Искусство Жана Фуке по праву занимает ведущее место во французской художественной культуре XV столетия. Жан Фуке родился в 1420 году во французском городе Тур на Луаре. Фуке, ЖАН (Fouquet, Jean) (ок. Жан Фуке родился в старинном городе Туре, на берегах прекрасной Луары.
Фуке, Жан (Jean Fouquet) – французский живописец и миниатюрист, один из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции. Отто Пехт считал, что Жан Фуке мог видеть Гонеллу во время своего пребывания в Италии в Ферраре в 1445 году, незадолго до того, как уехал в Рим. Картина, приписываемая Жану Фуке. С именем Жана Фуке связано два медальона, выполненных в технике эмали.
Иллюстрации к сборнику новелл Боккаччо были заказаны Жану Фуке зятем Этьена Шевалье Лораном Жираром. Heures dEtienne Chevalier) -- иллюминированный манускрипт, созданный первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452--1460 гг. Жан Фуке (фр.
Великолепны миниатюры Жана Фуке к рукописи Больших французских хроник, заказанных Карлом VII (другая рукопись Больших французских хроник проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа Доброго). Жан Фуке по праву считается одним из величайших в истории мастеров книжной миниатюры. Жану Фуке приписывают еще два рисунка: «Портрет мужчины в шляпе» и «Портрет папского легата». Жан Фуке (фр. Jean Fouquet) (Тур, ок. Фуке ЖАН (Fouquet, Jean) (ок.
Суть взаимоотношений Жана Фуке и в его лице французской художественной традиции с нидерландскими и фламандскими мастерами составляли не только впечатления от увиденных в чьих-то коллекциях картин Яна ван Эйка или Рогира ван дер Вейдена. Жан Фуке (фр. Jean Fouquet Тур, ок. Влияние позднеготической традиции украшения рукописей, нидерландской реалистической живописи и искусства итальянского кватроченто Жан Фуке подчинил своему индивидуальному стилю.
Это впечатление неслаженности отдельных частей, неумелости – обманчиво. Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). Именно в портретах Фуке с наибольшей силой отразились новые реалистические тенденции. Такая двух- или даже трехъярусная композиция напоминала устройство сцены в мистериях. Война изменила соотношение общественных сил в стране.
Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Часослов как вид молитвенной книги возникает в конце XIII в. и в течение последующего столетия постепенно полностью сменяет псалтырь в руках мирян: с часословом феодалы и горожане молились в спальнях и домашних капеллах. В 40-х гг. Та же композиционная ясность и точность рисунка, звучность цвета характерны для многочисленных миниатюр Фуке (Боккаччо, Жизнь знаменитых мужчин и женщин). Створки диптиха до сих пор находятся в разрозненном виде.
Но в этой картине заметно также влияние северных мастеров, в проработке текстуры материалов – меха, тканей, мрамора, камня – можно увидеть сходство с живописью ван Эйка. Петра. Раму портрета украшает надпись: «Победоноснейший король Франции Карл Седьмой этого имени» (то есть «седьмой по имени Карл»).
Из этого цикла до нас дошли миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Рождество», «Шествие волхвов» и «Коронование Марии». Между 1444 и 1446 гг. Однако доминирующая роль в миниатюрах отводится пейзажу.
Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х годов. Выполнял заказы самых знатных особ Франции. С его именем во французском изобразительном искусстве связаны первые значительные успехи в портретном жанре и последний расцвет книжной миниатюры. В этих иллюстрациях все меньше связи с текстом и декоративным оформлением рукописи. Фуке и его мастерская проиллюстрировали множество других книг, главной среди которых может считаться «Большие хроники Франции» (Grandes chroniques de France, 1458). Большинство художников иллюстрировавших этот раздел, ограничивались «Пятидесятницей» (сюжет сошествия Святого Духа на Богоматерь и апостолов на десятый день после вознесения Христа).
Война не в силах разрушить красоту природы, человеческой жестокости противопоставляется мир вечно прекрасный, бесконечный в своем разнообразии. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы» и другие, созданные на сюжеты Священного писания. «Иудейские древности» перешли в наследство правнуку Жана Беррийского Жаку дАрманьяку герцогу Немурскому. Стефаном, а на другой -- Мадонна с младенцем Иисусом.
Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. Фуке в начале 1440-х гг. «Часослов Этьен Шевалье» – единственный сохранившийся достоверный пример обращения художника к религиозным текстам.
Фуке руководствовался не математическими расчетами, а опытом художника. После 1789 г. они разошлись по различным владельцам. написал портрет папы Евгения IV, вызвавший восхищение итальянцев. На листах оживает облик старого Парижа: Сент-Шапель, Венсени, Лувр, Нотр-Дам. После своего возвращения из Рима художник создал портрет донатора.
Основные цвета – красный белый и зелёный – составляли гамму герба Валуа. Фуке переносит иудейскую историю на берега Сены и Луары. Это не может означать, что Фуке больше не украшал часословов. «Хроники» создавались в эпоху, когда страна, уставшая от бесконечных войн и раздоров, переживала время относительного покоя, а королевская власть успешно объединяла французские земли.
Это событие всколыхнуло в то время всю страну. Рисунок датируется 1520-ми гг. Найденные листы составляют единое целое с хорошо известным «Часословом Симона де Вари» из Королевской библиотеки в Гааге и дарируются 1455 годом. Лучшие среди миниатюр Жана Фуке — те, что украшают страницы созданных в пятидесятые годы «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей» Иосифа Флавия.
Вот таким образом громада Венсенского замка, отнесенная влево, занимающая почти половину живописной поверхности и выписанная по всем законам жанра архитектурного портрета, не подавляет своей массой, а словно парит в воздухе, пронизанная светом. Вероятно именно так он выглядел и в жизни. Именем королевского казначея назван знаменитый «Часослов Этьена Шевалье». Художнику удалось не только портретное сходство. Двадцатипятилетний художник, написавший портрет французского короля, был, безусловно, введен в высшие придворные круги богатым покровителем (может быть, самим Этьеном Шевалье).
Сильнейшее влияние на творчество Фуке оказали работы Мазаччо и Фра Анд-желико. В миниатюре Троица из Часослова Этьена Шевалье (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображен в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы Мученичество св. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно.
Присущее Фуке чувство монументальности позволило ему глубоко понять мощную архитектонику размеренных композиций и рассчитанность ритмов в работах Учелло и Пьеро делла Франческа. «И деньгам подвластно все» — говорится в одной из мистерий 1451 года. Начало Возрождения во французском ис-ве граничит с серединой 15в., с творчеством Жана Фуке. И Фуке мастерски справляется с ней. Жест младенца подтверждает благосклонность Марии к заказчику.
Французская иконография религиозных сюжетов Фуке, а также заимствованные у предшественников многие элементы изобразительного языка — подтверждение тому, что в руках турского художника побывали десятки рукописей парижских мастерских, то есть подтверждение национальных корней его искусства. История возникновения рукописи восходит еще к началу XV в., когда герцог Жан Беррийский заказал своим художникам украсить двухтомное сочинение историка I в. н. э. Влияние позднеготической традиции украшения рукописей, нидерландской реалистической живописи и искусства итальянского кватроченто Жан Фуке подчинил своему индивидуальному стилю. Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным.
Так, «Благовещение» выделяется новизной иконографической трактовки. Кто знает, какой шедевр стал для художника из Тура откровением, определившим раз и навсегда его творческую судьбу. После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. И точно так же современный реквизит служит героям «Иудейских древностей» и лишь непривычные тюрбаны и странные островерхие шапки напоминают об экзотическом Востоке. Человек представлен частью вселенной и подчиняется ей.
Сходство черт с мадонной «Меленского диптиха» очевидно. В настоящее время сорок листов рукописи «Часослова Этьена Шевалье» находятся в музее Конде в Шантийи, еще семь разбросаны по другим художественным собраниям Франции, Англии и США. Нуанский каноник смотрит прямо на Христа.
Фуке Жан Искусство Франции Карл VII, король Франции, 1450 Музей Лувр, Париж Фуке Жан (Fouquet Jean) (около 1420 – между 1477 и 1481) Французский художник и миниатюрист. Фуке участвует в постановках мистерий, украшает город к прибытию коронованных особ. Перед художником стояла нелегкая задача: на листе размером 3428 см вместить более двухсот человек (такова была воля заказчика). Нуанская «Пьета» сохраняет характерную для Жана Фуке мощную пластику объемов и драпировок, подчиняющуюся идее создания монументального образа. Турский мастер увез во Францию не только конкретные впечатления.
Король Карл VII Жана Фуке безволен и слаб, но он король. В 1985 г. была опубликована находка: в одном из частных собраний Сан-Франциско обнаружена часть большого часослова (97 листов), в котором четыре миниатюры бесспорно принадлежат кисти Жана Фуке. Многообразны житейские мотивы в миниатюрах часослова. С одной стороны – пасть чудовища изрыгающая огонь и нечистую силу, она символизировала ад. Это смутное время оставило такие шедевры, как полный драматизма «Большой часослов де Роан», «Бревиарий герцога Бедфордского».
В парижской Национальной библиотеке хранится рисунок изображающий женское лицо в трехчетвертном повороте и снабженный надписью по нижнему краю, сделанной по-французски: «Прекрасная Аньес». Не случайно в «Часослове Этьена Шевалье», созданном по возвращении из Италии, художник, несмотря на многочисленные ренессансные архитектурные мотивы, отдает предпочтение парижским храмам и замкам. Это произведение не имело себе равных по художественным достоинствам. Портреты Жана Фуке не отличаются парадной пышностью и роскошью аксессуаров, образы на них обыденны, прозаичны и по-готически статичны.
В руках святой Стефан держит книгу, на которой лежит булыжник – знак его мученической смерти (согласно преданию, святой был забит камнями за свою веру).
Но дело не только и не столько в их размерах. Этот фактор не только определяет своеобразие этой культуры. Вероятно, в начале 1440-х гг. На старухе Эдруа, плотниках, сбивающих крест и многих участниках массовых сцен – платье ремесленников и горожан. «Евангелист Лука» также весьма примечателен пространственной композицией. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца.
К середине века стало заметно оживление художественной жизни: возобновилось строительство собора св. Еще будучи мальчиком, художник впервые услышал о подвиге Жанны дАрк. Многие города лежали в руинах, сотни деревень были стерты с лица земли. Мастер мог после «Часослова Этьена Шевалье» украсить для менее высокопоставленного заказчика другой часослов, который стал своеобразным трафаретом для мастерской: упрощенные варианты композиций легче поддавались тиражированию. В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Надпись «Этьен Шевалье» не раз встречается на архитравных балках, поддерживаемых нарядными коринфскими колоннами. Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х гг.
В войне наступил перелом и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII. Среди часословов этой группы один заслуживает особого упоминания. При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 году титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции.
Этот этюд называют «инкунабулой пастели» : своей техникой (он выполнен углем на серой бумаге, подцвечен коричневым и красным карандашами), никогда ранее не используемой, рисунок предвосхищает карандашные портреты XVI в. Детально воспроизводя натуру, турский мастер демонстрирует незаурядное искусство рисовальщика. Фуке в подлинном смысле слова открывает своим современникам пейзаж. Вероятно, полным был у турского мастера и иллюстративный цикл часослова Святого Духа (от которого сохранились лишь пять миниатюр). Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). Официальный, парадный характер портрета подчеркивается и его цветовым строем.
Женевьевы. Но лишь в этом его связь с религиозным эстетическим идеалом. Самыми известными работами художника можно назвать книжные миниатюры на религиозные темы («Часослов Этьена Шевалье») и исторические сюжеты в «Больших исторических хрониках», «Жизни знаменитых мужчин и женщин», «Иудейских древностях». Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы.
На переднем плане миниатюры художник словно размыкает движущуюся цепь и в образовавшемся прорыве изображает главное событие и главных действующих лиц. Фуке иллюстрировал многие рукописные книги, в частности сочинения Боккаччо. В сцене «Поцелуй Иуды» Эдруа освещает фонарем Христа, помогая солдатам опознать его на переднем плане миниатюры «Несение креста» она кует на наковальне гвозди для распятия (по сюжету мистерии самого кузнеца в это время не оказалось дома). Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно.
Мартин отдает половину плаща жалкому нищему около моста О-Шанж на Сене. Этот основной цикл молитв и дал название всей молитвенной книге в целом. Часослов (то есть «слово Божье на каждый час») – суточный цикл молитв, обращенных к Деве Марии (реже – страстям Христовым или Святому Духу). Этим временем датируются первые выполненные им заказы. Готические инициалы заказчика блестят на мраморных плитах пола, золотом и пурпуром вытканы на коврах и драпировках, украшающих богатые покои.
Портрет абстрактно поставлен, объективен и правдив. Особенно подробно рассказывала о жизни Марии знаменитая «Золотая легенда» Якопо да Варацце. Позы его персонажей более или менее одинаковы, жесты и мимика сдержанны и скупы, но лица и фигуры очень различны индивидуальны: «победоноснейший» король Карл VII — вял и безразличен а от грузной фигуры немолодого канцлера Франции Дезюрсена веет энергией и силой. Шевалье работал с Агнессой Сорель по части управления шатким королевством Карла VII. Фуке не стремится подробно изображать то или иное событие. Фуке на протяжении почти всей своей жизни работал в Париже.
Исполняя волю заказчика, художник прославляет французский королевский дом, жизнь которого протекает безмятежно в пирах и торжественных празднествах, – среди иллюстраций множество «прибытий», «въездов», «коронований» и так далее. Эти части объединяет только воображение. По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую.
В 1891 г. герцог дОмаль купил в Германии эти сорок миниатюр часослова для своей библиотеки в Шантийи. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. Работал при дворах Карла VII (до 1461 г. ) и Людовика XI. Слева представлен земной мир – Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях.
Только прочитав подписи под миниатюрой — «Жизнь Людовика II Заики» или «Раздел королевства Лотаря», — зритель обращает внимание на фигурки людей в окнах и открытых галереях замка, которые напоминают об историческом эпизоде. Он дает единственную возможность проследить ход работы Фуке над портретным образом (долгое время автором рисунка считался Гольбейн). Могут быть клейма с сюжетами из жизни того или иного святого. Он одевает язычников во французские костюмы, его герои действуют на улицах французского города, сражаются среди лесов и полей Турени (миниатюра «Взятие Иерихона»).
С другой стороны – колесница с ангелами, символизирующая небесный рай. В миниатюре Троица из «Часослова Этьена Шевалье» (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображён в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы. поехал в Италию. После пребывания в Италии вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. Для Жана Фуке важно достоверно воспроизвести облик короля.
Сходство опять-таки не вызывает сомнений. Сохранилось два изображения Аньес Сорель – графическое и скульптурное. Гигантские жемчужины украшают трон и корону Марии.
Тема войны была близка и понятна любому из современников Фуке. В «Часослове Этьена Шевалье» отразилось влияние, которое оказали средневековые театральные постановки на изобразительный язык произведений Жана Фуке. Реалистические завоевания нидерландских мастеров не могли оставить Фуке равнодушным. В Италии Жан Фуке испытал сильное влияние итальянского искусства раннего Возрождения интересовался законами перспективы и изображения предметов в пространстве. Он использует при этом резкое перспективное сокращение (что заметно по кронам деревьев), маскируя, правда, сильный ракурс встречным движением людей. Он слегка касается плеча Шевалье, в знак участия или поддержки.
В 1474 или 1475 г. получил звание придворного художника. Ближайшие сподвижники Карла VII в новой политике — финансист Жак Кёр, канцлер Жювенель Дезюрсен, казначей Этьен Шевалье и его зять и преемник Лоран Жирар — были выходцами из буржуазии.
В 1805 г. сорок уцелевших миниатюр купил у антиквара немецкий коллекционер Брентано-Ларош. Ее поклонником был также и некто Шевалье – первый покровитель Фуке. По сравнению с реалистически трактованным лицом фигура короля кажется более плоскостной.
Взгляд зрителя, отрываясь от действия на авансцене, поднимается выше и проникает вдаль, куда его уводят петляющие дороги или лента реки, — туда, где в голубой дымке растворяются холмы, увенчанные белоснежными башнями замков (миниатюра «Давид узнает о смерти Саула»). В 1475 г. получил титул «королевского живописца». Гасьена, дворца архиепископа.
Фигура донатора имеет те же размеры, что и персонажи евангельской легенды. Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. «Мученичество св.
Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена). Ангелы на заднем плане изображены в виде играющих музыкантов. Святой Стефан (в старофранцузском языке его имя соответствует имени Этьен) изображен в облачении дьякона, Фуке представил его в образе первого дьякона христианской церкви.
Рукопись Фуке хранится в Государственной библиотеке в Мюнхене (отсюда ее частое название «Мюнхенский Боккаччо») ее украшают десять больших и восемьдесят малых миниатюр, выполненных художником с помощью учеников. 1446 года. И без того тяжелое положение французского народа усугублялось непрекращающимися раздорами короля и бургундских герцогов. Трехчетвертной разворот фигуры в портрете (неизвестный еще итальянцам), замкнутое пространство вокруг модели — эти приемы, позволявшие сконцентрировать внимание на портретируемом и глубже выявить его индивидуальность, Фуке позаимствовал у своих северных собратьев. В Италии Фуке познакомился с линейной перспективой Леона-Баттисты Альберти.
Около 1450 года Фуке создал свою самую известную пару изображений «Мелунский диптих» (сегодня разделен между Берлином и Антверпеном). Жан Фуке был первым французским художником, отправившимся в Италию. По воле заказчика Фуке намеренно избегает военных эпизодов (в рукописи всего пять батальных сцен). Через Тур пролегал путь к испанскому монастырю Сант-Яго де Компостелла, куда к могиле св. И дело не только в том, что художник отказывается от традиционных нимбов. «Мюнхенский Боккаччо» более всего известен своим фронтисписом, где Фуке изобразил реальный факт из жизни Франции – заседание парламента, на котором состоялся суд над герцогом Алансонским.
В портретном жанре ярче всего проявилось искусство Жана Фуке. У Этьена Шевалье находился часослов Мастера Бусико, выполненный в 1415— 1420-х годах 9. Идейно-художественное решение этого коллективного портрета близко по духу фронтиспису «Боккаччо» и некоторым миниатюрам «Часослова Этьена Шевалье». В трактовке библейской и античной истории Фуке достигал эпического размаха, создавая величественные картины жизни целых народов.
Документ от ноября 1481 года упоминает вдову художника и двух его сыновей — наследников. Портретная концепция Фуке представляет собой решительный разрыв со старыми традициями. Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке. Этим временем датируются первые выполненные им заказы. Аполлонии» – хрестоматийный пример обращения Жана Фуке к современному театру.
Вот лишь один известный пример. Париж произвел огромное впечатление на молодого художника прекрасными образцами готической архитектуры. Мученик должен передать от имени заказчика прошение деве Марии изображённой на правом створке диптиха. учился в Париже, а затем в 1445-1447 гг.
В нем Жан Фуке переделал для владельца гербы и вписал новые инициалы. На смену бесплотности знака-символа в средневековой живописи (ведь животные – плод видения Иезекииля) приходит изображение живого существа, выписанного реалистично, со знанием анатомии. Им был молодой Симон де Вари – выходец из богатой семьи буржских торговцев, один из тех, чьими огромными капиталами пользовались Карл VII и Людовик XI. Сущность его живописной системы оказалась недоступной его ученикам и последователям.
Точная дата его смерти неизвестна. В 1847 миниатюра «Маргарита Антиохийская», у которой недостает нижней половины листа, была продана с аукциона в Париже, её покупатель, Шарль Саважо (Charles Sauvageot), в 1856 г. завещает ее Лувру. Виселицы Монфокона служат фоном для казни св. учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения (1445—1447).
Манера Фуке угадывается даже в самых упрощенных и схематизированных формах. В развороте «Часослова» с предстоянием донатора Мадонне художник использует те же композиционные идеи, что и в Меленском диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Этой основной идее отвечает и живописная трактовка миниатюр.
В своем «Трактате об архитектуре» (1460— 1463) Филарете, обращаясь к миланскому герцогу Франческо Сфорца, хвалит талант Фуке-портретиста. Его условно называют «вращающейся сценой». Для Жана Роберте и кончал рукопись Жан Коломб в Бурже. Этот прием позволяет ему высвободить центральную часть заднего плана: она заполняется архитектурным или пейзажным фоном (как в миниатюре «Милосердие св. Мартина») или дополнительной сценой, обогащающей повествование (в миниатюре «Несение креста» в глубине сцены изображены повесившийся Иуда и маленький чертик, улетающий с душой грешника в ад). В книжных миниатюрах на религиозные исторические, светские темы (Часослов Этьена Шевалье, 1450-1455, Музей Конде, Шантийи и другие собрания Большие хроники короля Франции, 1458, Национальная библиотека, Париж французский перевод Жювенель дез Юрсен, 1455 Музей Лувр, Париж Жизни знаменитых мужчин и женщин Джованни Боккаччо, 1458, Государственная библиотека, Мюнхен Иудейские древности Иосифа Флавия, 1470-1476, Национальная библиотека, Париж) Фуке, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции, применял элементы воздушной и линейной перспективы, переносил место действия в поэтичные, напоенные светом и воздухом сельские пейзажи и улицы французских городов, отказывался от средневекового принципа размещения планов по вертикали. Королевская власть опиралась теперь в своей политике на города, которые, оправившись от разрушений, становились центрами экономического, социального и культурного развития.
Скульптурные ансамбли на фасадах соборов формируют его пластическое мышление. По сути, всего в 2 цвета – ярко-красный и синий – написана мадонна меленского диптиха.
Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. На миниатюре «Шествие волхвов» в образах трех восточных мудрецов, пришедших с дарами к младенцу Христу изображены Карл VII и два его сына – дофин Людовик (будущий король Людовик XI) и Карл Французский. Другие ковры с красивым орнаментом, шпалеры и растения подчеркивают выразительность миниатюры и придают ей особую красоту.
Археологическую ценность представляет миниатюра «Коронование Карла Великого», так как в ней действие происходит в римском соборе св. Новый этап требовал создания нового художественного стиля и языка. Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. Оно воплощает сложную догматическую программу, вполне поддающуюся расшифровке.
Он воспроизведен таким, каким увидел его Жан Фуке в Италии. Белый, красный и желтый цвета составляли гамму герба Дезюрсенов. «De plus en plus. » («Все больше и больше. » — франц. ) — таков был девиз одного из представителей новой королевской администрации.
При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 г. титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Аполлонии показана театральная постановка мистерии на эту тему. Это был город со старыми культурными традициями. Семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. Крупные фигуры придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость.
«Меленский диптих» был заказан Фуке королевским казначеем Этьеном Шевалье для церкви в городе Мелене. В пейзажах много света, воздуха, простора. Правая створка изображает Марию, прибывшую в эмпиреи (херувимы перенесли ее на троне в небеса, вот таким образом они продолжают поддерживать трон, тогда как серафимы с молитвенно сложенными руками приветствуют ее).
В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св. Несмотря на захват Парижа англичанами и бегство многих талантливых мастеров на юг и в Бургундию, старая традиция украшения рукописей не была прервана. Портрет папы предназначался для сакристии церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме. Тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. Имя и инициалы благодетеля декоративно и гордо используются во всей композиции.
Между 1452 и 1460 годами мастер и его мастерская сделали для Шевалье сегодня забытую «Книгу часов», где миниатюры изображали парижские архитектурные памятники, там же можно встретить уникальное изображение игры мистерии того времени. Перед зрителем предстает коллективный портрет, в котором каждому — начиная от короля и кончая рядовым горожанином — отведено строго определенное в соответствии с социальной иерархией место. Прекрасно рисует этот современник Учелло лошадей, которых он не боится ставить и в профиль и в три четверти, фасом и крупом к зрителю. В 1474 г. получил титул «королевского живописца». Ярким шедевром оформительского искусства Жана Фуке являются миниатюры Часослова Этьена Шевалье (1461 г. ), заказанного Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелене.
Художник соединяет передний и задний планы в миниатюре с помощью своего излюбленного приема – уходящей в глубину дороги. Изображая Этьена Шевалье перед мадонной, Фуке пользуется средневековым иконографическим типом (донатор и святой). Миниатюра «Мученичество св. Расширение иконографии выразилось и в появлении новых действующих лиц.
Погибли большие монументальные циклы для церкви Нотр-Дам-ла-Риш, для Ордена Св. Михаила. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр).
Павлом лошадь или испуганная лошадь на той же миниатюре. Не исключена возможность, что композиции с евангелистами писались с утерянных оригиналов «Часослова Этьена Шевалье». Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Королевский канцлер представлен в молитвенной позе перед раскрытой книгой.
Его костюм написан с документальной точностью. «Пьета» из Нуана сразу привлекла к себе всеобщее внимание. Именно ему принадлежит первое восторженное описание портрета папы Евгения IV.
В пейзажах «Хроник» едва ли не главным «действующим лицом» становится архитектура, как реальная, так и условная. Имя второго из них – Жан Роберте, секретарь герцога Бурбонского, а затем Людовика XI. Средоточием всей жизни Франции во второй половине XV в. становится Тур. Его мощный донжон царит над окружающими холмами и лесами. Современники свидетельствовали, что в 1438 году по Парижу бегали волки. Художники успели лишь начать работу, при жизни герцога были исполнены две миниатюры.
Если пространственное решение миниатюры (с использованием центральной перспективы с чуть сдвинутой вправо осью) говорит о том, что автор хорошо знал итальянские достижения в этой области, то пейзаж на заднем плане – признак несомненного знакомства с живописью Яна ван Эйка. Для иллюстраций к сочинению Иосифа Флавия Фуке выбирает иной формат, который значительно превышает размер миниатюр «Часослова Этьена Шевалье». Повсюду свирепствовали голод и эпидемии, на дорогах хозяйничали шайки грабителей.
Способность Жана Фуке проникать во внутренний мир человека демонстрирует портрет Карла VII (вероятно, 1450 или 1453 г., Лувр), в котором глубоко опечаленное лицо монарха, кажется, абсолютно не соответствует надписи «Самый победоносный король Франции». Точная дата его смерти неизвестна. В миниатюре «Погребение Христа» заказчик в той же позе находится справа в толпе, окружающей распростертое тело Христа.
И Фуке мастерски справляется с ней. Художник умело передал это, по-видимому, постоянное выражение апатии и брюзгливости на лице Карла, так не соответствующее идеальному образу «победоноснейшего короля». Карл VII лишен традиционных атрибутов власти и парадных аксессуаров: избегая внешних эффектов, Фуке целиком сосредоточился на лице короля. Документ от ноября 1481 г. упоминает вдову художника и двух его сыновей-наследников.
Жану Фуке также приписывают участие в работе над «Старинной историей до Цезаря», над фронтисписами к «Римской истории» Тита Ливия и к сочинению Мартина Лефрана «Спор Доблести и Фортуны». Екатерины св. Средневековый человек жил по каноническому времяисчислению: сутки его были разделены на восемь канонических часов (с трехчасовыми промежутками каждый). Так, лишь главные герои одеты в традиционные одежды (Мария – в синем, Христос – в лиловом), остальные персонажи – в современных художнику костюмах. ЖАН ФУКЕ (около 1420 – между 1477 и 1481 гг. ) – французский художник и миниатюрист, один из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции, портретист и миниатюрист, глава Турской школы.
Площадка, на которой изображается движущаяся толпа имеет изгиб, соответствующий направлению движения – от этого и происходит эффект «движущейся сцены». Заказчиком полотна являлся Этьен Шевалье, королевский казначей, который изображен на левой части диптиха со строгой ясностью и внутренней глубиной. Часослов был одним из первых заказов, который получил вернувшийся из Италии художник – он датируется 1450-1460-ми гг. Главным композиционным центром является младенец Христос.
Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. В 1805 г. Ж. Брентано (Georges Brentano de Francfort) приобретает в Базеле большую часть (40 листов), его сын уступает их герцогу Омальскому, основателю музея Конде. Пользовавшийся известностью при жизни, после своей смерти Жан Фуке был надолго забыт. В течение некоторого времени считали, что Мадонна – это портрет Агнессы Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII.
Это произведение не имело себе равных по художественным достоинствам. Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров.
В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны. А семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. В станковых произведениях он создал выразительные портретные образы Карла7, его казначея, канцлера и других современников, а в иллюстрациях к «Часослову Этьена Шевалье» и сочинениям Боккаччо и Иосифа Флавия, в миниатюрах «Больших французских хроник» сумел запечатлеть необычайное богатство жизненных наблюдений, какого не знали его предшественники. И здесь Фуке остается верен принципу изображения каждого человека принадлежащим определенной социальной группе. Мастер создает новый тип портрета, воплощая образ новыми художественными средствами.
Фуке работал в Туре до конца своей жизни. Михаила с драконом» -- в Аптон-Хаусе. Литургическая композиция и художественное оформление «Часослова Этьена Шевалье» позволяют нам оценить во всей полноте непревзойденное мастерство Фуке-миниатюриста, его живописный талант, широту кругозора и глубокую эрудицию. «Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» -- в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» -- в Британской Библиотеке, а «Битва Св. В 1881 г. герцог де ла Тремуй предлагает Национальной Библиотеке в Париже «Святую Анну с тремя Мариями». Будучи по преимуществу миниатюристом, Жан Фуке, тем не менее, создал несколько монументальных образов в таких произведениях, как «Мелёнский диптих» и «Снятие с креста» (около 1455 – 1460 гг., собор в Нуане).
Портреты Фуке всегда точно передают внешность модели. Миниатюра примечательна прежде всего пространственным решением. В отличие от диптиха, на миниатюре из «Часослова» Этьен Шевалье изображён в одном помещении с Богородицей. В 1469 г. художник работает для учрежденного королем Ордена Св. Михаила.
Его рука покровительственно лежит на плече немного скованного Этьена Шевалье, который представлен художником в момент молитвы. Только прочитав подписи под миниатюрой – «Жизнь Людовика II Заики» или «Раздел королевства Лотаря», – зритель обращает внимание на фигурки людей в окнах и открытых галереях замка, которые напоминают об историческом эпизоде. В «Меленском диптихе» персонажей объединяют более глубинные и живые связи. Большим мастером Фуке представляется в изображении животных. Этой основной идее отвечает и живописная трактовка миниатюр. принадлежность мастерской Жана Фуке.
После заключения мира Франция не могла довольствоваться прежними стилевыми формами. Это «Часослов Жана Роберте», до недавнего времени остававшийся безымянным и считавшийся работой мастера Жана Коломба.
Луврский медальон представляет собой погрудный портрет художника, о чем свидетельствует надпись крупными буквами вокруг его головы: «Johes Fouquet». Вот почему портрет кажется на первый взгляд архаичным. Картины грозных лет навсегда запечатлелись в его сознании.
По убедительным предположениям, Фуке в начале 1440-х годов учился в Париже, а затем в 1445— 1447 годах поехал в Италию (поездка могла состояться не позднее февраля 1447 года— времени, когда умер папа Евгений IV). Затем первый том попал к бурбонскому герцогу Пьеру де Боже. Любовью к предметному миру, торжественным композиционным ритмом, звучным, насыщенным колоритом отличаются религиозные композиции Фуке (правая часть диптиха Мадонна с младенцем, около 1451, Королевский музей изящных искусств, Антверпен).
Один из наиболее известных архитектурных портретов часослова – миниатюра «Иов с друзьями», где на заднем плане изображен Венсенский замок. Разработка воздушной перспективы Мастером Бусико, безусловно, повлияла на характер творческих поисков автора «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей». Более надежная опора для аналогий – надгробие Аньес Сорель в церкви Нотр-Дам в Лоше. Турский мастер не останавливается на простом сопоставлении объемов. С Шевалье также связана история создания самого знаменитого произведения Жана Фуке -- «Меленского диптиха», на котором в образе Мадонны запечатлена, предположительно, Агнес Сорель.
Это подтверждается существованием целой группы рукописей, объединяемых под условным названием «мастерская Фуке». Они занимают теперь почти все пространство страницы. В искусстве Жана Фуке все отчетливее давали о себе знать, светские тенденции. Иакова стекались паломники со всего света.
Тур избежал военных действий. В этом была сила его творческого метода, но и его ограниченность. Действие «Хроник» разворачивается на фоне соборов и дворцов Тура, Орлеана. Не изображены даже сражения недавней Столетней войны. Фуке работал в Туре до конца своей жизни.
Сочетание темно-красного цвета с золотом создают впечатление строгой торжественности. В «Иудейских древностях» особенно выразительно обрисованы битвы. Фуке был особенно предан миниатюрным изображениям к рукописным книгам. Одной из знаменитых работ художника на религиозную тему является картина «Этьен Шевалье со святым Стефаном».
Он сумел с удивительным мастерством изобразить как бы двух разных Дезюрсенов: Дезюрсена-человека и Дезюрсена-королевского канцлера. Фуке продемонстрировал свое спокойное чистое видение в автопортрете (около 1450 Париж), в неожиданной маленькой эмалированной круглой картине и известный как его первый самостоятельный автопортрет, сделанный на севере Альп. Доминирующая роль в миниатюрах отводится пейзажу.
В «Часослове Этьена Шевалье» все события Ветхого и Нового завета происходят в обстановке, современной художнику, а герои одеты и ведут себя, как его сограждане. Умер в Туре между 1477 и 1481 гг. Иконография портрета Карла VII восходит к средневековой традиции иератического портрета (модель представлена фронтально, в симметричном обрамлении занавесей). В «Часослове Этьена Шевалье» дважды встречается персонаж из мистерии «Страстей Христовых» – жена кузнеца старуха Эдруа.
Иосифа Флавия. Мартина». Это ли не прекрасная школа для молодого начинающего художника. Многие города лежали в руинах, сотни деревень были стерты с лица земли, повсюду свирепствовали голод и эпидемии. Такова упавшая под св. В Портрете Карла VII (ок.
Почти квадратный формат картины придает фигуре короля еще большую устойчивость. Миниатюра примечательна пространственным решением. Поля рукописей заполнены изображениями современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени. Мартина (покровителя Тура), а при Людовике XI в замке Плесси-ле-Тур в капелле короля под управлением Окегема каждый день пел хор мальчиков. По словам Филарете, Евгений IV и два его приближенных были изображены на холсте как живые. Короля сопровождает шотландская гвардия. Таким образом, миниатюры «Иудейских древностей» Иосифа Флавия оказались единственным произведением, где авторство Фуке засвидетельствовано документально.
Однако мнения ученых относительно авторства Фуке разделились. Война изменила соотношение общественных сил в стране. Диптих из Мелена. Покровитель расположен в мраморных стенах дворца в стиле Ренессанса, а мадонна в три четверти длины находится на троне в абстрактном пространстве и окружена обнаженными сияющими, красноватыми и синеватыми ангелами.
В трактовке сюжетов Фуке опирается главным образом на священное писание. К значительным произведениям художника исследователи относят «Меленский диптих» (около 1451–1456 гг. ), заказанный Жану Фуке Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелёне (одна створка находится в Антверпене, другая – в Берлине). Перед зрителем движется процессия.
Вот таким образом случайно уцелевшие «Иудейские древности» – это редкая находка творчества Жана Фуке. Даже лошади ван Эйка кажутся деревянными рядом с этими благородными, красивыми животными. Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства.
Жан Фуке и здесь прибегает к помощи «Золотой легенды», демонстрируя глубокое проникновение в изощренное богословское толкование абстрактной идеи сошествия Святого Духа: в часослове три «Сошествия», а также достаточно редкий сюжет – «Фонтан апостолов» (возможно изображающий апостолов, принимающих крещение перед тем, как отправиться проповедовать по всему свету христианское учение). под натиском бурно развивавшегося книгопечатания и успехов тиражируемой гравюры художественное украшение рукописей пришло в упадок. При дворе работали известные в то время художники Жан Пуайе, Пьетр Андре и другие.