Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Подобно Антуану Ватто, Франсуа Буше и Ж. О. Фрагонару, Грез был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. Более того – он сам, напомним, был выходцем оттуда. В этом смысле онисозвучны трагедиям Корнеля и Расина или живописи Пуссена. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). В 1755-1756 годы посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена.
Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций.
«Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция.
В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Однако в 1755-1761 гг. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
(Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
Некоторые его картины стали своеобразной иллюстрацией философских положений Ж. -Ж. Руссо о том, что человечеству надлежит вернуться к природе от городской цивилизации. Его мелодии распевались на улицах, «бренчались» на инструментах. В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. В 1745 году Грез отправился в Париж. его жена. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых компоshyзиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенshyностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр.
Ей и посвящен данный альбом. Здесь амбиции пришлось умерить и пахать до седьмого пота. Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика. его жена. Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию.
Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Портрет заказчика помещен в центральной сцене – «Благовещение», рядом с архангелом Гавриилом, что является смелым иконографическим новшеством в нидерландском искусстве XVI века. По своей легкой технике и пленительному колориту он близок антверпенцу Массейсу и мастерам из Брюгге (Герард Давид), а по тяжеловесной ренессансной архитектуре, движению персонажей, особенно дальнего плана, он напоминает работы антверпенских и брюссельских маньеристов. Живопись XV-XVI представлена работами итальянских (Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Джованни Беллини, Джамбаттиста Чима да Конельяно, Перуджино, Рафаэль, Тинторетто, Паоло Веронезе, Тициан и др. ), нидерландских (Роббер Кампен, Жан Белльгамб, Лукас ван Лейден, Ян Госсарт, Ян ван Скорел) испанских (Бернандо Марторель, Луис де Моралес, Доменико эль Грего), австрийских, немецких, французских художников. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансерс, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов).
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. О его игре сохранились восторженные отзывы нескольких выдающихсясовременников. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности.
Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза предshyставляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. В конце XVIII – начале XIX вв. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
«Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Но никому и в голову не пришло связать смерть несчастных тварей с твоими картинами. «Черное» ему виделось однозначно черным, а белое – белым.
В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Он был выставлен в магистрате и это было лучшее из того, что я когда-либо видел. Шувалов, ГМИИ граф Е. П. Скованныйнормами и условностями придворного быта, нравов, эстетики, Люлли все жеоставался «великим художником-разночинцем, сознававшим себя ровней самымзнатным господам». Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. (официально в 1900) в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. гал. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). ГРЗ (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню – 21. 3. 1805, Париж), французский художник.
Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика».
Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Традиционно называемый Мастером Цвета, Белль-гамб уже в XVI в. был прославлен Гишарденом (1483-1540) и Вазари, но вскоре оказался забыт лишь в 1862 историк А. Ваутерс обнаружил документ 1601, позволяющий приписать ему знаменитый поли-птих из Анкенского монастыря (Дуэ, музей), самое значительное произведение художника. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Однако работу для Академии он выполнил неудачно и приняли его с оговорками. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М.
Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. Наряду с этим он усердно изучает и копирует произведения классической живописи в Эрмитаже. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей).
Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной. Постепенно звезда его славы закатилась. Как сентиментальная, слезливая мещанская драма, так и все творчество Грёза испытало на себе огромное влияние идей Руссо, проповеди патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия». Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар).
Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере. Зато Грёз достиг совершенства в изображении женской натуры, причем вовсе не обнаженной. Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше.
музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. его жена. Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели. В честь Бодо названа единица скорости передачи сигнала — бод. Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок). И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала. Курица с цыплятами на переднем плане намекает на будущую роль невесты — рождение и воспитание детей.
Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. По-настоящему широкую известность Жан-Поль получил после выхода в 1959 году картины «На последнем дыхании» режиссёра Жан-Люка Годара, впоследствии названный «манифестом новой волны» и вошедший в историю мирового кинематографа. Его графические работы – это, как правило, не столько подготовительные этюды и рабочий материал, сколько тщательно проработанные законченные листы. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805).
В 1650-х годах он возглавил все музыкальные учрежденияпридворной службы как «музыкальный суперинтендант» и «маэстро королевскойфамилии». Грёза заметили и оценили. Умер Грёз в Париже 4 мая 1805.
Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Автор «Армиды» видоизменял, дифференцировалтембровые краски применительно к театрально-сценическим эффектам и положениям. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Аманда (около Валансьена) и св. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом проshyизведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоshyровья общества). В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.
Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Многие давно пресытились ею. Живопись XV-XVI представлена работами итальянских (Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Джованни Беллини, Джамбаттиста Чима да Конельяно, Перуджино, Рафаэль, Тинторетто, Паоло Веронезе, Тициан и др. ), нидерландских (Роббер Кампен, Жан Белльгамб, Лукас ван Лейден, Ян Госсарт, Ян ван Скорел) испанских (Бернандо Марторель, Луис де Моралес, Доменико эль Грего), австрийских, немецких, французских художников. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр.
Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Все сведения удобно систематизированы. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу. », 1769, Лувр) близки французскому классицизму. О жизни Белльгамба известно очень мало в городском архиве в Дуэ хранится несколько документов (самый ранний из них датируется 1504), в которых упоминается его имя. В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). В 1755 году по протекции именитых мастеров Грезу удалось все-таки выставить в Академии свою работу «Отец, читающий Священное Писание своим детям». Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена.
Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Его картины находятся в крупнейших музеях мира.
С 1767 года член Королевской академии со званием «художник жанра». Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. Академии», 1755, Париж, Лувр). Либреттоэтой знаменитой лирической трагедии написано было Кино на сюжет одного изэпизодов эпической поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Убедительное правдоподобие изображенной ситуации и ее натуралистическая трактовка заставляли зрителей сопереживать героям, словно это их родственники или друзья.
Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Красота формы подчинена дидактической цели. Грёз также был масоном и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр». Из многочисленных его произведений следует упомянуть:В жанре семейного быта с его драмами у Грёза совсем немного соперников во французской живописи. Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.
«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Это уроки морали, когда художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ).
Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. Шувалова, Эрмитаж оба между 1776 и 1781 годами граф П. А. «Мойречитатив сделан для разговоров, я хочу, чтобы он был совершенно ровным. » — такговорил Люлли. Никогда раньше я не видел у своей Урсулы таких темных и блестящих глаз.
Опера Люлли состояла не из одних только речитативов. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств). По возвращении он с головой окунулся в работу. В 1755-56 годах посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды.
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. Первые подобные аппараты были введены в эксплуатацию в 1877 году на линии Париж – Бордо. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Галантная живопись доживала свой век. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность).
Многиеиз его напевов, впрочем, вели происхождение от уличных песенок. С их помощью вашим детям будет легко изучать историю и традации этой страны. Таким образом, Грез получил «путевку в жизнь». Не случайно младшийсовременник Люлли, Ла Вьевиль, свидетельствует, что одна любовная ария из оперы«Амадис» распевалась всеми кухарками Франции. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). музей). Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ).
Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes d39expression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. Жан-Батист Грёз (фр.
В 1755 – 1756 гг. Лувр). Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию». Став в 1769 году академиком, задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Строганов в детстве, 1778 год, Эрмитаж и другие). В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.
Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В 1755-56 был в Италии. Двадцати лет от роду Грёз приехал покорять Париж. Однако в 1755-1761 гг. Пьера была приобретена Людовиком XVI. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды.
Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу», 1769 год, Лувр) близки французскому классицизму. Помимо основного ядра (Л. Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Об истории успеха ярких и неординарных людей.
Нидерландских (Роббер Кампен, Жан Белльгамб, Лукас ван Лейден, Ян Госсарт, Ян ван Скорел), Живопись XV-XVI представлена работами итальянских австрийских, (Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Джованни Беллини, Джамбаттиста Чима да Конельяно, Перуджино, Рафаэль, Тинторетто, Паоло Веронезе, Тициан и др. ) испанских (Бернандо Марторель, Луис де Моралес, Доменико эль Грего), немецких, французских художников. Мир Искусства включал многих петербургских и московских живописцев графиков и (И. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). мастерство, также талант в передаче освещения. Грёз исключением не был. — вопрошал философ Дидро.
Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ).
Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Эта привычка не раз затем сослужит ему дурную службу. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора.
Замужество оказалось крайне неудачным: супруга обобрала художника до нитки. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-1790, ГМИИ) и тому подобное. После выставки на Салоне 1757 г., где были представлены работы Грёза, основанные на впечатлениях от его путешествия, сам автор понял, что его призвание в другом и вернулся к изображению жизни третьего сословия, буржуа.
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Жан-Батист Грёз (фр. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Купите книгу Venetsianov and His School дешевле, сравнив цены. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже.
Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Ты вернул Иосу благосклонность всех женщин, Лукас Устрица. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве.
Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. С первых же выставленных им в Салоне 1755 года картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и другие) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм. Скорость передачи в таких аппаратах была 760 знаков за минуту.
С 1767 член Королевской академии со званием «художник жанра». «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Опера Люлли или, как ее называли, «лирическая трагедия», представляла собою монументальную, широко распланированную, но отличноуравновешенную композицию из пяти актов с прологом, заключительным апофеозом иобычной драматической кульминацией к концу третьего действия. В богатейшей коллекции (около 6500 экспонатов) представлены произведения древнерусского, русскою дореволюционного, советского и западноевропейскою искусства. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой.
Мир искусства, – русское художественное объединение. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». После нескольких. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-90, ГМИИ) и тому подобное. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. Ты стал его первым другом, ты стал другом бургомистра и другом Дирка Хемскерка тоже.
Итогом путешествия явилась серия гравюр с изображением девушек в национальных костюмах разных провинций и несколько картин на итальянские темы. Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Достаточно назвать такие картины как «Маленький лентяй», «Балованное дитя», «Разбитый кувшин», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ).
Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четshyкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персоshyнажей). Именно это, как считали энциклопедисты, является одним из главных гарантов жизнеспособности брачного союза и, соответственно, социальной гармонии и стабильности. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Учился у лионского художника Ш. Грандона, а затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже вскоре он привлек внимание публики картиной Отец, объясняющий Библию своему семейству. О великих ученых и политиках.
Жан-Батист Грёз (фр. Грандон был прекрасный ремесленник, копиист, но искры Божьей ему не досталось. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным. Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности.
В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Красота формы подчинена дидактической цели.
В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. Однако в 1755-1761 гг. Фабула связана обычно с войной, защитой отечества, подвигами полководцев («Персей»), с единоборством героя против неумолимого рока, с конфликтом злыхчар и добродетели («Армида»), с мотивами возмездия («Тезей»), самопожертвования («Альцеста»).
В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность.
Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). По возвращении в Париж выставил картину «Север и Каракалла», которая не имела никакого успеха. Пьера была приобретена Людовиком XVI.
Однако в 1755-1761 гг. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. его жена. Уже сами названия опер говорят о том, что, заисключением условно египетской «Изиды», они написаны на сюжеты из античноймифологии и отчасти лишь из средневекового рыцарского эпоса. Революция лишила Грёза состояния. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Однако в 1755-1761 гг.
В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Целомудренно скромная и застенчивая невеста. Он намного пережил свою громкую прижизненную славу. Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика.
ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Картина ничем особенным не отличалась, но парижской публике она пришлась по нраву. Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности. Действиепроисходит на Востоке в эпоху крестовых походов. Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Воссоздавая в музыке тот строй чувств, манеру изъясняться, даже тетипы людей, какие зачастую встречались при дворе, Люлли в комических эпизодахсвоих трагедий (например, в «Ацисе и Галатее») неожиданно обращал взоры кнародному театру, его жанрам и интонациям. Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761, Лувр Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза предshyставляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Натуара.
С первых же выставленных им в Салоне 1755 картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и др. ) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы.
Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака. В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Помимо данного аппарата, Бодо разработал распределитель, дешифратор и печатающие механизм. Истна, доброта, добродетель.
Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон.
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).