С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Бурбоны не могли простить Давиду преданности Наполеону и особенно того, что во времена революции якобинец Давид был другом Робеспьера и голосовал за казнь Людовика XVI. «Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма.
В портретах этого времени Давида прежде всего интересовала социальная характеристика. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Если в предшествующих работах Давида, начиная с «Велизария» здесь о картине, всегда очень скупо даются детали и строго осмысляется значение каждой фигуры, то в «Сабинянках», наоборот, появляются отдельные персонажи, которые не несут специальной смысловой нагрузки и нужны художнику в основном для заполнения пространства и симметрии композиции, а также для создания нового комплекса линий и форм, ласкающих взор своей красотой и высоким мастерством исполнения.
«И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Итог оказался печальным. Полотно представляет собой огромный холст.
Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). В ней изображены Сафо и ее возлюбленный Фаон. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Думаете ли вы, что великие люди в древности позировали для своих изображений. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу.
Достаточно, если его изображение соответствует его гению. В том же 1795 г. он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (картина была выполнена в 1799 г. Лувр), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах.
Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию.
Брут присудил к смерти собственных сыновей наравне с другими заговорщиками, приказал ликторам исполнить приговор и сам присутствовал при исполнении его. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником.
В картине «Коронование императора и императрицы» Давид стремился передать коронацию так, как она происходила в действительности, с возможно большей объективностью. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). Во всем Давид остался верен принципам классицизма. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории.
Однако работа осложнялась тем, что император не соглашался позировать. Я искал описание картины Зеленщица, а её нету в интернети, сами погуглите.
Сохранилось и множество безымянных, но очень характерных портретов («Голова старика», после 1816, Музей изящных искусств, Антверпен). Картина была показана на выставке. Вместо этого он говорил Давиду: «Зачем вам модель. Оба портрета выполнены в светлой гамме, что усиливает их изысканность. Выиграв Римскую премию, он работал в Риме с 1775 по 1780 год.
Родился 30 августа 1748 года в Париже. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Скорее всего, к его услугам прибегала госпожа Давид, чей первый сын родился в 1783 году.
Из произведений, относящихся к этой последней поре деятельности Давида, наиболее достойны внимания: Купидон, покидающий Психею, Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями и другие картины. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. Идеи революции вдохновили живописца на создание знаменитого произведения «Клятва Горациев» (1785) из истории республиканского Рима. Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории (Битва при Пуатье, 1830, Музей Лувр, Париж). Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789).
И хотя художник с большой симпатией рисует линии ее нежного лица и грациозной фигуры, все же у зрителя не возникает ощущения внутренней связи живописца с моделью, он понимает, что мастер только любуется ею. Противники Горациев – друзья их детства. Что касается портрета «Бонапарт на привале Сен-Бернар», то до него живописцем в 1897 г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматической выразительностью (портрет остался незаконченным). В романе Фенелона «Путешествие Телемаха» импровизации на темы эпопеи Гомера, Телемах, в поисках своего отца Одиссея потерпел кораблекрушение на острове Калипсо и там влюбился в нимфу Эвхариду, но должен был оставить ее, чтобы продолжить поиски отца.
Давид показал себя не только талантливым живописцем, но и опытным рисовальщиком. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. В частности, в 1817 году он написал выразительный портрет археолога Александра Ленуара, а через два года начал портрет актера Вольфа, закончить который смог только в 1823 году (оба портрета — в Лувре, Париж). По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
Во время пребывания в Люксембургской тюрьме из ее окна он пишет поэтичный уголок Люксембургского сада (1794 Лувр). Такова его картина «Бой Марса и Минервы» (1771, Лувр, Париж), с которой Давид участвовал в конкурсе на Римскую премию. История Телемаха послужила темой знаменитого романа Фенелона «Путешествие Телемаха» (русский перевод в стихах Тредьяковского «Телемахида»). Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов. В одах Сафо не встречается имя Фаона, лодочника из Митилены, которого Венера наделила неувядаемой молодостью и пленительной красотой.
«Смерть философа Сократа». После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории.
Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. Италия раскрыла Давиду глаза на античный мир, увлечение которым было в духе того времени. На нем художник сделал надпись, что не претендует на портретное сходство людей, принимавших участие в событии и изображенных на рисунке (даже несмотря на предварительные портреты).
«Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды. Эта картина также известна под названиями «Телемах и Эвхарида» и «Прощание Телемаха и Эвхариды». Друэ, А. Л.
В картине «Смерть Марата» (1793 Брюссель, Музей) Давид по-иному подошел к изображению убитого, хотя задача оставалась та же — воздействовать на чувства зрителя, дать ему урок патриотизма. Художник выполнил пожелание и создал произведение, похожее в большей степени на памятник, а не на портрет полководца. Леруа изображен сидящим за письменным столом в модной домашней одежде. Основной принцип планировки города — это прямые улицы, которые вливаются на площадь. Катрмером де Кенси, авторитет которого в деле изучения античности был очень велик, он совершает поездку в Неаполь, Геркуланум, Помпеи, Портичи, куда на королевскую виллу свозились новые памятники. Давид в Неаполе был свидетелем, как Потоцкий усмирил необъезженного коня. Если в картине «Убитый Лепелетье» Давид запрокинул голову изображенного, что скрыло от зрителя характерность некрасивого профиля, то в скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа».
Характер лиц и пропорции фигур отличаются строгостью и благородством. Тогда он послал в Рим послов, которые должны были потребовать его частное имущество. Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер (т. Их страсти подчинены воле и разуму. После реставрации Бурбонов Давид окончил свои дни в ссылке в Брюсселе. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его.
В 1791 году он выставил в Салоне рисунок, в общих чертах передающий композицию картины. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» — также была запрещена. В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр).
Жироде, Ж. Б. Сафо оставляет игру на лире, поддерживаемой Амуром. Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов.
Сыновья Тарквиния положили решить дело жеребьем. Примерно в это время было создано одно из выдающихся произведений, эпохи —«Зеленщица» (Лион, Музей). Эвриклея (греч.
В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799–1814). В 80 годы XVIII века во Франции центральными были свободолюбивые идеалы и идеи. В лортретах Давид зорко всматривается в свои модели и вместе со сходством стремится передать характерность, подыскивая наиболее подходящие средства выражения. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник.
Модный в то время греческий хитон изящно драпирует стройную фигуру, прическа «a la grecqua» обрамляет красивое лицо с большими умными глазами. С ростом городов развивается строительство общественных зданий и жилых домов. Жена его Паулина хотела также кончить жизнь самоубийством, но Нерон в последний час перед кончиной Сенеки послал солдат, которые удержали ее от исполнения ее замысла.
Направление, заложенное Давидом, продолжали развивать последующие поколения художников. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Однако, несмотря на все подготовительные работы, эта картина так и осталась незавершенной.
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Давид Жак Луи французский художник. Этот сюжет был не нов в живописи.
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том.
Своей жизненностью и драматической выразительностью отличается незаконченный портрет Бонапарта, начатый в 1897 году (Лувр). Успех «Сабинянок» был значителен, однако не столь единодушен, как в свою пору успех «Клятвы Горациев». В своей картине Давид передал их добродетель их качества». Появляющийся в этот момент Фаон нежно касается рукой ее лица.
На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Эвхарида (греч. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Картина была показана на выставке.
В начале 90-х гг. И все же, когда рисунок с общей композицией (Лувр) был выставлен в Салоне 1791 г., художник делает надпись, что не претендует на портретное сходство. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. Винкельмана. Брут, Люций Юний (Brutus) – сын Марка Юния и дочери Тарквиния Древнего.
Спокойствие разлито по всему пейзажу наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном тоже в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение. Родился 30 августа 1748 года в Париже. Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. На картине Давида несчастные влюбленные прощаются в гроте на острове Калипсо. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поебенка.
Сохранился набросок для картины из которого становится видно, что мастер стремился к максимальной лаконичности, простоте и четкости. Но один раб, по имени Виндиций, раскрыл заговор. В этой работе нет ни заранее заданной идеи, ни обычной для Давида завершенности картины. В возрасте восемнадцати лет Жак Луи поступил в Академию художеств, где учился восемь лет (с 1766 по 1774). Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма.
Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Давид писал картины не только на исторические сюжеты.
Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Римляне пригласили соседей сабинян на праздник, но намерения римлян были коварны: они неожиданно напали на гостей и захватили в плен присутствовавших на празднике сабинских женщин. Давида привлекло совсем другое. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
Однако в первых работах ученика больше заметно влияние Буше. Некоторые полагают, что Давид именно в этот период создал свои лучшие работы в классическом стиле. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской.
Одновременно с автопортретом Давид создает другие образы. Забавным и трагичным фактом является то, что дочь аристократа Лепелетье, будучи ярой роялисткой, скупила все репродукции «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» и уничтожила их. Современный Давиду критик писал: «. Все это скрыто при изображении мертвого Лепелетье, на лице которого акцентированы лишь глубокие складки на лбу и переносице — следы серьезных дум. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой.
Комиссия отметила ее, но премии, на которую он смог бы совершить путешествие в Италию, Давид не получил. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других.
Выписанность деталей характеризует портреты археолога Александра Ленуара (1817) и актера Вольфа (1819—1823 оба в Лувре). В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Вместе с тем картина сохраняет ощущение наброска, как бы выполненного с натуры (портрет должен был войти в большую, так и не написанную композицию).
Они с настороженным недоверием относятся к окружающему. В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Жак Луи Давид умер в Брюсселе. спокойные позы женщин, обрисованные плавным ясным контуром. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра).
В то время как позы мужчин резки и напряжены, позы женщин, наоборот, выражают покорность судьбе. Среди материала к «Клятве. » были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами.
А. С. Пушкина) (В дальнейшем ссылка на этот музей дается сокращенно – ГМИИ. ). Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров (Алжирские женщины, 1833–1834, Лувр Арабские комедианты, 1848, Музей изящных искусств, Тур Львиная охота в Марокко, 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество. Ее поза, выражение лица, жест руки, придерживающей руку девочки, — воплощение нежности, а поза ее мужа изображенного в костюме для верховой езды, полна элегантности.
С этого времени обращение к античности — лишь предлог для того, чтобы сотворить особый мир, далекий от современности, мир чисто эстетического любования. Это его дядя архитектор Ж. Демезон (1784), тесть и теща – смотритель королевских строений Шарль-Пьер Пекуль и госпожа Пекуль (1784). Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами).
Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Телемах (греч.
Да и сама композиция получилась чересчур безжизненной и академической, что также не могло вызвать того энтузиазма, которым были встречены работы Давида времен Республики, повествующие о республиканских добродетелях и гражданской доблести древних греков и римлян. Он пишет старика, на лице которого запечатлена скептическая улыбка (Антверпен, Музей), а создавая галлерею портретов молодых людей, Давид будто ищет образ молодого человека, чье сознание формировалось в годы Империи или в первые годы Реставрации — в страшные годы для прогрессивной молодежи, когда попирались права, завоеванные революцией и был развенчан Наполеон как герой и защитник демократических идеалов. Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем.
Впервые эта история появилась в сочинении Менандра «Левкадия».
Кого интересует, сохранено ли сходство в бюстах Александра. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Эта задача увлекала его и раньше, но теперь он считал ее кардинальной. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на ваше расположение».
Для периода Революции был очень характерен интерес к зданиям утилитарного назначения. Рисунок сегодня хранится в Лувре, а фрагмент — в Национальном музее в Версале. В 1793 г. Давид откликается на трагическое событие своей эпохи. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу.
Первые опыты работы 1780-х годов («Госпожа Пекуль» и «Господин Пекуль» — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. В центре полотна мастер поместил отца.
Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. А вот портрет «Лавуазье с женой» (1788) написан несколько в иной манере. И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»». Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя. Образ молодого человека из семьи Грейндль (1816 Брюссель, собрание г-жи Лёр де Ронже) с напряженным и тревожным взглядом во многом уже близок к портрету двадцатилетнего Делакруа, написанному Жерико (Руан, Музей).
Величествен общий ритм этого произведения.
Каждое лицо передано с большой экспрессией, психологичностью. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях.
Сын первого известного под этим именем македонянина и полководца царя Филиппа, Селевк, сделался родоначальником царей Сирии. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». Общественная жизнь того периода была отражена Давидом в композиции «Клятва в зале для игры в мяч» (1789), которая, несмотря на огромный собранный материал, так и осталась незаконченной по той причине, что стремительное развитие революционных событий смело со сцены многих лиц, без которых она не могла считаться законченной.
Совсем в ином плане Давид пишет конный портрет Бонапарта это было время, когда тот после тяжелого похода через Сен-Бернар, победив австрийцев при Маренго, вернулся в Париж и был встречен восторженной толпой. В 1814 г. Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 г. В ней он еще хотел выразить большую идею, как он сам об этом говорил, — «любовь к отечеству», но на деле получалась холодная академическая композиция. Вскоре он начал писать фрагмент картины. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на Ваше расположение».
Подчас художник применяет особый прием — помещает персонажи против света, подчеркивая остроту их характерных силуэтов.
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Работая над «Леонидом при Фермопилах», он писал: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Однако в портретное искусство Давида новые тенденции проникали все настойчивее. В «Короновании» Давид дает новое цветовое решение в противоположность обычной скупости своей цветовой гаммы. Художник постарался показать момент смерти Марата, как сам представлял его и как, по его мнению, должен умирать патриот своей страны.
Альфонс Леруа был известным парижским акушером. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Даже то, что художник пишет не депутатов, не политиков, а хозяйку модного салона, было знамение времени: раньше первый художник страны писал либо королевскую семью, либо революционеров. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр).
В 1780-е годы ведущее место в творчестве Давида занимала историческая картина. Получивший премию как лучший ученик академии, юный художник в 1775 году отправляется в страну с богатейшей культурой.
французский архитектор Ланфан разрабатывает план Вашингтона. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 г., когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства». Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю.
Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 г. Так, Пурселли выставил картину «Торжество санкюлотов на развалинах Бастилии», Бальзак—«Гора и болото», Дефон—«Осада Тюильри храбрыми санкюлотами», Дюплесси-Берто—«Взятие Бастилии» (последняя картина находится в Музее Версаля). Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Недаром художник между синим цветом фартука и белой повязкой вводит красный цвет косынки (три цвета революционного знамени). Ее поэтическое вдохновение сменяется любовным экстазом. Новое божество, коему, якобы, покланялся Сократ, это его демон, о котором Сократ часто упоминает в своих беседах. Каждое лицо изображено с большей экспрессией и психологичностью идеализированы только образы Наполеона и Жозефины, выделенные светом. В Спарте Телемах узнал от Менелая о предсказании Протея относительно возвращения Одиссея.
Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Искусство эпохи капитализма есть искусство последнего, завершающего Этапа истории классового эксплуататорского общества. Euryclia) – дочь Опа, рабыня отца Одиссея Лаэрта, воспитательница Одиссеева сына Телемаха. Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах Убитый Лепелетье (1793, картина не сохранилась известна по гравюрам Тардье) и особенно Смерть Марата (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм.
«Коронование. » характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Он заявил, что его главная и едва ли не единственная задача «воспроизвести античные нравы с такой точностью, чтобы грекам и римлянам созданное им произведение не показалось чуждым». Выразительно сурово-скорбное лицо женщины. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.
Один из них, начатый в 1797 году, так и остался незаконченным, второй — «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» (1800, Лувр, Париж)— был закончен. В Риме на протяжении пяти лет (1775–1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Давид вынужден отправиться в эмиграцию, где наряду с маловыразительными композиционными произведениями, как, например, «Марс, обезоруживаемый Венерой» (1824 Брюссель, Королевский музей изобразительного искусства) он создает ряд портретов, написанных в разной манере. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа.
Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). Здесь все (красота линейных контуров изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов) нацелено на то, чтобы передать обаяние ученого и его жены. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Наполеон требует в искусстве восхваления империи и Давид по его заказам пишет две большие композиции «Коронование императора и императрицы» (1806—1807 Лувр) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810 Версаль, Музей).
Кроме этого, он выполнил полотно «Марс, обезоруживаемый Венерой» (1824, Королевский музей изобразительного искусства, Брюссель), признанное критиками не очень удачным. При этом сам уклад социального быта, социальные условия жизни народа служат тем непосредственным жизненным материалом, на котором и создаются типические обобщенные образы. В портрете Сери-зиа (1795 Лувр) и его жены (там же) художник изобразил людей, живущих легко и бездумно. В этом произведении не осталось и следа от манерности его ранней «Битвы Минервы с Марсом», здесь царит простота, строгость, скульптурность в трактовке форм, уравновешенная статичная композиция.
К ним принадлежит и имя Жака Луи Давида. Так следует писать великих людей». Полотно «Коронование. За картину «Велизарий» (ее можно посмотреть внизу статьи) художник был принят в Академию.
Понятие «добродетель» воплощено здесь в живых конкретных образах. По другим сказаниям, Телемах женился на Цирцее, от которой имел сына Латина. Причиной такого поступка стал тот факт, что Давид подал решающий голос за казнь короля. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ).
Ее сюжет — драматическая повесть о том, как знаменитый византийский полководец, подозреваемый в заговоре против императора, был лишен всех благ, ослеп и впал в нищету. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». Один из них помолвлен с сестрой Горациев.
Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). В эту группу работ входит и «Портрет Альфонса Леруа», который был показан на академической выставке, Салоне 1783 года. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли.
Он был членом Конвента, другом Робеспьера, голосовал за казнь короля. К отмщению призывают его жена Андромаха и маленький сын Астианакс изображенный задрапированным в алую тогу. Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора изображенная в глубине картины, вероятно, содержит намек на самоубийство Сафо).
Сафо (или Сапфо) (,, ) – знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической, музыкально-песенной лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского города Эреса жила в конце VII и первой половине VI века. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Достаточно, если его изображение соответствует его гению.
Антиох – имя многих царей Сирии из династии Селевкидов, македонского происхождения. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. Великий гений Жак Луи Давид, описание картин которого дает понять зрителю, каким невероятным талантом он обладал, справа от мужественных воинов изобразил группу скорбящих женщин, понимающих неотвратимость утраты близких людей. т. IV настоящего издания). Собственно, аллегорическое полотно «Леонид I при Фермопилах» должно было прославлять походы Великой наполеоновской армии.
В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Кого интересует, сохранено ли сходство в бюстах Александра. Бонапарт на вздыбленном коне дан как бы в застывшем движении. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. Однако характерным и отнюдь не случайным явился и выбор сюжета, полностью созвучного общественным настроениям тех лет.
В 1804 году он становится придворным художником императора Наполеона. Во французском романе «Путешествие Телемаха» (1699), основанном на гомеровской истории Одиссеи, автор Фенелон, описывает как Телемах, сын Одиссея, неистово полюбил прелестную нимфу Эвхариду. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Зритель видит человека, умершего насильственной смертью (на груди видна кровоточащая рана, на полу рядом с ванной лежит нож). На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Художник старался показать атмосферу, царящую в городе, сравнимую разве что с грозой (в этот день в Париже действительно разразилась гроза).
Делакруа работал также в области психологического портрета (Фредерик Шопен, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847 зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились). Давид исполнил сорок восемь портретов-эскизов.
Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Во взгляде Давида можно прочесть растерянность и беспокойство.
Художника в большей мере интересует передача посредством живописи самых разных психологических состояний. Над текстом оды, поясняя сюжет, художник поставил имя Фаона. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Лаконизм выражения указывает на тягу к монументальности.
«Истинный патриот, — говорит Давид, — должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели». Это сыграло свою положительную роль в судьбе художника. Рассмотрим с этой точки зрения восприятие картины зрителем.
Реализм в искусстве 19 в. представляет собой качественно новую ступень в истории развития реалистического метода. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Депрессия следует за крайним возбуждением. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Модный в то время греческий хитон изящно драпирует стройную фигуру, а прическа «a la grecqua» обрамляет красивое лицо с большими умными глазами. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. В этом портрете (Париж, Национальная библиотека) напряженной целеустремленности очень своеобразного и живого лица художник дал почувствовать революционный пафос эпохи.
После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Между тем, возобновилась война с персами. Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи».
Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. В 1793 году Давид закончил одну из самых известных сегодня работ: «Смерть Марата» (Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Свое художественное образование он начал у Вьенна, а в 1771 г. успешно участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Битва Минервы с Марсом» (1771 Лувр).
Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Крупнейшим мастером и организатором художественной жизни того времени был Жак Луи Давид (1748—1825), тесно связавший свое творчество с Великой французской буржуазной революцией. В каждую из этих арок вписана одна из трех групп, резко противопоставленных друг другу: на первом плане изображены три сына, дающие отцу клятву победить или умереть, а на втором — поникшие в горе женщины. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме.
Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. Думаете ли вы, что великие люди в древности позировали для своих изображений.
Там же была представлена картина «Скорбь Андромахи у тела Гектора», эскиз которой хранится в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе («Госпожа де Веркинак», 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре («Портрет госпожи Серезиа «— сестра жены Давида «Портрет Пьера Серезиа», оба — 1795, все — Париж, Лувр). Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). В этой картине могли слиться воедино обе отмеченные выше тенденции Давида.
Это первые строки I-й оды Сафо. Даже если это произведение не принадлежит кисти Давида, как полагают некоторые искусствоведы, то все равно о нем следует сказать именно здесь, так как оно всем своим художественным и идейным строем близко творчеству Давида.
Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, — все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек. Синяя туника Телемаха ниспадает, обнажая его юношески мускулистый торс. Дело не только в том, что сама идея умиротворения воспринималась в конце 90-х гг. Они идут на бой, веря в торжество справедливости.
В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. Видно, что Леруа позирует художнику, его взгляд сосредоточен и направлен прямо на зрителя. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста. Сохранилась лишь гравюра Тардье исполненная по рисунку Давида. Та внутренняя выразительность, мощная энергия, которая слышится в «Скорбном марше» Госсека, ощутима и в картине «Смерть Марата». Эти портреты по большей части безыменные.
Уничтожив все репродукции, юная аристократка добралась до оригинала. Поводом к написанию портрета послужил жизненный эпизод. Сохранилось большое количество рисунков, хранящихся сегодня в различных музеях. До 2 августа 1757 года— дня смерти своего отца, возможно, погибшего на дуэли, жил в пансионе монастыря Пикпюс.
После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Создается впечатление, что группа скорее изваяна, чем написана. Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М.
Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной, театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы (Взятие крестоносцами Константинополя, 1840-1841, Лувр, Париж Битва святого Георгия с драконом, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль). Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба. Давид сообщает им несколько иной ритм движения, чем у главных фигур картины, он противопоставляет нежное строение их еще детских форм мужественности сражающихся воинов, а главное они (особенно мальчик справа) приобретают значение какой-то автономности в картине, заключая в себе дополнительный элемент эстетического воздействия на зрителя (эта фигура легко мыслится изолированной и несет в себе черты абсолютно самостоятельного художественного образа).
Легко понять, что и Давид в эпоху, когда назревали новые общественные идеалы, увлекался античностью и согласно этому вырабатывал принципы нового искусства, которые сказались уже в первой картине, показанной по возвращении из Италии, «Велизарий, узнанный солдатом, который служил под его командованием, в тот момент, когда женщина подает ему милостыню» (1781 Лилль, Дворец изящных искусств). Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.
Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Велизарий – полководец византийского императора Юстиниана Великого (490 – 565). В портретах Давида мы всегда можем угадать отношение художника к модели иногда оно выражено в идеализации образа, что очень ярко сказалось в таких произведениях, как «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» (1800 Версаль, Музей) или портрет г-жи Рекамье (1800 Лувр). Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806–1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
Французский художник Жак Луи Давид родился в Париже, в семье зажиточного коммерсанта.
том IV настоящего издания). Но после возвращения Бурбонов художнику пришлось уехать в Брюссель.
Таковы два мальчика, держащие под уздцы лошадей, — один слева от Тацита, а другой справа, за спиной Ромула. Против этого нового искусства возражал Давид. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида.
Энергия таится в твердо сомкнутых губах, в напряженых мускулах лица. Отец благословляет их на подвиг. В 1804 г. Наполеон Бонапарт стал императором и Давид получил звание «первого живописца императора». Художник предпочитал сюжеты исполненные драматизма и внутренней напряженности (Казнь дожа Марино Фальеро, 1826, собрание Уоллес, Лондон Смерть Сарданапала, 1827, Лувр, Париж). Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа.
Давид хотел показать революционный порыв народа. Другое название картины «Врач Еразистрат обнаруживает причиной болезни Антиоха страсть к своей мачехе Стратонике». По-видимому, Давиду были известны не только отдельные строки Сафо, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»). В этих портретах художник стремится приоткрыть внутренний мир изображенных юношей.
Наконец еще один решил попытать счастья. Совсем в ином плане написан конный портрет знаменитого полководца на привале Сен-Бернар. Амур, протягивающий Сафо лиру, символизирует любвь как источник творческого вдохновения.
Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма, духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана Резня на Хиосе (1823–1824, Лувр, Париж). Однако, вскоре он создает портреты людей, связанных с ним родственными узами. Она настороженно и внимательно за кем-то наблюдает, а с губ может вот-вот сорваться гневное слово протеста. Она была написана в историческом жанре и называлась «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789, Лувр, Париж). Более того, в картине заключалась другая мысль, причем проведенная очень настойчиво., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года.
Художник Жак Луи Давид был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины. Гражданская доблесть одних оттенена личными переживаниями других. Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину.
Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида — портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей).
После этого ему поручено было изгнать готов из Италии и разрушить Остготское королевство. Давид изобразил Марата в реальной домашней обстановке (в момент покушения Марат работал, как обычно, сидя в лечебной ванне). В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев».
Позировать, однако, Бонапарт отказывается: «Зачем вам модель. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Стиль искусства Давида в этой картине уже достаточно четко выявился. В 1816 году он эмигрировал в Брюссель, где прожил до конца жизни, не оставляя творчества.
Картина «Сафо и Фаон» характерна для зрелого творчества Давида. И когда Давид вернулся на родину, он сразу оказался во главе течения, которое ставило своей целью выразить все эти идеалы в героической ипостаси, соединив их с «вольностями» рококо. В августе того же года вернулся во Францию.
Он как бы показал этими произведениями сложность и противоречивость того времени. Наступают годы реакции, в 1814 г. к власти приходят Бурбоны.
После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. По мнению некоторых историков, он был родом славянин и звался Величар.
Однако последние годы жизни мастер провёл в изгнании, так как стал живописцем Наполеона и человеком, разделяющим его взгляды и идеи. Свет, падающий с одной стороны, усиливает выразительность одухотворенного лица. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом.
Отсутствие индивидуального конкретного момента, характерного для исторических композиций, Давид компенсирует созданием портретов г-на Пекуль и г-жи Пекуль. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. Давид считал, что для достижения идейной. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Картина до нас не дошла.
Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). В нем присуствует естественное очарование. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня.
Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. Давид, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Тот же оттенок имеет и ткань, свисающая с края ванны эффектными складками. На рисунке Давид изобразил депутатов, вытянувших руки и приносящих клятву Бальи.
На многих изображены события его молодости, свидетелем которых он стал («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», рисунок пером, 1793, Лувр, Париж). Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Так следует писать великих людей». Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье.
Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти. Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. «Леонид I при Фермопилах». Действительно, два парных портрета супругов Серезиа исполненных в том же 1795 г., по своей солнечной жизнерадостности и изысканной элегантности рисунка и красочной гаммы чрезвычайно далеки от колючей суровости «Зеленщицы».
«Антиох и Стратоника». Они осознают, что могут погибнуть, но вступают в сражение, веря в торжество справедливости. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Вот таким образом на современном этапе изучения творчества Давида нет достаточно веских оснований исключать «Зеленщицу» из списка работ художника.