В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр. Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой. Жан Оноре Фрагонар (фр.
В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств.
Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях).
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Но это не лишает сцену правдивости. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
Он изображён в облачении испанского идальго. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог.
Но Фрагонар блестяще справился с заказом, создав композицию, каждая деталь которой проникнута тонким эротизмом и при этом свободна от порнографической пошлости. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж.
Ее линии прихотливы извилисты. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой.
На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину. Бержере ничего не имел и против жанровых сцен. В ней можно почувствовать те противоречия, которые чудесным образом сосуществовали в творчестве мастера. Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.
Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». История создания "Качелей" весьма занимательна. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. В Париже художник приступил к большому полотну, которое, как он надеялся, должно было привлечь внимание широкой публики. Оп. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. В конце 70-х гг.
Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном.
В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину.
Она успешно работала в течение своей долгой жизни, хорошо запомнив все, чему ее учил Фрагонар. В 90-е гг. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. 1788 год стал очень тяжёлым для художника.
Посмотрим на несколько портретов. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Учился у Ж. Б. С. Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей).
Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Перед нами характерная для живописца картина. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.
Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба). Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны.
Картины Фрагонара в то время продать было невозможно. Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась.
Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи».
Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание).
Армида как бы скользит вниз в низвергающемся потоке волнистых линий – это и разлетающиеся складки ее красного плаща и зелень мирта и сливающиеся силуэты нимф ее свиты. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского.
Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.
Шардена. Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св. Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать. В возрасте 18 лет умерла его дочь. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Фрагонар умер 22 августа 1806 года.
Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Колоритные картины при всей обыденности изображенного притягивают зрителя оригинальностью красочных сочетаний и вместе с тем открывают перед живописью новые перспективы и возможности, которые полностью осуществятся лишь в конце XIX века.
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях.
Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Мечтой каждого молодого французского живописца в то время было получить приз Французской Академии — поездку на учебу в Рим. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса.
Давидом, лишил его прежней популярности. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Шардена, а потом Франсуа Буше. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара.
Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом. Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца. Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769).
Условия для работы были хорошие, но главной бедой этого учреждения оставалась официальная ориентация на копирование. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.
Маргарита Жерар не была бездарна. На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен. Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики.
Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Общее внимание было привлечено к Фрагонару.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Но не оно составляет главное в картине. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. И последнее, о чём необходимо сказать.
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара.
Эта премия была учреждена для учеников Академии с тем, чтобы победитель получал право на несколько лет стать так называемым пенсионером Французской Академии в Риме. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе.
На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери».
Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Наконец, в конце декабря 1756 года Фрагонар прибыл в Рим, где и оставался вплоть до апреля 1761 года. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Но, вероятно, она должна была понравиться ему, ведь "ножки прелестного создания" видны во всех подробностях – вплоть до розовой подвязки на кипейно-белом чулочке.
У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей. К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Рот ее открыт, она что-то кричит в волнении – это видно, хотя только одним трепетным мазком теплой краски очерчена вся нижняя часть ее лица.
Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре.
Сперва ученик Ж. -Б. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Да и то сказать: по королевским заказам платят плохо и с задержками – это скорее честь, чем заработок, а Фрагонар – всем известно – беден выгода – вот что заставило его спуститься с высот. Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою».
Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, лёгкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Шардена, а потом Франсуа Буше. Мастер XVIII в. внес в восприятие природы оттенок зрелищности, а также незнакомую прежде интимность, мягкость и утонченность. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.
Фрагонара и Г. Робера. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения. С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий.
«Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. История этого заказа очень колоритна. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен. Он очень грациозно вышел из сложного положения, в которое поставил его "прихотливый" заказчик.
Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Его искусство оставалось весьма противоречивым. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Луврские Купальщицы – вещь чуть побольше этих полотен, но в ней шесть фигур небольшого масштаба. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений. И все-таки он справился с этой задачей.
Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Это Пьер Прюдон (1758- 1823). Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века.
Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Его творческий темперамент поистине огромен. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом.
А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность.
Это поцелуй невинный и торопливый. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить.
Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта».
Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Подрастает сын – тоже будущий художник.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Художник смог передать своё представление о любви. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью.
Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Сперва ученик Ж. -Б. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С.
Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Тема любви, лиризм и эротичность, нежные пастельные тона, детали вроде пышных разлетающихся юбок – всё это характерно для стиля рококо – искусства, призванного прежде всего радовать взгляд. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров.
Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой). Нет ничего претенциозного в этом портрете, мадам Фрагонар представлена как домохозяйка, одетая в тёмно-красном платье, лишь крупное жемчужное ожерелье выдаёт в этой женщине принадлежность к определённому кругу. К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.
По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Его увлекает стремительный поток разнообразных приключений, смена настроений, сама эмоциональная атмосфера поэмы Ариосто. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Легковесность образов и сюжетов сглаживается силой живописного таланта и наполняется поэзией.
В 1766 году богатый финансист барон Сен-Жюльен пожелал заказать Габриэлю Франсуа Дуайену полотно на пикантный сюжет с изображением своей возлюбленной. Она застигнута врасплох, обратила свое лицо от листов, лежащих на столе, к тому, кто внезапно вошел в комнату. Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку.
Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Последние годы жизни старого художника печальны.
Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного.
С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов.
Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Идеи просветителей дают себя знать повсюду. В 1780-е гг.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра.
Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни.
Их становится невозможно отличить от картин Буше. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию.
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Фрагонар работал также и в области миниатюры изображая чаще всего головки детей и молодых девушек прозрачной акварелью на слоновой кости писать акварелью он научил и жену, вероятно, довольно рано обратившись к этой технике.
Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см. Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам. Картина имела успех. Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год.
Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи.
К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Его образы, сохраняя радостную легкость и пикантность, приобретают правдивость и жизненность, наполняются поэзией.
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века. Некрологи, помещенные в различных парижских газетах, холодно и банально говорят о нем как об авторе Кореза и Каллирои и Фонтана любви или даже как о художнике, принадлежавшем к старой Академии, которому удавались эротические и галантные сюжеты.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт). Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Картины Фрагонара конца 70-х гг.
В этот период в манере художника сквозь изящество и лёгкость, свойственные искусству эпохи рококо, всё яснее начинают просвечивать черты строгого неоклассического стиля. Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу. Фрагонар действительно любил фантазировать. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше.
Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. В 1844 году французский искусствовед Теофиль Торе писал о ней: "Очаровывает свежее лицо юной девушки, с нежной, словно персик, кожей. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Сперва ученик Ж. -Б. Давидом, лишил его прежней популярности. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане).
Главное, цель достигнута. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице».
Заработки старого Фрагонара невелики. Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар. Это без слов видно на представленной репродукции.
Спохватились лишь пару часов спустя. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. художник лишается и заказчиков и славы. Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе. Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Впрочем, потом, видимо, произошло примирение. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика.
Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье.
Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Жан Оноре Фрагонар родился на юге Франции, в городе Грасе, расположенном в провинции Прованс. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Они числились когда-то в списках произведений Фрагонара, теперь считаются совместной работой с Маргаритой Жерар, но больше похожи на ее произведения той поры, когда она уже осталась одна.
За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости.
В конце 70-х и в 80-е гг. Зато в них явно есть общее с творчеством французского живописца, который, начав свою деятельность в 80-х годах, достиг кульминации творчества во времена Первой империи. Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации). Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Возможно, что картины были парными. Его творчество начала 60-х гг.
Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки» – в разных частных коллекциях. В 1756 г. Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата основанной французской Академии, которую возглавлял в те годы Натуар.
Много сил вложил он в создание Лувра. И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. В ее руках букет с вложенной в него запиской. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур».
Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида. В это время в моду входит классицизм. Он совсем юн и изящно манерен. Но прежде чем поехать в Рим, ему предстояло четыре года учиться в так называемой Школе покровительствующих художников. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара.
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем. Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба. К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше.
На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней. Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере.
Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Другой портрет аббата Сен-Нон в костюме дворянина эпохи Людовика XIII находится в каталонском национальном музее искусства в Барселоне. Шардена, а потом Франсуа Буше.
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей.
Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).
Но и в более поздние годы он – скорее, ради заработка – исполнял миниатюры, причем, по-видимому, манера Фрагонара-миниатюриста изменялась соответственно общему ходу его эволюции. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции.
Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Прославление добродетели, долга, морали поражает воображение читателей Дидро призыв Руссо – вернуться в лоно естественной, простой жизни, стать ближе к природе, положить добродетель в основу семейных отношений – находит отклик во многих сердцах.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником.
Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. На мастера произвели впечатление успехи начинающего художника и он согласился лично продолжить его обучение. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже.
Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям. По собственному признанию Бержере, этот художник и мог быть полезен и казался удобным спутником благодаря ровному характеру. Сценка откровенно театральна.
В 70-е гг. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. В этой картине он делает из всех этих противоречивых, разрозненных элементов главным образом и прежде всего великолепное зрелище: сверкают легкие, пенящиеся мазки изображающие белую ткань на солнце и золотистые тона в одежде женщин над ними призраком поднимается статуя и лежит массивное изваяние льва прохладой дышат широкие ступени старой лестницы в тени эта тень, рефлексы и отсветы созданы смелыми сопоставлениями холодных и теплых тонов.
В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия). Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета.
Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.
Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Техника офорта ему тоже была подвластна. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Теперь у него новая забота.
«экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Красочное зрелище привлекает сюда художников. Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел.
Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе.
"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. После трехлетней стажировки в Париже у академического живописцаВанлооФрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке французской Академии. Эта работа – исключение из правила.
Это позже будет восхищать импрессионистов. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца.
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре.
Последнему способствовала и праздничная экспрессивность стиля и театральность самого облика моделей. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф.
В конце 60-х гг.
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия.
Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж.
Она оказывается в его жарких объятиях. К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях.
В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Это импровизации, к ним не бывает предварительных карандашных зарисовок, здесь Фрагонар дает волю своей кисти. При виде всего этого в нём проснулась гордость ефремлянина, как члена того колена, которому в благословении Иакова была обещана блестящая будущность и которое теперь должно было рабски служить колену Иудину.
В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Весь Париж встречается здесь. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ).
Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». В 80-е гг. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми.
Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. От этих произведений позднего Фрагонара берет начало творчество двух французских художников-жанристов, формирующихся в ту пору. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
О детстве художника известно очень мало. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Серия портретов (1761–1765), т. н.
Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. В гостиной собрались гости. Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины.
Эти качества делают их частью окружающей природы. Академия теряет последние прерогативы, она безоговорочно подчинена королевской опеке и она же борется с малейшим проявлением независимости в художественной жизни Парижа. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье.
Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. На подобные произведения был большой спрос. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам.
Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы. Юноша специально подстерегал её. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи.
Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже.
Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным). Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».