Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр. В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Фрагонар Жан Оноре – это один из выдающихся художников эпохи рококо.
Жан Оноре Фрагонар (фр. Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой. Жанровые картины Фрагонара, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Жанровая сценка, придуманная Фрагонаром, как будто была им увидена в жизни. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard Jean-Honore) (годы жизни 1732–1806) – живописец и график из Франции.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен.
При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма.
Такова, например, серия панно, выполненная им в 1771 г. по заказу фаворитки короля мадам Дюбарри для построенного архитектором Леду нового павильона Лувисьенского замка. Шардена, а потом Франсуа Буше. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения". Фрагонар работал также и в области миниатюры изображая чаще всего головки детей и молодых девушек прозрачной акварелью на слоновой кости писать акварелью он научил и жену, вероятно, довольно рано обратившись к этой технике. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях). Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет. Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры».
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки» – в разных частных коллекциях. Фрагонара и Г. Робера. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).
Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. И последнее, о чём необходимо сказать. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк).
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви. Упоение жизнью теперь сочетается с легкими элегическими нотами, женские образы становится в целом более лирическими. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники.
Счастливые возможности качелейЖрец Корез жертвует собой ради КаллироиПортрет Дени Дидро 1769Девушка играющая с собачкой, 1768Портрет дамы в образе музы Науки Портрет воина 1769Купальщицы 1772Портрет музыканта 1769Посещение детской комнаты, 1775Портрет певицы, держащей нотный лист В 1773-1774 годах Фрагонар путешествовал по Италии, сопровождая в качестве художника богатого откупщика Бержере. В то же время в этой сказочной картине веет чем-то похожим на тоску и, вглядываясь в нее, поддаешься соблазну нир ваны. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое.
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Много сил вложил он в создание Лувра. У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей. Мы не будем останавливаться на колористическом мастерстве и стиле, на который повлиял входящий в силу классицизм. Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету.
Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину. Там уже были изображены эти ступенчатые подмостки, с которых обращается к толпе нарядная девица над всем сооружением развевался раздвоенный красный флажок и те же зрители, забавляясь, тешились у загородки, были легкий шатер торговца игрушками и ширмы театра марионеток около статуи.
Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Художник смог передать своё представление о любви. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара. Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи.
Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание). Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. В 80-е гг. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона. Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им. Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу. Нотариус, у которого работал Жан Оноре, заметил склонность мальчика к рисованию и посоветовал отцу отдать его в обучение к художнику.
Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий.
По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу.
Это поцелуй невинный и торопливый. Идеи просветителей дают себя знать повсюду.
Подрастает сын – тоже будущий художник. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар.
Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации). Блистательным образцом независимого, оригинального живописного этюда, сделанного Фрагонаром в конце его пребывания в Италии, по духу близкого к самым непосредственным и свежим из его рисунков, является картина Прачки. Он чувствовал, как почва ускользает у него из-под ног: ведь он при своей наблюдательности и чуткости прекрасно понимал, что именно героическая, патетическая живопись Давида и окажется сейчас решающей, что именно она нужна сейчас современникам. Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной.
Нет ничего претенциозного в этом портрете, мадам Фрагонар представлена как домохозяйка, одетая в тёмно-красном платье, лишь крупное жемчужное ожерелье выдаёт в этой женщине принадлежность к определённому кругу. Он совсем юн и изящно манерен. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). Познакомившись с этими копиями, в начале 1752 года Буше дает Фрагонару важный совет: участвовать в академическом конкурсе на Римскую премию. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского.
Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Как всякое большое искусство, творчество Фрагонара было открыто и более отдаленному будущему. История этого заказа очень колоритна. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж.
Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом.
В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием.
В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем.
Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба). С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Оно стало казаться чем-то далёким, безвозвратно канувшим в Лету вместе с блестящей изнеженной дворянской культурой XVIII века.
Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, П. да-Кортона и в особенности Тьеполо. Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным). Здесь Фрагонар очень прост Розалия изображает девушку из народа, которая непринужденно подбоченилась и весело глядит на зрителя живопись маленькой картины сдержанна, белая косынка написана одним тоном, но длинными, быстро положенными мазками.
Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей). Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Она оказывается в его жарких объятиях. К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем.
Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Фрагонар действительно любил фантазировать. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен. Но Великая французская революция почти полностью разорила живописца, а стиль классицизм, воцарившийся во французском искусстве с лёгкой руки Жака-Луи Давида, лишил картины и работы Фрагонара, созданные в стилистике рококо, прежнего спроса. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника.
Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Иногда он представлен с книгой в руках, чаще всего с непокрытой головой, в плаще или какой-то неопределенной драпировке. С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние.
Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен.
Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Здесь в полную силу проявился его талант живописца.
Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.
В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см.
В конце 70-х гг. Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Более того, можно и поиронизировать: эта картина осталась в веках, а о шедеврах Дуайена вряд ли многие помнят. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков.
Фрагонар умер 22 августа 1806 года. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Впрочем, потом, видимо, произошло примирение. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы).
Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков. Теперь у него новая забота. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара. Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св.
Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Ее линии прихотливы извилисты. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Он изучал художественные сокровища Италии и напряжённо искал свой собственный путь в искусстве.
В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. Картина имела успех. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее. Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы.
Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. Напрасно было бы искать в них философской глубины и богатства волнующих своей неопределенностью духовных оттенков. Радость, которую излучает вся её хрупкая фигурка, легкая улыбка и порозовевшие щечки показывает, что она ждала этой записки.
На протяжении всего творческого пути он испытывал влияния разных художников и писал в разных манерах. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Он изображён в облачении испанского идальго. Это позже будет восхищать импрессионистов. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев.
Королевская казна была пуста и потому деньги за картину Фрагонару выплачивали частями до 1773 года. Эти качества делают их частью окружающей природы.
Перед нами характерная для живописца картина. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел.
Шардена, а потом Франсуа Буше., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Нельзя не отметить прикладную графику Фрагонара – его книжные иллюстрации к Лафонтену и Ариосто. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. В это время в моду входит классицизм.
Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Сперва ученик Ж. -Б. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
В ее руках букет с вложенной в него запиской. Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. Жарким днём 22 августа 1806 года Фрагонар зашёл в обычную парижскую кофейню, где был завсегдатаем и заказал мороженое. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик.
картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает.
Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Фрагонар создает картину в необычной для себя манере.
Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции.
Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать. Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные. Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось.
Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год.
Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века.
В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). В гостиной собрались гости. Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт). Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Парижане знали этот сюжет по опере Каллироя Детуша на текст Руа, которая шла с 1712 года и неоднократно возобновлялась. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. В сентябре 1769 года Фрагонар женился.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Картины Фрагонара в то время продать было невозможно. Но не оно составляет главное в картине. На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Давидом, лишил его прежней популярности. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Это Пьер Прюдон (1758- 1823). В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа.
Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом.
Иеровоам, сын Навата из колена Ефремова, был виновником разделения еврейской монархии на два царства — Иудейское и Израильское — и основателем первой Израильской династии. Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени. В 1756 г. Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата основанной французской Академии, которую возглавлял в те годы Натуар.
Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Техника офорта ему тоже была подвластна. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график.
Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Здесь Фрагонар создаёт серию поэтических рисунков с изображением виллы, её живописного террасного парка с аллеями громадных кипарисов и барочными водными каскадами. Шардена, а потом Франсуа Буше. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
Фантазия зрителя легко подсказывает ситуацию, при которой любящим родителям пришлось отдать ребенка на воспитание в деревню. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия). И посоветовал Сен-Жюльену обратиться к "мсье Фрагонару", который к этому времени уже успел упасть в глазах "настоящих художников", создающих монументальные полотна на сюжеты из древней истории или мифологии.
Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).
Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Оп. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.
Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Но это не лишает сцену правдивости.
Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок.
Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась. Юноша специально подстерегал её.
Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны.
В конце 60-х гг.
Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, основанный Жаком-Луи Давидом, лишил его прежней популярности. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем.
Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час».
А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Их становится невозможно отличить от картин Буше. К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки.
Общее внимание было привлечено к Фрагонару. Главное, цель достигнута. Сценка откровенно театральна. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Учился у Ж. Б. С.
Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность.
Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Условия для работы были хорошие, но главной бедой этого учреждения оставалась официальная ориентация на копирование. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). И все-таки он справился с этой задачей.
Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Последние годы жизни старого художника печальны. В представленной в Академии картине художник обращается к истории жертвоприношения, рассказанного греческим писателем II века Павзанием.
Его творчество начала 60-х гг. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Сперва ученик Ж. -Б. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Наступает время тех гениальных прозрений, тех озарений, которые делают его предшественником французской живописи будущего.
Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости. Спохватились лишь пару часов спустя. Маргарита Жерар не была бездарна. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график.
Его творческий темперамент поистине огромен. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара.
Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми.
Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. В картине Качели большая часть полотна занята изображением густой зелени сада – на первом плане справа старый узловатый ствол, буйное сплетение ветвей у верхнего края, солнечный просвет в глубине, мелкими мазочками выписанные цветы и листья на первом плане. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Шардена, а потом Франсуа Буше. Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Бержере ничего не имел и против жанровых сцен.
Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Его произведения не наполняются психологическими характеристиками, а служат для украшения салонов. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Но желание стать художником, круто изменив жизнь, было столь велико, что он попадает в мастерскую признанного мастера Франсуа Буше. Но ни в какое сравнение с беспокойным талантом ее друга и учителя не идет ограниченное, аккуратное искусство Маргариты Жерар.
Как художник она лишь подражательница одной, поздней, самой узкой грани фрагонаровского искусства. Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе. Фрагонар пленяет другим – свежестью и чистотой чувства искренностью, упоением красотой жизни.
В конце 70-х и в 80-е гг. О детстве художника известно очень мало. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Картина, в настоящее время внесенная в каталог Эрмитажа под названием Дети фермера, была выставлена в Салоне 1765 года и, следовательно, написана так же, как и сцены из Освобожденного Иерусалима, в течение первой половины 60-х годов.
Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г.
В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Весь Париж встречается здесь. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери.
Он делает дополнения к Лувесьеннской серии, которую привез с собой в Грасс, – пишет картину Покинутая. Серия портретов (1761–1765), т. н.
Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто. Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха.
Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью.
Сперва ученик Ж. -Б. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера.
Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Это позволяет ему достигать удивительных световых эффектов: свет оживляет поверхности и практически растворяет формы. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». По словам художника, в Италии его поражает искусство Рафаэля и Микеланджело, но больше всего в его последующих произведениях будет чувствоваться влияние Тьеполо, живопись которого увлекает Фрагонара красочной экспрессией и декоративным размахом работ. Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты.
Комната показана зрителю с непривычной точки зрения: мы видим не обычную плоскость стены в глубине, а угол и открытые двери оправа и слева. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида. Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо.
Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Давидом, лишил его прежней популярности. К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает.
Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Шардена и Ф. Буше в Париже. Жан Оноре Фрагонар родился на юге Франции, в городе Грасе, расположенном в провинции Прованс. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. В 70-е гг. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. В возрасте 18 лет умерла его дочь.
Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно.
Он приступом взял крепость, но, как показало дальнейшее развитие его творчества, сделал это абсолютно напрасно. Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Его искусство оставалось весьма противоречивым. Это без слов видно на представленной репродукции.
Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Девушка сидит, прислонившись к мягкой подушке лилового цвета, на которую падают тени глубокого золотисто-пурпурного цвета. Сперва ученик Ж. -Б. Юная красавица в платье жемчужно-серебристого цвета изображенном легкими воздушными мазками и с беленькой болонкой за спиной сидит за столом у окна.
На Армиде, так же как и на ее спутницах, развеваются драпировки, не скрывающие их прелестей. Возможно, что картины были парными. В 90-е гг. Красочное зрелище привлекает сюда художников.
Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару. К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж. Великому художнику была уготована лёгкая смерть.
Иногда портреты актрис в гирляндах роз – что-то в них есть общее с наигранностью Грёза последних двадцати пяти лет его жизни. Яркий импровизатор, Фрагонар сумел соединить в своём творчестве лёгкость рококо, возвышенность исторического стиля и сентиментальность сюжетов. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность.
Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. В 1780-е гг. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Дуайен отказался принять его, посчитав, вероятно, что писать подобные сцены – ниже его достоинства. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. На подобные произведения был большой спрос.
Эта картина – один из прославленных шедевров эрмитажного собрания, неизменно вызывающий восторг зрителей. Однако с развитием неоклассицизма мода на полотна Фрагонара прошла окончательно разорила художника Французская революция и он умер в нищете. Эта работа – исключение из правила. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой).
Учился у Ж. Б. С. Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам. Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Подростка сына, Жана-Оноре, устраивают вначале в качестве младшего служащего в контору нотариуса, но он работает там очень неохотно.
Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Посмотрим на несколько портретов. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство.
Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить.
Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). История создания "Качелей" весьма занимательна.
Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Картины Фрагонара конца 70-х гг. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
Армида как бы скользит вниз в низвергающемся потоке волнистых линий – это и разлетающиеся складки ее красного плаща и зелень мирта и сливающиеся силуэты нимф ее свиты. На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции.
Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним).
Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Эта работа Фрагонара также была предназначена для украшения замка Лувенсьен фаворитки короля мадам Дюбарри. Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины. Заработки старого Фрагонара невелики. художник лишается и заказчиков и славы. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи.