В этой небольшой статье «Жак-Луи Давид: краткая биография, картины и видео» — о жизни французского живописца, крупного представителя французского неоклассицизма в живописи.
В 1813 он возвращается к работе над картиной «Леонид при Фермопилах» (Париж, Лувр, начата в 1802, но оставлена из-за императорских заказов), в марте 1815 вернувшийся с острова Эльба Наполеон увидел уже законченную картину. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Искренность, наблюдательность и уверенная манера, характеризующие «Портрет графа Потоцкого» (1780, Варшава, Нац. До 2 августа 1757 года— дня смерти своего отца, возможно, погибшего на дуэли, жил в пансионе монастыря Пикпюс.
Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Оставаясь верен принципам картины на античный сюжет с немногими персонажами, Давид в 1787 выставляет в Салоне композицию «Смерть Сократа» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а в 1789 «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (Париж, Лувр) и «Парис и Елена» (там же). Пять лет, проведенные в Риме, сыграли решающую роль в его творчестве. Светские дамы дружно надели медальоны с портретами любимых подруг, с изображениями могил своих близких, охотно проливали слезы и падали в обморок в загородных парках появились храмы Дружбы, беседки Добродетели, алтари Милосердия в живописи на смену напудренным куколкам-маркизам и игривым пастушкам пришли нравоучительные семейные сценки, где бедные девушки оплакивали умерших птичек, дети самозабвенно ухаживали за стариками-паралитиками, взаимная любовь увенчивалась браком.
Он избирает сюжет «Клятва Горациев» (Париж, Лувр) и уезжает в Рим, чтобы писать картину в «античной» атмосфере. В последний год непрерывного обучения в Риме экзальтация художника сопровождается бредом, маниями и это беспокоит Жозефа Вьена. В 1780 художник возвращается во Францию. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. В 1784 Давид получает от графа дАнживилле заказ на картину.
Художник предпочитал сюжеты исполненные драматизма и внутренней напряженности (Казнь дожа Марино Фальеро, 1826, собрание Уоллес, Лондон Смерть Сарданапала, 1827, Лувр, Париж). После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем.
Приступ малодушия был побежден и Давид с упорством принялся за новую картину «Смерть Сенеки». Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя. Портрет навсегда остался незаконченным. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме.
Картина потрясающе реалистична. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. гал., «Мадам Давид», 1813, там же).
Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид. Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. 039) возрождается героический идеал античности. Вершиной его творчества стала картина «Смерть Марата».
Рок, просящий Марию об исцелении больных чумой» (1780, Марсель, Музей изящных искусств). Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Давид не стал оправдываться и изъясняться. В ней нет ничего лишнего.
Лувр), «Мадам Трюден» (ок. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена.
У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. В 1771 г. Давид представил на конкурс картину «Бой Марса с Минервой», демонстрирующую, как добросовестно усвоил художник все то, что входило тогда в понятие исторической живописи: мифологические герои в традиционных позах побежденного и победившего, различные второстепенные персонажи, включенные для заполнения живописного пространства, довольно яркие, бьющие на внешний эффект краски и главное — расчет на восприятие сцены не с позиций ее идейного замысла, а с точки зрения декоративного воздействия всех ее элементов. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине Велизарий, просящий подаяние (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом Клятве Горациев (1784, Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Из четырех задуманных композиций завершены были лишь две: «Коронование Жозефины» (1805-1810, Париж, Лувр) и «Раздача знамен» (1810, Версаль, музей) две другие сохранились лишь в рисунках: «Вступление на престол» и «Прибытие в ратушу» (Париж, Лувр и Лилль, Музей изящных искусств).
Очевидно художник сознательно опирался здесь на старые традиции отечественной школы, чтобы вернее добиться успеха. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Винкельмана.
Давид объявляет об открытии особой платной выставки. В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Великий Жак Луи Давид, картины которого принесли ему известность, родился в Париже в 1748 году.
Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. И вот, в 1775 г. Давид едет в Италию вместе с Вьеном, назначенным директором Французской Академии в Риме.
Жак-Луи Давид родился 30 августа 1748 года в семье оптового торговца железом Луи-Мориса Давида и его жены, Мари-Женевьев (урожд. музей) можно судить об эволюции эстетических взглядов Давида. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Делакруа работал также в области психологического портрета (Фредерик Шопен, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847 зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились). В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов.
В декабре 1804 Давид был провозглашен «первым художником» Императора. Давид объявляет об открытии особой платной выставки. Величавый образ Марата, убитого Ш. Корде, передан портретно на базе изготовленного художником перового рисунка (Версаль, Государственный музей) с головы мертвого героя.
музеи изящных искусств: «Смерть Жозефа Бара». Была во французской культуре второй половины XVIII века еще одна важная особенность. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров (Алжирские женщины, 1833–1834, Лувр Арабские комедианты, 1848, Музей изящных искусств, Тур Львиная охота в Марокко, 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург). На фоне сумрачных каменных аркад факелом горит алый плащ, накинутый на плечо младшего Горация. Я выступлю на следующий год и клянусь, что они принуждены будут присудить премию мне. ».
Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Под кистью Давида – это античный философ, застигнутый смертью, это мученик, отдавший жизнь за свои идеалы. Энгр, Ж. А. Гро, П. П. Прудон.
В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). Даже Папа Римский увидел детище французского художника. В этом смысле, творчество Давила, «своеобразное сочетание реализма с идеализмом» (Делакруа), по-прежнему остается неразрешимой загадкой. После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале).
В августе того же года вернулся во Францию. В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793). В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Он запечатлел его черты в блистательном эскизе «Наполеон Бонапарт – первый консул» (ок.
В 1794 художник был заключен в Люксембургский дворец, где написал самый известный из автопортретов и свой единственный пейзаж с видом Люксембургского сада из окна камеры. Среди членов этих семей были архитекторы, подрядчики строительных работ и в их среде поощрялась рано проявившаяся у Жака Луи страсть к рисованию. Произведения Давида 1780-х годов (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк Ликторы приносят Бруту тело его сына, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена. От этого периода сохранились и многочисленные портреты, строгость и искренность которых ставит имя художника в один ряд с именами лучших французских портретистов от Фуке до Сезанна («Господин и госпожа Монже», 1812, Париж, Лувр, «Граф де Тюрен», Копенгаген, Нац.
Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). В честь Наполеона он делает конный портрет «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Государственный музей, Мальмезон), огромные исторические полотна: «Коронация» (1805, Лувр), портрет «Наполеон в рабочем кабинете» (1812, Государственная галерея, Вашингтон), аллегоричное полотно «Леонид при Фермопилах» (1814, Лувр), прославляющее походы «Великой Армии». Полотно «Коронация», состоящее из правдивых портретов узнаваемых исторических лиц имело большой фуррор в Салоне 1808 года. С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции.
Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Среди известных «античных» работ художника – «Андромаха, оплакивающая Гектора», «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Сабинянки», «Велизарий». Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр).
После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут художником в картине Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр, Париж) изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории (Битва при Пуатье, 1830, Музей Лувр, Париж). Из произведений, относящихся к этой последней поре деятельности Давида, наиболее достойны внимания: Купидон, покидающий Психею, Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями и другие картины.
Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Давид покидал Париж с твердым убеждением, что античность никогда не сможет его увлечь.
Давид обучался во Французской Академии. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Педагогическая система последнего была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Законченная к конкурсу 1773 г., она тоже не была отмечена наградой.
Отчаяние овладело молодым художником и он решил покончить с собой. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей.
Давид горячо поддержал французскую революцию. Конечно, каждый находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то свое. Это был художник больших идейных устремлений и ярких творческих завоеваний.
1794, Авиньон, музей) или героические («Клятва в зале для игры в мяч», не закончена, Версаль, музей дворца). Наиболее амбициозна другая, обнаруженная сравнительно недавно картина Давида иллюстрирующая отрывок из «Илиады» – «Похороны Патрокла» (1779, Дублин, Нац. Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Вьен слыл в те годы «новатором», так как живо откликнулся на идущую из Рима «моду» на все античное. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля».
В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности.
(Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом. Тут им был написан единственный пейзаж «Вид Люксембургского сада» (Лувр), который он каждый день видел из окна. На следующий день делегат от народа Гиро предложил написать картину о гибели Марата, друга простого народа.
«Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Надо сказать, что накануне революции идеалом французского буржуаазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики.
Жироде, Ж. Б. Родился 30 августа 1748 года в Париже. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Эти картины отличает особая простота и, в то же время, монументальность.
И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»». Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. С приходом к власти правительства Директории он был освобожден в 1795. После объявления Наполеоном себя наследником революции Давид становится его приверженцем и в 1804 получает титул «Первого художника императора».
С 1804 года Жак Луи Давид был первым художником Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах (Коронация, 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. Увлечение традиционной живописью и древней пластикой проявилось и в полотне «Сабинянки» (1799, Лувр). Действительно, конкурс 1774 г. принес долгожданную победу. Давид не стал оправдываться и объясняться. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Но Жак Луи с юных лет отличался твердостью характера и определенностью своих желаний.
Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – Клятву Горациев (1784). Друэ, А. Л. музей изящных искусств). От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора».
По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами). После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). Давид, автопортрет (1794)В 1771 он представляет на соискание Римской премии картину «Бой Марса и Миневры» (Париж, Лувр) и получает вторую премию. Он передал классикам (Энгру и его ученикам) идеи, язык и смысл внешней красоты, через Гро он сообщил романтикам эпичность, что позволило им создать впечатляющие полотна. Это произведение наглядно демонстрирует разрыв с традицией Буше (которому Давид приходится родственником по линии матери) и даже с принципами Вьена реализм фигур первого плана и выразительность их лиц предвещают поиски Гро в его картине «Чумные в Яффе».
После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года в семье состоятельного парижского коммерсанта. Давид не переставал интересоваться древней историей и написал картину Леонид и спартанцы у Фермопил -- оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100. 000 франков (обе находятся в Музее Лувра).
За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – 039Клятву Горациев039 (1784)., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Они даже были моделями для его ранних портретов. Все эти достоинства в равной мере были присущи и самому художнику.
) возрождается героический идеал античности. По материнской линии его родословную прославили несколько поколений архитекторов. Ему было поручено запечатлеть основные сцены церемонии коронации. Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной, театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы (Взятие крестоносцами Константинополя, 1840-1841, Лувр, Париж Битва святого Георгия с драконом, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль). В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью.
В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны. Они продолжили анакреонтическую тему в его творчестве.
После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. Была во французской культуре второй половины XVIII века ещё одна важная специфика. Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех.
Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке (Врач А. Леруа, 1783, Музей Фабр, Монпелье). Это предстояло сделать его ученику Давиду, которого он впоследствии назвал своим «лучшим произведением». Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг).
1793, Брюссель, Кор. Конечно, любой находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то родное. В 1816 году, после реставрации Бурбонов. После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. Все образы этого полотна – своего рода республиканский символ и, очевидно имели огромное значение для Франции. Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны (Бой Минервы и Марса, 1771, Лувр, Париж).
В его творческом багаже – не только неиссякаемый запас форм и сюжетов, но и опыт. Вьен несколько лет провёл в Италии, был увлечен античностью, прославился изображениями очаровательных «гречанок» в духе образов живописи Геркуланума и Помпеи. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). Первые опыты работы 1780-х годов («Госпожа Пекуль» и «Господин Пекуль» — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Это была славная эпоха, но она не имела будущего.
Полотно «Коронование. Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. Конвент, нередко заседавший днем и ночью, решая жизненно важные проблемы, покорно выслушивал взволнованные речи Давида о небрежной реставрации полотен Корреджо и Пуссена, утверждал по его представлению состав национального художественного жюри и размеры премий за самые разные работы вплоть до пейзажей и декоративных цветочных композиций. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна.
Луки и довольно скоро (в сентябре 1766 г. ) по совету Франсуа Буше поступил в Королевскую Академию, в мастерскую живописи, руководимую Жозефом Мари Вьеном (1716-1809). Они хотели, чтобы их племянник получил архитектурное образование. Картина получила ряд похвальных отзывов, но не принесла Давиду желанной премии.
Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. зрелость стиля, которые он продемонстрировал в картине «Велизарий, просящий подаяние» (Лилль, Музей изящных искусств), представленной в Салоне 1781. Портрет навечно остался незаконченным.
Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена). Центральные детали «Марата» или «Коронования» привлекают внимание особенным вибрирующим блеском – художник умел уловить тончайшие цветовые изменения на поверхности освещенных предметов.
Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поебенка.
В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту.
Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии.
Великий исторический художник, замечательный портретист, Давид играет ведущую роль в развитии живописи XIX в., которая выразилась в том влиянии, которое он оказывал на творчество других художников. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Большая Римская премия была, наконец, вручена Давиду за картину «Врач Эразистрат открывает причину болезни сына Селевка Антиоха, влюбленного в свою мачеху Стратонику». Стиль Давида искусствоведы определяют как неоклассицизм.
Французский художник, представитель неоклассицизма. Жак Луи Давид (David) (30. 8. 1748, Париж, – 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник. После «Клятвы Горациев» Давид, как говорится, проснулся знаменитым. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Карлсбергская гал., «Графиня Дарю», 1820, Нью-Йорк, собрание Фрик).
Окончив колледж, он добился согласия родных посещать класс рисунка в Академии св. Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции.
Немалую роль в этом отношении сыграло опубликование в 1764 г. работы немецкого искусствоведа И. И. Винкельмана «История искусства древности», в которой высшим идеалом художественного произведения провозглашалась «благородная простота и спокойное величие» античного искусства. В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма.
Еще в период школьного обучения (в колледже Четырех Наций) Жак Луи рисовал с увлечением не только в свободные часы, но и украдкой во время уроков. Его отец Морис Давид был убит на дуэли, когда мальчику минуло 9 лет. Отношение к нему было самое разное – от восхищения до неприятия: в кругу близких ему художников он был провозглашен «реформатором французской живописи», а Делакруа говорят о нем как о «родоначальнике всей новой школы живописи и скульптуры» в то же время художника обвиняли в приверженности худшим традициям академизма. Картина была показана на выставке.
Считая античность «важнейшей школой современных мастеров», Давид исследовал природу с редкой наблюдательностью, какая и сегодня встречается очень редко. После нескольких неудач, которые едва не привели художника к самоубийству, он получает долгожданную первую премию за картину «Эрасистрат, обнаруживающий причину болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств). Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию.
Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Энгра и др. Наконец еще один решил попытать счастья.
И лицо женщины, царившее на холсте, причудливо сочетало в себе живость парижанки с правильностью черт статуи. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. 1790-1791, там же), «Мадам де Пасторе» (Чикаго, Художественный институт) и «Господин и госпожа Серизиа» (1795, Париж, Лувр). В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо только новую моду.
Древние Афины, Спарта, республиканский Рим – к ним обращены взгляды Дидро, Руссо, Д039Аламбера ими бредят будущие вожди революции – Робеспьер, Дантон, Марат. Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). Ф. Жерара, Энгра и многих др.
Полотно представляет собой огромный холст. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774). В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Но лишь много позже художник заслужит настоящую похвалу, столь страстно желаемую. В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные (Наполеон при переходе через Сен-Бернар, 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов Мадам Рекамье, 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Маркиза д0рвилье» (1790, Париж.
Давид Жак Луи (David) (1748-1825), французский художник, общественный деятель. подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр). Модели изображены то словно уподобленными античной статуе («Госпожа де Веркинак», 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре («Портрет госпожи Серезиа «— сестра жены Давида «Портрет Пьера Серезиа», оба — 1795, все — Париж, Лувр). Напротив, его художественные способности открыли новый путь передачи мысли в живописи. Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Депрессия следует за крайним возбуждением.
Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Давид не занимается эстетизацией смерти, он изображает ее злобное торжество.
Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. И если в этот период он брал в руки кисть, то непременно для того, чтобы запечатлеть важнейшие события своего времени – трагические («Смерть Марата». Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.
Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. 1797- 1798, Париж, Лувр) и в героическом полотне «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800, варианты Мальмезон, музей, Версаль, музей дворца: Берлин, Шарлоттенбург).
Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами.
Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. Родился 30 августа 1748 года в Париже. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма, духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана Резня на Хиосе (1823–1824, Лувр, Париж). Произведения Давида 80-х гг.
Она же предопределила его гражданскую и человеческую репутацию на десятилетия вперед. Жак Луи Давид был учителем А. Гро. Технику Давида можно изучать на примере известных полотен: «Лавуазье и его жена» (1788. Помимо написанного там пейзажа «Люксембургский сад, видимый из окна тюрьмы», художником была задумана картина «Сабинянки» (Париж, Лувр), которую он закончил в 1799 и которая свидетельствует о стремлении достичь совершенства через подражание греческим мастерам.
С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. «Рисовать точно и верно с самого начала» вовсе не значит «полностью довериться привычному движению кисти и отдаться игре красок, говоря при этом: я переделаю это потом» – таковы были рекомендации, которые передал Давид своим ученикам.
В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. Художник умер 2 декабря 1825 в Брюсселе, окруженный уважением и почетом.
На конкурсе 1772 г. Давид опять безуспешно выступил с картиной «Дети Ниобеи, пронзаемые стрелами Дианы и Аполлона» на сюжет, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия.
Первым на новые веяния откликнулся портрет – самый гибкий и чуткий жанр, в котором легко сочетать традиции и новшества. Давид Жак Луи французский художник. Интересно, что противники римлян – их детские друзья, однако этот факт не помешал Горациям с ними расправиться. Наполеон произвел художника в офицеры Ордена знатного легиона. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига.
Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид. Рим тех лет был своеобразной «Меккой», местом паломничества начинающих художников. гал. ). В основном художник использует галантные сюжеты из мифологии и античной литературы («Амур и Психея», 1817, Кливленд, музей: «Телемах и Эвриал», 1818, Малибу, музей Гетти «Марс, обезоруженный Венерой и грации», Брюссель, Кор. Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. Страстный борец, он посвящает свое искусство нации. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами.
«И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.
Поздние портреты Давида, отмеченные простотой композиции, пристальным вниманием к облику и внутреннему миру модели, прокладывали путь реалистическим исканиям живописцев XIX в. В 1816, после реставрации власти Бурбонов, был вынужден уехать в Брюссель. Итак, 21 декабря 1799 года в одном из залов Лувра была выставлена картина 039Сабинянки039 и парижане увидели незнакомого, нового Давида – легкая серебристая тональность колорита, мастерски построенная на огромном полотне многоплановая композиция, мягонький темп жестов и движений и, главное, широкая сложная гамма человеческих чувств и переживаний. Итог оказался печальным. прямолинейное и своенравное, единое и многоликое, его техника рисунка и композиции, его сила зрительного восприятия оказали огромное влияние на всех художников. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Одни убеждались во врожденных добродетелях человека, которого портят законы общества, фальшивого, бесчеловечного и вследствие того что обреченного на погибель во имя благоденствия и равенства всех людей, во имя высшей справедливости.
Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах Убитый Лепелетье (1793, картина не сохранилась известна по гравюрам Тардье) и особенно Смерть Марата (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора, но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ). Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Он изображен в голубом костюмчике полковника гренадеров стоящим у громоздкого ампирного стола и кресла на фоне мощных томов и часов, показывающих его неизменный, длящийся с ранешнего утра до ночи труд на благо цивилизации. В гедонистическом вкусе времени Империи были исполнены поздние полотна «Сафо, Фаон и Амур» (1809, Эрмитаж) и «Амур и Психея» (1817, Художественный музей, Кливленд).
Через год им была начата (но не закончена) новая картина «Портрет Ж. А. Рекамье» (Париж, Лувр), главная героиня полулежит на античном ложе и ее мягкая белая туника отчетливо выделяется на серо-коричневой лессировке стен и паркета. Его учениками были большие художники Франции: Ж. О. Д. Именно в эти годы его мастерство достигло наибольшего расцвета, а создаваемые им произведения получили небывалый в истории общественный резонанс. Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь Верховного существа или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон.
Столь же высокой оценки заслуживает и повторение картины «Коронование» (1821, Версаль, музей дворца), сделанное Давидом вместе со своим учеником и помошником, Жоржем Руже. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе.
Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. Давид был вынужден уехать в Брюссель.
Благодаря Давиду в годы террора, когда срубленные головы противников и вчерашних единомышленников каждый день собирали в десятки огромных корзин, как будто кочаны капусты, не погиб ни единственный художник. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Вот таким образом было бы несправедливо рассматривать Давида лишь как большого мастера подражания. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо лишь новую моду. Некоторые официальные портреты того времени представляют собой одни из самых замечательных произведений художника («Граф Франсуа Нантский», 1815, Париж, музей Жакмар-Андре, «Наполеон», 1812, Вашингтон, Нац.
Несколько позже Давид встретятся с Наполеоном. Неудачи в достижении поставленной цели еще долго преследовали его. Давид привнес в Учредительное собрание предложение соорудить Салон 1791 года свободным для всех желающих, а сквозь год решением Конвента – опять с подачи Давида – Королевская академия прекратила наличие.
Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр). Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. а также два года спустя при вступлении в парижскую Академию в картине «Андромаха у тела Гектора» (Париж, Лувр).