«жиль» — это, пожалуй, самая грустная картина Ватто. Театральный стиль картин Ватто лучше многих иллюстрирует один из шедевров художника – хранящаяся в Лувре картина «Жиль» – пожалуй, самое известное произведение ВаттоСегодня о ней и пойдет речь. От периода ученичества у Жилло сохранилось лишь несколько картин Ватто (одна из них хранится в ГМИИ имени А. С. Пушкина: «Сатира на врачей»комм.
В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. По другим сведениям, пребывание в мастерской Жерена продолжалось недолго из-за того, что через некоторое время отец отказался оплачивать обучение сына5. Продолжающаяся серия, выпускаемая совместно с немецким издательством Taschen. Книга о крупнейшем фламандском художнике эпохи барокко Питере Пауле Рубенсе (1577-1640). Жиль. 15.
Между 1700 и 1702 годами Антуан Ватто против воли отца, тайно покидает Валансьен и, не имея никаких средств, пешком добирается до Парижа3. Рококо. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности и вот таким образом оно отмечено печатью меланхолической грусти. А. С. Пушкина)13.
Здоровье Ватто ухудшалось. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро).
Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Что же мы видим на картине. Он был выходцем из буржуазной семьи, получил прекрасное образование и воспитание. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать.
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Он начал творить в то время, когда т. н. Рубенс стремительно создавал одну за другой картины на светские, религиозные и мифологические темы. Он много работает и с начала 1710-х годов его известность неуклонно растет, хотя сам художник как правило исполнен неудовлетворенностью всем, что выходит из-под его кисти17. Дворец Шарлоттенбург. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника.
Его картины были гигантских размеров. Он был выходцем из буржуазной семьи, получил прекрасное образование и воспитание.
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Рубенс был счастлив в семейной жизни.
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. В художественном отношении картина написана блестяще. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.
Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Художник с упоением писал обнаженные пышные женские тела.
Он пригласил к себе своего бывшего ученика Жана-Батиста Патера и предложил ему работать в своем присутствии. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. 16. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Это было последнее временное улучшение. Полотно из жанрового становится портретным и раскрывает внутреннюю драму героя. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи».
При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Париж.
ГМИИ им. 130 x 192 см. Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. Холст, масло. Лувр.
Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Среди картин коллекции Ватто также встречался с мифологическими пейзажами Пуссена, а выходя из дворца, попадал в почти всегда пустынный пейзаж паркакомм. Искусство Ватто соответствовало духу этой эпохи. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии.
По определению психиатра Дарольда Трефферта (Darold Treffert), савантизм – это редкое состояние, при котором человек с каким-либо нарушением развития обладает выдающимися способностями в одной или нескольких узких областях, чаще всегов вычислениях, музыке изобразительном искусстве, картографии и трехмерном моделировании (одним из наиболее известных савантов былКим Пик (Kim Peek), ставший прототипом главного героя голливудского фильма Человек дождя). Такое настроение возникает не спонтанно – это целенаправленная задумка живописца. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму.
Вокруг тихая провинциальная площадь, тесно заставленная машинами легкая пыль лежит на их крышах и такая же пыль— на плечах и завитых локонах бронзового живописца. Одно из самых больших своих произведений. Жиль Гримо (Gilles Grimoin) – французский художник из под чьей руки выходят винтажно-романтичные акварели, наполненные не просто образом, а целой историей.
Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. В его взгляде звучит безмолвная просьба то ли о помощи, то ли о любви. Его вторую жену Елену Фурмен считали одной из красивейших женщин своего времени. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.
Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов.
И почти все дома в нём выстроены заново. В конце книги приводится хронология жизни и творчества мастера. Он много работал для всех европейских дворов и всех без исключения церквей. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак».
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». 1710. 2. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Говоря о творчестве аутистов, нельзя не упомянуть работы наиболееталантливых из них – так называемых савантов (от французскогоsavant– эксперт, учёный).
Антуан Ватто. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. В книге «Искусство XVIII века»комм.
14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм.
Его картины были гигантских размеров. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто.
Ватто считается основоположником рококо в живописи. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Хотя в картине отсутствуют эроти- ческие эпизоды, она наделена несомненной чувственностью. Не видно, что он от этого страдает.
Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе.
11. Он много работал для всех европейских дворов и всех без исключения церквей. 7. Нет спектакля – и нет необходимости играть.
Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Собрание его рисунков свидетельствует о том, что, обладая исключительной наблюдательностью, он искал в натурной форме разнообразных оттенков содержания и в бесконечных вариациях поз, движений, жестов довел свою технику до виртуозности.
При посредничестве Сируакомм. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. 9.
Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3. Он черпает вдохновение в литературе 19 века и не любит видеть за окном признаки прогресса. Весной Ватто стало хуже.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Франция. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом».
Берлин. Продолжающаяся серия, выпускаемая совместно с немецким издательством Taschen. Книга о крупнейшем фламандском художнике эпохи барокко Питере Пауле Рубенсе (1577-1640). У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14.
Ему лучше других удалось сделать ощутимой, пожалуй, даже осязаемой, красоту кожи и упругость дышащей плоти. Он рисует так, будто не было за окном технического прогресса, будто время застыло в кружевах воспоминаний, будто всё, что вокруг – это понарошку. Он просто один и все. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. В то же время, он один из главных мастеров европейского барокко.
Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Художник с упоением писал обнаженные пышные женские тела. 1721. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Он покинул дом Жерсена. Ватто — один из первых французских художников начала XVIII века, кто совершил переход от «большого стиля» эпохи ЛюдовикаXIV к изящному и легкому стилю рококо. 13. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни.