Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века.
С обучения у Герена для Жерико начался процесс формирования индивидуального стиля, а вскоре он, уже не нуждаясь в каком-либо руководстве, перешёл к самостоятельной работе6. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения – «Плот Медузы» (Лувр), выставленное на Салоне 1819, вызвало интерес благодаря яркой реалистической трактовке и смелой антиклассической направленности. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Полотно отметил и сам Давид13.
Если бы обругали, то значит салон принял намёк и понял, но – соломоново решение. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. как нельзя лучше отвечала настроениям французов. Этим определялась направленность его поисков»13.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. 1812.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Полотно отметил и сам Давид. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Повёз её ещё в другие страны (Лондон и Дублин). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя – Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне.
Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Этим определялась направленность его поисков»12.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Использована иконография барочного конного портрета. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Сразу завоёвывает признание и получает золотую медаль. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5.
Т. Жерико. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Чёрные клубящиеся облака – это тоже символ.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Пусть даже и за свой счет. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски нарисованного и написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Этим определялась направленность его поисков». С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Посетил Италию (1816 – 1817), Великобританию (1820 – 1822), Бельгию (1820), работал в Париже. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время – после Давида во всяком случае, – кто питал действительное расположение к педагогике». В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
1819. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
(Gricault, Jean Louis Andr Thodore) (1791-1824), французский художник родился 26 сентября 1791 в Руане. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. На двенадцатый день, когда плот был замечен, на борт брига Аргус подняли только 15 полумертвецов, остальные погибли от жажды, голода, болезней. Так, события, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Во время пребывания в Италии в 1816-1817 Жерико открыл для себя искусство Микеланджело. Лувр, Париж. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Его отец был состоятельным человеком: имел собственные угодья и занимался торговлей табаком.
Это была свежая газетная новость на злобу дня, это везде обсуждалось. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Среди произведений Жерико, выполненных после возвращения во Францию, Пейзаж с печью для обжига извести (1823, Париж, Лувр) и пять картин с изображением умалишенных (Лувр, Париж, Лион, Гент и частное собрание). Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал эпитафию солдату 1814.
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Его отец, Жорж-Никола Жерико, был состоятельным человеком: владельцем табачных плантаций и крупным торговцем табаком, а мать, Луиза-Жанна-Мари Карюэль де Сен-Мартен, происходила из семьи, принадлежавшей к аристократии Нормандии. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона – привилегированном воинском соединении.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Лувр, Париж. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Учился в Париже у К. Верне и Дж. Б. П. Герена, копировал произведения старых мастеров в Лувре. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Её похвалил М. -Б.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. У юноши две страсти: живопись и лошади. Картина с изображением скачек Дерби в Эпсоме (1822, Париж, Лувр) предвосхищает некоторые эффекты живописи импрессионистов. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Это заметно по результату.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Резонанс т. к. Её похвалил М. -Б. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Блеск сабли, движение, пыл сражения.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. На горизонте появился корабль, но он прошёл мимо. О Теодора Жерико впервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник решился выставить в Салоне картину Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку (Портрет лейтенанта Р. Дьедонне). В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы21. Оригинальное название – «Портрет господина Н. на коне». Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Фон не просто абстрактно-сумрачный. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Одновременно и ходит в морг и делает рисунки с антиков. Офицер гвардейских конных егерей во время атаки. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Французский художник родился 26 сентября 1791 в Руане. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816 – 1817) и Англию (1820 – 1821). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Это взято из мира классической скульптуры. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей. Острый политический оттенок – капитан был не компетентен, должность по протекции. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре.
При этом картина считалась неприличной. Вершина – фигура негра на бочке, который размахивает платком. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Его работы 1813 – 1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Жерико был недоволен и разочарован, он ожидал. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Дым, гарь сражения.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. На переднем плане старик, который горюет над трупом своего сына. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Симбиоз крайнего натурализма и классической традиции. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Символ всепобеждающей Франции. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая — падения с лошади. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Драматизация ситуации.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Изображён момент вспыхнувшей надежды. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Плот Медузы стал последним из завершенных произведений Жерико.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Его композиции становятся более смелыми и уверенными, что проявилось уже в подготовительных набросках к картине Бег свободных лошадей (Лувр). Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота – тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Успех пришел к нему после создания картины Офицер конных егерей идущий в атаку (Париж, Лувр), выставленной на Салоне 1812. Т. Жерико. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин – «Лошадь Наполеона» – получила награду императрицы Марии-Луизы. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому – «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена – Эжена Делакруа.
Её похвалил М. -Б. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Этим определялась направленность его поисков».
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Салон не знал, что делать. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Образ – более пластичный.
В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения – Плот Медузы (Лувр), выставленное на Салоне 1819, вызвало интерес из-за своего откровенного реализма и смелой антиклассической направленности. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Там она имела успех – англичане привычны к экстравагантности (Тёрнер). Много натурализма (трупов, трупный цвет кожи), но при этом картина очень академична, она построена как правильная пирамида, много жестикуляции. Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Во время пребывания в Италии открыл для себя искусство Микеланджело.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811 – 1813 годах.
Обвиняли во всём чуть ли не двор, королевскую власть. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Настроение самого Жерико было противоречивым. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Ключевую роль играет дата – 1812 г. Своеобразный символ эпохи. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Ещё одна вариация темы – несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере – из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Много драматических эпизодов. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Другие фигуры тянутся к вершине пирамиды. Плот «Медуза». В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Современная, «газетная» новость – в масштабе исторической картины, «грязная» история, скандал. По рисункам видно, как он выбирал сюжеты (и каннибализм и безумие и кровавые разборки), но в результате отказывается от физиологически ужасных и откровенных эпизодов и выбирает не самый сложный момент.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. На полотне лейтенант позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Почему успех. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Благодаря этому романтическому, т. е. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Вопрос выбора деталей сюжета. Кардинальный пересмотр ценностей, другие ориентиры, современные сюжеты.
Полотно отметил и сам Давид14. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
он исполнил большую и сложную картину «Гибель фрегата Медуза» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Умер Жерико 24 января 1824. В Риме художник проводит целый год. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Опять караваджистское, контрастное освещение.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Характерный, столетиями использовавшийся приём.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Чувство французов, познавшие горечь поражения, выразил на картине Раненый кирасир, что оставляет поле битвы (1814 г. ). Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Его композиции становятся более смелыми и уверенными, что проявилось уже в подготовительных набросках к картине Бег свободных лошадей (Лувр). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Полотно отметил и сам Давид. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Биография Ученик в течение недолгого времени К. Верне (1808—1810), а потом П. Герена (1810—1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг. Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Её похвалил М. -Б. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Приз – поездку в Рим – получил другой мастер, а настойчивый и разгневанный Жерико решил, что тоже отправится в Италию. Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. По сути – это тоже гибель надежды, как у Фридриха. Помимо «Гибели фрегата Медуза», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Композиция – классический принцип пирамиды. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр.
Составляет часть «наполеоновской эпопеи». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Картину приняли сдержанно, страсти вокруг нее были чисто политические: одни видели в ней проявление художником гражданского мужества, другие – клевету на действительность. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.