Отец Жерома работал с золотом и был мастером своего дела, неудивительно, что у Жан-Леона оказался развитый художественный вкус. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему.
Жером, ЖАН ЛЕОН (Grme, Jean Lon) (1824–1904), французский живописец и скульптор. Очевидно, что изображая такие сюжеты, с такой очевидной чувственной склонностью, таким эротическим щегольством и такой открытостью, помпеисты (включая и Жан-Леон Жерома) были слишком близко к откровенному скандалу, выставляя так ярко патриархальные желания общества. Жан-леон Жером (фр. Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени.
Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Сотрудники ФСБ вернули картину французского живописца и скульптора ЖанЛеона Жерома «Пастух», похищенную. Жан-леон Жером (фр.
Жан-леон Жером родился в мае 1824 года в городе Везуле французского департамента Верхней Соны. Творческий путь Жана-Леона Жерома привёл его к успеху. В жизни Жан-Леон Жерома эти картины внесли скандальную нотку. Жан-леон Жером написал ее примерно в 1866 году. Жан-леон Жером (фр.
Такие художники, как Жан-Леон Жером и многие другие художники его времени, создали в своих работах двойной смысловой посыл: во-первых о мужской власти над женщинами и во-вторых об ощущении дикости, жестокости и низменности этой похотливой торговли.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике.
Своими успехами художник был обязан не столько художественным достоинствам выполненных им работ, сколько самим сюжетам – эпизодам из античной мифологии и французской истории с элементами эротики. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670). Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Так, в книге Н. Н. Калитиной творчество Жерома рассматривается только на материале его дебютных полотен, выставленных в Салоне 1847 года, без упоминания его последующей эволюции.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». и некоторых других.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
Именитый французский художник и скульптор, прославляющий в своем творчестве быт античного мира и древнего Востока, Жан-Леон Жером родился 11 мая 1824 года в городке Везуль, расположенном в окрестностях Парижа. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: Перевоз пленника по Нилу (1863 год), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмия, Рабочие на молитве (1865 год), Арнаут, которые играют в шахматы (1867 год) иногда он брался за темы из французской истории, такие как, например, Людовик XIV и Мольер (1863 год), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865 год).
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». По мнению и Дж. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Жан-Леон Жером (фр.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец).
Масло, холст. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
Несравненно больший успех имели. Жером также работал как скульптор. Всего в конкурсе участвовало более 700 художников, в том числе Диас де ла Пенья, Домье, Коро, Милле и некоторые другие.
Деларош ответил, что всё это так и Жан Леон может писать лучше, но это всё в будущем, а пока картину стоит отправить в Салон10. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жана-Леона Жерома заметно ослабевает, за этот период можно назвать только три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих великий (1874 год), Серый кардинал (1874 год) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876 год). Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32.
— спросил халиф. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Полотно велико по размеру – 134 203 см. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В июне 1871 года он вернулся в Париж. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Тем не менее, большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе, поскольку соответствовала настрою публики Июльской монархии, не любившей глубоких исторических и мифологических сюжетов и жаждавшей занимательности. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам. Как офицер Почётного легиона, он имел право на государственные похороны, но в завещании отдельно оговорил, что этого делать не следует. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Мастерская стала главным прибежищем Жерома, помогла ему выбраться из депрессии и утешиться.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Картина «Петушиный бой» была замечена зрителями и художественными критиками и принесла автору медаль третьего достоинства. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога).
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. По мнению и Дж.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
После кончины в 1904 году был практически забыт, его работы упоминались только в негативном ключе. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Она сейчас находится в музее Орсе. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
По мнению и Дж. Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29.
Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность».
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек».
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Сам Луи Наполеон приобрел скандальную картину Жерома «Греческий интерьер», решительно отвергнутую искусствоведами французской столицы. К тому же Абдулла предупредил, что торговец-турок никогда не уступит в цене. В тот же вечер я с триумфом привел рабыню в покрывале в свой дом в коптском квартале. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Каждый занимал отдельную студию, соединённую вместе с другими коридором всю домашнюю работу и все расходы фалангисты несли на паях, кухонная вахта длилась неделю. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Жан-Леон Жером (фр. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
При этом он выставлял свои картины каждый год. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию.
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Одновременно это животное символизировало силу, благородство и мужественность, в нём видели защитника и покровителя. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
Полотно велико по размеру — 134 203 см. Многие художники XIX века помещали на своих полотнах подлинные древние произведения, найденные на раскопках или выставленные в музеях. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso».
— спросил он посредника. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта».
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В июне 1871 года он вернулся в Париж. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Жером и здесь был недоволен своей картиной и позднее признавал, что она полна археологических неточностей. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Полотно велико по размеру — 134 203 см. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В 1846г.
Энциклопедическая выставка, отражающая особенности его искусства, открылась только в 2010 году. В последнее время он пробовал свои силы в скульптуре. Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Мастерская стала главным прибежищем Жерома, помогла ему выбраться из депрессии и утешиться. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. Отец будущего художника был ювелиром, а мама – дочкой простого лавочника.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Руки и ноги были выкрашены в оранжевый цвет я знал, что это специально приготовленная хна, от которой через несколько дней не останется и следа». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой.
На нём изображён танцующий старик Анакреон с лирой, его окружают Вакх и Амур, а также подыгрывающая на авлосе обнажённая вакханка. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»).
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. — Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. Поскольку Деларош закрыл свою мастерскую, студентов он передал под начало швейцарца Шарля Глейра. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». Эскиз Жерома был традиционным по композиции и помпезным по стилю: он изобразил двухметровую фигуру женщины в лавровом венке, держащую в правой руке меч, а в левой – оливковую ветвь как символ мира. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Возвратившись домой в 1863-м, Жан-Леон женился на дочери торговца картинами, с которой счастливо прожил отведенные ему годы и родил четверых детей. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф. При этом оптический центр картины смещён влево от геометрического центра холста, что делает главным персонажем именно пустыню, а человек показан ничтожной жертвой. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
– «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Хороший рисовальщик, владеющий безукоризненно-правильным рисунком, Жером был преданным защитником академической традиции.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Общим местом в критике Жерома является осуждение его ориентальных работ, для которых позировали парижские натурщики и натурщицы, одетые в восточные костюмы76. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми».
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». В 9 лет он поступил в местную гимназию, где проявил художественные наклонности и стал обучаться технике рисунка. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Жан Леон Жером (1824-1904). В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. И маскарад – не маскарад и драма – не драма». Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901).
Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Он изучал живопись у художника Поля Делароша в Париже, куда приехал в 1840 г. Вместе с Деларошем Жан-Леон Жером путешествовал по Италии в 1843 г., но сраженный лихорадкой он вернулся в Париж в 1844 г. По возвращении Жером работал в мастерской Шарля Глейера, а также обучался в Школе Изящных Искусств. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома.
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника – Пико – и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
После падения империи и установления Третьей республики историческая живопись стала цениться меньше и после 1875 года Жером переключился преимущественно на небольшие жанровые композиции. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Еще замечательные высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857 год, находится у герцога Омальського повторение – в Кушелевской галереи Императорской академии художеств) появились после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, под конвоем албанских солдат в пустыне (1861 год). Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
Отцом художника был ювелир Пьер Жером из Везуля, который в апреле 1823 года женился на дочери лавочника— Франсуазе Вильмо. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Во внутреннем дворике устроен торг.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Отчасти это было демонстрацией позиции, занятой Жеромом в дискуссии о реализме, начатой Г. Курбе. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами. Французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Дом с мастерской был повреждён во время артобстрелов, но не пострадала загородная вилла и вскоре Жером возобновил занятия в Школе изящных искусств. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Наконец, в 1889 – 1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Продажа рабыни.
Жером и здесь был недоволен своей картиной и позднее признавал, что она полна археологических неточностей. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар.