Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком. Зато известно, что и отец Босха Антонис ван Акен был живописец, так же как два дяди и дед Ян ван Акен. Новаторство живописной техники Босха приводило современников в восхищение не меньше, чем изобретаемые им образы. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Помимо живописи, Босх также занимался изготовлением гравюр, оттиски которых распространялись в разных городах.
Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Босх – художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века. Профессиональной живописи Босх обучался в нидерландских городах Харлеме и Делфте. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) – выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы». Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Jos de Sigenza), живший в XVIIв.
Босх вырос в семье потомственных художников. Достоверные факты скупы. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Внизу под ним буйствует Жадность.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Это увлечение длилось несколько десятилетий. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
Последний период творчества художника характеризуется отходом от изображения мистики и фантастики. Безжалостность – вот что она значит для живописца. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.
Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В хертогенбосской школе Братства Общей Жизни два года проходил обучение Эразм Роттердамский. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии.
К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Но разве тут дело в св.
Он сражается с ними, как сражается и сам художник. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. И это происходит на глазах только очнувшегося Адама и Бога, который ведет к нему Еву за руку. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Картина Босха показывает корабль. Это связывают с тем, что большинство его сохранившихся картин находилось, как было сказано, в закрытых коллекциях Испании и Португалии. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Перед вами – репродукция картины Босха.
Его техника называетсяалла прима. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин).
Иоанна, бесследно исчезли. 1478 года), стали художниками. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть.
(внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Самое важное, что вам нужно знать о достопочтенном мастере Босхе— это то, что о нём, собственно, почти ничего не известно.
Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками.
Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных.
Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины.
Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Есть в этом и ещё один нюанс поскольку сено – товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ. Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом.
По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Это единство закономерно и естественно. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха.
Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос – Den Bosch. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений.
Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. Если присмотримся внимательнее, то увидим, что в телегу впряжены всякие уродливые существа, которые в действительности тянут его прямо в ад.
В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Пастыри и паства совместно беспутствуют. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Босх без колебаний избегает больших форматов. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании. И наиболее сложным. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности).
Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. В архиве Хертогенбоса сохранилась запись о том, что в 1498 году лебедя для трапезы подарил Босх. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка. В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. Его техника называется алла прима. Известно еще одно произведение с изображением Босха, хранящееся в музее аббатства города Аррас во Франции.
Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Он был потомственным художником, его дед, отец и два дяди были живописцами, видимо, у них он и учился.
На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Что же мы видим у Босха. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Очевидно их было крайне мало. Это вполне традиционно и понятно. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Здесь Босх – прямой предшественник Брейгеля. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя».
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Это особенно видно по изображению преисподней. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
Там, вероятно и родился около 1450 года. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Психиатры называют это состояние онейроидом. Спорна центральная часть. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
Мы можем только догадываться, что слава мастера не ограничивалась Хертогенбосом, коль скоро в качестве псевдонима берется только часть названия города, – случай довольно редкий по тем временам. в Хертогенбосе (Брабант). «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов.
Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Больные называют это сном наяву.
В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать.
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. Соединение двух планет – символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) – принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря.
Пылали костры инквизиции. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре.
– Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. Картины Ада, написанные им, – по существу, страницы Апокалипсиса. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Кому то из них не везет, эти неудачники оказываются под колесами и вскоре будут безжалостно раздавлены гигантским возом.
Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена». Сколько его ни набери, богаче не будешь.
Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Это – кощунственная для церкви мысль. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Ерун ван Акен родился около 1453г. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы.
Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.
Лица людей свирепые. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Первая из них по внешним признакам — жанровая. По Йохану Хейзинге, любование безобразным, получение чувственного наслаждения от отвратительного и ужасного было выражением психологического состояния европейца XV века, связанного с зарождением новой маньеристической эстетики. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. 1505, Берлин, Государственные музеи).
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Однако каждый человек стремился забрать себе всё.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Легенда о мессе Св. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. Иероним Босх был современником великих мастеров итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, — однако творчество нидерландского художника совсем не затронуто влиянием итальянского искусства ни в области идейного содержания, ни в решении художественных задач.
Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Она была продана работорговцами Евсевию, который, возможно и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Как-нибудь объяснить его затруднительно. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого.
Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом.
А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины.
А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Его техника называется алла прима. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Иоанна. Ни одна из этих работ не сохранилась. Босх – был личностью весьма интересной. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Время сохранило только дату смерти – 9 августа 1516 года. Присутствие падающего в обморок персонажа не разъясняет противоречий сложной иконографии картины. Неизвестна и дата его рождения. Несмотря на свою любознательность и общительность, Босх никогда не выезжал дальше ближайших окрестностей своего селения.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть.
В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». И все же лучше судить о Босхе по его работам. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие.
В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Иероним Босх – великий нидерландский художник. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Его полуобнаженное тело все в крови. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх).
Ерун ван Акен родился около 1453г. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте.
Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года).
То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну.
Главная цель Босха — показать хаотичную, запутанную, лишенную определенности реальность злобность, нелепость и бессодержательность всего, что происходит на свете. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри.
Вот, собственно и всё. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. В живописи ему было интересно абсолютно другое. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Оно не укладывается ни в рамки общей европейской традиции, ни в русло развития ранней нидерландской школы живописи. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она.
Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. При жизни Босх был достаточно оценен, получал заказы от богатых горожан: об этом свидетельствуют триптихи, картины на трех створках, на которых изображены донаторы – люди, заказывающие картину и оплачивающие работу над ней. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе».
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. вХертогенбосе (Брабант).
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Испанский инквизитор Торквемада за полтора десятилетия осудил на смерть более 10 тысяч человек. На левой створке – Эдем, где, на первый взгляд, все существа идеально соседствуют между собой. Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя.
– так писал о ней Р. Б. Климов. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья.
Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца – Иеронимус (или по-нидерландски – Иероен) ван Акен. А сзади него жизнь, покидаемая им.
Идеалы Средневековья — бедность, смирение, целомудрие, благочестие — уступают место жажде жизни, обладанию всеми ее благами поэты и художники прославляют красоту и земную, чувственную любовь. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества.
На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Иероним ван Акен, называвший себя Босхом, считается одним из наиболее таинственных мастеров живописи. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Лишь семь творений Босха подписаны. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери.
Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Может быть, это объясняется той тщательностью, с которой он выписывает каждую деталь в своих композициях. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Картина называется «Искушение святого Антония «.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Ад изображен в правой части триптиха.
Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований.
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Сюжет религиозный. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Это худощавый бритый старик с большими глазами на напряженном лице, одетый в голландскую шапку и сюртук. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Легче всего могут быть интерпретированы Воз сена и Семь смертных грехов.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. На черном фоне расположен под ним Ад. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка) в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Около 1480г. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Жизнь его протекала внешне спокойно. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне.
Другой объелся до рвоты. В произведениях художника мы видим иногда и абсолютно другое — образы удивительной красоты и прелести. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.
Обширные второплановые панорамы Босха, передающие нескончаемые просторы его родины, уникальны. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Ван Акены – потомственные художники.
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Босх и реален и символичен.
Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена».
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы – это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, – так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства – с другой. Картина Босха – не иллюстрация к ней. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью».
Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Здесь количество «нечисти» еще ограничено. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Бог видит «. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника.
Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Некоторые обращают внимание на то, что картины Босха напоминают сцены из театральных представлений и делают вывод, что художнику были не чужды интересы средневекового народного театра. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители.
Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Между тем уже в 1480-1481 годах в книгах счетов зафиксировано, что он приобрел две створки старого алтаря, незавершенного его отцом.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя.
Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Они лучше нас понимали ее символику: красный – страсть, зеленый – доброта, синий – земные удовольствия или обман, черные птицы – грех. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Нарушение определенного типа привычных связей, даже незначительное, должно было обладать большой силой воздействия на зрителя.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены.
Меня зовут Лубберт Дас». Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Он напоминает гигантскую строительную площадку. Казалось бы, эти жизненные условия должны были способствовать формированию искусства умиротворенного и привычного, однако мало найдется в мире мастеров, чье творчество столь резко порывало бы со всем предшествующим, было бы столь фантасмагорично и загадочно, порождало бы так много разнообразных, порой взаимоисключающих исследований и толкований. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом».
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Все это как будто списано с картин Босха.
О его финансовом положении говорят около четырнадцати документов, написанных в период 1474 – 1498 годов: к концу XV века Босх считался одним из самых богатых жителей Хертогенбоса. Средневековые мастера и прежде представляли в своих произведениях сочетания разнородных частей, животных и птиц для создания устрашающих чудищ-химер. Здесь сказали свое веское слово и психиатры.
Только природа остается чистой, бесконечной. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя.
По Писанию они все еще закрыты. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. На протяжении многих лет художник был знаком и даже дружил с Эразмом Роттердамскким, мотивы книг которого можно часто встретить в работах Босха. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному.
Лишь семь творений Босха подписаны. В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. после грехопадения. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.
Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Даже многие церковные деятели эпохи Возрождения, будучи покровителями искусства, сами заказывают картины на сюжеты языческой мифологии.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое.
Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх.
Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Живопись Босха – пророческая.
В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Это молодой мужчина с округлым лицом, выражающим то ли недоумение, то ли скрывающим какую-то загадку, на нем длинная одежда и странная шапка.
Рядом сидит в кресле тучный монах. Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Темой Искушения св. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
В Европе разразилась настоящая паника: люди запасались продовольствием, кто-то переселялся подальше в горы, а кто-то срочно спешил проматывать состояния. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Это было последнее произведение Босха. Принято считать, что триптих посвящён Святой Юлиане, культ которой весьма распространён в Северной Италии.
Он – живое обличение глупости и безбожия. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
Вот и Босх населял свои картины такими животными. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Сюжет не нуждается в пояснениях. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного). Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Как воссоединится душа с телом. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
И даже Игорь Фёдорович, да. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Это уже безнравственность и блуд.
Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания). На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду.
Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Однако и сегодня Босх прославлен не только как прекрасный пейзажист и художник, умело и по-своему изображающий быт людей и их нравы. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512).
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св.
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Большая часть того, что написано в энциклопедиях о нём, не раз подвергалась сомнениям, критике и переписывалась. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.
На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова – символ искушения и обмана, удод – знак нечистоты, бабочка – олицетворение ветреного желания, единорог – указание на смерть. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Во главе безумной толпы преследующих, давящих, убивающих друг друга людей изображены император и римский папа. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
в боковом пределе) братства. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. Перед странником лежит ненадежный мостик.
Творчество Босха загадочно. Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов».
Низменным, кровожадным инстинктам толпы противопоставлен немой укор и сила духа согбенной фигуры Спасителя. Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. С ним очень мало праведников оказалось на небесах.
Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Воображение – фантастическое.
В других же рисунках он – несравненный наблюдатель жизни. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей.
В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв.