Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами.
Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана.
Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. В 90-е гг. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Будучи в Риме, он писал там виллы и парки, по возвращении в Париж – галантные празднества, бытовые картинки идиллические семейные сцены, темы исторические и литературные, натюрморты, декоративные полотна. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров.
Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Картина имела успех. Сперва ученик Ж. -Б.
Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик.
Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Техника офорта ему тоже была подвластна. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
В 80-е гг. В музей Эрмитаж картина поступила в 1895 году из собрания живописи польского короля Станислава-Августа Понятовского. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием.
Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Но желание стать художником, круто изменив жизнь, было столь велико, что он попадает в мастерскую признанного мастера Франсуа Буше.
Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).
Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Художник смог передать своё представление о любви.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. В конце 60-х гг. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое.
В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам».
В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар.
Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Эти качества делают их частью окружающей природы. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Картина также имела другое название «Тайная страсть». В соответствии со вкусами времени Фрагонар любил одевать своих героев в полуфантастические костюмы, по большей части воспроизводящие детали одежды времен Генриха IV.
Художник не стремится раскрыть сложность душевного мира модели – его интересует изменчивость человеческого характера. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери».
В конце 70-х гг. Эта работа – исключение из правила. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке.
Девушка сидит, прислонившись к мягкой подушке лилового цвета, на которую падают тени глубокого золотисто-пурпурного цвета. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. В графике, как и в живописи, почерку Фрагонара присущи свобода и непринужденность, предельная утонченность и при этом отсутствие мелочных подробностей его образы захватывают поэтическим чувством в восприятии природы. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия.
Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Фрагонар действительно любил фантазировать.
Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. В искусстве Фрагонара теперь находят отражение другие аспекты культуры XVIII в., который был не только веком аристократического эпикурейства и галантных празднеств, но также веком Просвещения с его демократическими устремлениями. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
– Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Кавалеры вздыхали, что «легче коснуться груди женщины, чем завоевать ее сердце». Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара.
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Дама в розовом платье качается на качелях с красным бархатным сиденьем качели раскачивает скрытый в полумраке кавалер. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д39Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной.
Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно.
Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). В годы, проведенные в Италии (1756 – 1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе.
Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Учился у Ж. Б. С. Шардена, а потом Франсуа Буше. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
История создания "Качелей" весьма занимательна. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Исполненные в Италии Фрагонаром рисунки являются, быть может, лучшим из всего того, что было создано им за всю творческую жизнь. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.
После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей).
Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. В этих панно особенно хорошо видны черты зрелого стиля мастера: вместо четких контуров, как у Буше, – широкие скользящие мазки и свободно положенные пятна цвета. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.
Шардена, а потом Франсуа Буше. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком.
С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Великому художнику была уготована лёгкая смерть.
Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь.
Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Яркий импровизатор, Фрагонар сумел соединить в своём творчестве лёгкость рококо, возвышенность исторического стиля и сентиментальность сюжетов. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара.
Его творчество начала 60-х гг. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
О детстве художника известно очень мало. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре.
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти.
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Дамы в пикантны, соблазнительны игривы. Фрагонара и Г. Робера. Картина легка для восприятия, так как в ней соединяются материальная красота жизни и театральная зрелищность. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Образы друзей художника и придуманных им фантастических персонажей, написанных Фрагонаром с таким воодушевлением, были ничем иным, как блестящей импровизацией. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже.
На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Знаток и большой художник, он посвятил свои поздние годы хранению шедевров с которыми соревновался в молодости, чтобы умножить их число». Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара.
Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график.
Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа.
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Сперва ученик Ж. -Б. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере.
В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Его творческий темперамент поистине огромен. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери.
В ее руках букет с вложенной в него запиской. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию.
Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры».
Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие.
Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Художник Жан Оноре Фрагонар смело разрушал каноны аристократического портрета восемнадцатого столетия. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Картина Фрагонара написана под влиянием поздних итальянских мастеров и в ней немало условной театральности, но сквозь риторику пробивается желание передать силу чувств, красоту самоотверженного подвига. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. Шардена и Ф. Буше в Париже.
Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог.
Серия портретов (1761–1765), т. н. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. занимают разнообразные вариации и оттенки галантного жанра и столь же разнообразные по характеру портреты. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез».
Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Здесь в полную силу проявился его талант живописца.
Это позже будет восхищать импрессионистов. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Перед нами характерная для живописца картина. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо.
Спохватились лишь пару часов спустя. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. На подобные произведения был большой спрос. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе.
Дочь сборщика податей Мари-Жанна Дюбарри была модисткой, затем поселилась в доме графа Д. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Д. и в 1769 году представил ко двору. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Свет мягко обтекает все формы и заполняет собой пространство, создавая характерное для художника туше.
В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Он изображён в облачении испанского идальго. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Шардена, а потом Франсуа Буше. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет.
Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить.
Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Счастливые возможности качелей.
В 1780-е гг. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Главное, цель достигнута. Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром — но это скажется позднее пока ему не пришлись по вкусу ни прозаические сюжеты Шардена, ни его кропотливые штудии натуры. Фигурки полны грации и изящества, выписаны со всей присущей художнику тонкостью, свободой и экспрессией, являя собой чудесный букет терракотовых, розовых, золотистых, сиреневых, охристо-красных и изумрудных тонов. Это без слов видно на представленной репродукции.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769).
Ее линии прихотливы извилисты. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).
Однако почетной и бесплодной карьере академического живописца он предпочитает свободное творчество. Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи.
Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.
Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Сценка откровенно театральна. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра.
В 70-е гг. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. В возрасте 18 лет умерла его дочь.
Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам.
Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Посмотрим на несколько портретов. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение кФрансуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскуюЖана Батиста Шардена. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности.
Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.
Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Он совсем юн и изящно манерен. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, лёгкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину.
Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями.
Юноша специально подстерегал её. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Движение качелей подчёркнуто лёгкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и её разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка.
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.
Проницательный Сен-Нон не случайно находил в этих рисунках чары, присущие не холодной виртуозности но подлинной поэзии. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно.
Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Их становится невозможно отличить от картин Буше. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта».
Характерно уже одно то, что здесь представлены как бы чертоги самого сладкого аромата, са мого женственного цветка. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. И последнее, о чём необходимо сказать.
Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Сперва ученик Ж. -Б. Обнаженные купальщицы, уподобленные наядам, резвятся в золотистом солнечном свете, среди воды, листьев деревьев и прибрежных трав.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. В конце 70-х и в 80-е гг. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут.
В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма.
Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме.
Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Но это не лишает сцену правдивости. Оп. В живописи Фрагонара варьируются все галантно-эротические мотивы XVIII столетия: шаловливая игра и страстное любовное объятие, обнаженные купальщицы, похожие на речные божества и почти жанровые любовные сценки. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
Но Великая французская революция почти полностью разорила живописца, а стиль классицизм, воцарившийся во французском искусстве с лёгкой руки Жака-Луи Давида, лишил картины и работы Фрагонара, созданные в стилистике рококо, прежнего спроса. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. художник лишается и заказчиков и славы. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств).
Скончался Фрагонар 22 августа 1806 года и его смерть осталась незамеченной современниками. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу.
В это время в моду входит классицизм. В июле 1770 года она заказала ему четыре десюдепорта для интерьеров Старого павильона замка в Лувесьенне, полученного ею в 1769 году в подарок от короля. В гостиной собрались гости. Их лики, фигуры, одежды написаны широкими отрывистыми мазками, а красновато-коричневая гамма картин, свет, подчеркивающий формы лиц, напоминают манеру Рембранта. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса.
В каждый период живописи определенной эпохи человеческой культуры художники писали этот романтичный мотив. Однако подлинно мировую славу Фрагонару принесли его пейзажные композиции, образы парков и аллей, созданные в основном во время первого второго путешествий в Италию. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Давидом, лишил его прежней популярности. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.
Полноватый румяный франт с искрящимися глазами, остроумный, обаятельный, неизменно приветливый и весёлый, Фрагонар был истинным сыном галантного XVIII века. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа.
В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
Шардена. Она оказывается в его жарких объятиях.
Но, вероятно, она должна была понравиться ему, ведь "ножки прелестного создания" видны во всех подробностях – вплоть до розовой подвязки на кипейно-белом чулочке. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769).