В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию. В 1820 Жерико году уехал в Англию, где провел два года. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. В 1819 году полотно было выставлено в Салоне, но и тогда Жерико не перестал над ним работать и, считая, что в композиции отсутствует завершенность, добавил в правой части полотна фигуру погибшего, уносимого волнами в море.
Вместе с тем, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них Безумный, Одержимый манией воровства. Таким же образом писал в своё время Давид, метод которого был знаком Жерико со времён ученичества у Герена39. Жерико присудили золотую медаль. Не забывал Жерико и о своей давней любви — лошадях.
С подобным приемом, придающим картине патетичность, Жерико познакомился изучая творчество Ж. Л. Давида. Французский живописец, график и скульптор Теодор Жерико родился в Руане. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де СенМартен происходила из старого и богатого буржуазного рода. Внезапно Жерико в спешке покидает Рим — чем был вызван отъезд, осталось тайной.
Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение "Скачки в Эпсоме" (1821). Вернувшись в 1822 году на родину, Жерико увлекся большими полотнами в духе художников эпохи Возрождения. Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном, был повторяем несчетное количество раз, вызывая впечатление быстроты, полета. Это был Шарль Клеман – автор первой книги об удивительном художнике Теодоре Жерико. Вернувшись в Париж из Англии, Жерико много болел, его состояние усугубилось несколькими падениями во время верховых прогулок.
Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII. С раннего возраста Теодора Жерико интересовала только живопись и лошади. Историк Мишле писал, что картина выражает мысли Жерико, его раздумья о судьбах Франции, человечества: «Это сама Франция. В 1808 году Жерико окончил лицей и стал учеником известного живописца Карла Верне, но вскоре оставил его мастерскую, недовольный методами обучения.
Жизнь Жерико рано оборвалась (умер после падения с лошади), однако его творчество сыграло значительную роль в утверждении романтизма во французской живописи, оказав влияние на творчество Э. Делакруа и искусство художников-реалистов (Г. Ученик в течение недолгого времени Карла Верне (1808-1810), а потом Пьера Герена (1810-1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие кРубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. Последние одиннадцать месяцев своей жизни Жерико уже смертельно болел: вследствии падения с лошади он был прикован к постели. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821).
Влияние работ Жерико на французскую живопись было большим и долговременным. Образование в биографии Жерико проходило у известных мастеров того времени – Верне и Герена. Разочарованный тем, что его грандиозный замысел не был по достоинству оценен, Жерико в 1820 году уехал в Англию, где провел два года.
В ноябре 1818 года Жерико уединился в своей мастерской, обрил голову, чтобы не было соблазна выходить на светские вечера и развлечения и всецело отдался работе над огромным полотном (7 на 5 метров) — с утра до вечера, в течение восьми месяцев. Жерико прожил короткую жизнь: в возрасте 32 лет он погиб, упав с лошади. Чувство глубокого уважения, всегда питал Жерико к людям труда, родилось именно в эти годы. В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую.
Жерико давал себе отчет в том, кого изображает, но не драматизировал состояние больных, а всего лишь констатировал очевидное. Жерико был очарован грациозными скакунами, славился как отличный наездник и часто выбирался на долгие прогулки, останавливая свой выбор на самых норовистых жеребцах. Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. В своей биографии Жерико художеством занимался всего 10 лет, но даже столь недолговременный период позволил занять достойное место среди лучших художников века.
В Лондоне Жерико познакомился с английскими художниками. Образ французского офицера появлялся во многих произведениях Жерико. Жерико уезжает в Англию и демонстрирует эту картину там, где она имела большой успех. Проведя год в Италии (1816-1817), художник Т. Жерико изучает античную живопись, знакомится с творчеством Микеланджело, Рафаэля, Энгра. Для показа картины в Англии Жерико предпринял путешествие в Лондон.
Чувство глубокого уважения, которое всегда питал Жерико к людям труда, родилось именно в эти годы. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются попрежнему вокруг военной тематики.
Придавая частному событию глубокий и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Случайно встретив своего друга Лебрена, заболевшего желтухой, Жерико приходит в восторг (как художник). Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – "Офицер конных императорских егерей во время атаки", он представляет его и в Салоне того же года.
Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен-Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода. Вероятно, в эти годы Жерико выполняет своё гипсовое экорше «Лошадь», которое было широко известно среди современников. Жерико Теодор (1791-1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма во французской живописи.
Холодный блеск шлема и кирасы, оранжевый на красной подкладке плащ, заставляющий вспомнить о Рубенсе, которого Жерико боготворил, весь блеск воинской амуниции, горделивый конь сообщают образу мужественную героичность. В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. 26 января 1824 года Жерико умер. В 1812 году Жерико представляет в Салоне свою работу Офицер конных императорских егерей во время атаки. Когда Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
В Жерико привлекают реализм, дар поэтизации действительности, широта его мужественного эпического стиля, страстная любовь к жизни, пронизывающий его творчество гуманизм. Близкие же к правительственным кругам представители искусства отнеслись к творению Жерико резко отрицательно. Это последняя большая картина Жерико, наиболее простое и живописное его произведение. Жерико был всецело поглощён работой, он оставил светскую жизнь, к нему заходили лишь несколько друзей.
Жерико в тот момент был Францией». Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – Офицер конных императорских егерей во время атаки, он представляет его и в Салоне того же года. Критики не одобрили картину Жерико.
Написанное в 1821 году в Париже, полотно «Скачки в Эпсоме» стало этапным в биографии художника Жерико и было признано каноническим, образцом для подражания. Работая над полотном, Жерико несколько раз менял его композицию. Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по-прежнему вокруг военной тематики. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане.
В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую.
чтобы умереть». прежнему вокруг военной тематики. Настроение самого Жерико было противоречивым. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр).
Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11) испытал влияние А. Гро. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Много копирует в Лувре. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Четыре лошади вихрем летят над полем скачек их передние и задние ноги вытянуты параллельно земле. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших.
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». У юноши две страсти: живопись и лошади. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Пусть даже и за свой счет. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).
Картина не имела успеха. Какая крепость. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров». Одна из главных работ Жерико Плот Медузы (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза.
Создается впечатление необычайной стремительности, полета. В центре полотна, где сталкиваются оба эти движения, самая светлая и самая интенсивная по цвету часть картины: здесь пылает красное пятно плаща, сумрачно поблескивает холодная сталь кирасы. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи). Выполнил ряд скульптурных работ.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей. » Через два года молодой художник избирает для продолжения учебы мастерскую убежденного последователя классицизма Пьера Герена. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Пресса подняла вокруг нее борьбу.
Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами. В Риме художник проводит целый год. К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Тяготение Жерико к героическим образам приобретает вполне отчетливый характер. Прекрасные этюды. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров Медузы.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Природа на полотне враждебна человеку. В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир». Жерико создал также ряд картин и акварелей изображающих сцены народной жизни выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии Большая и малая английская сюиты (1820-21 и др. ) острые социальные контрасты английского общества.
Главным символом надежды на спасение выступает фигура стоящего спиной к зрителю чернокожего матроса, отчаянно размахивающего обрывком полотна, чтобы плот заметили на проходящем мимо судне. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции. Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки», он представляет его и в Салоне того же года. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. зеленым, серо.
Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. Там картина вызвала большой интерес. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством.
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения.
Жерико не только знакомится с авторами, он разыскивает и других уцелевших участников трагедии, расспрашивает оставшихся в живых свидетелей. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. И Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, где неутомимо пишет больных и умерших. Передний край изображения как бы срезан рамой, что позволяет зрителю почувствовать себя участником страшных событий, представленных в картине с эпическим размахом.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. Ему не спастись. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Какой печальный вечер. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Терновец. – Колорит картины еще усиливает это настроение. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Но при этом Жерико упорно и много работает. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей, где преподавал все тот же Кастель. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Благодаря этому романтическому, т. е. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Такова прежде всего его «Известковая печь», которую следует рассматривать как важный этап в развитии реалистического пейзажа.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Встретив случайно своего друга Лебрена, больного желтухой, он приходит в восторг. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Он рвался в атаку. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает создать ряд интересных произведений. «Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Жерико в этом произведении выступает родоначальником реалистического пейзажа, он подымает значение пейзажа как самостоятельного жанра». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В феврале 1823 года он слег в постель.
Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Его биограф впоследствии писал, что мастерская Жерико превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения. Работал в Париже. Этим определялась направленность его поисков»13. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Несмотря на богатство разноречивых эпизодов из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Уроки не интересовали его. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Жерико присудили золотую медаль.
Теодору было тогда тринадцать лет. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Одного из погибших волной смывает в море.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Он создает в 1813–1814 годы ряд картин и этюдов на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач».
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Теодор ничем не походил на своего осторожного, расчетливого и скептического отца. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). «Я внушал страх, – рассказывает Лебрен, – дети убегали от меня, принимая за мертвого, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему».
Кроме того, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Потребность согласовать стиль и реальность столь сильна у Жерико, что даже тогда, когда он отходит от античных сцен ради изображения римских улиц, самые скромные зрелища обретают в его рисунках и акварелях ни с чем не сравнимое благородство. «Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Работа хранится в Лувре, в Париже. Это интриговало и притягивало взгляд. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена.
Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. А в Мортене он без страха скакал на необъезженных лошадях. В особенности этюд головы карабинера. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Жерико болезненно переживал критику.
Это указующая веха. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Художника всегда обуревали великие замыслы и на этот раз он решил художественным образом реконструировать те трагические события. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Лувр.
Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Но что бы ни изображал Жерико— триумфы ли, невзгоды ли солдат Бонапарта, —он всегда подчеркивал мужество, самоотверженность старых наполеоновских ворчунов—кирасиров, гусаров, трубачей, конных егерей, чью судьбу понимал лучше кого бы то ни было. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский художник и график.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Полотно отметил и сам Давид14.
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами. Здесь он мог гулять по полям, сидеть в конюшне или в кузнице.
Луазо, а затем отец перевел его в пансион Рене Ришара Кастеля. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись.
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по. 1817, Лувр, Париж). Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета.
Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Одни приветствовали мастера, другие яростно ополчились на него, обвиняя в нарушении всех эстетических норм. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Создавая картину, Жерико стремится быть предельно точным, он находит очевидцев событий и пишет их портреты, работает в больнице и морге, делая зарисовки больных людей и трупов. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа.
Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Её похвалил М. -Б. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
Помнить о нем. Здесь он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж).
Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Нельзя не восхищаться здесь мастерством акварелиста—автора Плота Медузы, который сумел передать впечатление силы посредством столь прозрачной и тонкой техники. В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж, был отмечен созданием картины «Плот Медузы» (1818–1819). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. В Салоне 1819 года картина была замечена и быстро сделалась одним из центральных экспонатов выставки. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821). По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Какое превосходство. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. желтым тонам. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Красочная гамма сведена к коричневым, тепло.
Картина Теодора Жерико Гибель Медузы сразу же стала сенсацией. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Жерико так и не получил предложение правительства о ее покупке. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Образы эти овеяны какой.
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.
.