Алексей Георгиевич Явленский (нем. Alexej von Jawlensky 13 (25) марта 1864, Торжок, по некоторым источникам—, Тверская губерния— 15 марта 1941, Висбаден)— русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Алексей Георгиевич Явленский (нем. Алексей Георгиевич Явленский— (13 марта (25 марта) 1864, Торжок— 15 марта 1941, Висбаден)— русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Большая часть жизни и творчества русского художника-экспрессиониста Алексея Георгиевича Явленского связана с Германией, он даже добавил к своей фамилии аристократическую приставку «фон», при этом, официальных изменений в биографические данные не вносилось.
Алексей Георгиевич Явленский (нем. Alexej von Jawlensky 13 (25) марта 1864, Торжок, по некоторым источникам— Кузлово, Тверская губерния— 15 марта 1941, Висбаден)— русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Алексей Георгиевич фон Явленский скончался 15 марта 1941 года в Висбадене, Германия, где и был похоронен на русском православном кладбище. Алексей Георгиевич Явленский — (13 марта (25 марта) 1864, Торжок — 15 марта 1941, Висбаден) — русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии.
В 1901–1902 провел 14 месяцев в России, во время этой поездки сблизился с Еленой Михайловной Незнакомовой (1881–1955), воспитанницей и прислугой семьи Веревкиных у них родился сын Андрей (Явленский-Незнакомов), впоследствии ставший художником. Так Явленский познакомился с принципами символистского истолкования мира. В 1890 добился перевода в Петербург в Кронштадтский крепостной пехотный батальон. ЯВЛЕНСКИЙ, АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ (1864–1941), русский художник, представитель экспрессионизма. Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества – Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 – президент. В августе 1914 сначалом Первой мировой войны художник эмигрирует внейтральную Швейцарию. Педагог.
В 1909 году он основал вместе с Василием Кандинским, Адольфом Эрбслох, Габриэлой Мюнтер, Марианной Верёвкиной и другими «Новое мюнхенское художественное объединение». С 1915 жил в разных городах Швейцарии, а с 1922 – в Висбадене.
Моя работа– это моя молитва, нонаиболее страстная молитва, – выраженная вцвете». Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Приехав в Мюнхен, Явленский учился в художественной школе Антона Ашбе, где на тот момент уже учились И. Грабарь Грабарь Игорь Эммануилович Известный советский художник. Висбаденский период отличается стремлением конструировать головы колорит заметно высветлен, несколько цветных линий дают основные абрисы (всегда только анфас), поверх плавают несколько ярких пятен. С 1915 года жил в разных городах Швейцарии, а с 1922 года – в Висбадене. Вместе сдругими соотечественниками, чьё творческое наследие составило мощный пласт русского зарубежья, Явленский активно участвовал вхудожественном процессе ХХвека.
С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. В 1890–1900-е много путешествовал, работал в Италии и Франции (Париж, Нормандия, Бретань). Известен и как театральный художник. Немецкие друзья художника называли его Иваном Карамазовым. Та же графическая схема повторяется в черно-белых литографиях (альбом из 6 автолитографий «Голова», Висбаден, 1922). В 1914 году, после начала войны, Явленскому пришлось покинуть Германию и переселиться в Швейцарию. В ранний период последовательно испытал влияние И. Е. Репина, В. А. Серова и К. А. Коровина, позже – Дж.
В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912 и 1913) и Берлине (галерея Der Sturm, февраль 1914). Из дворянской семьи. Дворянин, сын полковника. Совместно с Веревкиной и Б. Цукерманом устроил благотворительную выставку в Вильно (январь 1915).
Только летом он выбирался в семейное Куслово, где двухэтажный дом старинной архитектуры стоял среди липовых аллей, цветников и хозяйственных построек. Позже сотрудничал в основанном Кандинским объединении «Der Blaue Reiter» и участвовал в его выставках (1911/12). Немецкие друзья называли Явленского между собой Иваном Карамазовым. Его живопись становилась все более условной.
В 1897 посетил Венецию. Вместе с другими эмигрантами участвовал в русском отделе XII Международного бьеннале искусств в Венеции (1920). Работы тех лет выполнены в классической реалистической манере.
писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое». Цюрихе (1917) и Асконс (1918-22). Художник. 1936 «Яиночь». Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. на долгих 10 лет оставила живопись и посвятила себя развитию таланта супруга.
Вместе с В. В. Кандинским организовал «Новое художественное общество» в Мюнхене (1909), позднее сотрудничал в объединении «Синий всадник» (1911–1914). Кандинский привлек Явленского к организации Новой ассоциации художников в Мюнхене. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. Был отпет в православном соборе св. После гимназии учился в кадетском корпусе и военном училище (1877–1887) в 1896 вышел в отставку в чине штабс-капитана. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». Элементы ландшафта вэтих работах трансформируются всимволические, воплощающие переживания художника цветовые формы. Это преимущественно пейзажи, натюрморты и, естественно, головы.
Луки. Святой Андрей» (1934), «Константинополь» (1936), «Иоанн Креститель» (1936). В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». Художественные критики сравнивали краски Явленского с византийскими мозаиками. Явленский уже тогда считал, что искусство не объясняет мир, что оно само — мир.
После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. В России картины Я. В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х – «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). Мировую славу Явленскому принесли работы из огромной серии Медитации (1933-1937) реминисценции византийско-русских икон с их мистическими ликами преображаются в смутный и скорбный символ лица, укрупненные черты которого напоминают крест, наложенный на живописную поверхность. Здесь появляются его знаменитые вариации: пейзажи, натюрморты, головы. Но символичность образов не покидает его (Сакральный час, Пророк с Тибета), Работал художник только для себя и еще, как сам говорил, для своего Бога, работал в экстазе, со слезами на глазах. По окончании гимназии учился во 2-м Московском кадетском корпусе (1877-84) и 3-м Александровском военном училище (1885-87). Плюс ко всему имели особое значение музеи, в первую очередь Эрмитаж.
Знаковая фигура экспрессионистского течения в живописи. Родившись близ Торжка, ребенком вместе с семьей Явленский попадает в 1874 году в Москву. Творчество представлено во многих художественных собраниях России, Европы и США: в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Омском областном музее изобразительных искусств им М. А. Врубеля, Городской галерее Ленбаххаус в Мюнхене, Штедель-музее во Франкфурте-на-Майне, Музее Висбадена, Музее Людвига в Кёльне, Художественном музее в Базеле, Альбертине в Вене, Музее современного искусства в Нью-Йорке (МОМА), Художественном институте Чикаго, Музее Нортона Саймона в Пасадене и других. С 1890 года посещал петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя.
Болезнь глаз, грозившая слепотой, заставляет менять манеру. В послевоенные годы мемориальные выставки Явленского и «Синей четверки» прошли во многих городах Европы и США. Испытал влияние фовизма (в особенности А. Матисса) и экспрессионизма.
Вместе с Василием Кандинским организовал Новое художественное общество в Мюнхене (1909), позднее сотрудничал в объединении Синий всадник (1911-1914). Излюбленным мотивом стали головы и полуфигуры, образованные плавными линиями и плоскостями с тонкими цветовыми переходами: «Терновый венец» (1918), «Молитва» (1922), «Поэзия утра» (1930). С 1930 года художник переходит к темным гармониям. Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США. С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Ему думалось, как и многим тогда, что искусство будущего — искусство эмоциональное.
Живёт вдеревне Сен-Пре наЖеневском озере близ Лозанны. На рубеже веков много путешествовал, приезжал и в Россию. Стиль получает эмблематический характер. Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества – Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 – президент. У Репина дышать стало свободнее, проблемы колорита увлекли его именно там.
В качестве вольнослушателя посещал занятия в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1890–1896), где учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова, А. И. Куинджи, В. В. Матэ. Один из основоположников абстракционизма. Совместно с М. В. Верёвкиной и Б. Цукерманом устроил благотворительную выставку в Вильно (1915). По завершении учебы был произведен в подпоручики и зачислен в 7-й гренадерский полк. Здесь он начал свои «Вариации» — цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. В 1896 году обосновался вместе с нею в Мюнхене, где посещал школу А. Ашбе.
В колористическом отношении работы 1911 года — самые экстатические по цвету. Детство провел в родительском имении Кузлово под Вышним Волочком в Тверской губернии. Те шли к созданию объединения Синий всадник, Явленский нащупывал свой путь. После пребывания в 1905 во Франции пейзажи Я. стали превращаться в цветовые композиции «цвета горят, – писал он, – передавая жар души».
1937). Один из основателей группы «Синий всадник». 25 (13). 03. 1864 (Торжок Тверской губ. ) – 15. 03. 1941 (Висбаден, Германия).
И если я утрирую и формирую, то только для того, чтобы подчеркнуть каждый раз главный мотив моей эмоции». Он идет к созданию обобщающих образов и портреты постепенно теряют необходимость сходства, превращаясь в головы (Галки, Лола, Испанки, Фиолетовый тюрбан и др. ). Постепенно гаснет яркость красок, к 1918-19 гг. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. В начале 1900-х пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы» использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами.
После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. В 1921 году художник переезжает в Висбаден. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. в работах нарастает линейность, ощутимы отзвуки кубизма. Вместе с ней учился в 1896-98 в «немецких Афинах» Мюнхене, в школе А. Ашбе. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок.
В 1890 добился перевода в Петербург, в Кронштадтский крепостной пехотный батальон и поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова и А. И. Куинджи. С 1903 выставлялся в мюнхенском и берлинском Сецессионах. Был отпет в русском православном соборе в Висбадене. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. Участвовал в русских выставках: Нового общества художников (СПб., 1905), СРХ (М., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/10 и 1911), «Бубновый валет» (М., 1910/11).
Композиция Праформы (1919) отражает поиски художником новой гармоничности. В 1921 г. художник окончательно поселился в Висбадене. Вместе с другими эмигрантами участвовал в русском отделе XII Международного биеннале искусств в Венеции (1920). В 1899 помогал Ашбе вести занятия. В 1899 помогал Ашбе вести занятия.
– 15. 3. 1941, Висбаден, Германия) – художник. Работал в Германии. А. Явленский – потомок графов Ростопчиных. После знакомства с кубизмом нарастает линейность. Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». Последний раз был в России в 1914.
В 1908 году он вместе с Веревкиной живет в доме Кандинского и Габриэль Мюнтер в Мурнау. В 1906 его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С. П. Дягилевым выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне. В 1874 переехал с матерью в Москву. Член Нового художественного объединения, Синего всадника. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США.
Явленский познакомился со своей будущей творческой сподвижницей и спутницей жизни художницей М. Верёвкиной Веревкина Марианна Владимировна Русская художница.
Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Представлен в крупнейших музеях современного искусства на Западе, а также в ГРМ и ГТГ. Но чем больше Кандинский сближался с Францем Марком, тем больше удалялся от них Явленский.
Здесь он начал писать серию пейзажных «Вариаций»– небольшие поразмеру композиции, выполненные тонкими слоями краски набумаге, структурированной под холст. В 1906 его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С. П. Дягилевым выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне. В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х – «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937).
Потом стали появляться обобщающие названия: Испанка, Фиолетовый тюрбан, Лола. В 1920 году окончательно откристаллизовался его самобытный стиль – с обобщенными головами и фигурами на грани перехода в цветовую или черно-белую абстракцию. Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912, 1913), Берлине (1914), Базеле (1917) и других городах. В 1924 по ее инициативе возникло объединение «Синяя четверка» («Die Blauen Vier»: Явленский, Кандинский, П. Клее и Л. Фейнингер), которое в дальнейшем провело свыше 20 выставок в Германии и США. В 1896 вышел в отставку, отказавшись от военной карьеры. По окончании гимназии учился во 2-м Московском кадетском корпусе (1877–1884), где рисование преподавал художник С. И. Васильев и в 3-м Александровском военном училище (1885–1887).
С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. «Я выкидываю все частности, все детали, – писал Я., – чтобы как можно яснее выразить суть моей задачи. Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер.
Родился в Торжке 13 (25) марта 1864 в семье полковника (как выходец из дворянского рода прибавлял позднее, в Германии, к своей фамилии приставку «фон»). Помогла Галка Шейер, менеджер идруг художника. Тем не менее духовного родства со своей родиной он никогда не порывал он не только жил воспоминаниями о прошлом (кстати, в написанных им автобиографических записках русским годам отводится больше всего места и они более всего подробны), но оставался глубоко верующим, православным человеком.
В России экспонировался на выставках объединений: Новое общество художников (1905), Союз русских художников (1906, 1909), «Мир искусства» (1906), «Венок» (1908), «Бубновый валет» (1910/1910) в Салоне С. К. Маковского (1909), 1-м и 2-м Салонах В. А. Издебского (1909/1910, 1911) в Петербурге и Москве. Служил в Кронштадтском крепостном батальоне, одновременно учился в Академии художеств. Жил в Санта-Пре (1915-16). С1934 по1937, несмотря натяжёлые физические страдания, вызванные болезнью суставов, Явленский работает над серией «Медитации», которую считал итогом духовного опыта ивершиной своего творчества.
С 1903 — участник выставок. В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Незнакомовой и поселился в Висбадене. С 1913 – академик. Ихотя «медитации» далеко отходят отрусских истоков, сиконописными образами их роднит насыщенность красок, экспрессия, одухотворённость («Жизнь исмерть». Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913).
Немецкое гражданство, которое художник получил виюле 1934, неулучшило его положения. В 1915 участвовал в выставке русских художников-эмигрантов в Лозанне и в благотворительной выставке в Вильно (вместе с Веревкиной и Б. Цукерманом). Изображённая напортрете Елена Незнакомова (Лёля), горничная Верёвкиной, вянваре 1902 родила Явленскому сына Андрея. Знаковая фигура экспрессионистского течения в живописи. От Ленбаха и Штука Явленский отказывается в пользу Ван Гога и Сезанна, Гогена и Ходлера. Но названия композиций говорят сами за себя: Карма, Великая тайна, Аврора, Сакральный час, Пророк с Тибета (все 1930-х).
В 1933–1937 создал более 1 000 работ, названных «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. В Локарно (Швейцария) наследниками художника открыт Архив Алексея Явленского, занимающийся популяризацией творчества издан 4-х томный каталог-резоне его произведений (1991–1998).
Воспитал блестящую плеяду художников-графиков. С 1890 посещал петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. Действительный.
Главное, что интересует живописца — жизнь цвета. После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. В 1890 добился перевода в Петербург, в Кронштадтский крепостной пехотный батальон. Стал вице-президентом общества, а после ухода Кандинского (1911) — президентом. Жил в Санта-Пре близ Лозанны (1914–1916), где встречался с обосновавшимися там в военное время С. П. Дягилевым, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, И. Ф. Стравинским и Л. С. Бакстом.
В России картины Я. экспонировались на выставках нового общества художников (1905), «Союза русских художников» (1906, 1907), «Мира искусства» (1906), «Венок-Стефаног» (1909), «Бубновый валет» (1910-11) и др. Член-учредитель Нового художественного общества Мюнхена (1909–1912 первый заместитель президента), участвовал в деятельности группы «Синий всадник» в Мюнхене (1911–1914), объединения «Синяя четверка» (с 1924). Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство».
Сами названия картин глубоко символичны: Поэзия утра, Карма, Великая тайна, Аврора. Некоторые из ранних голов несомненно ведут происхождение от портретов и иногда сохраняют проблему сходства (портрет так называемой Галки, художницы Эмми Шейер). В России картины Я. В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937).
Большое значение имело знакомство с Матиссом в 1905 году в Париже. Среди его учеников, . Пример синтеза живописи Ашбе иЦорна– «Елена виспанском костюме» (1901), близкий ряду портретов русской школы этого времени своими колористическими, композиционными иинтонационными особенностями. Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство» в Мюнхене (1937), организованная властями с пропагандистской целью. ольшое место в творчестве художника занимает историческая тема.
С минимальными изменениями варьировал одну и ту же композиционную схему, в которой очертания лица трансформировались в крестообразный символ, перечеркивающий всю поверхность картины. Он работает сней веё мастерской вПетропавловской крепости, вимении Верёвкиных Благодать. В начале войны выехал в Швейцарию вместе с Веревкиной и воспитанницей их семьи Еленой Незнакомовой имевшей от него сына Андрея (впоследствии – художник А. А. Явленский). Вней он развивает евангельскую тему, начатую в«Ликах Спасителя» и«Абстрактных головах». Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби». Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике.
По завершении учебы был произведен в подпоручики, зачислен в 7-й гренадерский полк. Художника интересуют отвлеченные гармонии (композиция Праформы), Явленский считает, что каждый находит в картине только то, что есть в его собственной душе. Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. Группу художники рассматривали как свободное объединение для пропаганды своего искусства. Нохристианская иконография– ведущая вэти годы, очём красноречиво говорят названия «медитаций»: «Архангел Михаил» (1934), «Иконостас. Явленский Алексей Георгиевич (1864-1941), художник.
Вскоре к ним примкнул и Василий Кандинский. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. В связи с началом 1 -и мировой войны Я. переехал в Швейцарию, в селение Сант-Пре (кантон Во), где в крошечной мастерской с одним окном написал около 100 пейзажных вариаций, получая, по его словам, «вдохновенье от состояния в природе и моей собственной души».
Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер. «Медитации» по-разному могут интерпретироваться зрителем, сам художник называл их «просьбами кБогу», «молитвами» исполненными вмоменты глубочайшей сосредоточенности исамосозерцания: «Яработаю для себя, для себя одного идля моего Бога. В дальнейшем написал ряд «абстрактных голов», отличавшихся чистотой форм, геометрической ясностью и точностью. Официальный брак сней был заключен лишь в1922. С 1914 года, когда он из-за войны вынужденно живет в Швейцарии, кантоне Во, появляются его знаменитые вариации (так назвал их сам художник).
В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. В 1874 переехал с матерью в Москву. Постепенно крепнет дружба с Кандинским. Увлекся искусством, копировал картины в Третьяковской галерее.
Уистлера, И. Зулоаги, В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Пикассо и в особенности А. Матисса, с которым познакомился в Париже (1907). Безусловно, что, происходя из известных дворянских родов (среди его предков графы Ростопчины, вот таким образом в Германии художник добавлял приставку фон к своей фамилии), Явленский вряд ли смог принять революцию. Увлекался искусством, копировал картины в Третьяковской галерее. Со смертью отца его материальное положение резко ухудшилось. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое».
На рубеже веков много путешествовал, приезжал и в Россию. Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». 1937 «Чистилище». праведной Елизаветы и похоронен на русском кладбище в Висбадене. Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США. В 1885-87 учился в Александровском военном училище.
Делал все это Явленский, чтобы познать и выразить духовное начало своей души. Немецкие друзья художника называли его «Иваном Карамазовым». Учился у И. Е. Репина в петербургской АХ (с начала 90-х гг. ) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (с 1896) вместе с В. В. Кандинским, чьи установки во многом разделял.
С шестнадцати лет в Москве он каждое воскресенье ходит в галерею Третьякова. Его живопись становилась все более условной. Здесь вновь проявляется некая иконность.
Но названия композиций говорят сами за себя: «Карма», «Великая тайна», «Аврора», «Сакральный час», «Пророк с Тибета» (все 1930-х). Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби». Знаковая фигура экспрессионистского течения в живописи. В 1874 переехал с матерью в Москву.
в Висбаден, где женился на Хелене и жил до своей смерти. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство».
В 1890 поступил в Академию художеств, в класс И. Репина. Поступил вольнослушателем в АХ, учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова и А. И. Куинджи. Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби».
С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Грабарём иД. Н. Кардовским. Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство», организованная властями с пропагандистской целью (она открылась в мюнхенском Доме искусств в июле 1937 и до апреля 1941 посетила еще 12 городов).
В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». С 1903 выставлялся в мюнхенском и берлинском Сецессионах. Важнейшие элементы созданной Гогеном теории (так называемый синтетизм), окоторых рассказывал Веркаде, увлекли Явленского. Однако ему было не по пути с художниками Мира искусства.
В 1890-1900-е много путешествовал, работал в Италии и Франции (Париж, Нормандия, Бретань), приезжал в Россию. Брак с Незнакомовой официально оформил только в 1922. В 1916 его менеджером стала Эмма Шейер. С ними переехала 11-летняя Елена Незнакомова, воспитанница М. Верёвкиной Веревкина Марианна Владимировна Русская художница. В 1896 обосновался вместе с нею в Мюнхене, где посещал школу А. Ашбе. Окончательно расставшись с Верёвкиной в 1919г., он переехал в 1921г. в Висбаден, где женился на Елене Незнакомовой и жил до своей смерти. По семейной традиции его отдают в кадетскую школу, потом в юнкерское училище.
Просто он, как и его знакомые и близкие ему по духу художники — Матисс, Кис ван Донген, Нольде, — шел к предельной интенсификации палитры, к ударным столкновениям красочных пятен. Сравнение не самое удачное. Детство провел в родительском имении в Витебской губернии. вошел в группу Синий всадник. С 1914 г. по 1921 г. живет в Сан-Пре (Швейцария). Здесь он начал свои «Вариации» — цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. В 1933-37 создал более 1000 работ, названных «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. Знаковая фигура экспрессионистского течения в живописи.
Что-то иногда напоминает композиции Пауля Клее. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Последнее десятилетие жизни художника – важнейшее в его творческом и духовном пути – отмечено драматическими событиями. О своих произведениях сам Я. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое».
Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 президент. Вместе они решили поехать учиться, как многие русские, в Мюнхен. Выходец из России. С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью.
Самостоятельно занимался живописью и рисунком, копировал в Третьяковской галерее. В1924 вместе сКандинским, Паулем Клее иЛионелем Файнингером Явленский вошёл ворганизованную поинициативе Шейер группу «Синяя четвёрка», выставки которой прошли вгородах Германии иАмерики. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. и Д. Кардовский Кардовский Дмитрий Николаевич Русский художник.
(1864, близ Торжка, Тверской губ. Та же графическая схема повторяется в черно-белых литографиях (альбом из 6 автолитографий «Голова», Висбаден, 1922). Излюбленным мотивом стали головы и полуфигуры, образованные плавными линиями и плоскостями с тонкими цветовыми переходами: «Терновый венец» (1918), «Молитва» (1922), «Поэзия утра» (1930). 10 работ Я, (пейзажи Бретани) были представлены в 1906 на Осеннем салоне в Париже, на выставке русского искусства, организованной С. Дягилевым. Мировую славу Явленскому принесли работы из огромной серии Медитации (1933–1937) реминисценции византийско-русских икон с их мистическими ликами преображаются в смутный и скорбный символ лица, укрупненные черты которого напоминают крест, наложенный на живописную поверхность. Переехав в 1917 в Цюрих, в 1918-в Аском, а затем в 1921 в Висбаден, продолжал создавать серии с изображением лиц в различных вариациях: серии «мистических» и «святых» голов, в основном, женских, где появился новый религиозный оттенок звучания серия «медитация» («Терновый венец», 1918: «Молитва», 1922 «Поэзия утра», 1930 «Аврора», 1931).
Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). Участвовал в русских выставках: Нового общества художников (СПб., 1905), СРХ (М., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/1910 и 1911), «Бубновый валет» (М., 1910/1911). Экспонировался в Мюнхенском и Берлинском Сецессионах, Осеннем салоне в Париже (1906).
Главное, что интересует Явленского в этот период, – жизнь цвета ибо в искусстве эмоциональном он видит искусство будущего. Надгробную речь произнес его многолетний друг немецкий художник А. Эрбсле. Окончил 3-е Александровское военное училище. Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). Окончательно расставшись с Верёвкиной в 1919г., он переехал в 1921г.
Здесь он поступает вшколу Антона Ашбе, где учится сИ. Э. В начале 1900-х пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы» использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами. Покончил жизнь самоубийством. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок.