Образование в биографии Жерико проходило у известных мастеров того времени – Верне и Герена. Образование в биографии Жерико проходило у известных мастеров того времени – Верне и Герена. В своей биографии Жерико художеством занимался всего 10 лет, но даже столь недолговременный период позволил занять достойное место среди лучших художников века. Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в реферат биография теодора жерико сжимающей их раме. Написанное в 1821 году в Париже, полотно «Скачки в Эпсоме» стало этапным в биографии художника Жерико и было признано каноническим, образцом для подражания.
В своей биографии Жерико художеством занимался всего 10 лет, но даже столь недолговременный период позволил занять достойное место среди лучших художников века. Дружба реферат биография теодора жерико Теодором Жерико. Биография Жерико Теодор (1791- 1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма.
Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Работал в Париже. Много копирует в Лувре.
Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами. Похожие материалы Истоки мастерства Дега.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет.
Жизнь на плоту превратилась в ад, сжигаемые солнцем, люди умирали в муках от голода, жажды и ужаса. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля года. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени.
чтобы умереть». Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Полотно отметил и сам Давид.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Ссылка на Викисклад непосредственно в статье. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Абсолютно новые (по крайней мере в таком подчеркнутом выражении) идеи сострадания, сочувствия, солидарности находят отклик в его картине и я не могу видеть ее без того, чтобы с моих губ не сорвалось слово: человечность.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Очень тщательно художник изучает море, пишет множество этюдов, передающих море в момент волнения и шторма.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Этюд натурщика, Реферат биография теодора жерико Жерико. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
За 15-16 лет в творчестве художника Жерико были заложены основы революционного романтизма, потеснившие царивший академический классицизм во французской живописи девятнадцатого века. Вступив в отряд мушкетеров, он сопровождал бежавшего от Наполеона Людовика XVIII. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Острые ощущения в сочетании с сознанием собственной безопасности у зрителя-буржуа обеспечили бы художнику замечательный успех. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.
Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Французский художник и скульптор, один из основоположников французского романтизма.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. В этих условиях в глазах передовых людей время Наполеона стало восприниматься в ореоле революционных традиций, как время, когда Франция начертала на своих победоносных знаменах – Свобода, Равенство и Братство. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Жерико болезненно переживал критику. В центре полотна, где сталкиваются оба эти движения, самая светлая и самая интенсивная по цвету часть картины: здесь пылает красное пятно плаща, сумрачно поблескивает холодная сталь кирасы. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
И чтобы лучше передать энергию, свойственную его моделям, Жерико выковал свою ярко индивидуальную технику. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Природа на полотне враждебна человеку. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Особенно трудно рассчитывать здесь на понимание и рукоплескание толпы.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Но при этом Жерико упорно и много работает. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Работа хранится в Лувре, в Париже. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Поль Сезанн Поль Сезанн — французский художник. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Герена. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Этим определялась направленность его поисков»13.
Её похвалил М. -Б. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Молодой человек отлично ездил верхом, обожал длительные конные прогулки, для которых выбирал самых норовистых лошадей. Теодор Жерико учился у Карла Верне (1808—1810), а потом у Пьера Герена (1810—1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. У юноши две страсти: живопись и лошади. Этим определялась направленность его поисков». В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». В ранней юности от соучеников по мастерским К. Художник «Царской охоты» — Николай Самокиш Николай Семенович Самокиш — самобытный русский художник, художник и график, работавший в различных жанрах, продолживший традиции русской батальной исторической живописи известный как анималист и замечательный книжный график.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Выполнил ряд скульптурных работ. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он погиб в результате несчастного случая— падения с лошади. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне3. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Это интриговало и притягивало взгляд. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи). О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Жерико известен и как прекрасный портретист. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Ему не спастись. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
Дипак Чопра Дипак Чопра — американский врач и писатель, по происхождению индиец. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом.
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти.
В результате «Медуза» села на мель и затонула. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Но отношение его к античности не было школьным или антикварным. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования.
Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством.
К этому времени революционные идеи несколько потрепались и потеряли свой бунтарский смысл. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Картина появилась в Салоне 1819 года и также не снискала одобрения критики. Там картина вызвала большой интерес.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Краски подобраны великолепно, композиция как нельзя лучше подходит для демонстрации сюжета. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Я не знаю такой кисти. 1817, Лувр, Париж). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Он погружается в изучение античности, ее великих идеальных образов. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Одного из погибших волной смывает в море.
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Мужественная серьезность, — замечает Ж. Опрескю, —и опыт солдат Империи, добытый в стольких трагических приключениях, никогда еще не находили более верной и более возвышенной интерпретации. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы.
Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11) испытал влияние А. Гро. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Её похвалил М. -Б.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. «Опасным бунтарем» величали они молодого живописца. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Реферат биография теодора жерико испытал это в полной мере, когда через два года выставил в Салоне картину «Раненый кирасир, покидающий поле боя», в которой выразились реферат биография теодора жерико и тоска, сопровождавшие крах наполеоновского величия и которая была воспринята публикой крайне холодно. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных25. Быть судьей истории — нелегкое дело для живописца. Он работает долго, тщательно выписывая каждого из пятнадцати персонажей их муки от жажды и голода, безнадежность положения и радость от подоспевшей помощи.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Это было абсурдно, но я был неисправим и учитель только посмеивался. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. В этом путешествии он видит прекрасную возможность расширить свой кругозор художника и получить массу новых впечатлений. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6.
Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Но не только работой кисти выделялось полотно никому не известного молодого живописца. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Глядя на нее, у созерцателя возникают очень сильные эмоции и переживания, которые еще долго пронизывают все тело и разум. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Тяготясь строгой дисциплиной классического рисунка, Жерико увлекся свободной живописью фламандцев (кухней Рубенса, как пренебрежительно выразился один из художественных авторитетов того времени). Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Полотно отметил и сам Давид14. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Умалишенный, воображающий себя полководцем.
Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Он рвался в атаку.
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже.
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. В историю на глазах превращалась современность, в центре которой становился не император или король, а известный всему миру страшный всадник, блестящий капитан, поджарый, обветренный, опаленный солнцем, — безымянная, но символическая фигура завоевателя Европы, собирательный образ всех тех, кто был главным орудием исторических потрясений той эпохи, чьи души сформировала война. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции9.
В Риме художник проводит целый год. Жерико создал также ряд картин и акварелей изображающих сцены народной жизни выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии Большая и малая английская сюиты (1820-21 и др. ) острые социальные контрасты английского общества.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Лувр. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений.
Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. В ряде портретов Жерико воплощено романтическое представление о художнике как о свободной, независимой личности. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский художник и график. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Одна из главных работ Жерико Плот Медузы (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза.