Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени. Художник Жан-Леон Жером (1824 – 1904) жил и творил в Париже, путешествовал по Италии и Востоку (Турция, Палестина, Египет). Рисунок у Жерома — безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях письмо — тщательное, не сухое колорит — не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный особенно мастерски владеет художник освещением. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему.
Остальные так и исчезли в тумане времени. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Этот великолепный мир, куда избранные попадали через «Въездные ворота гарема», включал роскошно убранные покои жен и их детей, пышные апартаменты матери-султанши, альковы наложниц, школу принцев, жилища евнухов и слуг, комнаты для отдыха и развлечений, бани, садыГарем представлял собой нечто вроде драгоценного тюрбана, возвышавшегося над государством. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте45. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028.
Абдул-Хамид принялся искоренять крамолу с таким усердием, что получил в народе прозвище «кровавый». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Гаремные красавицы посещали родных, базары, парки, катались на лодках (каиках) и т. д. Некоторых дам даже отпускали в небольшие отпуска «по болезни», когда лекари рекомендовали сменить климат для поправки здоровья. На прогулки гаремы выезжали в задрапированных экипажах в сопровождении кальф, служанок и под охраной конных евнухов. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому».
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен.
Это стало серьезной проблемой правительственных чиновников. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В 1853 году император Наполеон III объявил о проведении в 1855 году в Париже Всемирной выставки. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». И маскарад— не маскарад и драма— не драма».
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). Он знал, что в Порте под влиянием социально-экономических реформ ограничивают торговлю рабами.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Поскольку Деларош закрыл свою мастерскую, студентов он передал под начало швейцарца Шарля Глейра. По мнению и Дж. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога). Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Всего в конкурсе участвовало более 700 художников, в том числе Диас де ла Пенья, Домье, Коро, Милле и некоторые другие. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Во время Февральской революции 1848 года, провозгласившей республику, Жером единственный раз в жизни активно вмешался в политику: по некоторым сведениям, вступил в Национальную гвардию и даже был избран капитаном одного из подразделений. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69.
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. — Вот таким образом и ищет он, как постаревший сластолюбец, перемены, неожиданности, новизны. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Совладать со взбунтовавшейся страной оказалось куда сложнее, чем с беззащитным гаремом.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина предназначалась для Версаля. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника — Пико — и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок19. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жерома заметно ослабевает, так что за последние десятилетия можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих Великий (1874), Серое преосвященство (1874) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876). На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Начальное художественное образование Жером получил в родном городе. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому».
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Те, кто ничего не имел и ничего не умел, кроме как «пасти гаремное стадо», отказывались покидать женщин до последней возможности. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901). Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Полотно велико по размеру – 134 203 см. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте. В силу этого закона все кальфы, ученицы и пр. Жан-Леон Жером (фр.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Поскольку при жизни Жером был популярен в США и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны, декоративные возможности его живописи никогда не забывали в Голливуде. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670).
Отчасти это было демонстрацией позиции, занятой Жеромом в дискуссии о реализме, начатой Г. Курбе. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Обычно это было результатом какой-то провинности, наговоров или усердия ревнивых соперниц. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Жан Леон Жером (1824-1904).
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году.
На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Кроме того, он работал с копиями подлинных гладиаторских доспехов, которые мог надевать на своих натурщиков. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта».
Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал, между прочим, картины: Перевоз пленника по Нилу (1863), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмея, Рабочие на молитве (1865), Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев (1866) и Арнауты играющие в шахматы (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, Людовик XIV и Мольер (1863), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865) и 7 декабря 1815 года (смерть маршала Макдональда).
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Пистолет и сабля остались за поясом. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Кого-то из наложниц забрали родственники, но от многих родные отказались. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876).
Албанец расстелил молитвенный коврик, снял обувь, воткнул копье в песок. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. При этом он выставлял свои картины каждый год. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину).
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец).
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Эти террасы позволяли женщинам незамеченными переходить из одного дома в другой». Такие террасы и сегодня существуют в восточных домах. По мнению и Дж. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Все же прочие должны укладываться и уходить со всеми женщинами и рабами своего двора.
В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
Такая свобода их не прельщала. Прислугу кое-как пристроили. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
— Все женщины должны собрать свои вещи и покинуть сераль. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26.
Наложницы бухарского эмира содержались в гареме, пока им не исполнялось шестнадцать лет. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших широко известными картин: Убийство Цезаря, Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу, Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия, Фрина перед ареопагом (1861), Авгуры, Клеопатра у Цезаря и некоторых других полотен. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Никто не знал, что с ними будет дальше, но все понимали, что будущего у них нет. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф. Получив известность в монархической Франции, вступил в оппозицию к движению импрессионистов и стал своего рода символом косности академического искусства.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров. Жером сделал множество рисунков и эскизов, на которых запечатлел арабов, египетских феллахов, нубийцев и прочих обитателей страны Нила.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Затем их выдавали замуж или попросту удаляли из гарема, снабдив всем необходимым для безбедной жизни.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. 13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Но все это продолжалось до поры до времени. Окрыленный успехом он забыл про потерянную премию и создал множество сюжетных картин и портретов, которые считаются образцом академизма.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар.
После падения империи и установления Третьей республики историческая живопись стала цениться меньше и после 1875 года Жером переключился преимущественно на небольшие жанровые композиции. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Результатом стало то, что зрители и критики Салона, привыкшие к беломраморным статуям, были шокированы. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Здесь бессильны даже темные очки. Европейские путешественники быстро поняли, что внешняя закрытость восточных женщин имеет и свои особые преимущества. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. 1 января 1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Г. Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей — восьми художников и писателей. Во внутреннем дворике устроен торг.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Основную массу его картин этого времени составляют разнообразные жанровые композиции, написанные по эскизам предыдущих лет, египетские пейзажи, редкий для него автопортрет. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля.
Первое произведение Жерома, обратившее на художника общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: Молодые греки во время петушиного боя (Люксембургский музей). Полотно велико по размеру — 134 203 см. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Незадолго до Июньского восстания Жером участвовал в грандиозном конкурсе на картину, прославляющую республику.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек».
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Полотно велико по размеру — 134 203 см. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Во время Февральской революции 1848 года, провозгласившей республику, Жером единственный раз в жизни активно вмешался в политику: по некоторым сведениям, вступил в Национальную гвардию и даже был избран капитаном одного из подразделений.
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Жером также работал как скульптор. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Так что взять невесту из сераля очень выгодно для человека честолюбивого или осторожного».
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. 1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Вот таким образом и их матери оставляются во дворце, где положение их, конечно, лучше, чем если бы они были заперты в Старом серале.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. – «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Французский департамент Верхняя Сона, город Везул – место рождения художника, которого по праву назвали «академиком академизма» — Жана-Леона Жерома. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. «Молитва в пустыне». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Википедия). Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Теперь и бывшим вельможам непросто было обеспечить свою семью. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас. Не помогли и западные союзники, на которых уповал султан.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Адвокат— знаменитый оратор Гиперид, видя, что его речь не производит на суд особого впечатления, сдёрнул с Фрины её одежды. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Это вовсе не так. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
Однако общество их не принимало и им оставалось коротать свой век в одиночестве. Наиболее опытные наложницы оставались в гареме, где воспитывали новое поколение одалисок. Фаворитки султанов тоже могли быть «отставлены» от гарема. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Евнухи имевшие средства, устроились сами. Не говоря уже о песчаных бурях, затяжных ветрах и надоедливых насекомых. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). По мнению и Дж. Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. «Невесте» давали хорошее приданое, оставляли ее подарки и имущество. В последнее время Жером пробовал свои силы также в скульптуре. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Также замечательны другие картины художника: высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857, в собрании живописи герцога Омальского и Эрмитаже) и появившаяся после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне (1861).
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени.
Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
На горизонте – желтые горы из которых длинной лентой вытягивается караван. Жан-Леон Жером (фр. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Он стоит лицом в сторону Мекки и произносит послеполуденную молитву. Он продолжал писать картины на традиционные для него темы— охотящихся львов и тигров, мусульман за молитвами. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. И маскарад – не маскарад и драма – не драма». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»).
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства. Новая мать-султанша возносилась к вершинам могущества вместе со своим сыном — новым султаном, а остальных красавиц гарема ждала совсем иная участь. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42.
Картина при этом демонстративно нейтральна в этическом смысле, поскольку художник не оставил ни одного намёка на статус ведомых людей — то ли это добровольцы, то ли феллахи, насильно согнанные на строительство только что начатого Суэцкого канала, точно так же, как он не осуждает ситуации и не восхищается мужеством людей, сцепленных колодками. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 г. в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844 г., отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
Действительно, когда кадине стукнет лет пятьдесят, можно вполне рассчитывать, что она стоит гораздо выше житейских треволнений. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Учился в Школе изящных искусств, зарабатывая на жизнь рисунками, которые продавал у парижских церквей.
Она сейчас находится в музее Орсе.