Деларош же взял с собой Жерома в Рим на год – и на полотнах, представленных в интернет-магазине репродукций картин «АртПостерГалерея», мы можем видеть, что римская культура оказала на Жерома Жана Леона огромное влияние. В жизни Жан-Леон Жерома эти картины внесли скандальную нотку. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Картины, сюжеты и образы которых были навеяны египетским путешествием, Жером выставил на Салоне 1857 года. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В последнее время Жером пробовал свои силы также в скульптуре. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
Основную массу его картин этого времени составляют разнообразные жанровые композиции, написанные по эскизам предыдущих лет, египетские пейзажи, редкий для него автопортрет. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. В годы учебы в гимназии он выполнил копию картины Декампа. Ее увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жерома, после чего отец все же решился отпустить сына в Париж.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Во внутреннем дворике устроен торг. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Также замечательны другие картины художника: высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857, в собрании живописи герцога Омальского и Эрмитаже) и появившаяся после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне (1861). Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
Неудивительно, что пересмотр отношения к Жерому начался именно в США, в русле общего изменения отношения к салонно-академическому искусству в 1970-х годах. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. По результатам поездок в Египет Жером написал несколько жанрово-этнографических портретов, дающих представление о разных жителях Востока — арнаутах, арабах, башибузуках. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших широко известными картин: Убийство Цезаря, Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу, Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия, Фрина перед ареопагом (1861), Авгуры, Клеопатра у Цезаря и некоторых других полотен. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Она сейчас находится в музее Орсе.
По мнению и Дж. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Полотно велико по размеру — 134 203 см. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
При этом он выставлял свои картины каждый год. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее».
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Сразу после этого он покинул Францию и отправился в годичное путешествие по Египту, Сирии и Палестине.
По мнению и Дж. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Масло, холст. Результатом стало то, что зрители и критики Салона, привыкшие к беломраморным статуям, были шокированы.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». На нём изображён танцующий старик Анакреон с лирой, его окружают Вакх и Амур, а также подыгрывающая на авлосе обнажённая вакханка. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история.
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». — спросил он посредника. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Продажа рабыни.
Жан Леон Жером (1824-1904). Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
Начальное художественное образование Жером получил в родном городе. Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома. Побывав в Турции и Алжире, вдохновленный красотой и экзотикой пейзажей и костюмов, он создал свои лучшие работы. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Жером также работал как скульптор. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек».
А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Поскольку Деларош закрыл свою мастерскую, студентов он передал под начало швейцарца Шарля Глейра. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Многие художники XIX века помещали на своих полотнах подлинные древние произведения, найденные на раскопках или выставленные в музеях. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени.
В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жерома заметно ослабевает, так что за последние десятилетия можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих Великий (1874), Серое преосвященство (1874) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876).
О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844, отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника — Пико — и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В июне 1871 года он вернулся в Париж. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. — Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Похожая двусмысленная картина Жана Леона Жерома появилась в салоне 1853 года под невинным названием Идиллия.
В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. Не знаю, возможно, во мне пробудился интерес к неведомому и неожиданному, но я склонялся в ее пользу.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Я почувствовал, как у меня сжалось сердце.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Его похоронили на кладбище Монмартр, в церемонии приняли участие глава Сената республики, директор Школы изящных искусств и мэр его родного Везуля.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал.
В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник.
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. — спросил халиф. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец).
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Одновременно это животное символизировало силу, благородство и мужественность, в нём видели защитника и покровителя. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона).
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Жан-Леон Жером (фр. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. При этом он продолжал все основные идеи своего искусства: писал жанровые портреты-типы, архитектурные виды. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884).
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
Практически все они изобилуют точными деталями, но не отличаются сколько-нибудь глубокой идеей. Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Во время краткого пребывания там возникло желание познакомиться с жизнью подлинной Азии, вот таким образом в 1856 году Жером предпринял длительное путешествие в Египет, в котором приняли участие и другие творческие персоны: драматург Э. Ожье, художники Н. Бешер и Л. Найи, а также скульптор О. Бартольди. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77.
Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Jean-Lon Grme) – французский художник, представитель академизма. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Первое произведение Жерома, обратившее на художника общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: Молодые греки во время петушиного боя (Люксембургский музей). Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. И маскарад— не маскарад и драма— не драма».
И девушка отвечала: О господин, я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику и знакома с музыкой и наукой о долях наследства и счетом и делением и землемерием и сказаниями первых людей. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Ещё в эпоху немого кино Глория Свенсон использовала некоторые стилевые находки Жерома для создания своих визуальных образов. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Жан Леон Жером (фр. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Родился 11 мая 1824 г. в Везул, департамент Верхней Соны.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Картина была размещена высоко в выставочном зале, но оказалась замечена критиками, в том числе авторитетным тогда Теофилем Готье. Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал, между прочим, картины: Перевоз пленника по Нилу (1863), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмея, Рабочие на молитве (1865), Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев (1866) и Арнауты играющие в шахматы (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, Людовик XIV и Мольер (1863), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865) и 7 декабря 1815 года (смерть маршала Макдональда). Как офицер Почётного легиона, он имел право на государственные похороны, но в завещании отдельно оговорил, что этого делать не следует. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Исполненная им в 1855 картина Век Августа, с фигурами в натуральную величину, может быть рассматриваема только как неудачная экскурсия его в область исторической живописи в строгом смысле слова.
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Сын Жан проявлял художественные наклонности, но рано умер — в 1891 году в возрасте 27 лет — от чахотки. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке.
Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Однако жюри тоже пошло на принцип, отказалось её принимать и Жерому пришлось передать медаль Школе изящных искусств51.
С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В 1846г. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»).
Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.