Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Картина Рембрандта Жертвоприношение Авраама: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». И вот только теперь, после долгих рассуждений, я осмелюсь заговорить о величайшем творении Рембрандта, которое называется Жертвоприношение Авраама.
Холст, масло. Тут же – картина с изображением «Святого Семейства» – Die Heilige Familie, 1633г. Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом.
Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Сын будет сопротивляться и кричать. Художника увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы.
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Группа опрокидывается в её вершине. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством.
Греческое слово означает «всесожжение». И шли далее оба вместе. агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом. Размышляет он и о сыне и это очень важный момент.
На картине и показано, как Ангел останавливает в последний момент руку Авраама с ножом. Но нас в данной ситуации все это не очень интересует. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. Рембрандт был человеком с очень сложным характером.
Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. 1, 29). Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира.
Авраам скорбел только об одном – он не имел наследников. Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама. Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е.
Он отвечал: вот я, сын мой. Когда наступает развязка драмы, Господь произносит слова: «И вот теперь Я знаю» (буквально: проник в тайну).
«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. В еврейском языке для всесожжения используется термин olah. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». На них устремлены глаза наблюдателей.
Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету. Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. Эти руки дают прощение, примирение и исцеление.
15:13). Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет. ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не жалел сына своего Этот кульминационный момент библейского рассказа обычно изображался художниками.
В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз. Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему. как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства.
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь. Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е.
При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Кассель. А правая – нежная, мягкая изящная.
Христианская традиция усматривает в жертвоприношении Исаака прообраз Крестной жертвы Христа. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. Имя сына при этом не названо.
Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. Согласно другому мнению, эта история представляет собой выражение протеста против языческого обычая принесения ребёнка в жертву богамисточник не указан 1710 дней. Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении.
На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. При написании данной картины Рембрандт делал ставку на героев. По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Художника увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом.
Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. Послушание Авраама подверглось страшному испытанию. – «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца».
Библейская история такова. Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак. В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир.
Жертвоприношение является общим элементом всех древних религий. Произойти это, по преданию, должно было на горе. Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына». Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние.
Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой. Вот таким образом Аврааму пришлось сказать сыну правду.
И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г. Группа опрокидывается в её вершине.
И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим». Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале. Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света. Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. Трудно сказать, что послужило толчком к этому событию, но вера его была сильна и непоколебима.
В своей картине он изображает (Боже. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим – Измаил. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка.
Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать.
По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Этимологически это слово означает «вознесенный», вот таким образом используется для обозначения такого жертвоприношения, которое «возносится» к Богу. Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст.
175, 5 x 210, 5 см. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения.
Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном. Посмотрите: Авраам в центре сидит. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает.
И участников событий и читателя на каждом шагу поджидают сюрпризы. Но кому здесь более удивляться и изумляться. Героев теперь не четверо, а трое. Нидерланды (Голландия). В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий.
Эти две истории во многом противоположны друг другу. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Картинная галерея.
15: 13). Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.
На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». В споре Авраам попытается убедить Бога подчинить свой гнев закону правды (подобным же образом Моисей станет заступаться за свой народ, когда Бог решит наказать его за поклонение золотому тельцу). Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути».
По пути Исаак несколько раз интересовался у отца, где же жертвенный агнец, которого они будут сжигать на склоне. Что мы видим. Авраам возносит своего сына на алтарь – Бог отдает Своего Сына Возлюбленного и Единородного для искупления мира. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку.
Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная. Авраам держит нож в левой руке, а правой рукой закрывает сыну глаза, как бы обнимая его и прижимая его к себе.
И, наконец, в конце зала – серия картин на тему «Страстей Господних». Картина «Жертвоприношение Исаака». По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен).
Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Жертвоприношение Авраама. через 20 лет после эрмитажной картины. «Жертвоприношение Авраама» относится как раз к этой серии работ творца. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине.
И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. На них падает основной свет. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Отец обманул его, по сути дела.
Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал.
Он сказал, что они вместе будут приносить жертву. божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства.
А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть. Свяжи меня покрепче, чтобы я не мог воспротивиться по скорби души моей, чтобы в твоем приношении не было пятна и чтобы я не оказался в глубинах погибели». Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. Он читается слева направо, в общем пейзаже находится. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя.
Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути».
Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Авраам.
Барокко. Т. е. А агнец, который находился справа от Авраама, теперь перенесен тоже по левую сторону для него и в правую часть изображения для нас, смотрящих на это изображение. Судия всей земли поступит ли неправосудно. » (Быт. Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом.
Второстепенные фигуры братьев и сестёр также присутствуют в картине, но не принимают никакого участия в действии. Бог требует не убийства, а возвышения сына. Но при внимательном рассмотрении становится очевидным, что руки Отца Рембрандт рисует абсолютно разными. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. Т. е.
Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». 18, 23-25).
Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Один из величайших гениев, которого дала Голландия миру. Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества.
Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл. Однако, его замысел абсолютно оригинален. В тексте есть множество незначительных деталей, которые создают атмосферу удивления, несколько раз повторяется «и вдруг». Мужественному ли духу праотца или покорности сына. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение.
В Иерусалимском храме такие жертвоприношения совершались каждый день. Биографы Рембрандта пишут о нем, как о гордом человеке, осознающем свою гениальность, думающем только о том, как заработать побольше денег. А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил.
Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра. А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует.
«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. Там он связал сына, положил на дрова и занёс нож, чтобы заколоть его.
Если это Бог любви, то почему Он требует столь чудовищную жертву. Исаак отчаянно кричит. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка.
Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир" (Рихард Гаманн). Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс. В отличие от этого, рассказ о жертвоприношении Исаака касается веры и вот таким образом говорит о послушании Богу. Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю.
Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков.
Пальцы расположены близко друг ко другу. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Христианский праздник Воскресения Христова непосредственно восходит к иудейскому Пессах, поскольку именно во время этого праздника Христос Спаситель возвещает ученикам о Своем «переходе» от этого мира к Отцу, то есть о близкой смерти и воскресении. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта. Здесь он все радикально переставил, все поменял.
В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). И, наконец, мы видим поздний офорт Рембрандта, 1655 года, где до конца уже доходит философская мысль Рембрандта в интерпретации этого сюжета, где, с одной стороны, перед нами открывается какая-то новая богословская глубина, а с другой стороны, можно сказать, что эта картина уже не о вере, а о любви. Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов.
Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. А отец при этом несгибаем. Живя среди языческого мира.
Согласно ему, по Господнему приказанию герою необходимо было пожертвовать своим сыном имя которого Исаак. Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился. И вот, пожалуйста, ангел. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». В Послании ап. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение».
(Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Холокауст был особой жертвой. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян. Мантия отца широко раскинута и как бы зовет в свои объятия, мантия же старшего сына просто висит на его плечах. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое».
Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца. Мы видим, что нож он держал совсем не твердо.
И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий. Вместо молодого парня в жертву было принесено животное.
Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Заметим, что в Библии ей предшествует повествование об истреблении Содома и Гоморры. Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.
Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. По-славянски общая трапеза обозначается словом «вечеря». Какое убогое слово – изображает. ) мгновение между убийством и его отменой. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился.
Это – рука матери. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. По всей видимости, в разряд копий картина попала из-за того, что авторский холст снизу надставили и закрасили в тон старой живописи, подгоняя картину под размер рамы. Усмотрит Бог агнца. Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака).
Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, «собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. Конечно, здесь господствует любовь. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору.
Рембрандт был человеком с очень сложным характером. Итак, не только Авраам, но и Сам Бог по ходу развития событий «узнает» для Себя нечто абсолютно новое. Лица обоих освещены, но свет на лице отца отражается на всей его фигуре и особенно на его руках и простирается на вернувшегося сына.
Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце. Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением».
И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает.