Суть взаимоотношений Жана Фуке и в его лице французской художественной традиции с нидерландскими и фламандскими мастерами составляли не только впечатления от увиденных в чьих-то коллекциях картин Яна ван Эйка или Рогира ван дер Вейдена. Картина, приписываемая Жану Фуке.
Большим мастером Фуке представляется в изображении животных. По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую.
При этом Фуке превосходно умеет выбирать и группировать мотивы. Сочетание темно-красного цвета с золотом создают впечатление строгой торжественности. Даже лошади ван Эйка кажутся деревянными рядом с этими благородными, красивыми животными.
Это смутное время оставило такие шедевры, как полный драматизма «Большой часослов де Роан», «Бревиарий герцога Бедфордского». В реальности они находятся в разных городах: левая створка – в Берлине, правая – в Антверпене. Мастер создает новый тип портрета, воплощая образ новыми художественными средствами. «Меленский диптих» был заказан Фуке королевским казначеем Этьеном Шевалье для церкви в городе Мелене.
Вероятно, в начале 1440-х гг.
Иоанна в Утрехте, таким образом оказывая ему знак своего покровительства. И точно так же современный реквизит служит героям «Иудейских древностей» и лишь непривычные тюрбаны и странные островерхие шапки напоминают об экзотическом Востоке. По сравнению с реалистически трактованным лицом фигура короля кажется более плоскостной. По убедительным предположениям, Фуке в начале 1440-х годов учился в Париже, а затем в 1445— 1447 годах поехал в Италию (поездка могла состояться не позднее февраля 1447 года— времени, когда умер папа Евгений IV).
Картины (1450-е). В развороте «Часослова» с предстоянием донатора Мадонне художник использует те же композиционные идеи, что и в Меленском диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. В музее находится картина, чья ценность повышается от того, чтов Бельгии это единственное полотно гениального венецианца Тициана (1487—1576).
Другие ковры с красивым орнаментом, шпалеры и растения подчеркивают выразительность миниатюры и придают ей особую красоту. Но лишь в этом его связь с религиозным эстетическим идеалом. Правая створка изображает Марию, прибывшую в эмпиреи (херувимы перенесли ее на троне в небеса, вот таким образом они продолжают поддерживать трон, тогда как серафимы с молитвенно сложенными руками приветствуют ее).
Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. В 1443 году он был в Риме, где удостоился писать портрет папы Евгения IV. Мартина».
Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х годов. В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны. Жан Фуке был первым французским художником, отправившимся в Италию. Его пейзаж не бывает так богато насыщен предметами, так обжит, как у нидерландских художников, он лаконичнее и монументальнее. Особенно живыми и естественными кажутся герои на первом плане – горожане, пришедшие поглазеть на судилице, стражники, сдерживающие напор толпы.
Мартина). Раму портрета украшает надпись: «Победоноснейший король Франции Карл Седьмой этого имени» (то есть «седьмой по имени Карл»). «И деньгам подвластно все» — говорится в одной из мистерий 1451 года. В структуре образного воплощения ясно читается чисто французский рафинированный рационализм художественного мышления, правда, не освободившийся еще от власти спиритуалистического начала. Этот этюд называют «инкунабулой пастели» : своей техникой (он выполнен углем на серой бумаге, подцвечен коричневым и красным карандашами), никогда ранее не используемой, рисунок предвосхищает карандашные портреты XVI в. Детально воспроизводя натуру, турский мастер демонстрирует незаурядное искусство рисовальщика. Она выстроена лишь на два яруса.
«Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» – в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» – в Британской Библиотеке, а «Битва Св. Она сидит на холме, с. луда открывается вид на строительство башни. Нуанский каноник смотрит прямо на Христа. Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. Это был город со старыми культурными традициями. Археологическую ценность представляет миниатюра «Коронование Карла Великого», так как в ней действие происходит в римском соборе св.
Все попытки обнаружить его ранние произведения оказались тщетны. В 1881 г. герцог де ла Тремуй предлагает Национальной Библиотеке в Париже «Святую Анну с тремя Мариями». Крупные фигуры придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость.
Именно в портретах Фуке с наибольшей силой отразились новые реалистические тенденции. Изображая Этьена Шевалье перед мадонной, Фуке пользуется средневековым иконографическим типом (донатор и святой). Вот лишь один известный пример. Их мы бы встретили уже за два века до того в скульптурах Реймса и Шартра и они же отразились в исключительно прекрасном произведении фламандской скульптуры Клауса Слютера исполненном им во Франции (в Дижоне – Колодезь Моисея). Одновременно с новой живописной системой Фуке приносит во французскую живопись новое отношение к человеку и окружающему его миру.
Сохранилось два изображения Аньес Сорель – графическое и скульптурное. Луврский медальон представляет собой погрудный портрет художника, о чем свидетельствует надпись крупными буквами вокруг его головы: «Johes Fouquet». Затем Фуке состоял при королевском дворе. Синий, с тонкой белой каймой плащ богоматери смело сопоставлен с красной узорной парчовой тканью, которую держат два ангела.
Виселицы Монфокона служат фоном для казни св. Трехчетвертной разворот фигуры в портрете (неизвестный еще итальянцам), замкнутое пространство вокруг модели — эти приемы, позволявшие сконцентрировать внимание на портретируемом и глубже выявить его индивидуальность, Фуке позаимствовал у своих северных собратьев. Этим временем датируются первые выполненные им заказы. Надпись на картине свидетельствует, что алтарь был создан в 1363 году. Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы.
После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. В 1805 г. Ж. Брентано (Georges Brentano de Francfort) приобретает в Базеле большую часть (40 листов), его сын уступает их герцогу Омальскому, основателю музея Конде. Екатерины св. Первое место во французской живописи XV века принадлежит уроженцу Тура Жегану Фуке (если только картины и миниатюры, которые носят его имя, действительно принадлежат ему). Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена).
Перед художником стояла нелегкая задача: на листе размером 3428 см вместить более двухсот человек (такова была воля заказчика). Фуке – талантливый хроникер, его произведения удивительно точно, подробно и правдиво описывают исторические события. Доминирующая роль в миниатюрах отводится пейзажу. После заключения мира Франция не могла довольствоваться прежними стилевыми формами. Белый, красный и желтый цвета составляли гамму герба Дезюрсенов. В живописном портрете эти черты характера отходят на второй план и здесь мастер выделяет в Дезюрсене властность, волю и собранность государственного деятеля.
Художник умело передал это, по-видимому, постоянное выражение апатии и брюзгливости на лице Карла, так не соответствующее идеальному образу «победоноснейшего короля». Фуке Жан Искусство Франции Карл VII, король Франции, 1450 Музей Лувр, Париж Фуке Жан (Fouquet Jean) (около 1420 – между 1477 и 1481) Французский художник и миниатюрист. По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую.
Иконография портрета Карла VII восходит к средневековой традиции иератического портрета (модель представлена фронтально, в симметричном обрамлении занавесей). Художественная форма подчинена идее создания образа, символизирующего надежность и незыблемость существующего порядка. В пейзажах «Хроник» едва ли не главным «действующим лицом» становится архитектура, как реальная, так и условная.
Стоя перед нею — абсолютным чудом творчества, — испытываешь ошеломляющее чувство восторга. Михаила с драконом» – в Аптон-Хаусе. Несколько сохранившихся рисунков такого рода говорят о нем как о превосходном рисовальщике. Стефаном, Берлин-Далем, музей Мадонна с младенцем, Антверпен, Кор.
И Фуке мастерски справляется с ней. Павла, Легенда св. При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 г. титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции.
Перспективные знания художника неровны. Тоненькая фигурка ее окружена крупными складками длинного тяжелого платья. Считаются принадлежащими его кисти изумительные портреты Этьена Шевалье (Берлин), Жювеналя дез-Юрсен и Карла VI (в Лувре), Мужчины с раскосыми глазами (в собрании князя Лихтенштейна) и, под большим сомнением, Мадонна с херувимами (в Антверпене).
Портрет папы предназначался для сакристии церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. В «Часослове Этьена Шевалье» все события Ветхого и Нового завета происходят в обстановке, современной художнику, а герои одеты и ведут себя, как его сограждане.
Документ от ноября 1481 г. упоминает вдову художника и двух его сыновей-наследников. С Шевалье также связана история создания самого знаменитого произведения Жана Фуке – «Меленского диптиха», на котором в образе Мадонны запечатлена, предположительно, Агнес Сорель. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей.
В нем Жан Фуке переделал для владельца гербы и вписал новые инициалы. Образ св. Сам заказчик со святым патроном изображен на створке, ныне находящейся в музее Берлина. Портреты Фуке всегда точно передают внешность модели.
Фуке работал в Туре до конца своей жизни. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр). Михаила, а в 1472 и 1474 – за два часослова – для Марии Клевской и Филиппа де Коммина. В миниатюре Троица из Часослова Этьена Шевалье (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображен в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы Мученичество св.
Такова упавшая под св. Война изменила соотношение общественных сил в стране. Королевская власть опиралась теперь в своей политике на города, которые, оправившись от разрушений, становились центрами экономического, социального и культурного развития.
Этим временем датируются первые выполненные им заказы. На нем изображены Якопо Пезаро, епископ острова Пафос, которого представляет святому Петру папа Александр VI Борджиа.
Война не в силах разрушить красоту природы, человеческой жестокости противопоставляется мир вечно прекрасный, бесконечный в своем разнообразии. Разработка воздушной перспективы Мастером Бусико, безусловно, повлияла на характер творческих поисков автора «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей». Мартина (покровителя Тура), а при Людовике XI в замке Плесси-ле-Тур в капелле короля под управлением Окегема каждый день пел хор мальчиков. Имел огромную мастерскую, в которой выполнялись заказы королевского двора.
Гасьена, дворца архиепископа. Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. Иное (например, внутренности зал, монастырских двориков и т. п. ) исполнено почти без ошибок превосходно также удается ему воздушная перспектива: передача дали, простора (Обращение св. Действие «Хроник» разворачивается на фоне соборов и дворцов Тура, Орлеана.
Оно воплощает сложную догматическую программу, вполне поддающуюся расшифровке. Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции».
В пейзажах много света, воздуха, простора. В 1474 г. получил титул «королевского живописца». Этот фактор не только определяет своеобразие этой культуры.
Он дает единственную возможность проследить ход работы Фуке над портретным образом (долгое время автором рисунка считался Гольбейн). Родился Фуке около 1415, умер около 1480 года. Сходство черт с мадонной «Меленского диптиха» очевидно.
Но если пойти в залы старой нидерландской живописи, где находится знаменитая коллекция Эртборна, то можно увидеть одно из наиболее ранних свидетельств существования станковой живописи в XIV веке, так называемый алтарь. «Распятие Хендрика ван Рейна», выполненный неизвестным мастером Северных Нидерландов. Его художественный идеал складывается под влиянием Яна ван Эйка, самого классического из всех нидерландцев. Тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа.
«Пьета» из Нуана сразу привлекла к себе всеобщее внимание. Особенно живыми и естественными кажутся герои на первом плане -- горожане, пришедшие поглазеть на судилице, стражники, сдерживающие напор толпы. Иоанн дотрагивается рукой до головы Хендрика ван Рейна, прево и архидьякона церкви св. Фон золотой, тела бесплотные и условно рисованные, словом, мы обнаруживаем здесь признаки так называемого «международного стиля», о котором уже неоднократно упоминалось.
Новый этап требовал создания нового художественного стиля и языка. 1446 года. Этой основной идее отвечает и живописная трактовка миниатюр. Та же композиционная ясность и точность рисунка, звучность цвета характерны для многочисленных миниатюр Фуке (Боккаччо, Жизнь знаменитых мужчин и женщин). Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке.
Створки диптиха до сих пор находятся в разрозненном виде. Держа пальмовую ветвь в левой: руке, правой она чуть касается пергаментных листов книги. Тогда же создан и большой алтарь Пьета из Нуана (Нуан, приходская ц. ) исполненный, вероятно, с помощью мастерской датировка Пьеты вызывает споры, но скульптурность образов и текучесть форм позволяют отнести ее к тому же периоду, что и Диптих из Мелена.
Жизненный путь Фуке можно проследить по нескольким документально подтвержденным вехам. Аполлонии показана театральная постановка мистерии на эту тему. Уникальную ценность представляет чудом сохранившийся подготовительный этюд с натуры к портрету Жювенеля Дезюрсена. По словам Филарете, Евгений IV и два его приближенных были изображены на холсте как живые. Вероятно именно так он выглядел и в жизни.
Оно создано в ранний период творчества Тициана и датируется 1503 годом. Иакова стекались паломники со всего света. Турский мастер увез во Францию не только конкретные впечатления.
Это впечатление неслаженности отдельных частей, неумелости – обманчиво. Думается, что ее легко было бы перенести на фреску. Известно, также, что у него было два сына, Луи и Франсуа, ставшие, подобно отцу, живописцами. Однако наибольшую достоверность представляет атрибуция Фуке знаменитых миниатюрных серий: из часослова Этьена Шевалье в Шантильи (и Лувре), Иудейских древностей Иосифа в Парижской национальной библиотеке и Боккаччо в Мюнхенской библиотеке.
учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения (1445—1447). Работал в Туре придворным художником короля Карла VII, после этого Людовика XI. Это произведение не имело себе равных по художественным достоинствам. Работал при дворах Карла VII (до 1461 г. ) и Людовика XI. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Однако мнения ученых относительно авторства Фуке разделились.
Жан Фуке родился около 1420 г. в Туре в семье свящeннослужителя. Ее совершенство поистине необъяснимо. Он слегка касается плеча Шевалье, в знак участия или поддержки. В облике мадонны современники узнали знаменитую Агнессу Сорель, фаворитку короля, прозванную в народе «белым лебедем» за исключительную белизну кожи. Время их исполнения, вероятно, следует отнести к 1452-1460-м годам. Стефаном, а на другой – Мадонна с младенцем Иисусом.
Мартин отдает половину плаща жалкому нищему около моста О-Шанж на Сене. Документ от ноября 1481 года упоминает вдову художника и двух его сыновей — наследников. Диптих из Мелена. Лучшие среди миниатюр Жана Фуке — те, что украшают страницы созданных в пятидесятые годы «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Размер ее—19X12, 5 см. Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. Не случайно в «Часослове Этьена Шевалье», созданном по возвращении из Италии, художник, несмотря на многочисленные ренессансные архитектурные мотивы, отдает предпочтение парижским храмам и замкам.
«De plus en plus. » («Все больше и больше. » — франц. ) — таков был девиз одного из представителей новой королевской администрации. Эти части объединяет только воображение. Слева представлен земной мир – Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях.
Только прочитав подписи под миниатюрой — «Жизнь Людовика II Заики» или «Раздел королевства Лотаря», — зритель обращает внимание на фигурки людей в окнах и открытых галереях замка, которые напоминают об историческом эпизоде. В станковых произведениях он создал выразительные портретные образы Карла7, его казначея, канцлера и других современников, а в иллюстрациях к «Часослову Этьена Шевалье» и сочинениям Боккаччо и Иосифа Флавия, в миниатюрах «Больших французских хроник» сумел запечатлеть необычайное богатство жизненных наблюдений, какого не знали его предшественники. Здания, почва, деревья удаются Фуке в одинаковой степени. В парижской Национальной библиотеке хранится рисунок изображающий женское лицо в трехчетвертном повороте и снабженный надписью по нижнему краю, сделанной по-французски: «Прекрасная Аньес». Диптих находился в церкви до середины XVII в., затем створки диптиха были украдены из церкви.
Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. Взгляд из-под опущенных век задумчив и спокоен. Это ли не прекрасная школа для молодого начинающего художника. Jean Fouquet) (Тур, ок. По сути, всего в 2 цвета – ярко-красный и синий – написана мадонна меленского диптиха.
Повсюду свирепствовали голод и эпидемии, на дорогах хозяйничали шайки грабителей. В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. У Этьена Шевалье находился часослов Мастера Бусико, выполненный в 1415— 1420-х годах 9. Миниатюра примечательна прежде всего пространственным решением. Точная дата его смерти неизвестна. Из некоторых источников известно, что еще в молодости он совершил путешествие в Италию (между 1444 и 1446) в Риме он написал портрет папы Евгения IV, который вызвал восхищение итальянцев. Маргариты). Миниатюры эти примыкают к ван Эйковским – к Туринскому часослову и если уступают им в трепетности, жизненности (равных Туринскому часослову миниатюр вообще нет), то вполне равняются им в смысле непосредственности отношения художника к природе и тонкой наблюдательности изящного во всем вкуса.
Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св. Рама диптиха была украшена медальонами из позолоченной эмали на одном из них помещен автопортрет Фуке (Париж, Лувр), – первый известный автопортрет в истории французской живописи и первый опыт использования во Франции новой итальянской техники.
Прекрасно рисует этот современник Учелло лошадей, которых он не боится ставить и в профиль и в три четверти, фасом и крупом к зрителю. 1480). И дело не только в том, что художник отказывается от традиционных нимбов.
Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно. Шедевром Фуке стал написанный около 1450 г. диптих, на одной части которого изображен Этьен Шевалье со св. Главным композиционным центром является младенец Христос. Основные цвета – красный белый и зелёный – составляли гамму герба Валуа. После 1789 г. они разошлись по различным владельцам.
Женевьевы. Еще будучи мальчиком, художник впервые услышал о подвиге Жанны дАрк.
Нуанская «Пьета» сохраняет характерную для Жана Фуке мощную пластику объемов и драпировок, подчиняющуюся идее создания монументального образа. Фигура донатора имеет те же размеры, что и персонажи евангельской легенды. Других данных мы о нем не имеем. В отличие от диптиха, на миниатюре из «Часослова» Этьен Шевалье изображён в одном помещении с Богородицей.
В левом верхнем углу — солнце, в правом — луна, у подножия креста —череп и кости Адама. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Классическими примерами сказанного могут служить пейзажи позади Иова и в Легенде св. При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 году титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Поражает светский характер изображения Мадонны — это скорее молодая придворная дама в модном платье, горностаевой мантии, ее голову венчает драгоценная корона узкий расшнурованный корсаж обнажает прекрасную крепкую грудь.
Павлом лошадь или испуганная лошадь на той же миниатюре. Именно ему принадлежит первое восторженное описание портрета папы Евгения IV. Ближайшие сподвижники Карла VII – финансист Жак Кёр, канцлер Жювенель Дезюрсен казначей Этьен Шевалье и его преемник Лоран Жирар – были выходцами из буржуазии. В войне наступил перелом и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно.
Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. Реалистические завоевания нидерландских мастеров не могли оставить Фуке равнодушным. Пейзаж его вообще типичен для окрестностей Тура местами же он вводит определенные мотивы из других местностей – парижскую Бастилию, набережную Сены, башню Венсенна и т. п. Замечательна смелость, с которой Фуке трактует разнообразные освещения, – например, эффект позднего вечера (в Поцелуе Иуды), полутон закрытого помещения (в Собрании доминиканцев), райский свет в изображении Взятия на небо Богоматери.
Многие города лежали в руинах, сотни деревень были стерты с лица земли. Почти квадратный формат картины придает фигуре короля еще большую устойчивость. 1415 — ок. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы» и другие, созданные на сюжеты Священного писания.
Сходство опять-таки не вызывает сомнений. Фуке работал в Туре до конца своей жизни. В 1470 он получает плату за картины, написанные для вновь основанного ордена св. Вот почему портрет кажется на первый взгляд архаичным.
Тема войны была близка и понятна любому из современников Фуке. На листах оживает облик старого Парижа: Сент-Шапель, Венсени, Лувр, Нотр-Дам. Турский мастер не останавливается на простом сопоставлении объемов. Фигура его по обычаю уменьшена в сравнении с фигурами святых персонажей.
Современники свидетельствовали, что в 1438 году по Парижу бегали волки. По завещанию епископа Жана Бернара (1463) Фуке пишет алтарную картину Успения для ц. в Кандах. Этим периодом датируется и обетный Диптих из Мелена, заказанный все тем же Этьеном Шевалье для церкви своего родного города и, по преданию, в память Агнесы Сорель (1450), чьи черты воплощены в лике Мадонны (Этьен Шевалье со св. Это произведение следует датировать около 1460, поскольку формы здесь менее скульптурны эту дату подтверждает возраст и костюм модели (подготовительный рисунок – Берлин, Кабинет эстампов).
В своем «Трактате об архитектуре» (1460— 1463) Филарете, обращаясь к миланскому герцогу Франческо Сфорца, хвалит талант Фуке-портретиста. Начало Возрождения во французском ис-ве граничит с серединой 15в., с творчеством Жана Фуке.
Более надежная опора для аналогий – надгробие Аньес Сорель в церкви Нотр-Дам в Лоше. В пейзаже, можно даже сказать, главная сила Фуке. В 1448 он, возможно, вернулся в Тур. Около 1440 года Фуке учился в Париже, между 1445 и 1447 годами посетил Рим, где изучал технику эмали у Антонио Филарете, труды Леона Баттиста Альберти испытал влияние Мазаччо и Фра Анджелико работал в Туре и Париже, в 1475 году упоминается как художник короля. Любовью к предметному миру, торжественным композиционным ритмом, звучным, насыщенным колоритом отличаются религиозные композиции Фуке (правая часть диптиха Мадонна с младенцем, около 1451, Королевский музей изящных искусств, Антверпен).
В книжных миниатюрах на религиозные исторические, светские темы (Часослов Этьена Шевалье, 1450-1455, Музей Конде, Шантийи и другие собрания Большие хроники короля Франции, 1458, Национальная библиотека, Париж французский перевод Жювенель дез Юрсен, 1455 Музей Лувр, Париж Жизни знаменитых мужчин и женщин Джованни Боккаччо, 1458, Государственная библиотека, Мюнхен Иудейские древности Иосифа Флавия, 1470-1476, Национальная библиотека, Париж) Фуке, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции, применял элементы воздушной и линейной перспективы, переносил место действия в поэтичные, напоенные светом и воздухом сельские пейзажи и улицы французских городов, отказывался от средневекового принципа размещения планов по вертикали. Среди произведений французской коллекции назовем лишь одно — драгоценное сокровище антверпенского музея «Мадонну с младенцем» Жана Фуке (ок. Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). Ярче каждого искусство Фуке проявилось в портретном стиле.
И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. Через Тур пролегал путь к испанскому монастырю Сант-Яго де Компостелла, куда к могиле св. Средоточием всей жизни Франции во второй половине XV в. становится Тур.
Жест младенца подтверждает благосклонность Марии к заказчику. При дворе работали известные в то время художники Жан Пуайе, Пьетр Андре и другие. А семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. Возможно именно в этой двойственности кроется тайна странного очарования этой работы. Рисунок датируется 1520-ми гг. Маргариты. Взгляд зрителя, отрываясь от действия на авансцене, поднимается выше и проникает вдаль, куда его уводят петляющие дороги или лента реки, — туда, где в голубой дымке растворяются холмы, увенчанные белоснежными башнями замков (миниатюра «Давид узнает о смерти Саула»).
Скульптурные ансамбли на фасадах соборов формируют его пластическое мышление. Королевский канцлер представлен в молитвенной позе перед раскрытой книгой. Свободно и просто стоит Стефан изображенный как реальный человек, но легко узнаваемый по Евангелию в руке и по изображению камня, одним из которых он был забит до смерти. Жан Фуке (фр. Тур избежал военных действий.
Поля рукописей заполнены изображениями современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени. Около распятого Христа стоят Мария, Иоанн и заказчик картины. принадлежность мастерской Жана Фуке. Портрет Гийома Жювенеля дез Юрсена, канцлера Франции (Париж, Лувр), представляет собой, одновременно, очень пластичный портрет и символический образ социального благополучия, что выражено в помпезности позолоты и гербов.
Другая работа ван Эйка — «Богоматерь у фонтана» — создана в 1939 году, как об этом гласит надпись на раме имеющей также характерный девиз мастера: «АЛС IXH XAN IOHESDE EYCK ME FECIT CPLEVIT ANO 1439». Война изменила соотношение общественных сил в стране. Живописи учился в Париже и, допустимо, в Нанте. Ангелы на заднем плане изображены в виде играющих музыкантов.
Для Жана Фуке важно достоверно воспроизвести облик короля. Художнику удалось не только портретное сходство. Официальный, парадный характер портрета подчеркивается и его цветовым строем. Он воспроизведен таким, каким увидел его Жан Фуке в Италии. Крупнейший художник столетия, он работал по заказам королей Франции и их окружения до конца 1470-х.
Жан Фуке был первым, кто познакомил Францию с итальянским Возрождением и первым французским художником известным за пределами своей страны. Семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. Картины грозных лет навсегда запечатлелись в его сознании. Петра. В «Иудейских древностях» особенно выразительно обрисованы битвы.
Король Карл VII Жана Фуке безволен и слаб, но он король. Вот таким образом кажется возможным датировать Портрет Карла VII, короля Франции (Париж, Лувр) временем, предшествующим поездке Фуке в Италию. Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453).
Портретная концепция Фуке представляет собой решительный разрыв со старыми традициями. В Портрете Карла VII (ок.
Точная дата его смерти неизвестна. Фуке не стремится подробно изображать то или иное событие. В картине преобладают вертикальные ритмы, которые вместе с интенсивным локальным синим цветом выделяют стоящую фигуру и способствуют впечатлению монументальности. В «Меленском диптихе» персонажей объединяют более глубинные и живые связи.
Надо, впрочем, тут же вспомнить, что Фуке побывал в Италии. В 1847 миниатюра «Маргарита Антиохийская», у которой недостает нижней половины листа, была продана с аукциона в Париже, её покупатель, Шарль Саважо (Charles Sauvageot), в 1856 г. завещает ее Лувру. Двадцатипятилетний художник, написавший портрет французского короля, был, безусловно, введен в высшие придворные круги богатым покровителем (может быть, самим Этьеном Шевалье). Минимальными художественными средствами Жан Фуке достигает эмоциональной выразительности образа.
Он станет первым художником, кто привнесет во французское искусство идеи Ренессанса. Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров. Здесь под руководством Мастера герцога Бедфордского, отождествляемого специалистами с Энсленом де Агно, создавались иллюстрированные рукописей и портреты. Он был сыном священника и стал писцом. музей изящных искусств). Позы его персонажей более или менее одинаковы, жесты и мимика сдержанны и скупы, но лица и фигуры очень различны индивидуальны: «победоноснейший» король Карл VII — вял и безразличен а от грузной фигуры немолодого канцлера Франции Дезюрсена веет энергией и силой.