Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Жан-леон Жером написал ее примерно в 1866 году. Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Такие художники, как Жан-Леон Жером и многие другие художники его времени, создали в своих работах двойной смысловой посыл: во-первых о мужской власти над женщинами и во-вторых об ощущении дикости, жестокости и низменности этой похотливой торговли.
Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Во время выставок 2010-2011 годов вновь возникли дискуссии о содержании и форме искусства Жерома. Во время выставок 2010—2011 годов вновь возникли дискуссии о содержании и форме искусства Жерома.
Во время выставок 2010—2011 годов вновь возникли дискуссии о содержании и форме искусства Жерома. Отец Жерома работал с золотом и был мастером своего дела, неудивительно, что у Жан-Леона оказался развитый художественный вкус. Жан-леон Жером (фр.
Очевидно, что изображая такие сюжеты, с такой очевидной чувственной склонностью, таким эротическим щегольством и такой открытостью, помпеисты (включая и Жан-Леон Жерома) были слишком близко к откровенному скандалу, выставляя так ярко патриархальные желания общества. Жан-леон Жером (фр. В жизни Жан-Леон Жерома эти картины внесли скандальную нотку. Жан-леон Жером родился в мае 1824 года в городе Везуле французского департамента Верхней Соны. Творческий путь Жана-Леона Жерома привёл его к успеху.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Приехав во Францию в 1925 году, он выдал себя за румына. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Поскольку Деларош закрыл свою мастерскую, студентов он передал под начало швейцарца Шарля Глейра. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Я знаю великий Коран и читала его согласно семи, десяти и четырнадцати чтениям и я знаю число его сур и стихов и его частей и половин и четвертей и восьмых и десятых и число падений ниц. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Во время краткого пребывания там возникло желание познакомиться с жизнью подлинной Азии, вот таким образом в 1856 году Жером предпринял длительное путешествие в Египет, в котором приняли участие и другие творческие персоны: драматург Э. Ожье, художники Н. Бешер и Л. Найи, а также скульптор О. Бартольди. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. В 1853 году император Наполеон III объявил о проведении в 1855 году в Париже Всемирной выставки. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822-1901). Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Золя заявил, что у Жерома «сюжет- всё, а живопись- ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жана-Леона Жерома заметно ослабевает, за этот период можно назвать только три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих великий (1874 год), Серый кардинал (1874 год) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876 год). 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства.
План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
По мнению и Дж. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Жан-Леон Жером (фр. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. В другом месте невольница сама говорит о своих достоинствах: «И тогда халиф спросил: Как твое имя. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
Он был настолько популярен, что в 1869 г. Жерома официального пригласили на открытие Суэцкого канала. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. А. И. Сомов утверждал, что в 1870-х годах картины Жерома заметно уступали по своим художественным качествам полотнам, созданным в предыдущее десятилетие. Картина «Петушиный бой» была замечена зрителями и художественными критиками и принесла автору медаль третьего достоинства.
Кроме того, Жан Жером, по-видимому, с самого начала своей партийной карьеры имел тесные связи с советской разведкой. Вскоре после приезда во Францию в 1929 году (родом из Польши, он сначала обосновался в Бельгии, перевалочном пункте Коминтерна, пока его оттуда не выдворили) Жером в Париже вступил в контакт с Реденсом, занимавшим высокий пост в НКВД. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798-1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64.
Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. В конце жизни Иоанович пытался укрыться в Израиле. Среди всего выделяются две серии: марокканская — «Рабат или Марокканские впечатления» («Rabat ou les heures marocaines», 1918), «Маракеш или Властители Атласа» («Marrakech ou les Seigneurs de lAtlas», 1920), «Фес или Буржуазия ислама», «Ночь в Фесе» и испанская серия — «Испанские встречи», «Страстная неделя в Севилье» и «Жестокая Испания».
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
По мнению и Дж. Художник продолжал много путешествовать: 1874 год провёл в Нидерландах изучая творчество Франса Халса, в 1879 году побывал в Турции, в 1880 году- в Египте, в 1881- в Греции, в 1888 году- в Англии, а в 1889 году- в Италии. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар.
Отец не уставал повторять, что художники, в отличие от ювелиров, бедны и в конце концов дал сыну год на достижение художественного успеха в случае неудачи ему предстояло вернуться в родительский дом. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Еще замечательные высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857 год, находится у герцога Омальського повторение – в Кушелевской галереи Императорской академии художеств) появились после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, под конвоем албанских солдат в пустыне (1861 год). Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Полотно велико по размеру — 134 203 см. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Братья Таро на протяжении пятидесяти лет писали вместе. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец).
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине- в Везуле), организованная также Экерманом.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Заодно он стал осведомителем абвера и гестапо.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Edition Acropole, 1983) перед телеобъективами передачи Апостроф, явно скромничал.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77.
Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Можно предположить, что в 1938-1939 годах он был на учебе в советской столице. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Одновременно это животное символизировало силу, благородство и мужественность, в нём видели защитника и покровителя. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
При этом оптический центр картины смещён влево от геометрического центра холста, что делает главным персонажем именно пустыню, а человек показан ничтожной жертвой. Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
В задачу этой фирмы входило сотрудничество с нацистской организацией Тодта (строившей Атлантический вал) и одновременно проникновение в нее для получения сведений о немецкой обороне. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. В 1943 году, почувствовав, куда подул ветер, Иоанович начал снабжать деньгами Сопротивление, в частности подпольную организацию Честь и полиция. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем».
Отец будущего художника был ювелиром, а мама – дочкой простого лавочника. Le Grand Jeu. Жером направил послание через Жака Дюкло.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: Перевоз пленника по Нилу (1863 год), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмия, Рабочие на молитве (1865 год), Арнаут, которые играют в шахматы (1867 год) иногда он брался за темы из французской истории, такие как, например, Людовик XIV и Мольер (1863 год), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865 год). Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16.
— спросил халиф. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Увлечение античной и более древней историей накладывает свой отпечаток на творческий путь мастера. Главное внимание обращается на развитие таких талантов, которыми отличаются сами госпожи, как то: музыка, танцы, уборка волос и т. д». Жан-Леон Жером. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Его выпустили на свободу в августе 1944 года после освобождения Парижа.
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением.
La part des hommes. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину- «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии- для великого князя Александра (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков.
Тем не менее, судя по всему, они были связаны еще до войны. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали- ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
Жером и Треппер приехали во Францию в один и тот же год. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. В 1846г. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
— спросил он посредника. Он показывал себя простым членом ФКП, заурядным винтиком коммунистической машины. Продажа рабыни. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Да сделает ее Аллах для тебя благословенной.
Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9.
— Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
Картина при этом демонстративно нейтральна в этическом смысле, поскольку художник не оставил ни одного намёка на статус ведомых людей — то ли это добровольцы, то ли феллахи, насильно согнанные на строительство только что начатого Суэцкого канала, точно так же, как он не осуждает ситуации и не восхищается мужеством людей, сцепленных колодками. Иосиф Иоанович родился в 1905 году в Кишиневе (Бессарабия) и считался русским евреем, во всяком случае до присоединения этого края к Румынии в 1920 году.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Так и остается невыясненным, как он получал деньги для обеспечения деятельности многочисленных групп ФТП. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Она сейчас находится в музее Орсе.
Он умер во Франции, почти разорившись. И маскарад- не маскарад и драма- не драма». Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. К произведениям на эту тему относятся, в частности, «Бар-Кошба», «Тень креста», «Когда Израиль — король», «Разговор об Израиле», «В будущем году в Иерусалиме», «Краткая история евреев», «Когда Израиль не король», «У Стены Плача».
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
Вплоть до 1945 года их судьбы во многом сходятся. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина предназначалась для Версаля.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Затем, пользуясь своим нюхом в делах, он не замедлил стать богатым, занимаясь восстановлением всякого рода вещей (то есть старьевкой). По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Источник информации Жана Жерома неизвестен. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Большое внимание эти писатели уделяли евреям их культуре и религии. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы- особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824-1895) и Жан Хамон (1821-1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Писал картины разнообразного содержания, преимущественно изображающие быт античного мира и Востока в конце жизни занимался также скульптурой.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
«В квадратный двор, где прогуливалось множество нубийцев и абиссинцев, выходили верхние галереи и портик, выполненные в строгом архитектурном стиле широкие машрабийи, выточенные из дерева, находились под самым потолком прихожей из которой в покои вела лестница, украшенная аркадами в мавританском вкусе.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Основную массу его картин этого времени составляют разнообразные жанровые композиции, написанные по эскизам предыдущих лет, египетские пейзажи, редкий для него автопортрет. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
В последнее время он пробовал свои силы в скульптуре. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842-1912) – дочери торговца картинами. Пока они одеваются, вам могут показать самых молодых. Открылись ворота и во двор, словно школьницы на переменке, вбежала стайка темнокожих девочек. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. С 1841 года он совершенствует своё мастерство у выдающегося французского художника Поля Делароша, что и стало главной причиной выбора классицизма, стиля всех его работ, как в живописи, так и в скульптуре. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований- якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. В соответствии с эстетикой академизма подобающая сцене жестокость компенсируется мужеством и несгибаемой верой мучеников. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Как бы там ни было, после освобождения страны он миллиардер. Вообще эта картина передаёт атмосферу тоски и одиночества, которые несколько компенсируются розовыми тонами восходящего Солнца.
он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Наблюдательность художника и его талант ясно видны в изображении мелких деталей сюжета, а также в безукоризненной передаче световых контрастов, как в пейзажах, так и в портретах. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре- «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Удивительно точно художник передаёт в своих полотнах национальные особенности: черты лица и цвет кожи людей.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Публику и критиков, вероятно, привлекла атмосфера праздника и беззаботности, что воспринималось тогда как аллегория установления республиканского строя.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Сам Луи Наполеон приобрел скандальную картину Жерома «Греческий интерьер», решительно отвергнутую искусствоведами французской столицы.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества».
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803-1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Энциклопедическая выставка, отражающая особенности его искусства, открылась только в 2010 году.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Когда началась война, он уже был миллионером. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Силы его постепенно иссякали, 31 декабря 1903 года он писал бывшему ученику— Обле, что чувствует приближение кончины.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Вот таким образом правителям Востока дарили тигров и при этом считали, что смерть хищника предвещает конец его владельца. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание- без каталога).
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
При этом он выставлял свои картины каждый год. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Со своим учителем Полем Деларошем посетил Италию изучал работы старых мастеров и рисовал с натуры. Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Эта деталь имеет значение: идет ли речь о том же Максимовиче или о другом осведомителе, в любом случае это доказывает как минимум, что у Жерома были связи с лицами, близкими к германскому штабу верховного командования и имевшими возможность быть в курсе тайных планов Гитлера. Масло, холст.
Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». По легенде, свои первые франки он заработал, разгребая мусорные ящики.
Несравненно больший успех имели. Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». Без сомнения, у него была мощная поддержка, раз ему удалось избежать роковой участи. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Жан-Леон Жером (фр. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. Из мемуаров последнего (Leopold Trepper.
Незадолго до Июньского восстания Жером участвовал в грандиозном конкурсе на картину, прославляющую республику. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической».
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют.
Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso».
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Отчасти это было демонстрацией позиции, занятой Жеромом в дискуссии о реализме, начатой Г. Курбе. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Его похоронили на кладбище Монмартр, в церемонии приняли участие глава Сената республики, директор Школы изящных искусств и мэр его родного Везуля.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Неудивительно, что пересмотр отношения к Жерому начался именно в США, в русле общего изменения отношения к салонно-академическому искусству в 1970-х годах. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)- египетские танцовщицы. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Он поставлял ей и оружие, не прекращая сотрудничать с гестапо.
В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Изначально у сотрудника Коминтерна Жана Жерома и примитивного мошенника Иосифа Иоановича не могло быть ничего общего.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам.
Вопросы, на которые даже сегодня нельзя дать ответ. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Полотно велико по размеру – 134 203 см.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
Многие деятели (в том числе будущий министр Эдгар Пизани) засвидетельствовали, что он боролся с нацистами. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором- либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Поставлял ли Жером информацию Трепперу. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В тот день Жан Жером, представлявший свою книгу Доля людей (Jean Jerome. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар.
и некоторых других. Треппер использовал подпольные радиопередатчики. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Во внутреннем дворике устроен торг. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин- Альбер Гупиль – и его отец Адольф. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Была ли между ними связь.