит то, что хорошо знает и любит: балерин и коней, великолепно передавая стремительные движения, легкие «па», воплощая саму душу балета – динамику (Большая арабеска, ок. Родился 30 марта 1853 года в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Там он посещал занятия в Академии художеств. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Клуэ.
В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Э. Дега.
«Семейство Беллели». Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Он боготворил Энгра. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Автопортрет (1854-1855). Так появились его ранние произведения. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства – линия, быстрая, точная, стремительная.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Это произошло в 1874 году. «Голубые танцовщицы». Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели».
Однако импрессионистом Дега не был. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Эдгар Дега, сын своего времени, ничего не утратил в иной эпохе. Безусловно, лучшее произведение раннего Дега — великолепный «Портрет Семьи Беллелли» (около 1860). Они работали с натуры, он — только по памяти. Художника привлекает все, что движется, действует, отсюда и темы – скачки, бега, жокеи, лошади, балет, цирк, мир театра, кулис, репетиций и т. д. Он любуется ловкими поджарыми жокеями их профессиональной хваткой, великолепными скакунами, нарядной взволнованной толпой зрителей: Жокеи перед трибунами (ок. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. На выставке представлены две картины, подписанные Моне и предлагается небольшой фильм об атрибуции этих полотен. И эти надежды оправдались.
Отчасти из-за болезни глаз Дега обращается (с 1880-х) к скульптуре и в последние годы может заниматься только пластикой.
Мастер непостоянен в своих пристрастиях, в своем отношении к увиденному. Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо».
Ренуар, Моне. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Первые шаги Эдгар делал в студии ученика своего кумира, Луи Ламота, который в то время был весьма модным и известным в широких кругах живописцем. 1880 – 1890, Париж, музей Орсе). Много и плодотворно рисует, работает над портретом – это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей: Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Мне нравится эта суровость». — Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге. Балет, как его понимал Дега, отлично подходил к его философии времени.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах. Он был старшим из пятерых детей. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Импрессионистов «первого часа» сменяют пуантилисты во главе с Жоржем Сера. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета.
Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Он встречался со многими молодыми художниками, в том числе с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром, Полем Гогеном и Жоржем Сера. Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Здесь есть неоклассическая пастель «Девушка в голубой шляпке» (1923-1924 годы, эстимейт 6-8 млн), которую составители каталога Sothebys не постеснялись (в общем-то справедливо) сравнить с мраморной головой Артемиды V века до н. э. Экспрессионистический натюрморт написан Пабло Пикассо 10 июня 1941 года в оккупированном нацистами Париже.
Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Другое дело, что из столкновения неустранимых противоречий Дега научился (хотя и не сразу) извлекать интенсивную энергию творчества, да и вообще склонность к разрешению трудных (для других — непосильных) задач была у него в крови.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства.
Он жил один. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»).
Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. В 1873году художник вернулся в Париж. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Зимой 1885-1886 Ван Гог отправился в Антверпен.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
«Арлекина» Пабло Пикассо тоже можно было увидеть в Москве. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Тут нет и следа труда и пота, тут нет подделки и нет прикрас — только танец легкий, воздушный, заставляющий вспомнить образы давно минувших эпох, более счастливых и прекрасных, думал Дега, чем его собственная О «Голубых танцовщицах» один исследователь сказал, что цвет является в них «радиацией формы». Хюттингер).
1876 – 1877, Нью-Йорк, музей Метрополитен Репетиция под аккомпанемент скрипки, ок. Он создает целые серии «причесывающихся», «одевающихся», «выходящих из ванной», «занимающихся туалетом», «вытирающихся» и т. д. Художники и прежде писали картины на подобные сюжеты, но их персонажи всегда как бы чувствовали присутствие некоего зрителя: их позы были исполнены изящества, движения – грации. Душа его искусства – линия, острый, подчас гротескный рисунок.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. В 1885 году эту пастель купил друг Эдгара Дега она хранилась в одной семье более ста лет — до своего первого появления на аукционе Sothebys в Лондоне в 1999 году (тогда при эстимейте 5-7 млн она была продана за 17, 6 млн). Каждый зал выставки имеет свою микротему.
Еще в юности он как-то записал для себя: «Ах, Джотто, не мешай мне видеть Париж. Дега был активным членом «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, графиков и пр», постоянно участвовал в выставках импрессионистов, пропустив лишь одну (в 1882 году).
И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. 1879, Париж, музей Орсе), Скачки в провинции. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. В дипломатических кругах говорили: из-за этих самых «Неведомых шедевров». Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874года. Он возводил это в принцип.
История зарубежного искусства. Он же писал стремительный темп большого города и его людей, постоянно меняющих обличье или, если угодно, личины. В 1861 году Дега знакомится с Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего.
Эдгар Дега — удивительная и чем-то загадочная фигура во французском изобразительном искусстве, за которой закрепилось случайно оброненное одним критиком название «импрессионист». Она пришла к нему довольно поздно, под сорок лет. Кроме того, точность его изображений была абсолютно нетипичной для импрессионизма. Сближало его с импрессионистами то, что он всё-таки умел уловить движение. Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880).
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге. 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва).
Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). Он умер в 1917 году, но как художник — гораздо раньше, пораженный почти полной слепотой. Одна из поздних работ Дега, одна из последних в его прославленном цикле балетных сцен. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Что не мешало ему отдавать должное «затворнику» Тулуз-Лотреку и немыслимому вне пейзажа Полю Гогену. Ту же тему вычитываю я в картине Э. Дега «Абсент». При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Часто светские дамы в роскошных облачениях уходили из мастерской Дега разозлёнными и недовольными, сетуя на непочтение мастера. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор.
Этот момент преображения Дега и запечатлел в «Голубых танцовщицах». Естественное и органичное сочетание живописи и графики крайне привлекало Дега. Мне вспомнилась парочка в бистро.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Иногда взгляд художника выхватывает отдельную яркую фигуру, причудливую тень на земле, одухотворенное лицо (Молодой жокей, 1866 – 1868, Париж, частное собрание). Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, — никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе.
В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. О вдохновении интуиции, темпераменте я и знать не хочу». В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Вот таким образом, кстати, он не любил пейзажа.
Холст, масло. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Он чужд и другому основополагающему принципу импрессионизма: писать исключительно на пленэре, при естественном освещении, чтобы солнечный свет окутывал натуру. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). 1858 – 1860, Париж, музей Орсе), Портрет Леона Бонна (ок. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
1886, Париж, Музей Орсэ). В это время он начал рисовать.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Необычное для художника обилие обнаженной мужской натуры наблюдается на картине «Три возраста мужчины», написанной в 1942 году ее эстимейт 2-3 млн. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Да был ли он настоящим импрессионистом. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Первая большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином. Художник может быть и восторженным почитателем и ироничным, насмешливым наблюдателем, но взгляд его всегда отличается остротой, рука – точностью («островидец» – так иногда называли Дега) каково бы ни было отношение мастера к происходящему, перелагая свои наблюдения на язык живописи, он создает удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком. В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». То есть, далеко не всё.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. По их примеру и под их влиянием в 1869 году он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 году не был уволен за некомпетентность. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. 1869 – 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.
Поражает лицо отца художника, всей душой погруженного в стихию музыки. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
Постепенно зревший конфликт привел, в конце концов, к расколу группы. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Под «правдой» он подразумевал буквальность. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Все, что я делаю, есть результат размышления и изучения старых мастеров. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Его кумиром и образцом всегда оставался Энгр — последний великий классицист Франции.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
Он жил один. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Художник много путешествовал, он побывал в различных местах Франции, в Бельгии (1869), в Америке (1872) у родственников матери в Нью-Орлеане написан Портрет в хлопковой конторе (1873, По, Музей) в Швейцарии (1882).
Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски и кистью наносил её на холст. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Э. Дега «Абсент» (1876). Плечи женщины опущены, взгляд потухший.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). (Абсент, 1876, Париж, музей Орсе).
Он также был известен как способный мимический актёр. Вот она — тайна подтекста, когда так мало на поверхности и так много в глубине. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник.
Некоторые выставки он помогал организовывать. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Дега мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (ок.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге.
Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке.
Дела покойного оказались в полном беспорядке и банк, которым управлял отец Эдгара, задолжал другим банкам астрономические суммы. Художник, особенно начиная с восьмидесятых годов, часто пишет обнаженную натуру: «Женщина, выходящая из ванной» (1883), «Купанье» (1886), «Ванна» (1886), «Женщина в ванной» (1895-1900). К 1890 году Дега почти окончательно утратил зрение. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Маленькая Джулия сидит на краешке стула, левая нога скрыта — прием мастера, которым он передает спонтанную непосредственность, что для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни». Цветы на картине кажутся сделанными из жести, настолько они твердые и угловатые.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Иногда театр для него – это феерия, волшебство (Звезда, ок. А ведь он родился в 1834 году, при Луи-Филиппе. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. 1890, Чикаго, Институт искусств), Таз (1886, Париж, музей Орсе). Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины».
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Основой процветания города была торговля хлопком. Гоген и числится по другому ведомству — постимпрессионизму.
Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже.
Эта большая работа создана около 1879 года на ней изображена балерина, сидящая на скамье. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением).
В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Устроители пошли еще дальше, обнажив перед зрителями то, что обычно от их глаз скрыто, — так называемую «артистическую кулису» Например, на выставке можно увидеть палитры Ван lora и Сера, коробку с клубками разноцветных шерстяных ниток, с помощью которых Ван lor подбирал сочетание цветов для своих картин, балетную туфлю, принадлежавшую Дега, фотографии бородатых художников на пленэре и многое другое. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. А. С. Пушкина). Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. » (deliberation) — писал мастер.
Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Он жил один. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни).
В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Все здесь полно осмысленного движения. Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген имеется их полный набор. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. Он сам называл себя «колористом посредством линий». Часто укрупненный план, асимметричность и динамичная фрагментарность изображения создавали впечатление кинокадра.
Конец его был трагичным: художник, поражавший современников зоркостью видения, умер почти полностью ослепшим. Однако в картинах Дега не стремится следовать классическим образцам и идеалам — фигуры его угловаты, худы, движения их резки, формы далеки от совершенства. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.