Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Новый выпуск проекта собственного производства ТБН-Россия познакомит зрителей с картиной Рембрандта «Жертвоприношение Авраама». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына».
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна Жертвоприношение Авраама. Картина Рембрандта Жертвоприношение Авраама: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.
Группа опрокидывается в её вершине. Заказов становилось все меньше. Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра.
Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Размышляет он и о сыне и это очень важный момент.
15:13). А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.
Но кому здесь более удивляться и изумляться. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой. Бог требует не убийства, а возвышения сына. А отец при этом несгибаем. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Посмотрите: Авраам в центре сидит.
Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, «собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
При написании данной картины Рембрандт делал ставку на героев. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.
Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. И ангел, по сути, протягивая руку, через голову Авраама указывает Аврааму скорее даже не на нож и не на сына Исаака, а на агнца и говорит: «Вот, смотри, вот эта жертва. ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим.
Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст. Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. Согласно ему, по Господнему приказанию герою необходимо было пожертвовать своим сыном имя которого Исаак.
Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Но нас в данной ситуации все это не очень интересует. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм.
Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что это были византийские, константинопольские мастера, которые работали по заказу сицилийских королей, норманнских, а есть ученые, которые считают, что там две группы художников работало – и константинопольские, приглашенные и местные сицилийские, так как на некоторых мозаиках есть надписи на вульгарной латыни, на некоторых – на греческом средневековом языке и по манере своей мозаики собора Монреале, а их там огромное количество, довольно заметно отличаются. Холст, масло. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние.
За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Авраам. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Рембрандт был человеком с очень сложным характером. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление.
На них падает основной свет. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Жертвоприношение Авраама. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в Фаусте, реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света.
На них устремлены глаза наблюдателей. Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь. Свяжи меня покрепче, чтобы я не мог воспротивиться по скорби души моей, чтобы в твоем приношении не было пятна и чтобы я не оказался в глубинах погибели». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). И шли далее оба вместе.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Произойти это, по преданию, должно было на горе. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. «Жертвоприношение Авраама» относится как раз к этой серии работ творца.
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е. Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни».
Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам.
Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Исаак отчаянно кричит. – «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца». Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении. Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца.
Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.
Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. Вместо молодого парня в жертву было принесено животное. В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка.
Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». Второстепенные фигуры братьев и сестёр также присутствуют в картине, но не принимают никакого участия в действии. как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя.
Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама. Дела шли все хуже.
Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. 175, 5 x 210, 5 см.
Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном. Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
Нидерланды (Голландия). Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. Однако, его замысел абсолютно оригинален. Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына».
У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему.
15, 1132) еще и созерцанием одного из величайших полотен Рембрандта, хранящегося в Государственном Эрмитаже. Ангел не хватает сильным жестом запястье Авраама, а обнимает его сзади двумя руками, держит Авраама за руки, придерживает. Наконец, через семь лет изобразительные интересы исторического живописца переходят от почтенных образов истории к жертвам его современности: в своей графике Рембрандт непринуждённо наблюдает нищих, выброшенных на свалку общества отчуждающую картину этих обездоленных нидерландское искусство описывало уже почти два столетия, Рембрандт же, выходя за рамки чисто внешнего любопытства, открывает в них человеческий облик и душу. Все его имущество и работы были проданы с аукциона.
Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков. здесь действительно мы видим в центре фигуру Авраама Сейчас мы говорим о правой для нас части этого изображения, как бы отбрасывая две фигуры слева, там, где отрок ведет осла, нагруженного дровами. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце. 15: 13).
«Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). В Послании ап. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына».
Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Не исключением становятся и его полотна на библейскую тему». Кассель.
После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Отцу юноши Господь пообещал процветание и приумножение их рода. В тридцатые годы великим художником было написано несколько полотен, поддерживающих тему религии. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим». Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. Он сказал, что они вместе будут приносить жертву.
Т. е. Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал. Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака.
Согласно некоторым иудейским преданиям, Исааку было 37 лет, то есть он мог и постоять за себя. Он читается слева направо, в общем пейзаже находится. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. через 20 лет после эрмитажной картины.
Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету. Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой.
Пальцы расположены близко друг ко другу. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
И вот, пожалуйста, ангел. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир" (Рихард Гаманн). Но их усилия оказались тщетными. Мужественному ли духу праотца или покорности сына. Но если мы будем обсуждать сейчас не линии, не пропорции, не способы изображения человеческих фигур, платьев и т. д., а будем говорить об интерпретации сюжета, то мы увидим, что перед нами, по сути дела, точнейшее подобие той мозаики, которую мы только что видели в Сан-Витале. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.
Героев теперь не четверо, а трое. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Что мы видим. Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл. И уже здесь, во вновь открытой и глубоко индивидуально воспринятой игре света и тени, возникает постоянно растущий вопрос: на что способен человек.
Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока. Он отвечал: вот я, сын мой.
В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов.
«В середине 1630-х годов XVII столетия Рембрандт пишет множество религиозных композиций. Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Это – рука матери. Художника увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы.
» (Рихард Гаманн). «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. 15:13).
Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает. Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака).
За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира.
Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Живописная техника Рембрандта, наносящею краску широкими густыми мазками, затем завершающего их лессировками, придает сцене дополнительную глубину и серьезность. Барокко. Рука с ножом отнесена далеко в сторону, но это не замах человека, который собирается колоть, а это скорее отодвинутая рука, которая как бы не хочет исполнения этой воли. Мы видим, что нож он держал совсем не твердо.
Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений. И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть. Отец обманул его, по сути дела. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление.
Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Картинная галерея. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Здесь он все радикально переставил, все поменял.
При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». Рембрандт был человеком с очень сложным характером. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Наконец, через семь лет изобразительные интересы исторического живописца переходят от почтенных образов истории к жертвам его современности: в своей графике Рембрандт непринуждённо наблюдает нищих, выброшенных на свалку общества отчуждающую картину этих обездоленных нидерландское искусство описывало уже почти два столетия, Рембрандт же, выходя за рамки чисто внешнего любопытства, открывает в них человеческий облик и душу. А правая – нежная, мягкая изящная. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному».
А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Живя среди языческого мира.
Конечно, здесь господствует любовь. Усмотрит Бог агнца. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». Т. е.
Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует. И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства.
Для израильтян судьба Авраама имела значение национального символа, так как с него началась история их народа и именно ему были даны свыше права на землю израильскую. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Сын будет сопротивляться и кричать.
Всё здесь – действительно и в высшей степени символично: блокообразное и в то же время внутренне-неустойчивое, переливающееся из одного элемента в другой единство фигур отца и сына, ромбическое, напоминающее алмазную шлифовку обрамление головы сына руками отца, прощупывающий жест рук, этого незаменимого человеческого органа. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян.
Послушание Авраама подверглось страшному испытанию.