Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Такие художники, как Жан-Леон Жером и многие другие художники его времени, создали в своих работах двойной смысловой посыл: во-первых о мужской власти над женщинами и во-вторых об ощущении дикости, жестокости и низменности этой похотливой торговли. Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени.
Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Жан-леон Жером (11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма.
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома.
Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. И маскарад— не маскарад и драма— не драма».
В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28.
И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. В другом месте невольница сама говорит о своих достоинствах: «И тогда халиф спросил: Как твое имя. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
— спросил халиф. Я знаю количество букв в Коране и стихи, отменяющие и отмененные и суры мекканские и мединские и причины их ниспослания я знаю священные предания, по изучению и по передаче, подкрепленные и неподкрепленные я изучала науки точные и геометрию и философию и врачевание и логику и риторику и изъяснение и запомнила многое из богословия. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Во внутреннем дворике устроен торг. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». По мнению и Дж. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию».
— Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Жером также работал как скульптор. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Поскольку при жизни Жером был популярен в США и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны, декоративные возможности его живописи никогда не забывали в Голливуде. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Продажа рабыни. Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Главное внимание обращается на развитие таких талантов, которыми отличаются сами госпожи, как то: музыка, танцы, уборка волос и т. д». Жан-Леон Жером. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Масло, холст. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Абдулла деликатно остался стоять у лестницы. В большой комнате с лепным орнаментом и полустертыми золотыми и цветными арабесками вдоль стен сидело пять довольно красивых женщин цвет их кожи напоминал флорентийскую бронзу черты лица у них были правильные, нос прямой, рот маленький классическая форма головы, грациозный изгиб шеи, умиротворение, написанное на лицах, делали их похожими на итальянских мадонн с картин, краски которых потемнели от времени. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. В ноябре 1869 года Жером представлял французских художников на церемонии открытия Суэцкого канала46.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В 1865 г. Жан-Леон Жером был избран в члены Института Франции, в 1867 г. – назначен офицером Ордена Почетного Легиона, в 1869 г. – был избран почетным членом Британской Королевской Академии.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Критики не были в восторге от картины: особенное возмущение вызывали принижение важнейшего события в истории человечества — рождения Богочеловека — и одновременное возвеличивание императора. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее».
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен.
В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Картина при этом демонстративно нейтральна в этическом смысле, поскольку художник не оставил ни одного намёка на статус ведомых людей — то ли это добровольцы, то ли феллахи, насильно согнанные на строительство только что начатого Суэцкого канала, точно так же, как он не осуждает ситуации и не восхищается мужеством людей, сцепленных колодками. Жан-Леон Жером (фр.
Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». — спросил он посредника. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Видя мою нерешительность, Абд-аль-Керим счел, что девушки мне не нравятся и велел позвать еще одну — она вошла плавной походкой и заняла свое место у противоположной стены. Я испустил радостный возглас, узнав миндалевидный разрез глаз яванок, как на картинах, которые мне доводилось видеть в Голландии по цвету кожи эту женщину можно было безошибочно отнести к желтой расе. Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда).
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке».
При этом он выставлял свои картины каждый год. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Французский департамент Верхняя Сона, город Везул – место рождения художника, которого по праву назвали «академиком академизма» – Жана-Леона Жерома (11. 05. 1824 – 10. 01. 1904 г. г. ) В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. «Они продаются за различные цены, — писала Мелек-ханум, — соответственно красоте, смотря по которой они назначаются или в танцовщицы или музыкантши или же в банные прислужницы, горничные или же одалиски. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Кроме того, она была весьма хороша собой и сложена на славу, так что смело могла выставлять себя напоказ блестящие глаза, белые зубы, точеные руки и длинные волосы цвета красного дерева Совсем юной ее взяли в плен пираты имама Маската где-то на островах Индийского океана. Оставалось только условиться о цене. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина предназначалась для Версаля. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Она сейчас находится в музее Орсе.
После падения империи и установления Третьей республики историческая живопись стала цениться меньше и после 1875 года Жером переключился преимущественно на небольшие жанровые композиции. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре.
Жан-Леон Жером (фр. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. Впрочем, левое крыло критиков начало атаку на Жерома уже в третьей четверти XIX века и инициатором её стал Эмиль Золя. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Между тем, по мнению А. Шестимирова, сюжет картины был абсолютно оригинальным и иллюстрировал важный аспект эстетических взглядов Жерома, а именно— представление о жизни как театральных подмостках.
Вместо мелодраматических сюжетов из классической мифологии и истории в моду в 1840-е и последующие годы вошли занимательные сюжеты. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Поскольку Деларош закрыл свою мастерскую, студентов он передал под начало швейцарца Шарля Глейра. 1 января 1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Г. Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей — восьми художников и писателей. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
По мнению и Дж. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой».
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. Впервые Жером побывал на Востоке в 1853 году, когда посетил Стамбул. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. В июне 1871 года он вернулся в Париж. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Жан Леон Жером (1824-1904).
Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Ещё в эпоху немого кино Глория Свенсон использовала некоторые стилевые находки Жерома для создания своих визуальных образов. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке».
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Жером сделал множество рисунков и эскизов, на которых запечатлел арабов, египетских феллахов, нубийцев и прочих обитателей страны Нила. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Жан-Леон Жером (фр.
Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. 1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж.
он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В 1846г. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей.
Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. Потерю родственников Жан-Леон переживал очень тяжело, поскольку с Альбером дружил, реализовывал через него свои работы и брал его с собою в путешествия. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля.
А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45.
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот».
В каталоге Салона 1847 года Ж. Жером числился именно как ученик Глейра и при внимательном рассмотрении заметно ощутимое его влияние. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера.
Посещая Палестину и Египет, художник с удивительной точностью воспроизводит жаркий климат и характерные особенности изображённых людей и животных. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс.
В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». Отец не уставал повторять, что художники, в отличие от ювелиров, бедны и в конце концов дал сыну год на достижение художественного успеха в случае неудачи ему предстояло вернуться в родительский дом1.