Картина французского художника Жана Оноре Фрагонара «Задвижка».
В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Фрагонар использует здесь редкий для себя приём – он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Фигурки полны грации и изящества, выписаны со всей присущей художнику тонкостью, свободой и экспрессией, являя собой чудесный букет терракотовых, розовых, золотистых, сиреневых, охристо-красных и изумрудных тонов. Картина становится таким образом более, чем когда-либо, сценой, диалогом.
«Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Сперва ученик Ж. -Б. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии.
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была чужда творчеству Фрагонара: помимо бесчисленных копий с исторических картин, которые он сделал в годы учения, Фрагонар самостоятельно разрабатывал многие сюжеты: библейские, мифологические, сюжеты из классической литературы.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Наконец, в конце декабря 1756 года Фрагонар прибыл в Рим, где и оставался вплоть до апреля 1761 года. Однако если первая картина была написана на основе библейской истории, то «Задвижка» стала эротическим откровением автора. Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Отвергнутый Каллироей жрец проклял богов, те послали на страну чуму и Додонский оракул объявил, что для спасения от бед нужно принести Каллирою в жертву. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. В ученические годы Фрагонар создает произведения исключительно в стиле Буше. Перед нами характерная для живописца картина.
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. В 1806 году у них родился сын Теофиль, который также стал художником. Главное, цель достигнута. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Он выставляет на конкурс картину «Иеровоам приносит жертвы идолам» и получает первый приз. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование».
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». В Италии художник попал под влияние Тьеполо.
В них Фрагонар проявил себя одним из самых блестящих графиков 18 века. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Кровать и платье дамы уже смяты, видно, что молодые люди уже начали любовную игру. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Он мастер мимолетного наброска с натуры. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Среди его заказчиков была мадам дю Барри, любовницаЛюдовика XV. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
После Ватто и Шардена Фрагонар -- самый крупный французский художник XVIII столетия. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью световоздушных эффектов. История искусства периода рококо и неоклассицизма.
Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми.
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Но прежде чем поехать в Рим, ему предстояло четыре года учиться в так называемой Школе покровительствующих художников.
С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
В это время в моду входит классицизм. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Сюжет провокационный и откровенный. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа.
С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». История создания "Качелей" весьма занимательна. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Его искусство оставалось весьма противоречивым. Произведения выполнены в едином цветовом решении и имеют идентичный размер. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Это без слов видно на представленной репродукции.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Автор создал его во время поездки в Италию в противовес не менее знаменитому шедевру «Поклонение пастухов». Позже получил заказ на фронтон Палаты депутатов дворца Бурбонов в Париже (эта работа была уничтожена в дни революции 1830 года). Эта работа – исключение из правила. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.
Страстная молодая пара изображена в любовном порыве. В 1780-е гг. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Эти качества делают их частью окружающей природы. Но Фрагонар блестяще справился с заказом, создав композицию, каждая деталь которой проникнута тонким эротизмом и при этом свободна от порнографической пошлости.
Многие его листы посвящены портретным образам – автопортреты изображения близких и друзей или просто окружающих художника людей, впечатляющие правдивостью, точностью и красотой рисунка. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Однако всего одного взгляда на ее лицо достаточно, чтобы понять, что же будет дальше. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. занимают разнообразные вариации и оттенки галантного жанра и столь же разнообразные по характеру портреты. Как художник конца столетия Фрагонар суммировал и подытожил многие художественные тенденции своей эпохи и при этом перебросил мост к последующему искусству: явился во многом предшественником классицизма, романтизма и реализма ХIХ века. художник лишается и заказчиков и славы. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях.
Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Произведения выполнены в едином цветовом решении и имеют идентичный размер. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются декоративностью колорита, легкостью живописной манеры («Качели», «Поцелуй украдкой»). Известны и другие названия полотна в зависимости от тонкостей перевода – «Засов», «Замок», «Щеколда».
Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем.
Оно является одной из 800 жемчужин экспозиции главного музея Франции — Лувра. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Собственно «фрагонаровское»-- в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном.
Переехав в Париж, он в 1747 году поступил в мастерскую Шардена. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Страстная молодая пара изображена в любовном порыве.
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Произведения выполнены в едином цветовом решении и имеют идентичный размер. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако если первая картина была написана на основе библейской истории, то «Задвижка» стала эротическим откровением автора. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре.
Эта историческая картина переработана живописцем в 1646-1647 годах. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно.
Дама томная, обмякшая в руках своего кавалера, еще пытается противиться этому. В это же время художник изучает творения великих мастеров в знаменитой коллекции Кроза. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию. Художник работал и для театра, создавая костюмы, высоко оцененные Делакруа.
Он изображён в облачении испанского идальго. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В 1765 г. за историческую картину «Корез и Каллироя» Фрагонар был причислен к Академии живописи и скульптуры. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Кавалеры вздыхали, что «легче коснуться груди женщины, чем завоевать ее сердце».
Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики -- в ее светоносности. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Однако если первая картина была написана на основе библейской истории, то «Задвижка» стала эротическим откровением автора. Мужчина собирается задвинуть дверной засов, женщина пытается остановить его.
Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Автора прекрасных литературных описаний своих в путешествий Италию, Фрагонару удалось передать незаурядность личности этого видного деятеля культуры века Просвещения, которые он иллюстрировал гравюрами по рисункам Ж. О. Критики отметили не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета. Оп.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Посмотрим на несколько портретов. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета XVIII в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
В 70-е гг. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Его излюбленной техникой был бистр с размывом и сангина, позволявшие добиться бесконечного богатства градаций теплых коричневатых тонов. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Дама томная, обмякшая в руках своего кавалера, еще пытается противиться этому.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. В конце 70-х и в 80-е гг. Гюймар снискала славу лёгкостью, непосредственностью и кажущейся простотой исполнения танцев в балетных спектаклях. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.
Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Картина имела успех.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Этой метаморфозе способствовала встреча с искусством и природой Италии. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Его творчество начала 60-х гг. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Вместо дождя – золотой свет, олицетворение счастья, любви избавления.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы (Задвижка. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.
Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе.
Он очень грациозно вышел из сложного положения, в которое поставил его "прихотливый" заказчик. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье.
Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Одновременно художник исполняет несколько исторических композиций, в том числе на сюжеты из «Освобожденного Иерусалима» Т. Тассо. Композиция произведения выстроена диагонально.
С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
«Задвижка» — произведение талантливейшего художника родом из Франции и проживавшего в Париже в 18-19 веке. Известно лишь, что в 1738 году семья переехала в Париж — по всей вероятности из-за каких-то финансовых неурядиц отца. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
Ж. Фрагонара. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 90-е гг.
Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. В музей Эрмитаж картина поступила в 1895 году из собрания живописи польского короля Станислава-Августа Понятовского. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Резкие движения взволнованных свидетелей события, скользящий свет, вырывающий из сумрака центральную группу и падающий дрожащими бликами на колонны, — всё это созвучно страстному порыву Кореза. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара.
Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Фрагонар родился в 1732 году в городе Грас в семье перчаточника. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Фрагонар Жан Оноре (1732 – 1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график.
Сюжет провокационный и откровенный. Эта первая большая картина, сделавшая художника известным, была выставлена в луврском салоне в 1765 году. В конце 60-х гг. Сюжет провокационный и откровенный. В картине ldquoПортрет Дени Дидроrdquo (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара.
Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Творческая активность художника в этот период снижается. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра.
Эта работа – исключение из правила. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Ее линии прихотливы извилисты. Первые уроки Александр брал, естественно, у отца, к тому времени маститому художнику. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме.
Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны.
В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. После шести месяцев, проведенных у Шардена, Фрагонар возвращается к Буше и вскоре становится самым блестящим его учеником. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
Оно является одной из 800 жемчужин экспозиции главного музея Франции – Лувра. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. В серии аллегорических полотен 1780-х годов (ldquoИсточник любвиrdquo, Собрание Уоллес, Лондон), перекликающейся с серией галантных празднеств, проявилось влияние стилистики классицизма второй половины 18 столетия. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.
Во времена Директории Фрагонар лишается своей должности главного хранителя Лувра и последние годы жизни доживает полузабытым. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Танцовщице особым образом покровительствовал герцог де Субиз и многие другие представители европейской знати. Разразившаяся в 1789 году Французская революция разом обесценила в глазах современников творчество Фрагонара.
Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.
Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Следующие 3 года он занимался в Королевской школе при Лувре, возглавляемой Карлом Ванлоо. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.
Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Известны и другие названия полотна в зависимости от тонкостей перевода – «Засов», «Замок», «Щеколда». Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756 – 1761) работал в Париже. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Фрагонар действительно любил фантазировать. В возрасте 18 лет умерла его дочь. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм.
Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Сам король приобрел полотно и даже заказал с него гобелен. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений -- «Поцелуй украдкой» Конец 1870г. г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. В шесть лет будущий художник оказался в Париже, где и получил образование.
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Она оказывается в его жарких объятиях. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Фрагонар здесь подлинный певец природы, точнее, парков (его ландшафтные композиции начала 60-х гг. В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию.
О детстве художника известно очень мало. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
Шардена, а потом Франсуа Буше. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара.
Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Позднее творчество Фрагонара мало изучено. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
Портрет интересная и обширная область творчества Фрагонара. Александр Фрагонар успешно делал карьеру под эгидой власти, активно творя при консулате. Кровать и платье дамы уже смяты, видно, что молодые люди уже начали любовную игру.
Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773--1776 годах. Счастливые возможности качелей. Он живет у Сен-Нона на вилле дЭсте, где создает циклы пейзажных рисунков, а также несколько жанровых сцен («Выигранный поцелуй», «Прачки»).
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. В ее руках букет с вложенной в него запиской.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. На подобные произведения был большой спрос. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
Сценка откровенно театральна. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Композиция произведения выстроена диагонально. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. В гостиной собрались гости. В годы, проведенные в Италии (1756--1761), происходит превращение из бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Художник смог передать своё представление о любви. Великая французская революция подвела итог всей эпохе рококо, вместе с которой завершилось и творчество Фрагонара. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века.
Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти патетическому взлету мысли, мечты. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию.
Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Прославление добродетели, долга, морали поражает воображение читателей Дидро призыв Руссо вернуться в лоно естественной, простой жизни, стать ближе к природе, положить добродетель в основу семейных отношений находит отклик в творчестве Фрагонара: он пишет целую серию картин на сентиментальные сюжеты из семейной и сельской жизни («Счастливая мать», «Счастливое изобилие» и т. п. )., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Абсолютно в духе Франсуа Буше исполнены Фрагонаром два полотна овальной формы на пикантные сюжеты – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох. Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье.
Умер Александр-Эварист Фрагонар в 1850 году в Париже в возрасте 70 лет. Они высоко приподнимаются и открывают восхищённому взору прелестные ножки, которыми красавица с удовольствием даёт полюбоваться. В садах виллы дЭсте в Тиволи и других итальянских вилл, куда Сен-Нон пригласил молодых художников, Фрагонар впервые создает подлинно оригинальные, отмеченные печатью величия произведения. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
Известны и другие названия полотна в зависимости от тонкостей перевода – «Засов», «Замок», «Щеколда». В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня«). были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним).
Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. 1788 год стал очень тяжёлым для художника.
Но когда Фрагонар придавал завершенность своим фантазиям и сглаживал моделировку, тогда, как в картине «Задвижка», действительно проступала бездушная холодность эротизма. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Но это не лишает сцену правдивости. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны.
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Спохватились лишь пару часов спустя. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Размер картины 73 x 93 см, холст, масло. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения», подчиненный одной страсти — взлету мысли, мечты. При виде всего этого в нём проснулась гордость ефремлянина, как члена того колена, которому в благословении Иакова была обещана блестящая будущность и которое теперь должно было рабски служить колену Иудину. Это тонкая игра в противопоставления особенно интересна. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак.
Его произведения не наполняются психологическими характеристиками, а служат для украшения салонов. Композиция произведения выстроена диагонально. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Во-первых, художник опустил здесь изображение золотых монет, этого мотива продажной любви.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Приглашение поступило к художнику буквально через несколько дней после появления в Салоне его картины "Святая Женевьева". Молодой человек на картине уже частично раздет и тянется к задвижке, чтобы запереть дверь. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Сценка откровенно театральна. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»).
На этой должности он находился вплоть до самой смерти. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Но когда Фрагонар придавал завершенность своим фантазиям и сглаживал моделировку, тогда, как в картине «Задвижка», действительно проступала бездушная холодность эротизма. И последнее, о чём необходимо сказать. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Хотя Дюбарри мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога дЭгильона и поддерживала его против парламента. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара.
В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Картины художника Фрагонара чаруют упоительной красотой жизни искренностью, чистотой и свежестью чувства. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Стилю Фрагонара присущи особая внутренняя свобода и смелость обобщения формы, сочетающиеся с богатством цветовых оттенков. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Это позже будет восхищать импрессионистов. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре.
В 1815 году Александр становится Кавалером Почетного легиона. Напрасно было бы искать в них философской глубины и богатства волнующих своей неопределенностью духовных оттенков. Он совсем юн и изящно манерен.
В конце 70-х гг. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Краски то сгущаются в тенях почти до черноты, то сияют золотистыми, розовыми и перламутрово-белыми оттенками свет наполняет пространство и мягко обволакивает все формы, сообщая им характерное фрагонаровское туше. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Его творческий темперамент поистине огромен.
Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Героиего картин – пухленькие, розовощекие красавицы и кавалеры, пишущие здоровьем. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. «Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.
Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Дамы в пикантны, соблазнительны игривы. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (ldquoКачелиrdquo, 1766, собрание Уоллес, Лондон ldquoПраздник в Сен-Клуrdquo, 1775, Французский банк, Париж ldquoПоцелуй украдкойrdquo, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Давид окончательно и «пристрастил» юношу к исторической живописи. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали.
А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Последующие события, сотрясшие всю Европу, — крушение революции, Директория и приход к власти Наполеона Бонапарта — никак не затронули жизнь состарившегося художника.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Однако всего одного взгляда на ее лицо достаточно, чтобы понять, что же будет дальше. Это тонкая игра в противопоставления особенно интересна. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Техника офорта ему тоже была подвластна. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского.
В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. В 80-е гг.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй».
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Юноша специально подстерегал её. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ ldquoВдохновенияrdquo (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти – патетическому взлету мысли, мечты. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк).