Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Деларош же взял с собой Жерома в Рим на год – и на полотнах, представленных в интернет-магазине репродукций картин «АртПостерГалерея», мы можем видеть, что римская культура оказала на Жерома Жана Леона огромное влияние.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона25. Своими успехами художник был обязан не столько художественным достоинствам выполненных им работ, сколько самим сюжетам – эпизодам из античной мифологии и французской истории с элементами эротики.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
По мнению и Дж. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Жан-Леон Жером (фр. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован.
Отцом художника был ювелир Пьер Жером из Везуля, который в апреле 1823 года женился на дочери лавочника— Франсуазе Вильмо. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Она сейчас находится в музее Орсе. Многие художники XIX века помещали на своих полотнах подлинные древние произведения, найденные на раскопках или выставленные в музеях. Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков.
Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64.
В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте45. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853).
Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот».
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Как офицер Почётного легиона, он имел право на государственные похороны, но в завещании отдельно оговорил, что этого делать не следует.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем».
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Во внутреннем дворике устроен торг. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Впрочем, его античные герои больше похожи на современников, собравшихся разыграть какие-то сценки в аутентичных нарядах. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Полотно велико по размеру — 134 203 см. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому40.
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Всего в конкурсе участвовало более 700 художников, в том числе Диас де ла Пенья, Домье, Коро, Милле и некоторые другие. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Критики не были в восторге от картины: особенное возмущение вызывали принижение важнейшего события в истории человечества — рождения Богочеловека — и одновременное возвеличивание императора. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Поскольку при жизни Жером был популярен в США и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны, декоративные возможности его живописи никогда не забывали в Голливуде. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Картина была написана на сюжет очередного переворота в Римской империи, приведшего к власти Вителлия. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Он знал, что в Порте под влиянием социально-экономических реформ ограничивают торговлю рабами.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». По мнению и Дж.
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). Жан-Леон Жером (фр.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Всего в конкурсе участвовало более 700 художников, в том числе Диас де ла Пенья, Домье, Коро, Милле и некоторые другие. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет.
При этом он выставлял свои картины каждый год. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Тем не менее, большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе, поскольку соответствовала настрою публики Июльской монархии, не любившей глубоких исторических и мифологических сюжетов и жаждавшей занимательности. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Художник неоднократно приезжал на Ближний Восток интересовался его жизнью, столь не похожей на европейскую. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). Жан-Леон Жером (фр.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Увидев их, он вдохновился гладиаторскими боями и стал усердно изучать древние источники и музейные коллекции, содержащие античные изображения поединков, что впоследствии сказалось на выбор тематики его произведений. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке».
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57.
Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис. Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля.
На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. На одной из картин он изобразил альмею с сигаретой, что подчёркивало европеизацию Египта, начавшуюся в то время. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Успех на Салоне художник попытался использовать, чтобы получить место профессора Школы изящных искусств, отправил соответствующее прошение, но ответа так и не получил. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). В июне 1871 года он вернулся в Париж. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. В 1846г.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Жан Леон Жером (1824-1904). Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
В 1853 году император Наполеон III объявил о проведении в 1855 году в Париже Всемирной выставки. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Бюджет работы Жером оценил в 20 000 франков причём уже в феврале 1853 года он получил аванс в 5000, чтобы совершить путешествие для написания с натуры пейзажей и этнографических типов для картины. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный.
Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно.
После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра.
Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Жером также работал как скульптор. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Но успехи начинающего художника были столь заметны, что его отец в конце концов одобрил его занятия и стал ежегодно посылать 1000 франков содержания, что позволяло Жерому заниматься только живописью.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Разделяя свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жером пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Адвокат— знаменитый оратор Гиперид, видя, что его речь не производит на суд особого впечатления, сдёрнул с Фрины её одежды. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Впрочем, левое крыло критиков начало атаку на Жерома уже в третьей четверти XIX века и инициатором её стал Эмиль Золя. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.