В Лондоне Жерико познакомился с английскими художниками. Написанное в 1821 году в Париже, полотно «Скачки в Эпсоме» стало этапным в биографии художника Жерико и было признано каноническим, образцом для подражания. В своей биографии Жерико художеством занимался всего 10 лет, но даже столь недолговременный период позволил занять достойное место среди лучших художников века.
Проведя год в Италии (1816-1817), художник Т. Жерико изучает античную живопись, знакомится с творчеством Микеланджело, Рафаэля, Энгра. Одним из первых французских художников-романтиков был Теодор Жерико. Борьбу Теодора Жерико с рутиной продолжил юный друг художника – Эжен Делакруа.
Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века. Если юношеские акварели Жерико (период русской кампании 1812 года, ему было двадцать лет) оставили нам незабываемые образы солдат Великой армии, то произведения, созданные художником в Италии (1816 – 1817), зачастую обретают пыл и великолепную широту эскизов Микеланджело. Это был Шарль Клеман – автор первой книги об удивительном художнике Теодоре Жерико. Вернувшись в 1822 году на родину, Жерико увлекся большими полотнами в духе художников эпохи Возрождения.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно. Жерико работал над «Плотом Медузы» в мастерской недалеко от госпиталя Божон, посещая который он сделал множество этюдов с трупов и частей тела (частное собрание. Несчастья, будто сговорившись, обрушились на художника.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Но что бы ни изображал Жерико— триумфы ли, невзгоды ли солдат Бонапарта, —он всегда подчеркивал мужество, самоотверженность «старых наполеоновских ворчунов»—кирасиров, гусаров, трубачей, конных егерей, чью судьбу понимал лучше кого бы то ни было. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Такова прежде всего его «Известковая печь», которую следует рассматривать как важный этап в развитии реалистического пейзажа. Вдохновленный английскими «спортивными гравюрами» («sporting prints»), которые он смог увидеть в мастерской К. Берне и наблюдая боксеров в соседней с его мастерской Ораса Берне, Жерико противопоставляет черного и белого боксеров. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Это, вероятно, первое во Франции свидетельство о боксе, столь популярном среди художников начала XX в. Убийство Фуальдеса в Родезии и последовавший за этим процесс (1817) привели Жерико к злободневным проблемам он создал серию классичных, обобщенных рисунков (США, частное собрание Лилль, Музей изящных искусств). Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Благодаря этому романтическому, т. е. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Помимо семи листов, посвященных наполеоновской армии (дерзкое предприятие в разгар Реставрации), наиболее интересны литография «Кони, бьющиеся в конюшне» исполненная в серых тонах и «Кулачный бой» проявляющее живой интерес Жерико к проблеме негров (рабство было окончательно отменено во Франции только в 1848). Прекрасные этюды. По меткому замечанию Фосийона, этот художник нес в себе «солдатский пыл» живописца «Битвы при Абукире» и собственный «ко нно-спортивный гений».
Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Картина «Укрощение быков» (Кембридж, Массачусетс, музей Фогт), написанная вскоре после возвращения в Париж, еще наполнена римской атмосферой. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Помнить о нем.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию. «Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Создается впечатление необычайной стремительности, полета.
«Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память. – Колорит картины еще усиливает это настроение. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. Учители и соученики отмечали в рисунках Теодора неуемный темперамент, своеволие, неподражаемость. Так, события, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма. Теодору было тогда тринадцать лет. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.
Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Художник писал полотно в течении двух лет: с 1818 по 1819 год. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Здесь он мог гулять по полям, сидеть в конюшне или в кузнице. Жерико вернулся во Францию осенью 1817, после года пребывания в Италии, который он сам посчитал достаточным (что лишний раз свидетельствует об охлаждении художников XIX в. к традиционному итальянскому путешествию). 1817, Лувр, Париж). После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр).
Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Гравюра «Отступление русской армии» поразила воображение художника с этих пор тема испытаний, разложения и смерти начинает преобладать в его творчестве («Телега с ранеными», Кембридж, музей Фицуильям). Между этими двумя композициями располагаются небольшие плотные по фактуре этюды солдат (Вена, Музей истории искусств) и рельефный, в чем-то предвосхищающий Курбе «Офицер карабинеров» (Руан, Музей изящных искусств). Там картина вызвала большой интерес. Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. Картина «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств), выставленная в Салоне 1812- первое произведение художника, обратившее на него внимание современников.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Дюма был потрясен. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В воспроизводимом нами «Офицере карабинеров» из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя затем легкими тонами расцветил парадную форму, кирасу и каску солдата.
Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения – «Плот Медузы» (Лувр), выставленное на Салоне 1819, вызвало интерес из-за своего откровенного реализма и смелой антиклассической направленности. Терновец. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.
Жерико болезненно переживал критику. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Уроки не интересовали его. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Это интриговало и притягивало взгляд. Это указующая веха.
ТЕОДОР ЖЕРИКО Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования.
В феврале 1823 года он слег в постель. Он рвался в атаку. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Тяготение Жерико к героическим образам приобретает вполне отчетливый характер. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи «Неволя и величие солдата». Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Эта потребность согласовать противоположности — классическую упорядоченность и романтическую напряженность, поиски стиля и изучение явлений жизни— со всей силой раскрывается в серии рисунков бистром, белой гуашью или акварелью, выполненных Жерико в Риме одновременно с подготовительной работой к знаменитой картине «Бег свободных лошадей» (то есть лошадей без всадников, которых в дни карнавальных празднеств пускали по узкой улице Кор со, ведущей от Пьяцца дель Пополо к Капитолию). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Жерико так и не получил предложение правительства о ее покупке. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей. » Через два года молодой художник избирает для продолжения учебы мастерскую убежденного последователя классицизма Пьера Герена. Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами.
Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров». Теодор ничем не походил на своего осторожного, расчетливого и скептического отца. Его композиции становятся более смелыми и уверенными, что проявилось уже в подготовительных набросках к картине «Бег свободных лошадей» (то есть лошадей без всадников, которых в дни карнавальных празднеств пускали по узкой улице Корсо, ведущей от Пьяцца дель Пополо к Капитолию) (Лувр). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Природа на полотне враждебна человеку.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Париж (1812-1816).
Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей, где преподавал все тот же Кастель. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. «Я внушал страх, – рассказывает Лебрен, – дети убегали от меня, принимая за мертвого, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему». Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Какой печальный вечер. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
Одного из погибших волной смывает в море. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Страстный любитель лошадей, Жерико создал ряд произведений с изображением лошадей и скачек («Дерби в Эпсоме», «Скачки», «Почтовые лошади в конюшне»).
799 Если юношеские акварели Жерико—в период русской кампании 1812 года ему было двадцать лет—оставили нам незабываемые образы солдат Великой армии, то произведения, созданные художником в Италии (1816—1817), зачастую обретают пыл и великолепную широту эскизов Ми-келанджело. Кроме того, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Какая крепость. Однако вскоре люди на плоту обнаружили, что буксирные тросы обрублены и они брошены в открытом океане почти без воды и продовольствия.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
Красочная гамма сведена к коричневым, тепло зеленым, серо желтым тонам. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Встретив случайно своего друга Лебрена, больного желтухой, он приходит в восторг. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Вариант из руанского Музея изящных искусств («Конь, остановленный рабами») отходит от правдивости в сторону чистого пластического ритма. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию. По мнению Клемана, существовало и пять других картин, но «Вандеец» (Париж, Лувр), технически близкий к серии, не принадлежит ей.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
Изобличая литературный романтизм, «эту чувственность, возбуждающую только ветры, бури и свет луны», он начинает все больше и больше искать свое вдохновение в современности. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. В самом деле, еще не закончив занятий в мастерской Герена, Жерико уже был увлечен зрелищем военных событий современности и, подобно Гро, обрел сюжеты в наполеоновской эпопее, в победах и поражениях Великой армии. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Жерико делает акварельные наброски и рисунки кошек, собак и животных, наблюдаемых им в Ботаническом саду (основан в 1794), куда он ходит в сопровождении Делакруа и Бари.
К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Стокгольм, Нац.
Картина не имела успеха. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. Полотно отметил и сам Давид. Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11) испытал влияние А. Гро.
В особенности этюд головы карабинера. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея («Офицер конных егерей», 1812 г, «Раненый кирасир», 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам «Бега свободных лошадей» свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — «Плот «Медузы». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. С помощью своеобразной, чуть приглушенной гармонии, созданной серыми, рыжеватыми, темно-голубыми и красными оттенками, переходящими в оттенки бистра, Жерико выявил силуэт офицера на фоне мягко намеченной листвы и каменистых холмов. И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи «Неволя и величие солдата».
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Одна из главных работ Жерико Плот Медузы (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Выполнил ряд скульптурных работ. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Но что бы ни изображал Жерико— триумфы ли, невзгоды ли солдат Бонапарта, —он всегда подчеркивал мужество, самоотверженность «старых наполеоновских ворчунов»—кирасиров, гусаров, трубачей, конных егерей, чью судьбу понимал лучше кого бы то ни было. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея («Офицер конных егерей», 1812 г, «Раненый кирасир», 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам «Бега свободных лошадей» свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — «Плот «Медузы». То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Пресса подняла вокруг нее борьбу. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Создавая картину, Жерико стремится быть предельно точным, он находит очевидцев событий и пишет их портреты, работает в больнице и морге, делая зарисовки больных людей и трупов. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Какое превосходство.
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. После трех лет интенсивной и уединенной работы и вплоть до 1816 художника занимают этюды лошадей (в Версале) и военные темы, прямо отражающие события тех лет. Но при этом Жерико упорно и много работает.
В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
В поздних работах Жерико световые эффекты несколько скованы и экономны («Пейзаж с печью для обжига извести», 1822, Париж, Лувр). Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Картины из этой серии не были предназначены для продажи. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир». Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. Здесь он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Много копирует в Лувре. Он исполняет портреты детей и своих друзей. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Но Жерико не сдавался. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.
В основе сюжета картины – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820). Поиски героики и героев не в древней истории, а в современности — особенность романтизма, предтечей которого был Гро.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
«Мужественная серьезность, — замечает Ж. Опрескю, —и опыт солдат Империи, добытый в стольких трагических приключениях, никогда еще не находили более верной и более возвышенной интерпретации». Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. В Англии Жерико познакомился с искусством английских пейзажистов, в частности Дж. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. «Плот Медузы» (1819, Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств) последнее законченное произведение художника, в котором, как и в «Беге свободных лошадей в Риме», его классичная натура окончательно одержала верх над «современной» и реалистичной трактовкой сюжета. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. музей Байон, музей), чтобы с большей убедительностью показать ужасающую реальность трагедии. Полотно отметил и сам Давид14. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило.
Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. У юноши две страсти: живопись и лошади. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
R. F. В луврском «Рынке» Жерико запечатлел с натуры пять огненных берберийских лошадей: они лягаются, бьют копытом, кусаются, в то время как конюх и два его помощника пытаются их успокоить и привязать к столбу. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Он запечатлел также силуэты прогуливающихся красавиц и среди прочих «Молодую женщину в красном», которую мы воспроизводим.
В Риме он знакомится с Энгром и смотрит его рисунки. Так, в частности, он сделал несколько акварельных зарисовок итальянских дам, следивших за скачками с тем «страстным» вниманием, о котором столько писал Стендаль. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Он издает свои литографии, делает этюды на темы современной истории и задумывает так и не завершенные большие картины («Открытие дверей Инквизиции», Париж, частное собрание «Торговля неграми», Бейон, музей), портреты («Луиз Берне в детстве», Париж, Лувр), сцены бури (Брюссель, Кор. События, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности.
Её похвалил М. -Б. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В Риме художник проводит целый год. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Он посещает Лувр, где с 1808 размещается коллекция Боргезе, делает многочисленные копии (32, по утверждению Клемена) с работ самых разных художников (Тициана, Рубенса, Караваджо, Жувене, Ван Дейка, Прюдона, С. Розы). Жизнь на плоту превратилась в ад, сжигаемые солнцем, люди умирали в муках от голода, жажды и ужаса. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Творчество Жерико итальянского периода включает в себя классические, отточенные рисунки искусно использующие приемы XVII в., несколько откровенных эротических сцен и разные варианты большой неосуществленной картины «Бег свободных лошадей в Риме», вероятно, первый и наиболее новаторский вариант которой (Балтимор, гал. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Опасным бунтарем величали они молодого живописца. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Констебла создал серии литографий (Большая и малая английские сюиты, 1820 – 21 гг. ).
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже.
Жерико присудили золотую медаль. Он снимает мастерскую на улице Мартир, где много и разнообразно работает с 1813. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Он создает в 1813–1814 годы ряд картин и этюдов на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач». Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Вскоре скандал по поводу кораблекрушения «Медузы» открыл ему широкие возможности. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Фигура матроса кажется не нарисованной, а вылепленной и в ней отчетливо заметно влияние Микеланджело, творения которого произвели большое впечатление на Жерико. Одновременно с многочисленными этюдами для «Бега свободных лошадей» Жерико фиксировал живописные картины обыденной жизни. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами. Этим определялась направленность его поисков».
Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. По меткому замечанию Фосийона, этот художник нес в себе «солдатский пыл» живописца «Битвы при Абукире» и собственный «ко нно-спортивный гений».
Нельзя не восхищаться здесь мастерством акварелиста—автора «Плота «Медузы», который сумел передать впечатление силы посредством столь прозрачной и тонкой техники. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. Во время пребывания в Италии в 1816 – 1817 Жерико открыл для себя искусство Микеланджело. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. С 1810 года он решает брать уроки у Пьера Нарсиса Герена, который передаёт своим ученикам секреты мастерства великого Давида, у которого, в своё время, учился он сам. Во Флоренции, потом в Риме, Жерико был особенно восхищен произведениями Микеланджело, а также освещением и уравновешенными композициями Рафаэля. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж, был отмечен созданием картины «Плот Медузы» (1818–1819).
Этим определялась направленность его поисков»13.
«Мужественная серьезность, — замечает Ж. Опрескю, —и опыт солдат Империи, добытый в стольких трагических приключениях, никогда еще не находили более верной и более возвышенной интерпретации». Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. Спустя два года Жерико пишет «Раненого кирасира, покидающего поле боя» (Париж, Лувр эскиз – там же увеличенный вариант – Нью-Йорк, музей Бруклена) – тематическую антитезу предшествующей картине, созданную в момент краха Империи однако большие плоскости еще напоминают Гро, например, «Битву при Эйлау». Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Жерико создал также ряд картин и акварелей изображающих сцены народной жизни выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии Большая и малая английская сюиты (1820-21 и др. ) острые социальные контрасты английского общества.
Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по прежнему вокруг военной тематики. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). музей изящных искусств), пять портретов душевнобольных (Гент, Музей изящных искусств Винтертур, собрание О. Рейнхарта Спрингфилд, музей Лион, Музей изящных искусств Париж, Лувр), написанных под влиянием доктора Жорже, чьи клинические описания согласуются с образами Жерико. А в Мортене он без страха скакал на необъезженных лошадях.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В результате «Медуза» села на мель и затонула. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Картина с изображением скачек «Дерби в Эпсоме» (1822, Париж, Лувр) предвосхищает некоторые эффекты живописи импрессионистов. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский художник и график. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Её похвалил М. -Б. Работал в Париже. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает создать ряд интересных произведений. Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения.
Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Несмотря на богатство разноречивых эпизодов из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть. Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки», он представляет его и в Салоне того же года. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Работа хранится в Лувре, в Париже.