Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом». Замужество оказалось крайне неудачным: супруга обобрала художника до нитки. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.
музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. В конце XVIII – начале XIX вв.
Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Сюжет картины был в духе времени: история несчастной любви Абеляра и Элоизы пользовалась в Париже особой популярностью в конце 1750-х. Эпизод, написанный Денисом Грином и Энтони Букэром, был «предложен инцидентом в истории сэра Артура Конан Дойля, Заключительная проблема». Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Однако в 1755-1761 гг.
Зато Грёз достиг совершенства в изображении женской натуры, причем вовсе не обнаженной. Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок). Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом.
Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. Вы судите дерево по его плодам. Здесь амбиции пришлось умерить и пахать до седьмого пота.
В преддверии Французской революции и в послереволюционный период произведения Греза, не отвечавшие вкусам и требованиям новой эпохи, постепенно вышли из моды, хотя художник и написал портреты Наполеона и видных деятелей революции. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Однако работу для Академии он выполнил неудачно и приняли его с оговорками. Но на картине волы не могут никуда пойти.
Лувр). Например, волы по отношению к всему действу. Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон. его жена.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. В целом искусство Грёза идеально отразило его эпоху, а кроме того, отличалось совершенством художественной техники. Тэнкред просит, чтобы «Вы ухаживали за смертью.
Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Художник был очень моден и популярен в своё время. Впрочем, поездка в Италию оказалась более результативной в романтическом смысле, чем в творческом. Он намного пережил свою громкую прижизненную славу. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист.
Совсем наоборот – он был родом из семьи простолюдинов. Благородный отец многочисленного семейства – образцовый гражданин, осознающий свой долг и моральную ответственность за счастье и благополучие своих детей. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации. старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж.
Академики приняли своего нового участника со всеми должными почестями, но к концу церемоний директор обратился к Грезу в этих словах «Господин, l39Acadmie vous, reu, mais c39est прибывают peintre de genre elle eu gard vos anciennes производство, qui sont excellentes и elle Целле-ci ferm les yeux sur, qui n39est Динь ni d39elle ni de vous». 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). «Черное» ему виделось однозначно черным, а белое – белым.
В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Учился у лионского художника Ш. Грандона, а затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже вскоре он привлек внимание публики картиной Отец, объясняющий Библию своему семейству. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы.
Грёза заметили и оценили. Эта привычка не раз затем сослужит ему дурную службу. Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. ГРЗ (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню – 21. 3. 1805, Париж), французский художник. Этого звания ему не давали. Умер Грёз в Париже 4 мая 1805. В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы.
Однако академики весьма низко оценили эту работу и приняли Грёза в Академию в звании жанрового художника. Жан-Батист Грёз (фр. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. было реальным предметом картины».
Будущий художник не мог похвастать знатным происхождением. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности.
Эпизод 1946 года старого цикла радиопередач времени Новые Приключения Шерлока Холмса, названные «Девочка С Газелью», сосредотачивается вокруг кражи вымышленной живописи Греза того же самого имени, которым тайно руководит профессор Мориарти. В шестой части Леопарда, романа итальянского писателя Джузеппе Томази ди Лампедузы, принц Соляного озера наблюдает живопись Греза, Ла Морта дю Жюста и он начинает думать о смерти (как «выход безопасности», который освобождает пожилых людей их неприятностей) и судит, что симпатичные девочки, окружающие умирающего человека и «беспорядок их одежды, предложили пол больше, чем горе. Многие давно пресытились ею. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Целомудренно скромная и застенчивая невеста. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности.
Убедительное правдоподобие изображенной ситуации и ее натуралистическая трактовка заставляли зрителей сопереживать героям, словно это их родственники или друзья. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг.
Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом. В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Демидов, который жил в Париже в одном доме с Грезом, купил непосредственно в его мастерской и заказал ему 25 картин. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.
Красота формы подчинена дидактической цели. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник. Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности.
Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац.
Однако в 1755-1761 гг. Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию. Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. Это было более вероятно вдохновлено ссылкой на «La jeune fille Е l39agneau» Греза, наблюдаемый относительно стены Мориарти во время полицейского интервью в Долине Страха.
Грандон был прекрасный ремесленник, копиист, но искры Божьей ему не досталось. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена.
Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность).
Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты. Одна из самых крупных коллекций произведений художника хранится в музеях России и это закономерно. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. «Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787).
Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость. Постепенно звезда его славы закатилась. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. В 1755 – 1756 гг. музей). В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.
Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. nbsp nbsp Выражена стихия Земли. С 1767 член Королевской академии со званием «художник жанра». Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств).
Вот таким образом он сам себя считал историческим художником современной Франции. В 1745 году Грез отправился в Париж. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Сентиментальность и театральность произведений художника заслонила в глазах публики живописные достоинства его искусства и мастерство рисунка.
Улаженный в Париже, Грез работал от живущей модели в школе Королевской Академии, но не привлекал внимание своих учителей и когда он произвел свою первую картину, «Le Pre de famille expliquant la Bible SES младенцы», значительное сомнение чувствовали и показали относительно его акции в ее производстве. Принесенный «La Jeune Fille Е l39agneau», действительно, при продаже Поертэла в 1865, не менее чем 1000000 франков. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Красота формы подчинена дидактической цели. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Более того – он сам, напомним, был выходцем оттуда.
Достаточно назвать такие картины как «Маленький лентяй», «Балованное дитя», «Разбитый кувшин», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны.
Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. Галантная живопись доживала свой век. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). Пьера была приобретена Людовиком XVI.
Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг.
Этот неудачный холст «Svre и Caracalla» (Лувр) был показан в 1769 бок о бок с портретом Греза «Jeaurat» (Лувр) и его замечательный «Миниатюрный нуар Fille au chien». Грёз работает не художественными, а литературными приемами.
Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным. (Сэр, Академия приняла Вас, но только как peintre de genre Академия испытывает уважение к Вашему бывшему производству, которое превосходно, но она закрыла глаза на этого, который не достоин, обе из нее и Вас самих. ) Грез, значительно рассерженный, ссорился со своими собратьями и прекратил показывать до, в 1804, Революция бросила открытый двери Академии ко всему миру. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере. его жена. В 1755-56 был в Италии. В той истории нет ничего сопоставимого, хотя подзаговор относительно кражи Мориарти Моны Лизы был бы добавлен к началу адаптации «Заключительной проблемы» для телесериала Приключения Шерлока Холмса в 1985. Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу. », 1769, Лувр) близки французскому классицизму. Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм.
Эмоциями, энергией и общением нельзя пренебрегать конкретное действие бессмысленно, если это не согласовано с вашим сердцем, вашим интеллектом или вашим воодушевлением. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр.
Однако рисование и живопись захватили мальчишку целиком. И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала. Революция лишила Грёза состояния. В 1755 году по протекции именитых мастеров Грезу удалось все-таки выставить в Академии свою работу «Отец, читающий Священное Писание своим детям». В 1755-56 годах посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их.
Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». » и Анджелика приглашает принца танцевать, сразу восстанавливая его жизненные энергии. Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках.
Он родился в Турню, Бургундии. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Таким образом, Грез получил «путевку в жизнь». Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. По возвращении он с головой окунулся в работу.
Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом.
Поскольку Дидро сказал относительно «La Bonne mre», il prch а-ля население и определенная пикантность контраста – результат, который получает поклонников. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака. nbsp nbsp Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика.
Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). В 1755 Грез показал свой «Aveugle tromp», на который, представленный Пигаль скульптор, он немедленно был agr Академией. Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор.
«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-90, ГМИИ) и тому подобное.
Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Он предпринял его, вероятно, чтобы заставить замолчать тех, кто обложил налогом его с незнанием больших моделей стиля, но итальянские предметы, которые сформировали полноту его вкладов в Салон 1757, показали, что он был помещен на ложный след и он быстро возвратился к источнику его первого вдохновения.
Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. Двадцати лет от роду Грёз приехал покорять Париж. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия». Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением.
ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). С первых же выставленных им в Салоне 1755 картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и др. ) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Академии», 1755, Париж, Лувр).
Таким художником стал Жак Луи Давид. Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке.
Это уроки морали, когда художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией.
(Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида. В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы.
Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. гал.
Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Один из учеников Греза, мадам Ле Ду, подражал с успехом манере ее владельца его дочь и внучка, мадам де Валори, также унаследовали некоторые традиции его таланта. В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше. Грёз исключением не был. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже.
Картина ничем особенным не отличалась, но парижской публике она пришлась по нраву. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар). Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761, Лувр Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве.
Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами.