Такие художники, как Жан-Леон Жером и многие другие художники его времени, создали в своих работах двойной смысловой посыл: во-первых о мужской власти над женщинами и во-вторых об ощущении дикости, жестокости и низменности этой похотливой торговли. В жизни Жан-Леон Жерома эти картины внесли скандальную нотку. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Жан-леон Жером родился в мае 1824 года в городе Везуле французского департамента Верхней Соны. В 1844 году в Риме была эпидемия тифа, которой не смог избежать и Жан-Леон.
Жан-леон Жером (фр. Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени. В 1996 году винодельня перешла другу Жана Леона – Мигелю Торресу, после смерти самого Жана. Отец Жерома работал с золотом и был мастером своего дела, неудивительно, что у Жан-Леона оказался развитый художественный вкус. Очевидно, что изображая такие сюжеты, с такой очевидной чувственной склонностью, таким эротическим щегольством и такой открытостью, помпеисты (включая и Жан-Леон Жерома) были слишком близко к откровенному скандалу, выставляя так ярко патриархальные желания общества.
Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Оценить талант Жана Рено можно в следующих фильмах: «Багровые реки» (Пьер Ниманс), «Невезучие» (Руби), «Код да Винчи» (Безу Фаш), «Розовая пантера» (Жильбер Понтон), «Алекс Кросс» (Леон Мерсье). Кстати, еще советуем попробовать линейку «3055» – это номер такси, за рулем которого когда-то подрабатывал Жан Леон.
Творческий путь Жана-Леона Жерома привёл его к успеху. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Жан-леон Жером написал ее примерно в 1866 году.
Жером, ЖАН ЛЕОН (Grme, Jean Lon) (1824–1904), французский живописец и скульптор. Жан-леон Жером (фр. Именно в нем появляется персонаж Жана Рено, уборщик, ставший прототипом главного героя «Леона».
В 1844 году в Риме была эпидемия тифа, которой не смог избежать и Жан-Леон. Именно тогда Жан Леон решился на еще одну авантюру: он стал производить вино под своим именем.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
То чего нам порой не хватает. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Несравненно больший успех имели.
Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Необычный тандем вынужден приложить неимоверные усилия, чтобы остаться в живых. Только размеренное, но бесконечно одинокое (лишь любимый фикус скрашивает тоскливую картину, по сравнению с которой тревожившее Антониони состояние «некоммуникабельности» вызовет разве что ухмылку) существование этого – сообразно имени – льва в «каменных джунглях» однажды круто меняетсяАмериканский критик Роджер Эберт проявил недюжинное остроумие, применив знаменитую марксову мысль о том, что История свершается дважды, к творчеству Бессона.
Картина была написана на сюжет очередного переворота в Римской империи, приведшего к власти Вителлия. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Как офицер Почётного легиона, он имел право на государственные похороны, но в завещании отдельно оговорил, что этого делать не следует. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». В свое свободное время Леон занимается гимнастикой, ухаживает за своим любимым комнатным растением, которое в его сознании описывается как «лучший друг» и иногда ходит в кино, предпочитая мюзиклы. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. языке), мимики (особенно у Жана Рено). Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. В каталоге Салона 1847 года Ж. Жером числился именно как ученик Глейра и при внимательном рассмотрении заметно ощутимое его влияние. Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». Правда, теперь действие перенесено в США, в этнические районы Нью-Йорка «Маленькая Италия» и «Испанский Гарлем», где и работает Леон.
Благодаря этому он стал учителем множества будущих прекрасных художников, помогая им раскрыть свой талант. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Так Матильда оказалась "в гостях" у Леона.
В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Практически все они изобилуют точными деталями, но не отличаются сколько-нибудь глубокой идеей. Что интересно, Леон – первый фильм Натали Портмен (если честно сразу не узнал интересно смотреть на 13 лет назад), в котором она действительно снималась в возрасте 13 лет и справилась со своей ролью на отлично. Музыкальное сопровождение в фильме создает невероятную атмосферность, причем музыка продолжается весь фильм. Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык.
Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
И, конечно же, любит. Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. Условия были выполнены, а на экране Матильда бросает курить по просьбе Леона. Однако профессионал отходит от жёстких принципов, став свидетелем убийства живущей по соседству семьи полицейскими из отдела по борьбе с наркотиками во главе с безжалостным Стэнсфилдом (Гэри Олдман) и укрыв двенадцатилетнюю Матильду (Натали Портман). Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670). Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история.
Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. Однажды он встречает живущую по соседству Матильду Ландо (Натали Портман), двенадцатилетнюю девочку-подростка. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Пройдя серьезный жизненный путь испытывая муки одиночества, Леон замыкается в себе.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Юная сиротка, завороженная искусством «чистильщика», всерьёз предлагает трудиться вместе, напоминая, что даже лучшие (Бонни и Клайд, Тельма и Луиза) действовали в тандеме. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Кроме того, он работал с копиями подлинных гладиаторских доспехов, которые мог надевать на своих натурщиков. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Ведь Леон преобразился, пробудил, спящие в нем чувства, обрел смысл своего существования. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Тем более что главная роль, вновь профессионального убийцы, наконец-то досталась Жану Рено, выразительно и угрожающе представшему тогда в образе инфернального молчаливого «чистильщика» Виктора. Лучший фильм Бессона и лучшая роль Жана Рено плюс к этому саундтрек Стинга (Shape of my heart) – просто один из лучших фильмов 90-ых годов. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. То есть обретает корни, как и его цветок в конце. Конечно же, мне жаль Леона, но я не согласна, что конец у фильма плох. Финальные кадры, демонстрирующие, как Матильда сажает в землю цветок, принадлежавший Леону, – явное тому подтверждение.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: Перевоз пленника по Нилу (1863 год), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмия, Рабочие на молитве (1865 год), Арнаут, которые играют в шахматы (1867 год) иногда он брался за темы из французской истории, такие как, например, Людовик XIV и Мольер (1863 год), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865 год). Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Картина была размещена высоко в выставочном зале, но оказалась замечена критиками, в том числе авторитетным тогда Теофилем Готье.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). В результате 1847 год стал решающим в его карьере. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. С первых кадров нас знакомят с преступной (с сильной, пугающей) стороной жизни Леона.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901).
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
Поскольку при жизни Жером был популярен в США и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны, декоративные возможности его живописи никогда не забывали в Голливуде. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. — спросил халиф.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Юная и непреклонная Матильда, трудный подросток, воспринимающий мир в штыки, в ее исполнении выглядит аутентично и естественно, ведь возраст актрисы совпадал с возрастом ее персонажа. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Мастерская стала главным прибежищем Жерома, помогла ему выбраться из депрессии и утешиться. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Однако, по сравнению с Энгром, обнажённые Жерома далеки от канонов классической красоты, поскольку с 1870-х годов он наряду с парижанками, одетыми в восточные костюмы, стал писать и подлинных женщин Востока.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Наёмный убийца по имени Леон (Жан Рено) итальянец по происхождению, обосновавшийся в Нью-Йорке, который получает заказы через своего друга Тони (Дэнни Айелло), считается одним из лучших специалистов в этом непростом и неблагодарном деле. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Продажа рабыни. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Во главе вооружённых людей стоит принимающий на ходу сильные дозы наркотика саркастичный начальник группы Норман Стэнсфилд по прозвищу «Стэн» (Гэри Олдмен). Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. О людях, о чувствах, о смысле жизни, если хотите.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Публику и критиков, вероятно, привлекла атмосфера праздника и беззаботности, что воспринималось тогда как аллегория установления республиканского строя.
Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Результатом стало то, что зрители и критики Салона, привыкшие к беломраморным статуям, были шокированы.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Помимо настойчивого цитирования и переосмысления мотивов литературной классики (де Бомон, Гюго, Мэри Шелли, Шоу, Набоков), по контрасту с современными урбанистическими реалиями служащей напоминанием о попираемых гуманистических ценностях, автор понуждает вспомнить и экранные традиции, заставляя Матильду изображать Чарли Чаплина, Мэрилин Монро и Джина Келли, а Леона – неловко предстать в обличье Джона Уэйна. Бессон – режиссёр уникальный, способный с чёткостью именно профессионализмом творить по-американски жестокие ударные сцены, но и, как истинный француз, ничуть не стесняющийся открытого проявления чувств, особенно в замечательной финальной сцене, преисполненной символизма и ясной, как небо над Гудзоном.
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Говорил он тихо, заставляя ловить каждое свое слово.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Именно таким другом он стал для Матильды, двенадцатилетней соседской девочки (роль Натали Портман), которая жила в не самой благополучной семье мелкого драгдилера, к тому же вора.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». — Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Им позволили играть возле лестницы с утками и цесарками, которые плавали в чаше лепного фонтана, сохранившегося от неслыханной роскоши океля. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. В последнее время он пробовал свои силы в скульптуре. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Силы его постепенно иссякали, 31 декабря 1903 года он писал бывшему ученику— Обле, что чувствует приближение кончины. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Почти все время в фильме Леон был в темных очках, но отчего-то все знали, что глаза у него всегда грустные. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми».
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Тем не менее, Жан Леон пошел дальше и стал виноделом. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов.
Она живёт в неблагополучной семье в соседней квартире на том же этаже. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). И девушка отвечала: О господин, я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику и знакома с музыкой и наукой о долях наследства и счетом и делением и землемерием и сказаниями первых людей.
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Вот смеется, заботится о той самой девочке.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь». В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Леон – персонаж неоднозначный. Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Но Леон очень сентиментальный герой, помните, сцену, когда он в кино начинает смеяться, в то же время оглядываясь, не увидел ли кто (ведь у киллера не должгл быть такого). Ну и первая нормальная роль Натали Портман – все это 10/10. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Потрясающий фильм. И он, конечно, начинается, но отходит на второй план. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Его амплуа – твердые и жестокие герои, в характере которых сочетается сила духа, уверенность в себе и тонкая самоирония, располагающие зрителя и вызывающие симпатию. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона25. При этом он продолжал все основные идеи своего искусства: писал жанровые портреты-типы, архитектурные виды. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя.
Убив семью Матильды и, преследуя ее саму, Норман Стэнсфилд не останавливался ни перед чем. По мнению и Дж. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Масло, холст. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Местный виноград был выкорчеван, а землю засадили саженцами из Франции. Удивительно точно художник передаёт в своих полотнах национальные особенности: черты лица и цвет кожи людей. Девочка 13 лет, Натали Портман, первоначально не была утверждена на роль. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В 1846г. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона.
Отец Матильды (Майкл Бадалакко) навлекает на себя ярость группы коррумпированных полицейских, сотрудников департамента по борьбе с наркотиками: те заплатили ему за хранение кокаина, однако впоследствии обнаружили, что десятую часть наркотиков он украл для себя. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Пересматривать желательно. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Жан-Леон Жером (фр.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Еще замечательные высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857 год, находится у герцога Омальського повторение – в Кушелевской галереи Императорской академии художеств) появились после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, под конвоем албанских солдат в пустыне (1861 год).
И маскарад – не маскарад и драма – не драма». Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Поскольку за сутки Майкл ничего не предпринял в надежде, что беду «пронесёт» мимо, агенты начали штурм квартиры.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Другая сторона этого молчаливого человека романтична и даже трогательна.
В эпоху господства авангарда имя Жерома стало нарицательным для обозначения салонного искусства как ремесленничества самой низшей пробы. Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Леон (Жан Рено) – хладнокровный и методичный наёмный убийца-итальянец живёт уединённой жизнью в Маленькой Италии – районе Нью-Йорка. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Максимализм, присущий ее годам, проявляется во всех поступках главной героини. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Несмотря на отрицательную характеристику персонажа, он вызывает исключительно положительные эмоции и симпатию.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. В 1846 г. он предпринял попытку выиграть стипендию Prix de Rome, но провалился на последней стадии.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Эксцентричная игра этого актера стала настоящим украшением фильма. Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства. Учитывая всё это, уже не удивишься редкостному единодушию в приятии фильма. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. По сюжету Матильда курит. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Однако в неменьшей степени для него характерен мотив закрытых дверей, воспринятый и его учеником— В. В. Верещагиным55.
Вскоре за ней к его двери направляется один из агентов, но передумывает и уходит. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Музыка, написанная Стингом и cаундтрек «The Shape of my heart» как нельзя лучше характеризуют героя. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Ему что-то около сорока и за все эти годы он так и не узнал, что такое любовь, смирившись со своей одинокой жизнью и отдавая имевшееся душевное тепло безответному комнатному цветку. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Мы ловим себя на мысли, что вот сейчас начнется настоящий триллер.
Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. По мнению и Дж. Полотно велико по размеру — 134 203 см. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Причём подлинной гарантией победы двух разновозрастных изгоев общества оказывается даже не (во всяком случае не только. ) профессионализм Леона, ловко расправляющегося с отлаженно, точно часовой механизм, действующей командой полицейского спецназа – и персонально со Стэнсфилдом.
И по ходу фильма в нем зарождаются неведомые до сих пор чувства. В этот период, продолжавшийся до 1853 года, Жером пишет ряд прекрасных полотен, продолжающих традицию. Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жана-Леона Жерома заметно ослабевает, за этот период можно назвать только три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих великий (1874 год), Серый кардинал (1874 год) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876 год). Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
По мнению и Дж. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». После премьеры «Леона» фото Гари Олдмана долгое время не сходило с обложек многочисленных журналов.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс.
Наконец, с большой неохотой он впускает в квартиру Матильду. Большая часть работы достается ему от мафиози по имени Тони (Дэнни Айэлло), который ведёт свои дела, сидя в принадлежащем ему ресторанчике-бакалейной лавке.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Безмятежное спокойствие неба и причудливые узоры, которые выписывали во дворе солнечные лучи, тщетно восставали против этого красноречивого отчаяния. и некоторых других.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Жан-Леон Жером (фр. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Жером и здесь был недоволен своей картиной и позднее признавал, что она полна археологических неточностей. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. В июне 1871 года он вернулся в Париж. При этом он выставлял свои картины каждый год.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника – Пико – и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок.
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. Фильм смотрел несколько раз и каждый раз видел что-то новое в нем. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Проще всего решить, что Бессон вознамерился, не мудрствуя лукаво, развить успех, выпавший на долю своего неординарного боевика «Никита».
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Несмотря на поздние опыты Айелло, его фильмография обширна. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
– «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Ещё в эпоху немого кино Глория Свенсон использовала некоторые стилевые находки Жерома для создания своих визуальных образов. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso».
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Ознакомиться с его работами можно в фильмах «Однажды в Америке» (Винсент Айелло), «Пурпурная роза Каира» (Монк), «Гудзонский ястреб» (Тони), «Луна пустыни» (Эл), «Мимо кассы» (Фабрицио Бернини).
Она сейчас находится в музее Орсе. Во внутреннем дворике устроен торг.
— спросил он посредника. Одной из его работ бы спецназовец в картине «Леон». Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Написанная им в 1855 году картина Век Августа, с фигурами в натуральную величину, может быть рассмотрена только как неудачная экскурсия в исторической живописи. Убедиться в таланте Бадалукко можно, посмотрев фильмы «Человек, которого не было» (Фрэнк), «Колдунья» (Джои Пропс), «Подпольная империя» (Принц Гарри), «Лиллехаммер» (Джоуи), «Вне правил» (Солли).
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. Ее отверг помощник режиссера. Бессон, доводит до совершенства мысль, то звучавшую надрывно, то незаметно пульсировавшую ещё в «Никите», – о внутренней ранимости и беззащитности незаурядных личностей, не способных вписаться в «нормальную» жизнь и вовсе не из прихоти вступающих в открытое (вооружённое) противоборство с социально-политической системой.
Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Незадолго до Июньского восстания Жером участвовал в грандиозном конкурсе на картину, прославляющую республику. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Он долго раздумывает над тем, впустить девочку или нет. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот».
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Философия винодельни всегда была ориентирована на качество и элегантность. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога). Главное внимание обращается на развитие таких талантов, которыми отличаются сами госпожи, как то: музыка, танцы, уборка волос и т. д». Жан-Леон Жером. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома.
Таких фильмов мало и за это 10 балов. У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Полотно велико по размеру – 134 203 см. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Любопытно, что Айелло – непрофессиональный актер, начавший карьеру в зрелом возрасте.
Неудивительно, что пересмотр отношения к Жерому начался именно в США, в русле общего изменения отношения к салонно-академическому искусству в 1970-х годах. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому».
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Абдулла объяснил мне, что многие из них не принадлежат торговцу, вырученные за них деньги получат родители, специально приехавшие в Каир в надежде, что их дочери попадут в хорошие руки. — Кроме того, — добавил он, — они стоят дороже, чем зрелые девушки. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».