Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII. В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. Это был Шарль Клеман – автор первой книги об удивительном художнике Теодоре Жерико. Жерико Теодор (1791-1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма во французской живописи.
Французский живописец, график и скульптор Теодор Жерико родился в Руане. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века. Автор некролога в одной из парижских газет назвал Теодора Жерико «юным романтиком».
С раннего возраста Теодора Жерико интересовала только живопись и лошади.
Он рвался в атаку. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро.
Какое превосходство. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Терновец. – Колорит картины еще усиливает это настроение. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29.
Этим определялась направленность его поисков»12. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Там картина вызвала большой интерес. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей, где преподавал все тот же Кастель. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.
К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Это указующая веха. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). У юноши две страсти: живопись и лошади. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22.
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Жерико болезненно переживал критику. Этим определялась направленность его поисков»13. И чтобы лучше передать энергию, свойственную его моделям, Жерико выковал свою ярко индивидуальную технику.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. В особенности этюд головы карабинера. С другой стороны, он испытывал огромное желание совершенствовать свои профессиональные навыки и использовал для этого все возможности. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров.
зеленым, серо. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа15.
Этим определялась направленность его поисков».
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей. » Через два года молодой художник избирает для продолжения учебы мастерскую убежденного последователя классицизма Пьера Герена. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
Настроение самого Жерико было противоречивым. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Уроки не интересовали его. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Прекрасные этюды. Её похвалил М. -Б.
Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Во время пребывания в Италии Теодор Жерико увлекался не только древней историей и мифологией он обратился также и к современности. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико.
прежнему вокруг военной тематики. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Красочная гамма сведена к коричневым, тепло. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
Жерико так и не получил предложение правительства о ее покупке. Помнить о нем. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Лувр. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
Природа на полотне враждебна человеку. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. «Я внушал страх, – рассказывает Лебрен, – дети убегали от меня, принимая за мертвого, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему». Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж, был отмечен созданием картины «Плот Медузы» (1818–1819).
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Работа хранится в Лувре, в Париже.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). С этого времени началось его увлечение монументальным искусством.
Встретив случайно своего друга Лебрена, больного желтухой, он приходит в восторг. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Её похвалил М. -Б.
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Теодор ничем не походил на своего осторожного, расчетливого и скептического отца. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Пусть даже и за свой счет. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Одного из погибших волной смывает в море.
Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Полотно отметил и сам Давид14.
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. В Риме художник проводит целый год.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Здесь он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки», он представляет его и в Салоне того же года.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. И, конечно, красной строкой в картине проходит осуждение автором человеческого эгоизма, безответственности и, в то же время, сострадание и сочувствие к страдающим людям. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне. чтобы умереть». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. «Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).
Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится 7 батальных картин и 6 рисунков этого художника. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен.
Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Луазо, а затем отец перевел его в пансион Рене Ришара Кастеля. Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает создать ряд интересных произведений. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В феврале 1823 года он слег в постель.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир».
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года».
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы20. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения.
События, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Тяготение Жерико к героическим образам приобретает вполне отчетливый характер.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Но при этом Жерико упорно и много работает. Много копирует в Лувре. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Какая крепость. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне).
желтым тонам. Такова прежде всего его «Известковая печь», которую следует рассматривать как важный этап в развитии реалистического пейзажа.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Благодаря этому романтическому, т. е. Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Пресса подняла вокруг нее борьбу. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812).
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Это высказывание можно считать программой романтизма, обратившегося к передаче чувств, настроений. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ).
Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Кроме того, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника. Картина не имела успеха.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821). Жизнь на плоту превратилась в ад, сжигаемые солнцем, люди умирали в муках от голода, жажды и ужаса. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
1817, Лувр, Париж). На ней был изображен французский офицер наполеоновской армии на разгоряченном вздыбленном коне. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор.
Теодору было тогда тринадцать лет. Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи.
Герой композиции — уже не сильный, полный надежд воин, а разочарованный и усталый раненый солдат, опирающийся на саблю. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую. В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Здесь он мог гулять по полям, сидеть в конюшне или в кузнице. «Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Полотно отметил и сам Давид13.
В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Эта картина написана в лучших традициях романтизма, который был обращен к чувствам и эмоциям. Полотно отметил и сам Давид. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Её похвалил М. -Б. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Неудовлетворенный найденным решением, Жерико приписывает справа внизу картины, уже находящейся на выставке, еще одну фигуру — это выделяет первый план и усиливает трагическое звучание. Жерико присудили золотую медаль.
А в Мортене он без страха скакал на необъезженных лошадях. Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров». Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Ему не спастись. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Какой печальный вечер. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Образы эти овеяны какой.
Создается впечатление необычайной стремительности, полета. Это интриговало и притягивало взгляд. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей.
Он создает в 1813–1814 годы ряд картин и этюдов на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач».