Жак-луи Давид (Jacques-Louis David) — яркий представитель французского классицизма в живописи. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем. Жак-луи Давид (фр. Jacques-Louis David 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского Неоклассицизма в живописи. Жак-луи Давид учился с огромным желанием. В этой небольшой статье «Жак-Луи Давид: краткая биография, картины и видео» — о жизни французского живописца, крупного представителя французского неоклассицизма в живописи.
В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей». На заднем плане Жак Луи Давид, картины которого отражают ценности эпохи Просвещения, поместил три арки, соответствующие группам фигур братьев, женщин и отца, подающему оружие сыновьям. Жак-луи Давид с учениками создал также две огромных размеров картины иллюстрирующие начало эпохи империи.
Не смотря на всю критику, что обрушилась на творчество Жак-Луи Давида после его смерти, его вклад в развитие изобразительного искусства 18 века бесценен. В 1766 году Жак-Луи Давид поступил в Академию, в класс Вьена, который был приверженцем античного искусства. Жак Луи Давид был организатором этой церемонии и ее хореографии. После поражения Наполеона при Ватерлоо, в 1815 году, Жак-Луи Давид оставляет Францию и обосновывается в Брюсселе, где он прожил последние десять лет своей жизни.
Жак-луи Давид родился в семье богатого парижского буржуа. Жак Луи Давид (фр. Jacques-Louis David 30 августа 1748, Париж— 29 декабря 1825, Брюссель)— французский художник, основоположник французского неоклассицизма. В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) – символ национального единства против старого режима – это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики.
Жак-луи Давид (фр. Jacques-Louis David 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма в живописи.
Его настольными книгами становятся иллюстрированные сборники — источники вдохновения мастеров неоклассицизма и история античного искусства И. Й. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. Независимо от рез-ко менявшегося отношения общества, к нему всю дорогу тянулась молодая поросль и не только получала техническую выучку, но и приобщалась к высоким принципам художественного творчества, осознавала направление художника – творца идей. После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят свое полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом «Клятве Горациев» (1784, Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе.
Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Будучи в Неаполе, молодой художник стал свидетелем того, как Потоцкий усмирил необъезженного коня. Увековечивая память одного из главных героев революции, Давид пишет картину «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель) полотно поражает своей суровой простотой, напоминая надгробный памятник, высеченный из камня. Портрет навечно остался незаконченным.
«И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его.
В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. В ней нет ничего лишнего. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). Здесь он создал ряд островыразительных портретов (Э.
Причиной такого поступка стал тот факт, что Давид подал решающий голос за казнь короля. С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр). Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Один из главных творцов стиля ампир, Давид создаёт получившие широчайшую известность живописные символы эпохи: проникнутая героико-романтичным порывом композиция «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1800, Национальный музей Версаля и Трианонов), гигантский холст «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (1805-07, Лувр) – торжественное многофигурное действо, сияющее праздничным, золотистым колоритом аллегорическое полотно «Леонид при Фермопилах» (1800-14, там же), ряд портретов («Автопортрет с палитрой», 1794 парные изображения супругов Серизиа, 1795 все – Лувр «Наполеон в своём рабочем кабинете», 1812, Национальная галерея искусства, Вашингтон и др. ). За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – 039Клятву Горациев039 (1784).
Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид. Давид обучался во Французской Академии. Сам он не был человеком аполитичным и горячо откликался на всё, что считал полезным и справедливым для общества. Была во французской культуре второй половины XVIII века ещё одна важная специфика. Великий гений Жак Луи Давид, описание картин которого дает понять зрителю, каким невероятным талантом он обладал, справа от мужественных воинов изобразил группу скорбящих женщин, понимающих неотвратимость утраты близких людей.
Вершиной его творчества стала картина «Смерть Марата». Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг).
Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг. Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Произведения Давида 1780-х гг.
В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия».
Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Сохранился официальный документ, в котором Давид писал: За Фрагонара – его многочисленные создания. ДАВИД (David) Жак Луи (30. 8. 1748, Париж – 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник. Давид объявляет об открытии особой платной выставки. Картина потрясающе реалистична.
Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Давид объявляет об открытии особой платной выставки.
039) возрождается героический идеал античности. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. В 1791 он приступил к работе над огромным полотном «Клятва в зале для игры в мяч», где предполагал увековечить историческое собрание Генеральных штатов 20. 6. 1789, открывшее путь к окончательному свержению монархии. Впервые в искусстве образ недавнего политического события обретает подобную масштабность однако картина осталась незаконченной, о её замысле можно судить по рисунку пером (Лувр) и крупному фрагменту (Национальный музей Версаля и Трианонов). В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг.
В 1790 – 1810-х гг. Певучие строгие линии пронизывали все в картине, объединяли тело и предметы мебель становилась украшением человека, как платье и драгоценности. Французский художник, представитель неоклассицизма. Через них распределялись заказы революционного правительства, присуждались премии, организовывались празднества и торжественные церемонии, в оформлении которых участвовало море архитекторов, живописцев, скульпторов, граверов, мастеров декоративного искусства. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.
Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. По материнской линии его родословную прославили несколько поколений архитекторов. Наконец еще один решил попытать счастья. В 1816, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель.
Проявил себя и как высокоодарённый педагог (из его мастерской вышли А. Ж. Гро, Ф. Жерар, Ж. О. Давид Энгр, П. П. Прюдон, П. Ж. Давид дАнже). Здесь все (красота линейных контуров изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов) нацелено на то, чтобы передать обаяние ученого и его жены. (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом.
После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Полотно «Коронование. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. В 1792-94 Давид был членом Конвента.
Сохранился официозный протокол, в котором Давид писал: 039За Фрагонара – его несметные создания. Стремясь получить хорошую живописную школу, в 1766 году Давид становится учеником парижской Академии художеств. подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр).
Непосредственность, тёплая задушевность порой сменяются атмосферой холодной элегантности, достигающей апогея в образе мадам Ж. А. Рекамье (1800, там же). Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции.
Именно ими можно восхищаться на картинах Сократ, Горации, Брут, Елена и Парис». Так по описанию Делеклюза, ученика Давида, выглядела его мастерская в период высшей славы художника.
Они осознают, что могут погибнуть, но вступают в сражение, веря в торжество справедливости. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим.
Римляне пригласили соседей сабинян на праздник, но намерения римлян были коварны: они неожиданно напали на гостей и захватили в плен присутствовавших на празднике сабинских женщин. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора».
Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Картины «Убитый Лепелетье» (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с ее трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей.
Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». Среди известных «античных» работ художника – «Андромаха, оплакивающая Гектора», «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Сабинянки», «Велизарий».
И хотя на картине приветствующий жест графа выглядит несколько театрально, это с лихвой компенсируется тем, как точно и детально Давид передает внешний облик героя: налицо нарочитая небрежность в одежде, спокойная уверенность в своей силе и т. д. Все это говорит о том, что начинающему живописцу вовсе не чужда передача реальной действительности в живой конкретности. Уничтожив все репродукции, юная аристократка добралась до оригинала. Давид пишет многочисленные портреты, как парадные («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов «Мадам Рекамье», 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны («Бой Минервы и Марса»), 1771, Лувр, Париж).
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Первые опыты работы 1780-х годов («Госпожа Пекуль» и «Господин Пекуль» — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Воодушевленный героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему («Клятва в зале для игры в мяч», не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Картина была показана на выставке. Забавным и трагичным фактом является то, что дочь аристократа Лепелетье, будучи ярой роялисткой, скупила все репродукции «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» и уничтожила их. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена.
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальные музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784). Давид горячо поддержал французскую революцию. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. Картина «Клятва Горациев» (1784, Лувр), написанная на тему трагедии П. Корнеля, воспринимается как революционный призыв политические настроения и чаяния, воплощённые в античном антураже, произвели чрезвычайно сильное впечатление на современников. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Энгра и др. Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии («Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», 1799, Лувр).
Она же предопределила его гражданскую и человеческую репутацию на десятилетия вперед. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. В портретах 1780-х – начала 1790-х гг., где подчеркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке («Врач А. Леруа», 1783, Музей Фабр, Монпелье).
Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена.
Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь Верховного существа или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». Его портреты, как репрезентативно-парадные, так и камерные (парные – четы Пекуль, 1784, Лувр «Химик А. Лавуазье с супругой», 1788, Метрополитен-музей), соединяют в себе рокайльное и классицистическое начала, они проникнуты чутким вниманием к внутренней жизни души. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста.
Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. А художественная существование Франции с тех пор пошла по новому руслу, в трагической борьбе проложенному Жаком Луи Давидом. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии».
Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом.
Благодаря Давиду в годы террора, когда срубленные головы противников и вчерашних единомышленников каждый день собирали в десятки огромных корзин, как будто кочаны капусты, не погиб ни единственный художник. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид. А вот портрет «Лавуазье с женой» (1788) написан несколько в иной манере.
С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Родился 30 августа 1748 года в Париже. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия.
В Риме на протяжении пяти лет (1775–1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766 – 74). Портрет навсегда остался незаконченным.
В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства».
«Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Даже то, что художник пишет не депутатов, не политиков, а хозяйку модного салона, было знамение времени: раньше первый художник страны писал либо королевскую семью, либо революционеров. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества.
Брут сидит в одиночестве, отдельно от своей жены и дочерей, зная: его поступок – лучшее, что он мог сделать для своей страны, – но все же напряженные ноги и пальцы на ногах выдают его внутреннее смятение. Конечно, каждый находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то свое. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет.
От этого узла симметрично в обе стороны спускаются по линиям рук, ног и по складкам одежды основные направляющие линии, образующие равнобедренный треугольник. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Итог оказался печальным. (David) (1748-1825), французский художник, общественный деятель. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту.
Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-1774) у Ж. М. Вьена. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. В 1794, после Термидорианского переворота, Давид был арестован и несколько месяцев провёл в тюрьме, однако в период Директории и империи Наполеона I вновь занял ведущее положение в художественной жизни Франции, с 1804 стал «первым художником» императора. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия.
С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Депрессия следует за крайним возбуждением. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо только новую моду. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.
Отряд карабинеров постоянно дежурил у мастерской, чтобы наводить порядок в потоке зрителей. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. В 80 годы XVIII века во Франции центральными были свободолюбивые идеалы и идеи.
Жироде, Ж. Б. На ней Лепелетье изображен на траурном ложе, полуобнаженным, с зияющей раной, так, как он был представлен в действительности во время всенародного прощания. После «Клятвы Горациев» Давид, как говорится, проснулся знаменитым. В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна.
Друэ, А. Л. После контрреволюции термидорианского переворота с конца 1790-х гг. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве).
С 1789 года Давид включается в политическую деятельность: руководит устройством массовых празднеств нового типа, пропагандирующих идеи свободы, равенства и братства, разрабатывает новые формы костюма, выступает с инициативами реформы Лувра (превращённого в годы революции в национальный музей) и демократизации Академии Художеств. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо лишь новую моду. За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – Клятву Горациев (1784). Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме.
Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. («Смерть Сократа», 1787, Метрополитен – музей, Нью-Йорк «Ликторы приносят Бруту тело его сына», 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объемно-светотеневого начала над цветом. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия.
По иронии судьбы художник, желая исследовать лучшие образцы прошлого, попросил в Национальной библиотеке эстамп с великолепного, написанного Ван Дейком, портрета Карла I Английского – первого в истории короля, казненного по приговору революционного суда. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года.
Модели изображены то словно уподобленными античной статуе («Госпожа де Веркинак», 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре («Портрет госпожи Серезиа «— сестра жены Давида «Портрет Пьера Серезиа», оба — 1795, все — Париж, Лувр). Некогда похищенные у безоружных сабинян девушки, ставшие женами римлян, на поле боя пытаются остановить и примирить своих враждующих мужей и братьев. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. С 1804 Давид был «первым художником» Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пестрых по цвету и перегруженных по композиции картинах («Коронация», 1805 – 07, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемыми событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. Полотно представляет собой огромный холст.
Грациозно-женственное начало преобладает в жеманно-эротичном полотне «Парис и Елена» (1788, Лувр). В ранних работах Давида ощутимо влияние рокайльной манеры Ф. Буше, прихотливо-неустойчивой, динамичной ритмики его чувственных образов («Бой Марса и Минервы», 1771, Лувр, Париж). Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. Давид досконально и правдиво передал торжественную церемонию, в костюмах и атрибутах которой подчеркивалась преемственность империи Наполеона по отношению к империи Карла Великого.
Давид оставил большое количество рисунков некоторые из них отмечены острым, беспощадным документализмом («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», 1793, Лувр). В его искусстве нарастают черты отвлеченности и рассудочной повествовательности. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды.
В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Общественная жизнь того периода была отражена Давидом в композиции «Клятва в зале для игры в мяч» (1789), которая, несмотря на огромный собранный материал, так и осталась незаконченной по той причине, что стремительное развитие революционных событий смело со сцены многих лиц, без которых она не могла считаться законченной. В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена).
Среди материала к «Клятве. » были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Конечно, любой находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то родное.
Возглавив художественную бытие революционной Франции, он за немного лет, отмеченных неслыханным страхом и террором, сумел внушить власти и обществу почтение к Художнику. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793).
Давид не стал оправдываться и объясняться. Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Давид (David) Жак Луи (30. 8. 1748, Париж, – 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник. Согласно эстетике того времени искусство должно быть верным природе, а значит, подражать наиболее метко отразившим ее античным образцам, в первую очередность скульптуре, на которую становится все больше похожей живопись: главное в ней рисунок, граница, геометрия.
И когда Давид вернулся на родину, он сразу оказался во главе течения, которое ставило своей целью выразить все эти идеалы в героической ипостаси, соединив их с «вольностями» рококо. Была во французской культуре второй половины XVIII века еще одна важная особенность. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Художник изобразил патетический момент, когда депутаты дают клятву борьбы за идеалы Свободы, Равенства, Братства. Доведенные до предела строгость стиля и скупость выразительных средств несут могучий заряд энергии. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов.
В августе того же года вернулся во Францию. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины.
После пребывания в Риме (1775-80), где Давид изучал памятники античности и искусство итальянского Возрождения и барокко, он выступил с историческими картинами «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изобразительных искусств, Лилль) и «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1783, Лувр). Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр).
Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо.
После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Энгра и многих других. В этот же период утверждается и выдающийся талант Давида-портретиста. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования.
) возрождается героический идеал античности. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Давид не занимается эстетизацией смерти, он изображает ее злобное торжество. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа.
На следующий день делегат от народа Гиро предложил написать картину о гибели Марата, друга простого народа. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»».
Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Но после возвращения Бурбонов художнику пришлось уехать в Брюссель. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Стиль Давида искусствоведы определяют как неоклассицизм. Согласно эстетике того времени искусство должно быть верным природе, а значит, подражать наиболее точно отразившим ее античным образцам, в первую очередь скульптуре, на которую становится все больше похожей живопись: главное в ней рисунок, линия, геометрия.
На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Помимо занятий политикой, Давид вел большую педагогическую деятельность: руководил крупнейшей мастерской в Школе изящных искусств, занимался вместе с учениками оформлением массовых празднеств революционного характера, моделировал костюмы должностных лиц и обмундирования войск, причем делал все это в духе римской классики.
Авторитет Давида как крупнейшего мастера французского классицизма 18 века закрепляется картинами «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789, Лувр), «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» (1799, там же). Это сыграло свою положительную роль в судьбе художника. Давид не стал оправдываться и изъясняться. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Винкельмана. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным.
Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Ж. Сийеса, 1817, Музей Фогг, Кембридж, штат Массачусетс), а также мифологические полотна, отвлечённо-идеализированные и гривуазно-чувственные одновременно («Марс, обезоруживаемый Венерой и Грациями», 1821-24, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. Произведения Давида 80-х гг.