Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой.
У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать.
В возрасте 18 лет умерла его дочь. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Возвратившись в Париж, художник выставляет картину «Смерть Кортеса».
Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Фрагонар мог продолжать в этом направлении работать и безбедно жить. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником.
Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. художник лишается и заказчиков и славы. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени.
Его искусство оставалось весьма противоречивым. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Но Фрагонар сделал неслыханный по крутизне и неожиданности поворот: он пренебрег всем достигнутым и полностью отказался от академической карьеры. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. В картинах «Урок музыки» (ок.
На обороте полотен сохранились подписи самого художника и сделанная им надпись о том, что картины написаны за час. Сперва ученик Ж. -Б. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Фрагонар здесь подлинный певец природы, точнее, парков (его ландшафтные композиции начала 60-х гг.
В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Картины Фрагонара конца 70-х гг.
К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой). Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
Однако Буше счел его не достаточно подготовленным и рекомендовал сначала поработать в мастерской Ж. -Б. С. Шардена. Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие.
В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Но набросок вообще раскрывает фрагонаровский замысел едва ли не полнее, чем уточненная и отделанная работа. Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости. Спохватились лишь пару часов спустя. Выбирая мифологический сюжет для большой композиции на звание причисленного к Академии, Фрагонар оказал предпочтение эпизодам, рассказывающим о пылкой и самозабвенной любви.
Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. В конце 70-х и в 80-е гг. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема.
И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной.
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Картина была написана в переходный для Фрагонара период, когда фривольные сценки начали выходить из моды и ему пришлось срочно менять свою манеру, чтобы не потерять отвоеванное место на "художественном рынке". Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Художник смог передать своё представление о любви.
Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Отражая парковые местности использует бистр, сангину, акварель, тушь. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже.
Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). Главное, цель достигнута. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Эта первая большая картина, сделавшая художника известным, была выставлена в луврском салоне в 1765 году.
Картина также имела другое название «Тайная страсть». В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Запечатлённый в момент озарения философ на полотне «Портрет Дени Дидро» доказывает это. Видимо, он получает несколько заказов на портреты, да в 1795 году выходит не полностью осуществленное издание сказок Лафонтена с иллюстрациями по его рисункам.
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Последние годы жизни старого художника печальны. Давидом, лишил его прежней популярности.
Учился у Ж. Б. С. Однако в большинстве своих работ он остается самим собой юные девушки и матери семейства на его картинах полны жизни и чувственного очарования, в них живет прежний веселый и задорный дух. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе.
Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Оракул объявляет, что для спасения страны есть лишь одно средство: Корез должен принести в жертву Дионису свою возлюбленную или того, кто добровольно занял бы место Каллирои. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Это позже будет восхищать импрессионистов.
Господствуют светлые, мягкие краски с неожиданной вспышкой то ярко-красного платья с так называемой складкой Ватто, то золотого солнечного пятна. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. В своей картине Фрагонар изобразил, как из тёмной чащи леса стремительно вырвались мужчина и молодая женщина и достигли, наконец, края бассейна источника.
Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции.
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Однако с развитием неоклассицизма мода на полотна Фрагонара прошла окончательно разорила художника Французская революция и он умер в нищете.
После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара.
Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. На подобные произведения был большой спрос. Дуайен отказался принять его, посчитав, вероятно, что писать подобные сцены – ниже его достоинства. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756 – 1761) работал в Париже.
Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. художник выполнил к Ариосто около 160 рисунков карандашом и бистром с изображениями поединков, похищений, преследований, всадников, летящих в облаках и вместе с облаками. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. В 70-е гг. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж.
Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Он изображён в облачении испанского идальго.
Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Одновременно написанные портретные произведения разрушали устоявшиеся каноны того времени. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры».
Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой.
Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет. Бержере ничего не имел и против жанровых сцен. Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий.
В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Эта работа – исключение из правила.
Впрочем, потом, видимо, произошло примирение. Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей. После трехлетней стажировки в Париже у академического живописцаВанлооФрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке французской Академии.
Пророк Ахия предсказал Иеровоаму, что он будет царём всех северных колен, так что за домом Давидовым останутся только два колена. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. В семейно-идиллических картинах живописца порой присутствует назидательность, но образы молодых матерей и детей полны чувственного очарования, а быт выглядит театрализованным. Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей). Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно.
Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Создаёт одновременно серию полотен, рисуя французские парки. Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе. Это без слов видно на представленной репродукции. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном.
Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. В этой работе Фрагонар кажется непосредственным предшественником классицизма начала ХIХ в. Фрагонар обращается к другим сюжетам: певец радостей любви становится певцом семейного очага. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта».
С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу.
Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Их становится невозможно отличить от картин Буше. В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769).
Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В Италии художник попал под влияние Тьеполо.
Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Дидро отводит ей много места в своем Салоне и называет Хорошо использованное отсутствие родителей. Фрагонар умер 22 августа 1806 года.
Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Общее внимание было привлечено к Фрагонару. Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью".
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Это поцелуй невинный и торопливый. Она знает, что тот, кто её раскачивает сзади, не видит второго молодого человека, который спрятался в кустах. В ее руках букет с вложенной в него запиской.
Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия). Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери.
Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж.
Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен.
Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Серия портретов (1761–1765), т. н.
Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Хорошо продаются акварели и пастели. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже.
Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». У этого ищущего, всю жизнь меняющегося художника не так уж удивительно обнаружить еще одну новую манеру, даже если ему уже под шестьдесят лет. Образы друзей художника и придуманных им фантастических персонажей, написанных Фрагонаром с таким воодушевлением, были ничем иным, как блестящей импровизацией. Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж.
И последнее, о чём необходимо сказать. Эти качества делают их частью окружающей природы.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Она держит на поднятых ногах лохматую белую собачонку, чувствующую себя довольно растерянно, в то время как ее госпожа от души веселится. Сперва ученик Ж. -Б.
Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им.
В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы.
История этого заказа очень колоритна. В этот временной промежуток Жан много времени уделяет и гравюре. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе.
Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. И все же свои три года, завоеванные Римской премией, он провел, скорее трудясь над копированием образцов, чем совершенствуя свой стиль. Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны. Его рисунки не могли отличить от работ учителя.
Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Работает над офортным гравированием. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.
Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции. Оп. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью.
С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Художник становился буквально неузнаваемым, когда писал для себя по вдохновению, когда в нём пробуждался темперамент живописца. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо.
По словам художника, в Италии его поражает искусство Рафаэля и Микеланджело, но больше всего в его последующих произведениях будет чувствоваться влияние Тьеполо, живопись которого увлекает Фрагонара красочной экспрессией и декоративным размахом работ. Посмотрим на несколько портретов.
В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
Художник становится не только модным, а ещё и богатым. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Но не оно составляет главное в картине. Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.
Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе.
Многому научили его итальянские художники XVII и XVIII веков многое извлек он из творчества Рубенса, которого увлеченно копировал, специально получив доступ в Люксембургский дворец, чтобы работать над серией картин Жизнь Марии Медичи. Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). В сентябре 1769 года Фрагонар женился.
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Однако почетной и бесплодной карьере академического живописца он предпочитает свободное творчество. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, основанный Жаком-Луи Давидом, лишил его прежней популярности. В то время небывалой популярностью пользовался идеалистический жанр и пастораль в духе его учителя Буше. Идеи просветителей дают себя знать повсюду. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.
Сама круглолицая красотка написана, конечно, без претензии на глубину характеристики в ее глазах и улыбке лишь мелькает выражение испуга и озорства. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки.
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара.
Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. В гостиной собрались гости. В это время в моду входит классицизм.
Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт).
На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Галантные сюжеты Фрагонара не наделены философичностью пасторалей Антуана Ватто, они свежи и естественны в передаче полнокровности земных чувств и в то же время изящны, поэтичны и декоративны. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им».
Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше. Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе.
Съездив в Неаполь, Фрагонар и Бержере отправились в Центральную Европу, побывали в Вене и Праге и возвратились в Париж в сентябре 1774 года. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Такие произведения пользовались спросом и отдавали дань изощрённости рококо.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. В 90-е гг.
Сценка откровенно театральна. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя.
Его шедевр «Качели» наполнен трепетом, чувственностью и счастьем. Декоративный колорит гармонично пересекается с композиционным ритмом.
Луки и, главное, запрещены очень популярные публичные выставки художников, не принадлежащих к Академии. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он заработал хорошие средства. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы.
Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно.
Картина имела успех. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Перед нами характерная для живописца картина.
В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием.
Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником.
Наряду с Антуаном Ватто и Франсуа Буше Фрагонар считается крупнейшим автором бытовых картин эпохи конца абсолютизма. Эта работа Фрагонара также была предназначена для украшения замка Лувенсьен фаворитки короля мадам Дюбарри. Знаток и большой художник, он посвятил свои поздние годы хранению шедевров с которыми соревновался в молодости, чтобы умножить их число».
В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы).
Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины. Ее линии прихотливы извилисты. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар.
Другая парижская красавица – мадам Дю Барри, новая фаворитка короля Людовика XV, сменившая маркизу де Помпадур, тоже была заказчицей Фрагонара. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Эта премия была учреждена для учеников Академии с тем, чтобы победитель получал право на несколько лет стать так называемым пенсионером Французской Академии в Риме. Лучшими считаются гравюры – «Шкаф», «Антоний и Клеопатра», «Вечеря в Эммаусе». Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Его творческий темперамент поистине огромен. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору.
Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Но он пошёл дальше и начал углублённо изучать стиль Рембрандта. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час».
В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто.
Маргарита Жерар не была бездарна. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину.
Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты. В 1780-е гг. В январе 1790 года Фрагонар с женой и Маргаритой уезжает в Грасс, где поселяется у родственника, с которым расплачивается, работая над портретами и декоративными панно: про черный день у этого человека ничего не отложено, а черный день настает.
Подрастает сын – тоже будущий художник. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником.
Розалия внезапно умерла в возрасте восемнадцати лет – это было неожиданным и тяжелым ударом для художника, жизнь которого и без того рисуется в этот период все более и более печальной. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. В своих картинах художник соединил воспоминания об Италии с впечатлениями от французской природы, реальность с поэтической мечтой.
В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Изображённые интимные сцены, сюжеты с эротическим подтекстом и пасторали были проданы по большой цене. Шардена, а потом Франсуа Буше.
Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому.
Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона. Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным).
Этот непрекращающийся бег линий вместе с ритмическим чередованием ярко освещенных и погруженных в тень поверхностей придает полотнам Фрагонара декоративное единство. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет.
Прототипами обеих серий служили реальные лица. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Художник Фрагонар постепенно формируется изображая юных очаровательных поселянок с младенцами, тачками цветов, овечками.
Но это не лишает сцену правдивости. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.
Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях). Картины Фрагонара в то время продать было невозможно. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Его творчество начала 60-х гг. На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину.
Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе.
Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств).
На этом фоне выделяется пышный и сложный силуэт розового платья молодой дамы оно вздувается и разлетается от движения качелей. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
В марте 1761 года Фрагонар совершил на деньги Сен-Нона поездку в Неаполь, а месяц спустя они вместе отправились в Париж. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Иногда он представлен с книгой в руках, чаще всего с непокрытой головой, в плаще или какой-то неопределенной драпировке. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке.
В конце 70-х гг. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. «Игра в жмурки», «Праздник в Рамбуйе» передают невероятную насыщенность светом и воздушность. Однако метод великого живописца, основанный на проникновенном созерцании натуры и медленном, трудоемком письме, оказался чуждым импульсивной натуре Фрагонара, экспрессивному и импровизаторскому складу его таланта. Грёза.
К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Весь Париж встречается здесь.
Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи.
Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез».
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Он проявил блестящие графические способности. Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает.
Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
Фрагонар Жан Оноре (1732 – 1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Это Пьер Прюдон (1758- 1823). Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития. История создания "Качелей" весьма занимательна.
Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
«экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров. Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. Мечтой каждого молодого французского живописца в то время было получить приз Французской Академии — поездку на учебу в Рим.
Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. В конце 60-х гг. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета.
Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. О детстве художника известно очень мало. Работа экспрессивна и динамична, а её цветовое решение говорит об изменчивости натуры. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д39Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре.
Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам. Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Почерк наставника он оставил во многих полотнах. Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар.
Заработки старого Фрагонара невелики. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара.
За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание). Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке.
Много сил вложил он в создание Лувра. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба).
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Она оказывается в его жарких объятиях.
Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви. В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж.
Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Фрагонар действительно любил фантазировать. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф.
Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу. Последующие события, сотрясшие всю Европу, — крушение революции, Директория и приход к власти Наполеона Бонапарта — никак не затронули жизнь состарившегося художника. Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга.
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Фрагонар был пленён свободой, лёгкостью и весёлой фантастичностью живописи учителя. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка.
Отвергнутый Каллироей жрец проклял богов, те послали на страну чуму и Додонский оракул объявил, что для спасения от бед нужно принести Каллирою в жертву. Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Его яркий красно-коричневого цвета костюм и шляпа с пером освещены потоком резкого холодного света.
Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице».
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Эпизод Явление Армиды, соответственно своему смыслу, передан несколько иначе – мягче, не так бурно, колорит передает общую притягательность волшебного зрелища. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики.
Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации). В 80-е гг. В 1808 году он создает один из своих шедевров – Правосудие и божественное Возмездие, преследующие Преступление, вещь очень сильную, высоко оцененную романтиками. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр.
Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Жан продолжает писать портреты, миниатюры. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. А. С.
Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Он совсем юн и изящно манерен. В годы, проведенные в Италии (1756 – 1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Возможно, что картины были парными. Это дало ему право на поездку в Италию, во Французскую академию в Риме — школу совершенствования молодых художников, находящуюся под покровительством Королевской академии живописи и скульптуры.
Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна.
На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Теперь у него новая забота. Фрагонара и Г. Робера. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Юноша специально подстерегал её. К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Техника офорта ему тоже была подвластна. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Красочное зрелище привлекает сюда художников.
Примером может служить картина «Пастушка» (1752). В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен. И все-таки он справился с этой задачей. В результате после одной из его картин на историческую тему он получил в Академии Золотую медаль и был направлен в Рим. Творчество Фрагонара многолико изменчиво.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
Давидом, лишил его прежней популярности. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Шардена, а потом Франсуа Буше. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: "Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами". Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам.