Что мы видим. Также уверенно вы будете чувствовать себя, посещая какую-либо знаменитую церковь. И участников событий и читателя на каждом шагу поджидают сюрпризы. Там можно увидеть произведения искусства древних культур Передней Азии (Шумер и Вавилон) или Северной Африки (Египет). Да и что получилось бы из этой затеи. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам.
В правой руке у Авраама ритуальный нож, больше похожий на меч, такого он размера и из облаков рука появилась. А отец при этом несгибаем.
Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Отец обманул его, по сути дела. И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть.
Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно.
Губы источают влагу, маленький пестрый слоник обливается из хобота. Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. В Послании ап. Это – рука матери.
Но и эта монументальность у Рембрандта распадается, подмываемая мощным потоком человечности изливаемой на этот, кажется, так прочно спаянный блок. Подобное происходило в разных уголках земного шара: в Египте, Китае, Южной Америке. Дела шли все хуже. Сын будет сопротивляться и кричать. Имя сына при этом не названо.
Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных.
Авраам стоит в центре изображения, слева от него находится сын Исаак на жертвеннике, связанный – это видно хорошо, так как руки у него за спиной, рука Авраама лежит на голове у сына, а справа от Авраама у его ног находится агнец. В тексте есть множество незначительных деталей, которые создают атмосферу удивления, несколько раз повторяется «и вдруг». Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений.
История начинается нехарактерным для библейской стилистики вступлением: Бог испытывал Авраама. Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян. Согласно другому мнению, эта история представляет собой выражение протеста против языческого обычая принесения ребёнка в жертву богамисточник не указан 1713 дней. Группа опрокидывается в её вершине.
По-славянски общая трапеза обозначается словом «вечеря». Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. Заметим, что в Библии ей предшествует повествование об истреблении Содома и Гоморры. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова.
Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца. В своей картине он изображает (Боже. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Героев теперь не четверо, а трое. Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная.
Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Сказочная птица оказывается под перекрестными потоками извергаемыми конструкцией из множества вращающихся колес. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. «Можно ли говорить обАврааме без обиняков, откровенно, не рискуя соблазнить кого-нибудь. » — спрашивает Серен Керкегор. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына».
Драматический сюжет, который мог носить также название: Связывание Исаака, мы найдём на полотнах Тициана, Веронезе, Рембрандта, Караваджо. По определенным признакам сможете представить время создания картины. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света.
А правая – нежная, мягкая изящная. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. 21, 6-7). В Иерусалимском храме такие жертвоприношения совершались каждый день. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение. В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир.
При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». Холст, масло. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет. Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении. 175, 5 x 210, 5 см. Группа опрокидывается в её вершине.
Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра. Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился. Наконец, однажды Сарра видит, как Измаил «играет» с маленьким Исааком, то есть буквально «смеется». Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. Здесь он все радикально переставил, все поменял. Но их усилия оказались тщетными.
Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Каждая эпоха в искусстве представлена наиболее типичными для того времени произведениями. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». Произойти это, по преданию, должно было на горе. Как только впервые произносится имя Исаака, слышен смех.
Об этом верующие трех религий сегодня призваны свидетельствовать всему миру. На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению.
Греческое слово означает «всесожжение». «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает.
Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз. Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества.
Когда наступает развязка драмы, Господь произносит слова: «И вот теперь Я знаю» (буквально: проник в тайну). Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее. Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. Этимологически это слово означает «вознесенный», вот таким образом используется для обозначения такого жертвоприношения, которое «возносится» к Богу.
Он сказал, что они вместе будут приносить жертву. В Библии мы часто видим, с какой радостью человек приносит в жертву Богу животных или плоды урожая. Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету. Ты делай то, что велено тебе и ты найдешь, что я – коли угодно Богу – найду в себе смирение и твердость».
Жертвоприношение является общим элементом всех древних религий. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Он отвечал: вот я, сын мой. Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом.
Однако, его замысел абсолютно оригинален. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует.
Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. Но в том, что я пишу, нет ереси ибо то, что сделал Рембрандт – тоже Слово, но сказанное на таком уровне, где оно остается непроизнесенным в традиционном представлении. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака.
божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». Скорее всего, к концу повествования в калейдоскопе имен и названий картин вы не смогли бы отличить одного художника от другого. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. При написании данной картины Рембрандт делал ставку на героев. Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени.
Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Какое убогое слово – изображает. ) мгновение между убийством и его отменой. Вокруг оси вращается змея. В споре Авраам попытается убедить Бога подчинить свой гнев закону правды (подобным же образом Моисей станет заступаться за свой народ, когда Бог решит наказать его за поклонение золотому тельцу). Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать.
18, 12). Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему.
А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением». Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак. В еврейском языке для всесожжения используется термин olah.
Мы видим, что рука, выглядывавшая в VI веке между облаков с небес, теперь превратилась в ангела с протянутой рукой, что точнее соответствует тексту Ветхого Завета, все-таки там ясно говорится, что Бог послал ангела. 15:13). Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец. Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. Пальцы расположены близко друг ко другу.
Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Авраам.
По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но если мы будем обсуждать сейчас не линии, не пропорции, не способы изображения человеческих фигур, платьев и т. д., а будем говорить об интерпретации сюжета, то мы увидим, что перед нами, по сути дела, точнейшее подобие той мозаики, которую мы только что видели в Сан-Витале.
На них устремлены глаза наблюдателей. через 20 лет после эрмитажной картины. Там он связал сына, положил на дрова и занёс нож, чтобы заколоть его. Бытописатель с самого начала как бы берет читателя за руку: итак, все происходящее — всего лишь тест.
На них падает основной свет. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. 17, 17). Один из величайших гениев, которого дала Голландия миру. Авраам возносит своего сына на алтарь – Бог отдает Своего Сына Возлюбленного и Единородного для искупления мира.
Имя сына при этом не названо. Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама. как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства. Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически).
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. В споре Авраам попытается убедить Бога подчинить свой гнев закону правды (подобным же образом Моисей станет заступаться за свой народ, когда Бог решит наказать его за поклонение золотому тельцу). И тогда Бог еще раз явился своему избраннику и сообщил, что он станет отцом ребенка, от которого произойдет целый народ. Эти две истории во многом противоположны друг другу. Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. Барокко. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». Все его имущество и работы были проданы с аукциона.
и господин мой стар». Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Но кому здесь более удивляться и изумляться.
Если мы будем говорить о композиции в первую очередь и о выражении лиц героев – то, что нам позволяет обсуждать репродукция, — то мы увидим, что, конечно, эти картины очень сильно отличаются друг от друга. Из Константинополя (сегодняшнего Стамбула)— центра империи — искусство распространялось на окраины государства и оказывало влияние и на Европу и на Азию. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Т. е. Христианская традиция усматривает в жертвоприношении Исаака прообраз Крестной жертвы Христа. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды.
В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта.
И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю. 1, 29). Этот термин обозначает жертвоприношение, во время которого жертвенное животное всецело приносится Богу. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Усмотрит Бог агнца.
В картине господствует «только одна фигура – отец изображённый в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладёт на плечи сына. Т. е. Европейские народы также оказали влияние на развитие культуры на других континентах. Бог требует не убийства, а возвышения сына. Выражение лиц так сосредоточенно, что мы понимаем: в этот момент общения с Богом они ничего другого не видят и не слышат. «Жертвоприношение Авраама» относится как раз к этой серии работ творца.
Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. Авраам скорбел только об одном – он не имел наследников. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека.
Посмотрите: Авраам в центре сидит. В тексте есть множество незначительных деталей, которые создают атмосферу удивления, несколько раз повторяется «и вдруг». Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков. Заказов становилось все меньше. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой.
С первых веков христианства последние муки и смерть Христа толкуются как жертвенное искупление. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Холокауст был особой жертвой. Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом.
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Для иудеев и христиан он является отцом верующих, а в Коране представлен как первый мусульманин истинный правоверный, всецело «послушный» (отсюда значение самого слова «ислам»). Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
(Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном. В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. Не исключением становятся и его полотна на библейскую тему». Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим — Измаил.
В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока. Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим. Размышляет он и о сыне и это очень важный момент. Судия всей земли поступит ли неправосудно. » (Быт. Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения.
Библейская история такова. 1, 29). Фонтан в центре площади.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Но нас в данной ситуации все это не очень интересует. Если это Бог любви, то почему Он требует столь чудовищную жертву.
Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. Самым древним картинам и скульптурам насчитывается примерно 35000 лет. Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл. Жертва Авраама стоит у истоков духовного опыта иудаизма, христианства ислама. Вот таким образом Аврааму пришлось сказать сыну правду.
Исаак отчаянно кричит. По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. И вот, пожалуйста, ангел. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение.
В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И участников событий и читателя на каждом шагу поджидают сюрпризы. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Когда Бог возвещает о рождении сына Авраам, «пал на лице свое и рассмеялся» (Быт.
Он читается слева направо, в общем пейзаже находится. «В середине 1630-х годов XVII столетия Рембрандт пишет множество религиозных композиций. Живя среди языческого мира. Кассель. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким.
Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой.
И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим». Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е. Конечно, здесь господствует любовь. – «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца». Так, греки, а позднее и римляне — народы европейские — расселились в глубь Азии и Африки. (Быт. Картинная галерея.
Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. И шли далее оба вместе. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. Итак, не только Авраам, но и Сам Бог по ходу развития событий «узнает» для Себя нечто абсолютно новое.
Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал. И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Нидерланды (Голландия). Из золотого гребня Жар-птицы вода выбрасывается высоко в воздух. Мужественному ли духу праотца или покорности сына.
Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии.
В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты. Семь железных механизмов и девять больших пестрых фигур разбрызгивают воду. Вместо молодого парня в жертву было принесено животное. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира.
Тут же – картина с изображением «Святого Семейства» – Die Heilige Familie, 1633г. В картине господствует «только одна фигура – отец изображённый в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладёт на плечи сына. Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим – Измаил.
На картине и показано, как Ангел останавливает в последний момент руку Авраама с ножом. Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. 18, 23-25). Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему. Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). Эти руки дают прощение, примирение и исцеление.
Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е. Чем объяснить столь поразительный контраст между абсолютной покорностью и дерзновением Авраама. Когда наступает развязка драмы, Господь произносит слова: «И вот теперь Я знаю» (буквально: проник в тайну).
И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего взял в руки огонь и нож и пошли оба вместе. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Итак, не только Авраам, но и Сам Бог по ходу развития событий «узнает» для Себя нечто абсолютно новое. Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя. Византийская империя владела обширными землями в Европе и Азии.
Он воплощает в себе открытость и доверие перед лицом будущего: с Богом все возможно. Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. Послушание Авраама подверглось страшному испытанию.
Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю. Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. Ещё мгновение – и свершится непоправимое.
Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. Но мы все-таки договорились, что, глядя на репродукции, мы не будем обсуждать саму живопись с точки зрения цвета, мазка и т. д.
Христианский праздник Воскресения Христова непосредственно восходит к иудейскому Пессах, поскольку именно во время этого праздника Христос Спаситель возвещает ученикам о Своем «переходе» от этого мира к Отцу, то есть о близкой смерти и воскресении. Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. Рембрандт был человеком с очень сложным характером. Когда же ей предоставилась возможность выйти из этого заведения, Рембрандт нанял агента для сбора информации, благодаря которой эта женщина на долгие годы осталась в стенах больницы.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. Мы видим, что нож он держал совсем не твердо.
И, наконец, в конце зала – серия картин на тему «Страстей Господних». Картина «Жертвоприношение Исаака». Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына».