Вероятно именно так он выглядел и в жизни. Вероятно именно так он выглядел и в жизни. Виселицы Монфокона служат фоном для казни св.
Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Сходство опять-таки не вызывает сомнений. Король Карл VII Жана Фуке безволен и слаб, но он король. Точная дата его смерти неизвестна.
Белый, красный и желтый цвета составляли гамму герба Дезюрсенов. Этот фактор не только определяет своеобразие этой культуры. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно. Многие города лежали в руинах, сотни деревень были стерты с лица земли, повсюду свирепствовали голод и эпидемии.
Художнику удалось не только портретное сходство. Миниатюра примечательна прежде всего пространственным решением. Взгляд зрителя, отрываясь от действия на авансцене, поднимается выше и проникает вдаль, куда его уводят петляющие дороги или лента реки, — туда, где в голубой дымке растворяются холмы, увенчанные белоснежными башнями замков (миниатюра «Давид узнает о смерти Саула»). В пейзажах «Хроник» едва ли не главным «действующим лицом» становится архитектура, как реальная, так и условная. Здесь обосновываются Карл VII и Людовик XI, здесь, в их резиденции, развивается придворное искусство. Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров.
Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св. Официальный, парадный характер портрета подчеркивается и его цветовым строем.
«Пьета» из Нуана сразу привлекла к себе всеобщее внимание. Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы. Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. Именно в портретах Фуке с наибольшей силой отразились новые реалистические тенденции. Михаила с драконом» -- в Аптон-Хаусе. Не случайно в «Часослове Этьена Шевалье», созданном по возвращении из Италии, художник, несмотря на многочисленные ренессансные архитектурные мотивы, отдает предпочтение парижским храмам и замкам.
Перед художником стояла нелегкая задача: на листе размером 3428 см вместить более двухсот человек (такова была воля заказчика). В пейзажах много света, воздуха, простора. С Шевалье также связана история создания самого знаменитого произведения Жана Фуке -- «Меленского диптиха», на котором в образе Мадонны запечатлена, предположительно, Агнес Сорель.
Художник умело передал это, по-видимому, постоянное выражение апатии и брюзгливости на лице Карла, так не соответствующее идеальному образу «победоноснейшего короля». Сохранилось два изображения Аньес Сорель – графическое и скульптурное. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Королевский канцлер представлен в молитвенной позе перед раскрытой книгой.
Этой основной идее отвечает и живописная трактовка миниатюр. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр). Гасьена, дворца архиепископа. учился в Париже, а затем в 1445-1447 гг. Основные цвета – красный белый и зелёный – составляли гамму герба Валуа.
По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. Фуке в начале 1440-х гг. Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена). 1446 года.
Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. Другой областью творчества Фуке была книжная миниатюра: «Часослов Этьена Шевалье» (1450-60) иллюстрации к «Новеллам» Дж. До сих пор нуанская находка относилась к числу спорных вещей и лишь проведенный недавно в лабораториях Лувра подробный физико-химический анализ картины развеял сомнения скептиков: инфракрасное облучение выявило первоначальный рисунок, а макрофотография — характер светотеневой моделировки и трактовку лиц, подтверждающие идентичность манере Фуке. Это впечатление неслаженности отдельных частей, неумелости – обманчиво. После 1789 г. они разошлись по различным владельцам.
С Шевалье также связана история создания самого знаменитого произведения Жана Фуке -- «Меленского диптиха», на котором в образе Мадонны запечатлена, предположительно, Агнес Сорель. У Этьена Шевалье находился часослов Мастера Бусико, выполненный в 1415— 1420-х годах 9. После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую.
Одна из самых важных картин Фуке – Диптих Мелуна (c. В 1474 г. получил титул «королевского живописца».
Это смутное время оставило такие шедевры, как полный драматизма «Большой часослов де Роан», «Бревиарий герцога Бедфордского». Вероятно, в начале 1440-х гг. Это ли не прекрасная школа для молодого начинающего художника.
Война изменила соотношение общественных сил в стране. Стефаном, а на другой -- Мадонна с младенцем Иисусом. В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св.
В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св. Жан Фуке был первым французским художником, отправившимся в Италию. Боккаччо (1460) и «Иудейским хроникам» Иосифа Флавия (1470). Турский мастер не останавливается на простом сопоставлении объемов.
Работал в Туре и Париже. Реалистические завоевания нидерландских мастеров не могли оставить Фуке равнодушным. Именно ему принадлежит первое восторженное описание портрета папы Евгения IV.
Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр). Диптих находился в церкви до середины XVII в., затем створки диптиха были украдены из церкви. Он объясняет и то, что Франция истерзанная Столетней войной, оказалась способной отозваться на духовные запросы новой эпохи и, впитав в себя многие достижения северных и южных соседей, найти свой путь художественного развития. В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке.
Женевьевы. Нуанская «Пьета» сохраняет характерную для Жана Фуке мощную пластику объемов и драпировок, подчиняющуюся идее создания монументального образа. Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. Намного более многочисленный его освещенные книги и миниатюры. В 1847 миниатюра «Маргарита Антиохийская», у которой недостает нижней половины листа, была продана с аукциона в Париже, её покупатель, Шарль Саважо (Charles Sauvageot), в 1856 г. завещает ее Лувру.
Крупные фигуры придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость. Позы его персонажей более или менее одинаковы, жесты и мимика сдержанны и скупы, но лица и фигуры очень различны индивидуальны: «победоноснейший» король Карл VII — вял и безразличен а от грузной фигуры немолодого канцлера Франции Дезюрсена веет энергией и силой. Этим временем датируются первые выполненные им заказы.
Родился в Туре в семье священника. Современники свидетельствовали, что в 1438 году по Парижу бегали волки. Мартина (покровителя Тура), а при Людовике XI в замке Плесси-ле-Тур в капелле короля под управлением Окегема каждый день пел хор мальчиков. «Меленский диптих» был заказан Фуке королевским казначеем Этьеном Шевалье для церкви в городе Мелене. По убедительным предположениям, Фуке в начале 1440-х годов учился в Париже, а затем в 1445— 1447 годах поехал в Италию (поездка могла состояться не позднее февраля 1447 года— времени, когда умер папа Евгений IV).
В 1847 миниатюра «Маргарита Антиохийская», у которой недостает нижней половины листа, была продана с аукциона в Париже, её покупатель, Шарль Саважо (Charles Sauvageot), в 1856 г. завещает ее Лувру. Лучшие среди миниатюр Жана Фуке — те, что украшают страницы созданных в пятидесятые годы «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х годов. Изображения Шевалье можно найти в обеих работах.
Картины грозных лет навсегда запечатлелись в его сознании.
Многие города лежали в руинах, сотни деревень были стерты с лица земли. Екатерины св. Вот почему портрет кажется на первый взгляд архаичным. Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х гг. Через Тур пролегал путь к испанскому монастырю Сант-Яго де Компостелла, куда к могиле св.
Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно. 1450), раньше в соборе Мелуна. В Портрете Карла VII (ок. Большую часть жизни Фуке провел в родном городе: работал при дворе Карла VII, затем Людовика XI, получив звание «художника короля», руководил большой мастерской и выполнял многочисленные заказы королевского двора. В 1881 г. герцог де ла Тремуй предлагает Национальной Библиотеке в Париже «Святую Анну с тремя Мариями».
Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. Еще будучи мальчиком, художник впервые услышал о подвиге Жанны дАрк. В «Иудейских древностях» особенно выразительно обрисованы битвы. Однако мнения ученых относительно авторства Фуке разделились.
Правая створка изображает Марию, прибывшую в эмпиреи (херувимы перенесли ее на троне в небеса, вот таким образом они продолжают поддерживать трон, тогда как серафимы с молитвенно сложенными руками приветствуют ее). Оно воплощает сложную догматическую программу, вполне поддающуюся расшифровке. В 1805 г. Ж. Брентано (Georges Brentano de Francfort) приобретает в Базеле большую часть (40 листов), его сын уступает их герцогу Омальскому, основателю музея Конде.
Слева представлен земной мир – Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях. поехал в Италию. Работал при дворах Карла VII (до 1461 г. ) и Людовика XI. Эти части объединяет только воображение. Фактуру меха или бархата, разводы мрамора или тускловатое мерцание жемчуга он имитирует ровно настолько, чтобы их можно было различить, но никогда не впадает при этом в иллюзорность. И дело не только в том, что художник отказывается от традиционных нимбов. Турский мастер увез во Францию не только конкретные впечатления. В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны.
Исключительной правдивостью характеристик отмечены исполненные Фуке портреты (Карла VII, канцлера город Жювенеля дез Юрсен – оба в Лувре). Сходство черт с мадонной «Меленского диптиха» очевидно. Фуке принадлежат также изысканные и звучные по колориту религиозные композиции (правая створка диптиха с мадонной с младенцем, около 1451, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье).
Сочетание темно-красного цвета с золотом создают впечатление строгой торжественности. По словам Филарете, Евгений IV и два его приближенных были изображены на холсте как живые. На листах оживает облик старого Парижа: Сент-Шапель, Венсени, Лувр, Нотр-Дам. Жест младенца подтверждает благосклонность Марии к заказчику. Ближайшие сподвижники Карла VII – финансист Жак Кёр, канцлер Жювенель Дезюрсен казначей Этьен Шевалье и его преемник Лоран Жирар – были выходцами из буржуазии.
В иллюстрациях с лёгкостью опознаётся современная французская архитектура: Собор Буржа в сцене «Благовещения», Собор Парижской Божьей Матери и мост Сан-Мишель в «Сошествии Св. В парижской Национальной библиотеке хранится рисунок изображающий женское лицо в трехчетвертном повороте и снабженный надписью по нижнему краю, сделанной по-французски: «Прекрасная Аньес». Диптиха изображает Етиенна Шевалье с его святым заступником Сент-Стивеном (теперь в Gemldegalerie, Берлине), в то время как правое крыло показывает бледной Девственнице и Ребенку, окруженному красными и синими ангелами (Королевский музей Искусств, Антверпена).
Луврский медальон представляет собой погрудный портрет художника, о чем свидетельствует надпись крупными буквами вокруг его головы: «Johes Fouquet». По сравнению с реалистически трактованным лицом фигура короля кажется более плоскостной. Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. Фигура донатора имеет те же размеры, что и персонажи евангельской легенды. А семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке.
И Фуке мастерски справляется с ней. Средоточием всей жизни Франции во второй половине XV в. становится Тур. Фуке работал в Туре до конца своей жизни.
В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Повсюду свирепствовали голод и эпидемии, на дорогах хозяйничали шайки грабителей. «И деньгам подвластно все» — говорится в одной из мистерий 1451 года. Изображения Шевалье можно найти в обеих работах.
Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. Рисунок датируется 1520-ми гг. Новый этап требовал создания нового художественного стиля и языка. Михаила с драконом» -- в Аптон-Хаусе. Документ от ноября 1481 г. упоминает вдову художника и двух его сыновей-наследников. Но лишь в этом его связь с религиозным эстетическим идеалом. Нуанский каноник смотрит прямо на Христа.
Портреты Фуке всегда точно передают внешность модели. В его сознании утверждалось новое понимание человеческой личности, привлекающей характером деятельным и целеустремленным.
В 1805 г. Ж. Брентано (Georges Brentano de Francfort) приобретает в Базеле большую часть (40 листов), его сын уступает их герцогу Омальскому, основателю музея Конде. Это произведение не имело себе равных по художественным достоинствам.
И точно так же современный реквизит служит героям «Иудейских древностей» и лишь непривычные тюрбаны и странные островерхие шапки напоминают об экзотическом Востоке. Археологическую ценность представляет миниатюра «Коронование Карла Великого», так как в ней действие происходит в римском соборе св. Тур избежал военных действий. С 1475 художник короля.
Этот этюд называют «инкунабулой пастели» : своей техникой (он выполнен углем на серой бумаге, подцвечен коричневым и красным карандашами), никогда ранее не используемой, рисунок предвосхищает карандашные портреты XVI в. Детально воспроизводя натуру, турский мастер демонстрирует незаурядное искусство рисовальщика. Годы творческого формирования Жана Фуке совпали с периодом величайших бедствий и разрушений, причиненных Франции Столетней войной с Англией.
Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Выполнял заказы самых знатных особ Франции. учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения (1445—1447). После заключения мира Франция не могла довольствоваться прежними стилевыми формами. В развороте «Часослова» с предстоянием донатора Мадонне художник использует те же композиционные идеи, что и в Меленском диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. 1447, Париж, Лувр) художник приложил немало усилий, чтобы создать величественный образ монарха, но облик самого короля воспринимается странным, тревожащим воображение контрастом к этой парадности: понуро опущенная голова, некрасивое лицо, уныло свисающий нос, мешки под глазами — общее выражение недовольства и усталости. Точная дата его смерти неизвестна.
Семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. Иакова стекались паломники со всего света. Несомненно, к лучшим творениям мастера относятся его портреты, самый известный среди которых «Портрет Карла VII» (1445), рисующий образ уставшего от жизни, но прозорливого монарха.
Художник также создает портреты царедворцев: казначея Э. Шевалье («Меленский диптих», 1450) и канцлера Г. Ж. Дезюрсен (1450), предельно реалистичные и правдивые. Этим временем датируются первые выполненные им заказы. Аполлонии показана театральная постановка мистерии на эту тему. Иконография портрета Карла VII восходит к средневековой традиции иератического портрета (модель представлена фронтально, в симметричном обрамлении занавесей).
После 1789 г. они разошлись по различным владельцам. После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. В войне наступил перелом и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII. По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. Книжные миниатюры Фуке на религиозные (Часослов Этьена Шевалье, 1450-55, Музей Конде, Шантийи и другие музеи) и исторические (Большие французские хроники, Национальная библиотека, Париж, французский перевод Жизни знаменитых мужчин и женщин Дж.
В войне наступил перелом и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII. Более надежная опора для аналогий – надгробие Аньес Сорель в церкви Нотр-Дам в Лоше. Вероятно, в начале 1440-х гг.
В Портрете Карла VII (ок. Портретная концепция Фуке представляет собой решительный разрыв со старыми традициями. Вот лишь один известный пример.
При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 году титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Ангелы на заднем плане изображены в виде играющих музыкантов.
Мартин отдает половину плаща жалкому нищему около моста О-Шанж на Сене. Несомненно, почувствовавший в себе тягу к украшению рукописной книги, Фуке использовал всякую возможность погрузиться в созерцание старинных манускриптов, украшенных драгоценными миниатюрами. Учился в Париже и, возможно, в Нанте, между 1445 и 1447 годами посетил Рим. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца.
В нем Жан Фуке переделал для владельца гербы и вписал новые инициалы. Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Война изменила соотношение общественных сил в стране. Действие «Хроник» разворачивается на фоне соборов и дворцов Тура, Орлеана.
Двадцатипятилетний художник, написавший портрет французского короля, был, безусловно, введен в высшие придворные круги богатым покровителем (может быть, самим Этьеном Шевалье). Для Жана Фуке важно достоверно воспроизвести облик короля.
Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы» и другие, созданные на сюжеты Священного писания. Французский художник эпохи Возрождения. Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». Богоматерь уже не написана с Агнес Сорель, но также изображена с обнаженной грудью, которую она дает младенцу. Изображая Этьена Шевалье перед мадонной, Фуке пользуется средневековым иконографическим типом (донатор и святой).
Раму портрета украшает надпись: «Победоноснейший король Франции Карл Седьмой этого имени» (то есть «седьмой по имени Карл»). Он воспроизведен таким, каким увидел его Жан Фуке в Италии. Мастер создает новый тип портрета, воплощая образ новыми художественными средствами.
Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища. Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. Королевская власть опиралась теперь в своей политике на города, которые, оправившись от разрушений, становились центрами экономического, социального и культурного развития.
Способность Жана Фуке проникать во внутренний мир человека демонстрирует портрет Карла VII (вероятно, 1450 или 1453, Лувр), в котором глубоко опечаленное лицо монарха, кажется, совершенно не соответствует надписи Самый победоносный король Франции. Богоматерь уже не написана с Агнес Сорель, но также изображена с обнаженной грудью, которую она дает младенцу. «Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» -- в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» -- в Британской Библиотеке, а «Битва Св. Он слегка касается плеча Шевалье, в знак участия или поддержки. Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке.
И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. Влияние позднеготической традиции украшения рукописей, нидерландской реалистической живописи и искусства итальянского кватроченто Жан Фуке подчинил своему индивидуальному стилю. Фуке Жан (Fouquet, Foucquet) (около 1420 – между 1477 и 1481), французский художник. принадлежность мастерской Жана Фуке.
Разработка воздушной перспективы Мастером Бусико, безусловно, повлияла на характер творческих поисков автора «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей». Тема войны была близка и понятна любому из современников Фуке. В миниатюре Троица из Часослова Этьена Шевалье (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображен в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы Мученичество св. При дворе работали известные в то время художники Жан Пуайе, Пьетр Андре и другие. Скульптурные ансамбли на фасадах соборов формируют его пластическое мышление.
Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. В «Меленском диптихе» персонажей объединяют более глубинные и живые связи. Это был город со старыми культурными традициями.
Испытал влияние Мазаччо и Фра Анджелико. В 1881 г. герцог де ла Тремуй предлагает Национальной Библиотеке в Париже «Святую Анну с тремя Мариями». При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 г. титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Мартина». Фуке работал в Туре до конца своей жизни.
В «Часослове Этьена Шевалье» все события Ветхого и Нового завета происходят в обстановке, современной художнику, а герои одеты и ведут себя, как его сограждане. Портрет папы предназначался для сакристии церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме. Главным композиционным центром является младенец Христос.
«De plus en plus. » («Все больше и больше. » — франц. ) — таков был девиз одного из представителей новой королевской администрации. Мартина». Боккаччо, Государственная библиотека, Мюнхен, – обе 1458 Иудейские древности Иосифа Флавия, 1470-76, Национальная библиотека, Париж) сюжеты отличаются реалистическим изображением событий (перенесённых в обстановку современной Фуке Франции), мягкостью колорита использованием элементов линейной и воздушной перспективы. Он дает единственную возможность проследить ход работы Фуке над портретным образом (долгое время автором рисунка считался Гольбейн).
В отличие от диптиха, на миниатюре из «Часослова» Этьен Шевалье изображён в одном помещении с Богородицей. Створки диптиха до сих пор находятся в разрозненном виде.
Трехчетвертной разворот фигуры в портрете (неизвестный еще итальянцам), замкнутое пространство вокруг модели — эти приемы, позволявшие сконцентрировать внимание на портретируемом и глубже выявить его индивидуальность, Фуке позаимствовал у своих северных собратьев. Документ от ноября 1481 года упоминает вдову художника и двух его сыновей — наследников. «Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» – в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» – в Британской Библиотеке, а «Битва Св. «Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» -- в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» -- в Британской Библиотеке, а «Битва Св. Петра. Доминирующая роль в миниатюрах отводится пейзажу. В своем «Трактате об архитектуре» (1460— 1463) Филарете, обращаясь к миланскому герцогу Франческо Сфорца, хвалит талант Фуке-портретиста.
Только прочитав подписи под миниатюрой — «Жизнь Людовика II Заики» или «Раздел королевства Лотаря», — зритель обращает внимание на фигурки людей в окнах и открытых галереях замка, которые напоминают об историческом эпизоде. Один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции. Фуке не стремится подробно изображать то или иное событие. Почти квадратный формат картины придает фигуре короля еще большую устойчивость.