Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Студент Давид несколько раз участвует в конкурсах на Римскую премию, но каждый раз из-за интриг в жюри ее давали другим претендентам. Наконец очередная рококовой композиция Давида Врач Еризистрат открывает причину любовной болезни Селевка (1774 г. ) В четвертом конкурсе принесла Давиду Римскую премию и право на поездку в Рим. Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М.
В возрасте 18 лет он поступает в Академию художеств, где его наставником был Жозеф Мари Вьен – прославленный в то время художник, несправедливо сейчас забытый. Давид призывает зрителя разделить боль и гнев, которые он испытывал из-за убийства Марата. Впервые эта история появилась в сочинении Менандра «Левкадия». Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре.
Его творчество этих лет – абсолютно лишена общественных тем и общественного значения. Еще в период школьного обучения (в колледже Четырех Наций) Жак Луи рисовал с увлечением не только в свободные часы, но и украдкой во время уроков. В его творческом багаже – не только неиссякаемый запас форм и сюжетов, но и опыт. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. Пять лет, проведенные в Риме, сыграли решающую роль в его творчестве.
Жак Луи Давид (David) (30. 8. 1748, Париж, – 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник. В декабре 1804 Давид был провозглашен «первым художником» Императора. Центральные детали «Марата» или «Коронования» привлекают внимание особенным вибрирующим блеском – художник умел уловить тончайшие цветовые изменения на поверхности освещенных предметов. Сыновья Тарквиния положили решить дело жеребьем.
Окончив колледж, он добился согласия родных посещать класс рисунка в Академии св. Наполеон понимал важность пропаганды, а Давид мог воплотить хорошую пропаганду. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье).
Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Из четырех задуманных композиций завершены были лишь две: «Коронование Жозефины» (1805-1810, Париж, Лувр) и «Раздача знамен» (1810, Версаль, музей) две другие сохранились лишь в рисунках: «Вступление на престол» и «Прибытие в ратушу» (Париж, Лувр и Лилль, Музей изящных искусств).
Искренность, наблюдательность и уверенная манера, характеризующие «Портрет графа Потоцкого» (1780, Варшава, Нац. Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена). Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». Жак Луи Давид (David) (30. 8. В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800 г., Национальный музей Версаля и Трианонов "Мадам Рекамье", 1800 г., Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795 г., Лувр).
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Политикам не было дела до них, а им не было дела до политиков. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Действительно, конкурс 1774 г. принес долгожданную победу.
Давид не случайно с жадностью писал портрет мадам Рекамье: за нею он различал новые характеры и судьбы, новое обличие эпохи. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Марат был сторонником насилия в политике и только убийство остановило его террор.
Родился 30 августа 1748 года в Париже. В 1784 Давид получает от графа дАнживилле заказ на картину. Даже ранняя картина Смерть философа Сенеки с трагическим сюжетом – кукольная и жеманно.
Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр). Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории (Битва при Пуатье, 1830, Музей Лувр, Париж). В ней изображены Сафо и ее возлюбленный Фаон. Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771 г., Лувр, Париж). музей изящных искусств).
Произведения Давида 80-х гг. Непоколебимы и решительны они в своем благородном порыве, подчеркнутом единством широких энергичных жестов. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов "Мадам Рекамье", 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр).
Euryclia) – дочь Опа, рабыня отца Одиссея Лаэрта, воспитательница Одиссеева сына Телемаха. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). Страстный борец, он посвящает свое искусство нации. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию.
«Антиох и Стратоника». Однако картина Давида изображает только одну сторону истории, является пропагандой. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами).
Классицизм проявил себя во всех областях изобразительного искусства – в архитектуре, живописи, скульптуре. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. В Риме на протяжении пяти лет (1775–1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
После свержения Наполеона он слишком напоминал о кровавых событиях, произошедших в истории Франции. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. Неудачи в достижении поставленной цели еще долго преследовали его. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
На картине Давида Марат еще держит перо в одной руке, а петицию – в другой. Энгра и др. Другое название картины «Врач Еразистрат обнаруживает причиной болезни Антиоха страсть к своей мачехе Стратонике». Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). Эвхарида (греч. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью.
В Спарте Телемах узнал от Менелая о предсказании Протея относительно возвращения Одиссея. Нож убийцы до сих пор находится на полу. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Родился 30 августа 1748 года в Париже. В романе Фенелона «Путешествие Телемаха» импровизации на темы эпопеи Гомера, Телемах, в поисках своего отца Одиссея потерпел кораблекрушение на острове Калипсо и там влюбился в нимфу Эвхариду, но должен был оставить ее, чтобы продолжить поиски отца. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
1825, Брюссель), французский художник. Не забывал художник и о коллегах, что нуждались. Художника в большей мере интересует передача посредством живописи самых разных психологических состояний. В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг. Полотно «Коронование.
Давид Жак Луи французский художник. Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Маркиза д0рвилье» (1790, Париж. Он избирает сюжет «Клятва Горациев» (Париж, Лувр) и уезжает в Рим, чтобы писать картину в «античной» атмосфере. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину.
Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Это была славная эпоха, но она не имела будущего. Появляющийся в этот момент Фаон нежно касается рукой ее лица. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным.
1797- 1798, Париж, Лувр) и в героическом полотне «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800, варианты Мальмезон, музей, Версаль, музей дворца: Берлин, Шарлоттенбург). 1793, Брюссель, Кор. Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник.
Когда Одиссей после долгих странствований возвратился, наконец, на родной остров и в образе нищего прибыл в свой дворец, Эвриклея узнала его по рубцу на ноге и была деятельной его союзницей в борьбе с женихами якобы вдовы Пенелопы. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество. Совсем в ином плане написан конный портрет знаменитого полководца на привале Сен-Бернар.
В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные (Наполеон при переходе через Сен-Бернар, 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов Мадам Рекамье, 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). Они идут на бой, веря в торжество справедливости. Картина «Сафо и Фаон» характерна для зрелого творчества Давида.
Давид предпринял несколько попыток возглавить Школу изящных искусств и занять возле императора такое место, какое занимал Лебрен при Людовике XIV, однако эти попытки не увенчались успехом и художник, несмотря на свое мировое признание, оставил общество и отказался от официальных заказов. Автор запечатлел тот самый момент, когда отец благословляет своих детей на смертельный бой, протягивая им мечи. Телемах (греч.
Амур, протягивающий Сафо лиру, символизирует любвь как источник творческого вдохновения. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества.
На картине Давида несчастные влюбленные прощаются в гроте на острове Калипсо. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Примером этого является портрет Наполеона под названием Наполеон в своем кабинете. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806–1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). «Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма.
И горящая свеча позади императора, указывает на то, что сейчас ночь, а не вечер. От этого периода сохранились и многочисленные портреты, строгость и искренность которых ставит имя художника в один ряд с именами лучших французских портретистов от Фуке до Сезанна («Господин и госпожа Монже», 1812, Париж, Лувр, «Граф де Тюрен», Копенгаген, Нац.
Немалую роль в этом отношении сыграло опубликование в 1764 г. работы немецкого искусствоведа И. И. Винкельмана «История искусства древности», в которой высшим идеалом художественного произведения провозглашалась «благородная простота и спокойное величие» античного искусства. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра).
1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Друэ, А. Л. Ее поэтическое вдохновение сменяется любовным экстазом.
И если в этот период он брал в руки кисть, то непременно для того, чтобы запечатлеть важнейшие события своего времени – трагические («Смерть Марата». Вот таким образом было бы несправедливо рассматривать Давида лишь как большого мастера подражания. Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины.
После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров (Алжирские женщины, 1833–1834, Лувр Арабские комедианты, 1848, Музей изящных искусств, Тур Львиная охота в Марокко, 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Вместе с тем картина сохраняет ощущение наброска, как бы выполненного с натуры (портрет должен был войти в большую, так и не написанную композицию). Я выступлю на следующий год и клянусь, что они принуждены будут присудить премию мне. ». Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. Напротив, его художественные способности открыли новый путь передачи мысли в живописи. Некоторые официальные портреты того времени представляют собой одни из самых замечательных произведений художника («Граф Франсуа Нантский», 1815, Париж, музей Жакмар-Андре, «Наполеон», 1812, Вашингтон, Нац.
Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Эвриклея (греч.
После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр). Законченная к конкурсу 1773 г., она тоже не была отмечена наградой. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. По другим сказаниям, Телемах женился на Цирцее, от которой имел сына Латина.
Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. В 1771 г. Давид представил на конкурс картину «Бой Марса с Минервой», демонстрирующую, как добросовестно усвоил художник все то, что входило тогда в понятие исторической живописи: мифологические герои в традиционных позах побежденного и победившего, различные второстепенные персонажи, включенные для заполнения живописного пространства, довольно яркие, бьющие на внешний эффект краски и главное — расчет на восприятие сцены не с позиций ее идейного замысла, а с точки зрения декоративного воздействия всех ее элементов. С 1804 года Давид был "первым художником" Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. Он запечатлел его черты в блистательном эскизе «Наполеон Бонапарт – первый консул» (ок. Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды.
Давид настоял на своем и обратился за помощью к Франсуа Буше известному художнику, приверженцу стиля рококо. Картины "Убитый Лепелетье" (1793 г., не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793 г., Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах Убитый Лепелетье (1793, картина не сохранилась известна по гравюрам Тардье) и особенно Смерть Марата (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм.
Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной, театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы (Взятие крестоносцами Константинополя, 1840-1841, Лувр, Париж Битва святого Георгия с драконом, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль). За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. В 1813 он возвращается к работе над картиной «Леонид при Фермопилах» (Париж, Лувр, начата в 1802, но оставлена из-за императорских заказов), в марте 1815 вернувшийся с острова Эльба Наполеон увидел уже законченную картину.
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Во французском романе «Путешествие Телемаха» (1699), основанном на гомеровской истории Одиссеи, автор Фенелон, описывает как Телемах, сын Одиссея, неистово полюбил прелестную нимфу Эвхариду. Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора изображенная в глубине картины, вероятно, содержит намек на самоубийство Сафо). Произведения Давида 1780-х годов ("Смерть Сократа", 1787 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789 г., Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом.
В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774). В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем.
Картина вызывает шок у зрителя, что впервые ее увидел, поскольку изображает фигуру мертвого политического лидера, что приходит из ванны. Но Жак Луи с юных лет отличался твердостью характера и определенностью своих желаний. Отношение к нему было самое разное – от восхищения до неприятия: в кругу близких ему художников он был провозглашен «реформатором французской живописи», а Делакруа говорят о нем как о «родоначальнике всей новой школы живописи и скульптуры» в то же время художника обвиняли в приверженности худшим традициям академизма. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников.
В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Так, старого Жана-Оноре Фрагонара Давид привлек к спасению произведений искусства.
В ранних произведениях Давида – все те же античные персонажи, что и на картинах известных представителей господствующего стиля, кукольные, жеманно (Поединок Марса и Венеры, Дети Ниобы, которых постлилялы Диана и Аполлон и др. ). Надо сказать, что накануне революции идеалом французского буржуаазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики. С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр). Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. В одах Сафо не встречается имя Фаона, лодочника из Митилены, которого Венера наделила неувядаемой молодостью и пленительной красотой.
В то роковый день в комнату к Марата была допущена женщина, которая несла деятелю петицию.
«Коронование. » характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Это первые строки I-й оды Сафо. Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке (Врач А. Леруа, 1783, Музей Фабр, Монпелье).
Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783 г., Музей Фабр, Монпелье). В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Сафо (или Сапфо) (,, ) – знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической, музыкально-песенной лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского города Эреса жила в конце VII и первой половине VI века.
С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Но лишь много позже художник заслужит настоящую похвалу, столь страстно желаемую. Но о художнике вспомнили. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе («Госпожа де Веркинак», 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре («Портрет госпожи Серезиа «— сестра жены Давида «Портрет Пьера Серезиа», оба — 1795, все — Париж, Лувр).
Начинаются авантюрные наполеоновские войны и создания французской империи. «Рисовать точно и верно с самого начала» вовсе не значит «полностью довериться привычному движению кисти и отдаться игре красок, говоря при этом: я переделаю это потом» – таковы были рекомендации, которые передал Давид своим ученикам. Давид, автопортрет (1794)В 1771 он представляет на соискание Римской премии картину «Бой Марса и Миневры» (Париж, Лувр) и получает вторую премию. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа.
Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). В этом непрерывном взаимодействии натуры и стиля и выявляется гений Давида». Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774). Существовало множество подобных картин. Здесь все (красота линейных контуров изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов) нацелено на то, чтобы передать обаяние ученого и его жены.
Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). Давид обучался во Французской Академии. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом "Клятве Горациев" (1784, Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
Что касается портрета «Бонапарт на привале Сен-Бернар», то до него живописцем в 1897 г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматической выразительностью (портрет остался незаконченным). Ф. Жерара, Энгра и многих др. Антиох – имя многих царей Сирии из династии Селевкидов, македонского происхождения. Часы показывают нам, что уже четыре часа. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. По мнению некоторых историков, он был родом славянин и звался Величар. История Телемаха послужила темой знаменитого романа Фенелона «Путешествие Телемаха» (русский перевод в стихах Тредьяковского «Телемахида»).
Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. Оставаясь верен принципам картины на античный сюжет с немногими персонажами, Давид в 1787 выставляет в Салоне композицию «Смерть Сократа» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а в 1789 «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (Париж, Лувр) и «Парис и Елена» (там же). С 1804 года Давид был "первым художником" Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-1807 гг., Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии».
Вьен слыл в те годы «новатором», так как живо откликнулся на идущую из Рима «моду» на все античное. В основном художник использует галантные сюжеты из мифологии и античной литературы («Амур и Психея», 1817, Кливленд, музей: «Телемах и Эвриал», 1818, Малибу, музей Гетти «Марс, обезоруженный Венерой и грации», Брюссель, Кор. Делакруа работал также в области психологического портрета (Фредерик Шопен, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847 зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились). Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида.
После нескольких неудач, которые едва не привели художника к самоубийству, он получает долгожданную первую премию за картину «Эрасистрат, обнаруживающий причину болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств). Фрагонар исследовал заброшенные усадьбы аристократов (вынужденных эмигрантов, спасавших свою жизнь) и свозил в Национальный музея (теперь Лувр) заброшенные произведения искусства. Рок, просящий Марию об исцелении больных чумой» (1780, Марсель, Музей изящных искусств). Наиболее амбициозна другая, обнаруженная сравнительно недавно картина Давида иллюстрирующая отрывок из «Илиады» – «Похороны Патрокла» (1779, Дублин, Нац. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу.
Наконец еще один решил попытать счастья. (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом.
Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799–1814). Они хотели, чтобы их племянник получил архитектурное образование. Столь же высокой оценки заслуживает и повторение картины «Коронование» (1821, Версаль, музей дворца), сделанное Давидом вместе со своим учеником и помошником, Жоржем Руже.
Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. Это предстояло сделать его ученику Давиду, которого он впоследствии назвал своим «лучшим произведением».
Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Вьен, который относится к нему по-отечески, предлагает юноше развлечься, ободряет его, когда тот мучится сомнениями. Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту.
Среди материала к «Клятве. » были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). В этом смысле, творчество Давила, «своеобразное сочетание реализма с идеализмом» (Делакруа), по-прежнему остается неразрешимой загадкой. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние.
Среди наиболее интересных работ – портреты (портрет мсье Серизиа, портрет мадам Серизиа с сыном). Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Он передал классикам (Энгру и его ученикам) идеи, язык и смысл внешней красоты, через Гро он сообщил романтикам эпичность, что позволило им создать впечатляющие полотна.
Впоследствии Давид занял место главного мастера при дворе Наполеона. Его отец Морис Давид был убит на дуэли, когда мальчику минуло 9 лет. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. гал., «Мадам Давид», 1813, там же).
В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. Этой же цели служит созданный им контраст: пластическая красота и кровавая рана, а над телом — меч, символизирующий угрозу, нависшую над революцией. а также два года спустя при вступлении в парижскую Академию в картине «Андромаха у тела Гектора» (Париж, Лувр). Полотно представляет собой огромный холст.
«Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Их страсти подчинены воле и разуму. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774 гг. ). В 533 году, начальствуя войском, посланным в Африку против вандалов, Велизарий разбил их в битве при Трикамероне, занял Карфаген, взял в плен вандальского короля Гелимера и тем положил конец Вандальскому королевству. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе.
Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). Однако позировать Бонапарт отказался, мотивируя это тем, что мало кого интересует реальное сходство, достаточно выразить суть гения. Его настольными книгами становятся иллюстрированные сборники — источники вдохновения мастеров неоклассицизма и история античного искусства И. Й.
Произведения Давида 1780-х годов ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799 г., Лувр). музеи изящных искусств: «Смерть Жозефа Бара». Жироде, Ж. Б. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании.
Это произведение наглядно демонстрирует разрыв с традицией Буше (которому Давид приходится родственником по линии матери) и даже с принципами Вьена реализм фигур первого плана и выразительность их лиц предвещают поиски Гро в его картине «Чумные в Яффе». Несколько позже Давид встретятся с Наполеоном. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля».
Технику Давида можно изучать на примере известных полотен: «Лавуазье и его жена» (1788. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». В 1816 году, после реставрации Бурбонов.
Давид покидал Париж с твердым убеждением, что античность никогда не сможет его увлечь. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. Между тем, возобновилась война с персами. Эвхарида изображенная в профиль, мягко приникла своей головой на плечо Телемаха в прощальном объятии. И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»».
Давид был придворным художником Наполеона. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Луки и довольно скоро (в сентябре 1766 г. ) по совету Франсуа Буше поступил в Королевскую Академию, в мастерскую живописи, руководимую Жозефом Мари Вьеном (1716-1809). Готовое полотно, еще до представления в Салоне 1785, было показано в Риме и вызвало настоящий триумф.
Картина получила ряд похвальных отзывов, но не принесла Давиду желанной премии. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль.
Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781 г., Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом "Клятве Горациев" (1784 г., Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Рим тех лет был своеобразной «Меккой», местом паломничества начинающих художников. Итог оказался печальным. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Выражение броситься с Левкадской скалы стало в обыденном языке равнозначаще с выражением кончить жизнь самоубийством и означало также угрозу наложить на себя руки под влиянием отчаяния. Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771, Лувр, Париж).
музей) можно судить об эволюции эстетических взглядов Давида. Характерной особенностью этих произведений является точная детализация индивидуальных черт портретируемых. Все эти достоинства в равной мере были присущи и самому художнику.
Умер Давид 29 декабря 1825 года в Брюсселе. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Синяя туника Телемаха ниспадает, обнажая его юношески мускулистый торс. Давид был вынужден уехать в Брюссель.
В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. В 1780 художник возвращается во Францию. Но один раб, по имени Виндиций, раскрыл заговор.
Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Тогда он послал в Рим послов, которые должны были потребовать его частное имущество. Лувр), «Мадам Трюден» (ок. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер (т.
Художник умер 2 декабря 1825 в Брюсселе, окруженный уважением и почетом. На конкурсе 1772 г. Давид опять безуспешно выступил с картиной «Дети Ниобеи, пронзаемые стрелами Дианы и Аполлона» на сюжет, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. гал. ). Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре.
Карлсбергская гал., «Графиня Дарю», 1820, Нью-Йорк, собрание Фрик). 1748, Париж, – 29. 12. Энгра и многих др. Давид отходит от политики и сосредотачивается на частной жизни, набирает учеников.
В его портретах родственников, друзей и знаменитых личностей заключена огромная сила правдивости. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. Теплые цвета скупо использованы в картине (только круг ранения Марата). Неизвестно, сколько сотен картин спас именно Фрагонар, вероятно, не одну. Над текстом оды, поясняя сюжет, художник поставил имя Фаона.
Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. Отчаяние овладело молодым художником и он решил покончить с собой. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Общественная жизнь того периода была отражена Давидом в композиции «Клятва в зале для игры в мяч» (1789), которая, несмотря на огромный собранный материал, так и осталась незаконченной по той причине, что стремительное развитие революционных событий смело со сцены многих лиц, без которых она не могла считаться законченной.
В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Один из них помолвлен с сестрой Горациев., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Декор в этой картине воссоздан с неспешной и взвешенной продуманностью всех элементов нового стиля. Противники Горациев – друзья их детства.
Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). «Смерть философа Сократа».
Брут, Люций Юний (Brutus) – сын Марка Юния и дочери Тарквиния Древнего. 1790-1791, там же), «Мадам де Пасторе» (Чикаго, Художественный институт) и «Господин и госпожа Серизиа» (1795, Париж, Лувр). Исполнилось желание мадам Рекамье – стать неувядающей нимфой и она действительно ею была, когда спустя годы очаровала и увлекла великого французского писателя виконта де Шатобриана. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста.
Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Приступ малодушия был побежден и Давид с упорством принялся за новую картину «Смерть Сенеки». В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. Показательно то, что композиция представляет собой не мифологический сюжет, а исторический, хотя и носящий легендарный характер.
Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Сафо оставляет игру на лире, поддерживаемой Амуром. зрелость стиля, которые он продемонстрировал в картине «Велизарий, просящий подаяние» (Лилль, Музей изящных искусств), представленной в Салоне 1781. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине Велизарий, просящий подаяние (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом Клятве Горациев (1784, Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя.
Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Считая античность «важнейшей школой современных мастеров», Давид исследовал природу с редкой наблюдательностью, какая и сегодня встречается очень редко. Депрессия следует за крайним возбуждением.
После этого ему поручено было изгнать готов из Италии и разрушить Остготское королевство. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.
В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Художник Жак Луи Давид был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791 г., Лувр). Через год им была начата (но не закончена) новая картина «Портрет Ж. А. Рекамье» (Париж, Лувр), главная героиня полулежит на античном ложе и ее мягкая белая туника отчетливо выделяется на серо-коричневой лессировке стен и паркета. Жак Луи Давид был учителем А. Гро. 1794, Авиньон, музей) или героические («Клятва в зале для игры в мяч», не закончена, Версаль, музей дворца).
Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Давид Жак Луи (David), французский художник, общественный деятель. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Нужно заметить, что эта картина, выставленная в Салоне в том же году, приковала к себе всеобщее внимание тем, как был представлен герой: для него гражданский долг оказался превыше всего, в том числе и отцовских чувств. Опеку над ним взяли два его дяди: подрядчик короля, каменных дел мастер Бюрон и член Королевской Академии архитектор Демезон. Художник предпочитал сюжеты исполненные драматизма и внутренней напряженности (Казнь дожа Марино Фальеро, 1826, собрание Уоллес, Лондон Смерть Сарданапала, 1827, Лувр, Париж).
С 1804 года Жак Луи Давид был первым художником Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах (Коронация, 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны (Бой Минервы и Марса, 1771, Лувр, Париж).
Марат страдал от болезни кожи, через которую вынужден был принимать медицинские ванны. И когда Марат читал это письмо, женщина убила его ножом. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции.
По-видимому, Давиду были известны не только отдельные строки Сафо, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»). Картина была показана на выставке. Отец благословляет их на подвиг. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поебенка. Первые опыты работы 1780-х годов («Госпожа Пекуль» и «Господин Пекуль» — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов.
В 1775-1780 годых Давид учился в Италии, где открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности художественного творчества. Собственно, аллегорическое полотно «Леонид I при Фермопилах» должно было прославлять походы Великой наполеоновской армии. В августе того же года вернулся во Францию. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг).
А вот портрет «Лавуазье с женой» (1788) написан несколько в иной манере. После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя.
В 1780–1790-е годы Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Будущее Жака-Луи определили её родственники: брат Мари-Женевьев, Франсуа Бюрон, как и её шуринуточнить, Жак-Франсуа Демезон, были архитекторами, также семья была связана родством с художником Франсуа Буше. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Эта картина также известна под названиями «Телемах и Эвхарида» и «Прощание Телемаха и Эвхариды».
Винкельмана. Несмотря на благорасположение к нему императора Наполеона Бонапарта и на получаемые от него милости, Жак Луи Давид оставался в душе республиканцем. Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том.
Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. забываешь, что это рассказ о смерти. Жак Луи Давид, французский художник. И наоборот, несколько искусственно строгий неоклассический стиль у Давида смягчается и обновленным возрождается в силу требований реалистического отображения жизни.
Помимо занятий политикой, Давид вел большую педагогическую деятельность: руководил крупнейшей мастерской в Школе изящных искусств, занимался вместе с учениками оформлением массовых празднеств революционного характера, моделировал костюмы должностных лиц и обмундирования войск, причем делал все это в духе римской классики. Это был художник больших идейных устремлений и ярких творческих завоеваний.
Однако Марат не привык тратить время назад ставил возле ванны доску, служившую ему столом. Ему было поручено запечатлеть основные сцены церемонии коронации. Велизарий – полководец византийского императора Юстиниана Великого (490 – 565). Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье.
На нем император изображен у стола, на котором размещены бумаги государственного значения. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. В театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга, который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц.
Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма, духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана Резня на Хиосе (1823–1824, Лувр, Париж). «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Помимо написанного там пейзажа «Люксембургский сад, видимый из окна тюрьмы», художником была задумана картина «Сабинянки» (Париж, Лувр), которую он закончил в 1799 и которая свидетельствует о стремлении достичь совершенства через подражание греческим мастерам.
Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. Произведения Давида 1780-х годов (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк Ликторы приносят Бруту тело его сына, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом.
Эти картины отличает особая простота и, в то же время, монументальность. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Одна из крупнейших выставок произведений Давида была открыта в Париже и Версале в 1989-1990.
«Леонид I при Фермопилах». Модный в то время греческий хитон изящно драпирует стройную фигуру, а прическа «a la grecqua» обрамляет красивое лицо с большими умными глазами. Большая Римская премия была, наконец, вручена Давиду за картину «Врач Эразистрат открывает причину болезни сына Селевка Антиоха, влюбленного в свою мачеху Стратонику». Воевать на стороне Наполеона ради имперской цели отказался генерал Тадеуш Костюшко и др. ).