Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Но нельзя также забывать и о том, что данное обстоятельство было присуще не всем его работам — некоторые портреты конца века были созданы в новой манере. Давид не стал оправдываться и изъясняться.
На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Конечно, любой находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то родное. В портрете Наполеона в рабочем кабинете дворца Тюильри, по свидетельствам современников, был создан самый правдивый образ императора. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Энгр, Ж. А. Гро, П. П. Прудон. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу.
Произведения Давида 1780-х годов (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк Ликторы приносят Бруту тело его сына, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. (Адольф Тьер), «David, souvenirs historiques» E. Chesneau, «Le mouvement moderne en peinture, L. David».
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Композиция полотна с сидящей у ложа Андромахой повторяет сцену «Смерть Мелеагра», воспроизведенную в рельефе античного саркофага (ее часто копировали мастера классицизма эпохи Давида). Работая над ним, Давид создал много портретов, стремясь передать реакцию персонажей на происходящее важное событие. Среди материала к «Клятве. » были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774).
Крупнейший мастер просветительского классицизма и ампира, Давид выступил как один из величайших летописцев своей эпохи, пропагандист активного взаимодействия искусства с социальной действительностью. Еще в отрочестве он обнаружил выдающиеся художественные способности но, поступив в ученики к Вьену, сначала шел довольно тихо на пути своего развития и только после троекратной неудачи на соисканиях большой награды получил ее в 1774 г. за картину «Эрасискрат открывает причину болезни Антиоха». искусства. Это направление он проводил в своих произведениях с убеждением и энергией.
Однако все попытки подобного рода заранее были обречены на неудачу, так как события термидора и империя основательно подорвали патриотизм и гражданскую доблесть республиканцев. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре.
Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Жак Луи Давид (фр. Однако он, в сущности, усвоил себе только внешние черты памятников греч.
В результате им был создан рисованный фриз длиной 2, 25 м (Художественная галерея Э. Б. Крокса, США) в стиле римских барельефов. Французский художник, представитель неоклассицизма. С приходом к власти правительства Директории он был освобожден в 1795. После объявления Наполеоном себя наследником революции Давид становится его приверженцем и в 1804 получает титул «Первого художника императора».
Давид Жак Луи (David) (1748-1825), французский художник, общественный деятель. Портрет навсегда остался незаконченным. А художественная жизнь Франции с тех пор пошла по новому руслу, в трагической борьбе проложенному Жаком Луи Давидом. В его мастерской начинают работать ученики (Ж.
Сюжет отвечал вкусам эпохи Просвещения. В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793). Давид был вынужден уехать в Брюссель.
Жерара и особенно папы Пия VII (в Лувре). Старик отец – воплощение истинного римлянина – благославляет сыновей на битву, протягивая им оружие, к которому они в стремительном порыве простирают руки. Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид. В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. Одним из первых на этом пути был знаменитый французский художник Жак Луи Давид. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине Велизарий, просящий подаяние (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом Клятве Горациев (1784, Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе.
В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Давид не стал оправдываться и объясняться. С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр).
Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. В августе того же года вернулся во Францию. В «Автобиографии», написанной около 1808, Давид писал о барельефах колонны Траяна: «Я велел поднять в мою мастерскую многие из этих барельефов и копировал их шесть месяцев».
А вот портрет «Лавуазье с женой» (1788) написан несколько в иной манере. Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – Клятву Горациев (1784). Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д.
За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – 039Клятву Горациев039 (1784). Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). В Риме на протяжении пяти лет (1775–1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806–1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Каждое лицо изображено с большей экспрессией и психологичностью идеализированы только образы Наполеона и Жозефины, выделенные светом. Отец погиб на дуэли в 1757 и воспитанием мальчика занимались братья отца. Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). Современники отнесут картину к революционному творчеству художника, назвав его самого предвозвестником революции. Линию «героического» классицизма продолжило полотно «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Давид объявляет об открытии особой платной выставки.
Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Д. сделался его привилегированным живописцем но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи («Переход Бонапарта чрез С. -Бернард», «Коронация Наполеона», «Раздача орлов» и т. п. ), он не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, «Леонида в Фермопилах» — картину, оконченную в 1814 г. и проданную в 1819 г. вместе с «Похищением сабинянок» за 100000 фр. Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны (Бой Минервы и Марса, 1771, Лувр, Париж). подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр). «Героический» стиль полотна со строгим и четким расположением застывших в клятве единения фигур Горациев на фоне дорической колоннады, вызвал много подражаний. В 1816 году, после реставрации Бурбонов.
С самого начала XVIII века во французской культуре всегда рос заинтересованность к личности, тот, что добился вершины в 039Исповеди039 Руссо и привел к взлету портретного искусства. Жозе). Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). Произведения Давида 80-х гг. По возвращении Бурбонов он как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции, был вычеркнут из списков Акд. Наполеон произвел художника в офицеры Ордена почетного легиона. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе.
Жак Луи Давид был учителем А. Гро. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Показательно то, что композиция представляет собой не мифологический сюжет, а исторический, хотя и носящий легендарный характер.
Была во французской культуре второй половины XVIII века ещё одна важная специфика. После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). По выходе из тюрьмы он снова отдался всецело живописи и написал в 1795—99 г. одну из лучших своих картин, «Похищение сабинянок», публичная выставка которой доставила ему 65627 фр.
«Коронование. » характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. Давид горячо поддержал французскую революцию.
Педагогическая система учителя была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, болонцев, Микеланджело, требовании добиваться «правды и величия». В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Портретируемые то уподоблены античной статуе («Господа Вернинак», 1799, Лувр), то изображены в свободной, словно непроизвольной, позе, отдыхающими на пленэре (портреты четы Серизиа, оба – 1795, Лувр). Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Жак-Луи Давид родился 30 августа 1748 года. В 1774 Давид участвует в конкурсе на Римскую премию, предоставлявшую право стать пенсионером Французской Академии в Риме и получает ее за полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха» (Школа изящных искусств, Париж). Массаром-отцом), «Ликторы приносят к Бруту трупы его сыновей», «Любовь Париса и Елены» гравированная Видалем) и некоторые др. Они даже служили моделями для его ранних портретов.
худож. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. Ср. Художник получает в качестве особой привилегии квартиру в Лувре. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М.
Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. Погружаясь все более и более в историю древних греков и римлян, он исполнил после того картины «Смерть Сократа» (гравир. Своим долгом он считает и «прославление кистью революционных мучеников», посвящая этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Королевский музей, Брюссель) и «Смерть Жозефа Барра» (1793, Музей Кальве, Авиньон).
Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. В честь Наполеона он создает конный портрет «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Национальный музей, Мальмезон), большие исторические полотна: «Коронация» (1805, Лувр), портрет «Наполеон в рабочем кабинете» (1812, Национальная галерея, Вашингтон), аллегорическое полотно «Леонид при Фермопилах» (1814, Лувр), прославляющее походы «Великой Армии». Полотно «Коронация», состоящее из правдивых портретов известных исторических лиц имело огромный успех в Салоне 1808 года. Вьен несколько лет провёл в Италии, был увлечен античностью. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей.
С 1804 года Жак Луи Давид был первым художником Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах (Коронация, 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Когда у ребенка были замечены способности к рисованию, было решено, что он станет архитектором, как и оба его дяди. Оба стали образцами классицистического портрета второй половины 18 в., в котором раскрываются не только человеческие качества, но и гражданская деятельность. Олицетворением эпохи Наполеона явился портрет «Госпожа Рекамье» (1800, Лувр). Он работал над ним в Риме и его показ здесь вызвал подлинную сенсацию. Здесь им был написан единственный пейзаж «Вид Люксембургского сада» (Лувр), который он каждый день видел из окна.
В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Здесь все (красота линейных контуров изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов) нацелено на то, чтобы передать обаяние ученого и его жены. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные (Наполеон при переходе через Сен-Бернар, 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов Мадам Рекамье, 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр).
Что касается портрета «Бонапарт на привале Сен-Бернар», то до него живописцем в 1897 г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматической выразительностью (портрет остался незаконченным). Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Картина осталась незавершенной, в 1803 художник отправил ее в Лувр, а в 1865 она была приобретена для Версаля. 1790-е годы ознаменовались особенно интенсивной работой в портрете (портреты Пекуль, оба – 1784, Лувр).
По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. Модный в то время греческий хитон изящно драпирует стройную фигуру, а прическа «a la grecqua» обрамляет красивое лицо с большими умными глазами. В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». в Риме. Его отцом был состоятельный парижский коммерсант.
Они даже служили моделями для его ранних портретов. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо лишь новую моду. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг). Ж. Друэ, К. Фабр, А. Л. Жироде, Ж. Б. Викар). Второе значительное историческое полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Лувр) на сюжет из Гомера тоже получило благожелательный прием в Салоне 1783.
Тонкость наблюдения индивидуальных качеств модели сочетается в портретах «Господа Трюден» (1792, Лувр) и «Господа ДОрвийе» (1790, Лувр) с глубоким психологическим обобщением. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. В историю европейского искусства Давид вошел как крупный мастер классицизма эпохи рубежа 18-19 веков, сумевший создать свой индивидуальный стиль. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё.
Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. за новое свое произведение: «Андромаха оплакивает смерть Гектора».
Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Рох молит Богоматерь о прекращении чумы», доставила ему некоторую известность.
Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо только новую моду. Итог оказался печальным. Следование классическому образцу будет сочетаться в творчестве художника с привнесением индивидуальных черт, разнообразной передачей чувств героев. В 1776 году директором Управления королевскими строениями графом дАнживийе с целью «оживить добродетели и патриотические чувства» французов было заказано Давиду историческое полотно на сюжет из «Римской истории» Роллена «Клятва Горациев» (1784, Лувр).
До 2 августа 1757 года— дня смерти своего отца, возможно, погибшего на дуэли, жил в пансионе. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, — все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек.
Вместе с тем картина сохраняет ощущение наброска, как бы выполненного с натуры (портрет должен был войти в большую, так и не написанную композицию). Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Энгра и др. И хотя на картине приветствующий жест графа выглядит несколько театрально, это с лихвой компенсируется тем, как точно и детально Давид передает внешний облик героя: налицо нарочитая небрежность в одежде, спокойная уверенность в своей силе и т. д. Все это говорит о том, что начинающему живописцу вовсе не чужда передача реальной действительности в живой конкретности. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Общественная жизнь того периода была отражена Давидом в композиции «Клятва в зале для игры в мяч» (1789), которая, несмотря на огромный собранный материал, так и осталась незаконченной по той причине, что стремительное развитие революционных событий смело со сцены многих лиц, без которых она не могла считаться законченной. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.
Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Вьен несколько лет провёл в Италии, был увлечен античностью. Удивительны были не только размеры картины – примерно два на три метра из-за чего он не мог поместиться в Салоне и публика ходила смотреть на него в мастерскую художника, – но и явление иного героя.
В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны. После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем.
По возвращении своем в Париж в 1780 г. выставил здесь картину «Велизарий» (находится в Лильском музее, гравировано Морелем) и получил за нее звание сопричисленного к Королевской академии живописи, а через три года был принят в действительные члены этой акд. В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг. ) возрождается героический идеал античности.
Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. искусства. Педагогическая система последнего была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Родился 30 августа 1748 года в Париже.
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Отступление от его тем, обычных до этого времени, составляет «Прибытие Людовика XVI в заседание парламента 14 февраля» — картина, принесенная им в 1790 г. в дар Национальному собранию, которое после того заказало Д. изобразить «Клятву Jeu de Paume», оставшуюся, однако, только в эффектно сочиненном эскизе (гравир. акд. Его учителями становятся «Рафаэль и античность».
Они продолжили анакреонтическую тему в его творчестве. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. За представленное на конкурс полотно «Велизарий» (1779, Политехническая школа, Париж) в 1781 Давида единогласно принимают в члены Академии.
Конечно, каждый находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то свое. В целом композиция отличается простотой и лаконизмом, скульптурной трактовкой форм, монохромностью цветовой гаммы и схематичной обрисовкой образов. Его учениками были крупные художники Франции: Ж. О. Д. Портрет навечно остался незаконченным.
Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. Все художественные приемы – контрасты односложных цветов, жесткий рисунок, лаконичная симметрия композиции, ясность и точность символа – работают на создание образа суровой и беспощадной борьбы, словно предвещая близкую бурю. в Лувре), Буасси-дАнгла, г-жи Рекамье (в Лувре), ген. Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, передан портретно на основе сделанного художником перового рисунка (Версаль, Национальный музей) с головы мертвого героя.
Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена). (обе находятся в Луврск. На первом полотне художник стремился представить коронацию так, как она происходила в действительности, с максимальной объективностью. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном византийском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в живописи классицизма второй половины 18 в. Давид трактует сцену с сентиментальной чувствительностью в духе Вьена. Была во французской культуре второй половины XVIII века еще одна важная особенность. Он изображен в синем костюме полковника гренадеров стоящим у массивного ампирного стола и кресла на фоне массивных фолиантов и часов, показывающих его постоянный, длящийся с раннего утра до ночи труд на благо нации. В гедонистическом вкусе времени Империи были исполнены поздние полотна «Сафо, Фаон и Амур» (1809, Эрмитаж) и «Амур и Психея» (1817, Художественный музей, Кливленд).
Полные величия и торжественности, застывшие наподобие античных скульптур фигуры, возможно, являются воспроизведением сцены «Похороны Патрокла». Главной целью молодого художника становится получение доступа в Академию, без чего было невозможно завоевание успеха. Из произведений, относящихся к этой последней поре его деятельности, наиболее достойны внимания: «Амур, покидающий Психею», «Марс, обезоруживаемый Венерою, Амуром и Грациями» и т. д. Суждение художественных критиков о Д. весьма различно, но никто не отрицал его огромного исторического значения.
Его отцом был состоятельный парижский коммерсант. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Лица опечаленных учеников выражают гамму разнообразных драматических чувств. Иной идиллической, линии в европейском классицизме второй половины 18 в. созвучно полотно «Парис и Елена» (1788, Лувр). Д. отправился в Рим и, написав там «Клятву Горациев», привез ее в Париж, где она возбудила всеобщее удивление. Увлечение классической живописью и античной пластикой проявилось и в полотне «Сабинянки» (1799, Лувр).
Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Давид обучался во Французской Академии. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. F. L.
музее). David, «Le peintre Louis David (1748—1825), souvenirs et documents indits» (П., 1880), Delcluze, «L. Вместе со стремлением к традиционным добродетелям, к естественным законам (вспомним именитый призыв Руссо: 039Назад, к природе. Педагогическая система последнего была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия».
Этот эффект был достигнут при помощи линий красиво откинутой назад головы и пластично вылепленных форм тела, что присуще принципам классицизма. Написанный Руссо в 1761 году роман в письмах 039Юлия или Новая Элоиза039, повествующий о горькой любви бедного учителя к дочери аристократа, превратился в настольную книгу всякого мало-мальски грамотного француза над ним рыдала вся держава – от принцессы, будущей злосчастной королевы Марии Антуанетты, до провинциального адвоката, ее будущего палача Максимилиана Робеспьера. Жак Луи Давид (David) (30. 8. 1748, Париж, – 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник.
Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид. др., менее значительные художники. Выразительны и два автопортрета художника (1791, Уффици 1794, Лувр), созданные в период взлета его политической карьеры. (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом. С Д. началось решительное перерождение изжеманившегося перед тем франц.
В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке (Врач А. Леруа, 1783, Музей Фабр, Монпелье). Давид (Жак Луи David) — исторический художник, знаменитый преобразователь французской живописи конца XVIII столетия имевший значительное влияние на направление искусства даже других стран (1748—1825). С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799–1814). Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние.
Но рисунок старательно выработан, формы благородны изящны и особенно в женских фигурах. 039) возрождается героический идеал античности. Совсем в ином плане написан конный портрет знаменитого полководца на привале Сен-Бернар. Отсутствие индивидуального конкретного момента, характерного для исторических композиций, Давид компенсирует созданием портретов г-на Пекуль и г-жи Пекуль. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа.
После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. Ф. Жерара, Энгра и многих др. Возглавив художественную жизнь революционной Франции, он за несколько лет, отмеченных неслыханным страхом и террором, сумел внушить власти и обществу уважение к Художнику.
Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. David, son cole et son temps» (П., 1855) T. Thorc, «Les peintres du XIX sicle, L. David» (Брюссель, 1843) M. A. Th. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. События национальной истории (неизвестно, был ли художник сам очевидцем клятвы представителей третьего сословия, объявивших себя Национальным собранием) впервые стали сюжетом исторического полотна «большого стиля».
Они даже служили моделями для его ранних портретов. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789).
Общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в зале для игры в мяч» (1789, Национальный музей, Версаль).
В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Сюжет трактован в духе грациозной античности Вьена, с легким оттенком фривольности и двусмысленности. В Риме – центре европейской художественной жизни и месте паломничества художников и представителей европейской аристократии – Давид попадает в круг молодых стипендиатов Французской Академии, антиквариев и знатоков живописи. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. До 2 августа 1757 года— дня смерти своего отца, возможно, погибшего на дуэли, жил в пансионе монастыря Пикпюс. В то время как позы мужчин резки и напряжены, позы женщин, наоборот, выражают покорность судьбе.
Отсюда — окоченелость и мертвенность его картин. Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг.
Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Рисунки художника – образцы высокого мастерства. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. Давид объявляет об открытии особой платной выставки.
Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена. 039Академики039 не только накрепко держались за свои права и привилегии, они закрыли доступ на выставки Салона любому, кто не входил в их клан. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж).