Всего за день информированное литературное общество подсказало, что картина принадлежит перу русского художника Николая Ярошенко и называется Студент.
Так, отмечалось в литературе влияние морально-этических идей Л. Толстого на Ярошенко в 80-е годы Д. В. Бродский. Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Гольдштейн, проводит параллели между Ярошенко и Крамским.
Прытков отмечает преобладающее место портрета в творчестве Ярошенко. Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах «новых людей» (Студент, 1881, там же Курсистка, 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне Всюду жизнь, 1888, Третьяковская галерея). Мои встречи М. : Издательство АХСССР, 1952. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова.
Ге. соч. Ярошенко писал «Студента» с конкретного человека, но прекрасное знание среды революционно настроенного студенчества помогло ему поднять образ до типического обобщения. Прытков. соч.
В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Толстой и художники – М. : Искусство, 1978 С. 184. Безсонов СВ.
Ярошенко проводили лето именно здесь. Ярошенко. С 1868 года юный Ярошенко вольнослушателем посещает Академию художеств. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора.
Критик первым отметил художественные достоинства ярошенковского «Кочегара»: «публика как один человек, всякий день приходит в восхищение от поразительного огненного освещения, которым с головы до ног облит этот мастеровой. » Там же. Интересная деталь – в декабре 1881 года была поставлена пьеса «Таланты и поклонники» Островского. – М. : Искусство, 1966., это тоже, что в литературе портрет, написанный Достоевским» И. Н. Первоначально сама идея создания портретной галереи «лиц, дорогих нации», «духовных учителей», «властителей душ», «совести народной» принадлежала Третьякову. Все рассматриваемые в этой главе личности были не единожды запечатлены на холсте. С. 95.
Это была бы Стрепетова, но это была бы «не вся» Стрепетова, а лишь Стрепетова в какой-то момент, в какой-то роли – «общий характер» не выявился бы в таком портрете. С. 106. А настоящее зимнее пальто, как пишут многие современники им заменял плед. Самобытный и уникальный художник Николай Александрович Ярошенко в первую очередь известен портретом «Студент». Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Ярошенко и В. Г.
Неуловимый, зыбкий свет струится из неведомого источника. Прытков. Портретируемый смотрит прямо на нас. Думаю, для Н. А. Третьякова.
К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Наглухо застегнутый костюм сидит на нем, как на вешалке, как на скелете. «В сущности в его жанровых картинах – в любви к однофигурным композициям, в сосредоточенности внимания не столько на чертах быта и сюжетном действии, сколько на психологической выразительности самих персонажей, яркости самого «типажа» – чувствуется, по преимуществу, художник-портретист» Там же. Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», М., 1960. Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки.
Их ждёт счастливая, но непростая жизнь. Но в том же 1895 году Ярошенко был написан великолепный портрет В. С. Черткова, которую прекрасно знал Ярошенко. «Студент» – схудожника Филиппа Антоновича Чирко или, как его звали, Чирка, который оставил великолепные воспоминания о жизни в дореформенной академии. Далекое и близкое – М. -Л. : Искусство, 1949.
Автор вступительной статьи к каталогу выставки, С. Н. Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных (Кочегар, Заключенный, обе работы – 1878, Третьяковская галерея, Москва). по письму, а еще более по глубине и правдивости. соч. хотя и не очень дружелюбная, содержит ряд интересных замечаний, например, что «в отношении к своему предмету, примирительному и сердечному, сказалась лирически настроенная симпатичная природа художника» Там же. Однако не вышла ни одна новая книга о творчестве Н. А. Однако сохранился похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года, так что Ярошенко был кадетом уже в восьмилетнем возрасте.
Порудоминский – автор работ, посвященных и другим передвижникам Н. Н. В каждой, самой небольшой, статье или главе или даже строке о Н. А. Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни среди последних наиболее популярна картина На качелях (1888, Третьяковская галерея). Человеческая тема почти всех героев Ярошенко – печаль о «не своем горе», о которой писал Глеб Успенский.
С. 11 – 13. Впервые В. А. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга.
Прытков. Таким образом, этот труд явился закономерным следствием обращения автора к замечательным художникам 70-90-х годов XIX века, времени, которое хорошо знает Порудоминский. Бенуа о Ярошенко, включенная в его «Историю русской живописи в XIX веке» А. Н. Книге предшествовали серьезные архивные изыскания, но, как сам автор отметил в «Кратком преуведомлении», личная жизнь Ярошенко осталась «тайной за семью печатями», так как найти новые документальные материалы, письма автору не удалось. С. 19. Портретная живопись передвижников.
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Он мог написать ее красивой и привлекательной – в жизни она не была такой, но становилась прекрасной на сцене, охваченная порывом вдохновения.
Молодой человек стоит спиной к стене, назад пути нет, только вперед — ударом, выстрелом, взрывом. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Сарабьянов. В 1979 году вышла еще одна книга о Н. А. С. 5. Ярошенко.
В это время художник работал над эскизами к картине «Иуда». Им никто этого не «заказывал», они денег не надеялись и не желали извлекать из этого они сами ходили, просили, уговаривали – и им удавалось, наконец, написать того, кто им казался принадлежащим к их внутренней жизни» В. В. Иван Николаевич Крамской – Л. : Художник РСФСР, 1988.
Великая и красивая актриса Стрепетова, сложный и трудный для себя и для других человек Стрепетова, сильный характер и «горбатенькая» измученная женщина, жаждущая доброго слова и ласки – все это есть у Ярошенко, но еще это и человек восьмидесятых годов, человек своей эпохи, трагически воспринимающий настоящее. Именно эта широкая содержательность произведения, далеко выходившая за пределы содержания собственно портретного образа и позволила Крамскому отнести этот портрет к числу «самых замечательных» портретов своего времени. Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей.
В этом портрете нет ничего театрального, зрелищного. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. С. 97. По воспоминаниям художника Н. П.
указ. С. 105. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. Однако критика того времени была сурова по отношению к художнику и его произведению.
Ге «Что есть истина. ». Именно публика переименовала скромный «Этюд» в красноречивого «Студента» и это название с тех пор закрепилось за картиной. Студента Николай Александрович написал в 1881 году. Он то ли греет руки, то ли прячет нечто (пистолет, бомбу. ). В самом деле, можно ли было не признать студента (по замечанию недоброго рецензента, «типического недостаточного студента». ) в этом серьезном молодом человеке — с его бледным лицом, обросшем рыжеватой бородкой, с длинными волосами, выбившимися из-под широкополой шляпы, с его «недостаточным» пальто, с этим накинутым на плечи пледом (в официальной печати тогда неодобрительно писали о пледе, заменившем студентам мундир и требовали ношения учащимися единообразной формы).
Моргунова в журнале «Искусство» за 1939 год Н. С. Еще будучи кадетом начал брать частные уроки рисования. Из темной глубины мастерской выдвигается светлое розовое лицо в пепельном окружении волос.
По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. С. 187-188. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Отправляясь в театр на тотже спектакль «Таланты и поклонники», они могли позволить себе только галерку. Ульянов.
соч. В 1970-х годах в Государственной Третьяковской галерее прошел ряд тематических выставок, посвященных творчеству передвижников, одна из них – «Портретная живопись передвижников» С. Н. Портрет написан жизненно, сочно, с легкостью. Одновременно стал вольнослушателем в Академии художеств.
Чаще всего его внимание привлекали представители интеллигенции, люди высокоинтеллектуальные. Ярошенко мы увидим упоминание об этой работе. соч. Однако никому из родных не приходила в голову мысль развить этот талант. Статья была написана С. Глаголем, но редактировал ее И. Остроухов, хорошо знавший художника. Она выполняла роль нравственного ориентира, воздействовала как «выпрямляющее начало» – такова была основная концепция московского портретного собрания. указ.
Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении. Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Художник-интеллигент, «Нива», 1917, 29.
Личные дела Н. А. Ге. Так исключительно высокая оценка была дана Крамским портрету Стрепетовой: «Когда мы сойдем со сцены, то я решаюсь пророчествовать, что портрет Стрепетовой будет останавливать всякого. Отдельно следует остановиться на одежде персонажа.
Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки. Сарабьянов. Из-под кисти Николая Александровича вышли великие творения, особенно удались портреты студента и курсистки. С. 195. Ярошенко к П. М.
Он не имел семьи и собственного дома, чаще всего жил у своих друзей. На фоне высокой спинки выделяется чуть склоненная «дивная голова, так великолепно украшенная красивыми черными, с проседью, пышными прядями локонов» И. Е. «Студент» вызывает в памяти образ Раскольникова Достоевского и особенно – тургеневского Базарова. У Н. А. Прытков отмечает, что особенно много и углубленно художник работает в портретном жанре именно с конца 70-х – начала 80-х годов, после создания им «социально типических образов передовой русской молодежи, как бы подготовивших расцвет его незаурядного дарования портретиста» В. А.
В образе Соловьева, созданном Крамским, внутренняя энергия соединена с апатией, что, вероятно, соответствовало истине. Нужно сказать, что сам Николай Александрович был близок к миру учащейся молодежи. Сегодня еще по инерции это вызывает некое отторжение. Любовь к рисованию возникла у будущего художника с детства. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир.
Позже ею были опубликованы первые более серьезные статьи о художнике. – М. : Искусство, 1972. Гольдштейн.
Отдельно следует остановиться на одежде персонажа. Интересна история создания этих образов и нас они будут интересовать именно как портреты. С. 146.
Ярошенко. Одна пара обуви на четверых, одно теплое одеяние на то же количество. 15. Он стал знаменитым русским художником. «В яркой, эффектной внешности портретируемого есть нечто нарочито картинное искусственно романтизированное» Т. И. Одна пара обуви на четверых, одно теплое одеяние на то же количество. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. Прытковым.
Портреты Ге и Соловьева близки по композиции и по состоянию портретируемых. Том 3. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Эту работу В. А. указ. Указ. Фигура студента приближенна к зрителю и заполняет собой почти весь холст.
Ярошенко в серии «Жизнь в искусстве» В. И. В 1880 году в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию. соч. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора.
Крамской. Автопортрет Крамского (1874) решен в более интимном ключе, сам художник относится к себе более критически: поза и взгляд не несут той представительской роли, которая отведена им в произведении Ярошенко. Пелагея Антипьевна для Ярошенко – хорошо знакомый, близкий человек. «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то, он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи» М. Неведомский. В 1944 году выходит первая брошюра, посвященная Ярошенко, ее автор Ф. С. Таков послужной список в будущем известного и самобытного художника Николая Ярошенко.
Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904. Одна из этих картин, в частности, «Курсистка», входит в состав коллекции Калужского областного художественного музея. Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. Короленко, Вс.
И снова позади серая, пропитанная сыростью каменная стена — дома ли, острога ли, проходного ли двора, которым по сигналу тревоги уходят с конспиративной квартиры, — выразительный и словно сросшийся с ярошенковскими героями (не просто героями картин, но подлинными героями, написанными Ярошенко) «иероглиф» российской столицы. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие.
Ярошенко почти всю жизнь делил время между живописью и военной службой, которая давала ему средства и возможность заниматься искусством и (подчас) быть независимым в своем творчестве. С. 59. Но и это была бы не вся Стрепетова. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки.
Народно-освободительные идеи в русской живописи второй половины XIX века – М., 1955. указ. С-Пб, 1912.
Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Художник написал актрису в полурост. Он мог бы написать ее восторженной, экзальтированной, подозрительной, капризной, яростной, смиренной, мог написать «нигилисткой» или гонимой, усталой женщиной, какой она приходила на Сергиевскую -отвести душу с Николаем Александровичем и отогреться под крылом Марии Павловны. В ней актер Садовский играл роль Мурзавецкого. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (1867–1874).
ЯРОШЕНКО, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1846–1898), русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Портрет писался по заказу П. М. Пожалуй, ни у И. Е. С. 50.
Ярошенко. Сарабьянова «Народно-освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века» Д. В. Положив на колени раскрытую книгу, он о чем-то сосредоточенно размышляет. С. 130.
Свою статью Бенуа заключает выводами, что Ярошенко «очень типичен для конца 70-х – начала 80-х годов для этого времени курсисток и студентов, бурной, рвущейся к геройству, наивно-прямолинейной молодежи, Ярошенко иллюстрировал это время в характерных и даже значительных этюдах-портретах» Там же. В ярошенковском «Этюде», появившемся на Передвижной выставке 1882 года, зрители сразу же признали «одного из лучших представителей» того самого молодого поколения, о котором говорил Стасов (в одном из обзоров выставки герой «Этюда» назван «типическим недостаточным студентом»). Московская городская галерея художественная галерея П. и СМ.
На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). В круг его личных знакомств входили выдающиеся представители русской народнической интеллигенции: писатели Глеб Успенский, Вл. Ге. «Студент» – до сих пор одно из популярнейших произведений Ярошенко.
Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Далекое и близкое. Стасов. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Вера Засулич писала, что правительство, преследуя молодежь, способствовало пробуждению в ней революционного протеста: самые впечатлительные и правдивые из молодых «разрывают с обществом, составляют себе идею общего блага и идут бороться за него, не считая ни жертвы, ни сил, отбросив всякие помышления не только о выгодах, но и о самой жизни». В то время такие пледы имели все бедные студенты, так как без них было не обойтись. Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов.
Волков. Он не искал в ней артистки. Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878).
Плечи слегка подались вперед, выдавая сутулость фигуры. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. На этом заводе Н. А.
Живописное пространство картины, всегда строго ограниченное у Ярошенко, здесь стиснуто до придела стеной, помещенной сразу же за фигурой студента, «прижимающей» ее к переднему краю картинной плоскости. Образ этот типичен. Портрет второй половины XIX века – М. : Искусство, 1970., где В. А.
М. : Искусство, 1952. – Калуга, 1983. Таким образом, усилиями авторов сделано немало: в целом творчество художника представляется изученным и по достоинству оцененным.
Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904. Моргунов. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. – такова концепция портретов интеллигенции Н. А. Галактионовичу Короленко» В. А. Скорее это был переходный период, отмеченный поисками как в области темы, так и чисто живописными» Каталог выставки произведений Н. А.
я утверждаю, что портрет самый замечательный у Ярошенки. В ней актер Садовский играл роль Мурзавецкого. Одним из его учителей стал художник Андриан Волков. Можно ли было не узнать студента, «что-то вроде бунтовщика, революционера», в этом решительном, собранном, сжатом, будто пружина, молодом человеке, мгновенно готовом «распрямиться». Николай Александрович Ярошенко – М. : «Искусство», 1979.
Н. А. – заключает автор. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Его отец сумел сделать блестящую военную карьеру, дослужившись от рядового до генерал-майора. Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики.
– заключает автор. Репин. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Пребывание художника Н. А. Собственно, это своего рода «портрет актрисы в роли», но роль здесь оказывается прикрепленной навечно и выражает объективное содержание, которое больше отдельной личности. С. 9. Третьякову от 16 апреля 1895 года мы читаем: «Я исполнил данное Вам обещание написать портрет Л. Н.
Это были самые жгучие вопросы русской действительности тех лет, связанные с общественной и политической борьбой. Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. С. 92. Художник фиксирует преходящие, переменчивые черты душевного состояния модели. – таким уверенным и бескомпромиссным предстает перед нами И. Н.
По характеру дарования Н. А. «Учащаяся молодежь необыкновенно податлива на разрушительные теории Из нее набирается главный контингент нигилизма», — говорилось в верноподданной записке, представленной Победоносцеву тотчас после 1 марта 1881 года. А может быть, топор. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара».
С. 383. Но, в отличие от героя Тургенева, «Студент» Ярошенко лиричен, согрет внутренним горением. Указ. Усадьбу назвали Белой виллой. Надо отметить и тот факт, что и сама тема, вероятно, была близка Ярошенко на тот момент.
Ярошенко создал ее, находясь под влиянием толстовских идей и даже хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог». Крамскому, выпущенных в той же серии. Соловьевым И. Е. Студент (1881) Холст, масло.
В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». Стасова. Десятью годами раньше Крамской также написал портрет философа. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. С. 55.
С. 65. Окончив его в 1863 году, Н. А. Толстого, а Соловьев позировал не только Ярошенко, но и Крамскому. В то время такие пледы имели все бедные студенты, так как без них было не обойтись.
Николай Александрович родился в Полтаве, в 1846 году. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Русский портрет второй половины XIX века – СПб. : Алетейя, 2000. Надо сказать, что в Академии художеств для учащихся тоже существовала обязательная форма.
Гольдштейн. Прытков. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. В портрете кисти И. Е. Моделями семнадцати из двадцати четырех заказанных им портретов являлись писатели. Высокая шляпа, плед на плечах увеличивают ее размеры.
Следовательно, портрет не был приобретен П. М. С 1856 года Николай Ярошенко был переведен в Первый кадетский корпус в Петербурге. Иными художественными средствами создается образ. Интересная деталь – в декабре 1881 года была поставлена пьеса «Таланты и поклонники» Островского.
Видимо имел место процесс влияния современной литературы на Ярошенко. «Им не важны «заказы» и не знаменитость, а непобедимая, глубочайшая потребность написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить, в картине своей кисти, для потомства. «Замысел Третьякова, его личная заинтересованность стимулировали развитие портретной живописи, создавали в культуре прошлого столетия определенное силовое поле» Т. Л. В нем есть и горячая вера и внутренняя сдержанная патетика – черты, присущие, скорее, героям Степняка-Кравчинского («Андрей Кожухов» и другие). Среди них – книга о Московской городской художественной галерее П. и С. М. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. как исторические памятники эпохи, впрочем, в них есть и художественные достоинства» Н. Н.
В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Последние слова особенно примечательны: в них и «молодость» Ярошенко и его молодой «идеализм» и заслуженная им честь самому быть идеалом для молодежи. Третьяковых, написанная С. Глаголем и И. Остроуховым С. Глаголь, И. Остроухов. Ульянова – Ге предстает как «умудренный муж», художник-энциклопедист, внешним образом похожий на какого-то римского философа.
А ведь эти глаза могли бы засветиться любовью, а ведь эти губы могли бы тронуться улыбкой. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. С. 60. Композиция «Студента» динамична.
Ярошенко создал образ актрисы в соответствии с иной заранее заданной концепцией. В другом отзыве говорилось, что картина воплощает «общую идею о могуществе добра и о силе любви к жизни, внимание к униженным и оскорбленным, раскрытие человечности и лучших сторон внутреннего мира во всяком человеке, как бы он ни казался преступным». В путеводителях по музею, сборниках статей издаваемых Калужским областным художественным музеем, встречаются оценки творчества Ярошенко, его связь с калужским краем Пушкарева Т. И. В данной главе будут рассмотрены созданные в начале 80-х годов картины Н. А.
Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами. Репин. Как много высказал его взгляд — в нем и непреклонное желание уберечь свое «я» от деспотического и обывательского посягательства «старых» и ненависть к обществу, которое он не может и не желает принять и готовность бороться с тем, что ненавистно. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.
Точеный орлиный нос, пышная седая копна волос, охватившая лицо с обеих сторон, открытые живые, с огоньком юности и задора глаза» Н. П. На IV передвижной выставке, проходивший в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью». Стрепетовой Стрепетова Пелагея Антипьевна (1850-1903), провинциальная артистка, затем актриса общедоступного и Пушкинского театров в Москве с 1882 г. Актриса Александринского театра. Победоносцев, как и новоназначенный министр народного просвещения Делянов, считал студентов «толпой извергов и негодяев». Существует описание этого образа, сделанное Ю. М.
Толстого. Особенно неудачна последняя. Но и он как будто наталкивается на враждебную студенту преграду. Прытков называет лучшим портретом 90-х годов В. А. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
Склоненная голова «подпирает» верхний, низко обрезанный ее край и без того узкий холст перегорожен углом стены слева, что, казалось бы, противоречит «правильной» композиции, но вносит дополнительную остроту в напряженный предметно-пространственный конфликт. «Безобразным» назвал портрет Стрепетовой и нововременец А. С. Суворин. И вот таким-то новым требованиям и отвечает новая картина Ярошенко «Заключенный» В. В. Единственные глаза. Все следующие годы «русский Платон» самостоятельно занимался философским творчеством. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице.
Репина, ни у И. Н. Ярошенко был именно художником-портретистом. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами.
Его первым учителем был художник А. М. Особого рода тревожная, «совестная» экспрессия животворит лучшие портреты работы Ярошенко (П. А. Стрепетова, 1884, там же Г. И. Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург Н. Н. Ге, 1890, Русский музей, Петербург). Художественный отдел Калужского областного музея, Калуга, 1923. Что-то нацеленное, пугающее в его острых, как сталь, глазах, прямо и смело встречающих взгляд зрителя, в его руках — одна в кармане, другая под пальто на груди (кто знает, что там у него в руках — кисет, помятая тетрадка с конспектом, мелочишка какая-нибудь, вываленный в табаке пятак и двугривенный или — револьвер, кинжал, самоделка, чиненная динамитом. ), во всей внутренней его напряженности, «сжатости».
Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Ге в своей книге Н. Н. Закрывались студенческие читальни.
Карпова. Письма, статьи. А настоящее зимнее пальто, как пишут многие современники им заменял плед.
Его отец мечтал, чтобы старший сын пошел по его стопам и не обращал внимания на интерес мальчика к живописи. С. 3. – Л. : Художник РСФСР, 1982. С 1864 года Ярошенко посещал и вечерние рисовальные классы при школе Поощрения художеств. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
Тему продолжает вышедшая в 1955 году книга Д. В. Крамским, преподававшим в школе в то время. Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) родился в Полтаве в семье отставного военного. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. Рогинская.
Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. Выразительна невероятно худая фигура Соловьева с тонкими костлявыми руками. С. 62., о портрете Салтыкова-Щедрина он писал: «портрет. Статья Н. В.
Его жена, М. П. От всего этого общего темного фона только узкая полоска белого воротничка отделяет лицо. «Уже поседевший, постаревший», – писал И. Е. Следует сказать, чтосамо бытование длинноволосого или «вечного», студента, как тогда говорили, было граничит с тем, что учиться тогда можно было, не так, как теперь. Студентам разрешалось досдавать экзамены, а диплом об окончании высшего учебного заведения обеспечивал им средства к существованию: если человек имел диплом, например, врача или учителя, токогда он уходил в отставку, жалованье его полностью сохранялось. Студент держит одну руку за пазухой, другую в кармане. Там он сблизился с членами Товарищества передвижных выставок.
Совсем иная предстает перед нами Стрепетова в портрете, созданным И. Е. Уделено большое внимание не только деталям, но и живописной стороне произведения. Существует целая галерея портретов графа Л. Н. Курочкина.
Несмотря на детали, могущество общего характера выступает более всего» И. Н. Репин. С. 331. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Зато живой блеск другого, умного, проницательного, очень выразителен. Ярошенко «Студент» и «Курсистка». Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
Вот, например, трогательный в своей «психологичности» и показательный отзыв корреспондента одной из провинциальных газет: «Что там отразилось в этих глазах, в этих сжатых губах: личная ли злоба за себя, за свою тяжелую нужду, непосильную борьбу, за свою тающую где-нибудь на сыром и промозглом чердаке жизнь, без ласки и привета, без света и тепла, злоба ли, наконец порожденная раздутостью претензий или злоба не за себя. В письме Н. А. Курочкина. Порудоминский. «Курсистка» была написана с детской писательницы Анны Константиновны Дитерихс, жены В. Г. Стасов.
В уверенности кисти мастера не менее убеждает и плотное корпусное письмо. Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году.
Замечательный русский критик еще в своих обзорах непосредственно с выставок Товарищества давал очень высокую оценку многим работам Ярошенко – «Заключенный», «Кочегар», «Всюду жизнь». Правительство жаждало освободиться от «умственного пролетариата». Репина нервно-подвижное лицо актрисы написано в горячей гамме красновато-бурых цветов. Но следует отметить, что портрет Соловьева решен лаконичнее, увереннее. Л. Н. Из-под кисти Николая Александровича вышли великие творения, особенно удались портреты студента и курсистки. Эти портреты написаны в разные годы, в разные периоды творчества великого художника Ярошенко. С. Н.
Следует отметить, что портрет студента был очень популярен в актерской среде. Портретная живопись передвижников каталог выставки – М. : Искусство, 1970.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Пожалуй, самой знаменитой картиной Николая Ярошенко стала «Всюду жизнь» (1888, хранится в Третьяковской галерее), выставленная на 16-й выставке передвижников. В 1900 году из-за тяжелой болезни Соловьев умер. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства.
Отец готовил сына к военной карьере. Позже в свет вышел большой труд того же автора под названием «Портрет второй половины XIX века» В. А. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Самобытный и уникальный художник Николай Александрович Ярошенко в первую очередь известен портретом «Студент». Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов.
Студента Николай Александрович написал в 1881 году. превосходит все портреты, когда-либо написанные этим художником» Там же. С. 90.
Гаршин, Н. Михайловский. Репин, – «Ге был молод и свеж нравственной бодростью и верой в человека» И. Е. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Отметим, что наиболее удачные портреты деятелей русской литературы и искусства кисти Н. А. Крамской на портрете кисти Ярошенко. Чуть позже она встретит и полюбит красивого, статного и близкого ей по духу человека, Владимира Черткова, лидера толстовства и близкого друга Льва Николаевича Толстого. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883).
В его фигуре ощущается продуманность поведения позирующего человека. Третьяковым. Искусство и художественная промышленность 4-5, 1898. Студенты жили своей особой жизнью. Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге.
История русской живописи в XIX веке. Злобный памфлетист поносил «безнравственных кумиров» — Чернышевского, звавшего к «бешеному взрыву разнузданных страстей дикой черни», «жалкого» Добролюбова, «полупомешанного мальчика» Писарева, при попустительстве жандармов и полиции внушавших юношам «безумную мысль, что недоучившиеся студенты и недозревшие семинаристы призваны спасать Россию от внутренних недостатков ее государственного и общественного строя». «За решеткой в окне вы увидите святое семейство.
Автор статьи отмечает, что у художника «поиски выражения определенных типических черт заслоняют черты индивидуального характера, отодвигают на второй план собственно портретную задачу» С. Н. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Здесь же он знакомится с И. Н.
Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Ее автор В. И. Прытков. Статья Н. В.
Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. Третьякова – М., 1968. С удивительным мастерством Ярошенко создавал выразительные портреты типичных представителей своего времени. «Бог дал мне высшее счастье.
Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. С. 7. Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», 1939, 1. То есть система как-то образом контролировала и регулировала эти взаимоотношения. Толстого, художника постигла неудача.
Репиным. С самого детства Николая готовили к военной карьере.
Что-то есть в этом персонаже и от Раскольникова из знаменитого романа Достоевского. Образ Пелагеи Антипьевны удался художнику. Большую трудность для любого исследователя жизни и творчества этого художника представляет почти полное отсутствие его эпистолярного наследия.
В высшие учебные заведения секретно рассылались списки лиц, которых запрещено было принимать туда «за вредное направление образа мыслей». Методологические общие черты исследователи находят у Н. А. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Николай Ярошенко.
Ярошенко – М. : Искусство, 1960. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. кисти Н. А. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Он писал лица людей, стараясь передать не столько портретное сходство, сколько характер человека.
По воспоминаниям жены Ярошенко – Марии Павловны – «он не мог писать тех лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально он не был обеспечен» В. А. Статья А. Н. Литературу о Ярошенко едва ли можно назвать очень большой. Крамской. Перед нами человек не только мысли, но и дела.
Это позволяло государству «не разводить нищету», как говорили, так как те, кто выучился «на медные деньги» своих родителей, помнили о своих многочисленных братьях и сестрах, о своих родителях и никогда сироты, например, дети вдовой сестры, не оказывались на улице. Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).
Картина вызвала широкий отклик в тогдашней прессе. В портретной работе Ярошенко выражено стремление к предельной ее законченности. Восьмидесятые годы — полоса наступления на молодежь, прежде всего на учащуюся.
И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. В этом же году он переехал в Кисловодск, а в 1893 – вышел в отставку. «Только себе, собственным силам и способностям он обязан тем, чего достиг в жизни» Т. И.
Ярошенко. Письма, 1937, С. 325. Тень от видавшей виды шляпы падает на один глаз. Сувориным, писал ему: «.
Бенуа. Юбилейная выставка произведений Н. А. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, пишет об том портрете и о портрете Толстого кисти Репина в своих воспоминаниях: «Портрет этот совсем не похож (о работе Репина) но его купили для музея Александра III в Петербурге. По окончании ее Ярошенко «за отличные успехи в науках» был произведен в штабс-капитаны и в 1870 году был назначен заведующим штамповальной мастерской на Петербургском патронном заводе. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». В этом главная его сила».
Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Он мог бы написать актрису «как в жизни» – некрасивую, порой жалкую, маленькую, убогую, «горбатенькую», как между собой говорили о ней друзья, «безобразие», «кошелку», как злобно, с издевкой именовали ее враги.
Раскрывая особенности метода Ярошенко, автор отмечает: «художник-психолог по особенностям своего дарования, он воплощал волновавшие его замыслы большей частью в однофигурных композициях» Там же. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы». Стрепетовой» (1884). Вот как он описывает свои впечатления от этого образа: «Он немного сутуловат, медлителен и угловат в движениях от привычки к сидячей жизни, сосредоточен, замкнут, всегда о чем-то думает и производит впечатление отсутствующего, когда он на людях, особенно чуждых ему, оправдывая свои слова о себе: «Я больше думаю, чем говорю, а вы больше говорите, чем думаете». Обсуждался вопрос об отдаче участников студенческих беспорядков в солдаты.
Третьяковых – М., 1909. С. 437., – писал М. Неведомский в 1917 году. Народно освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века, – М, 1955. Одна из первых публикаций в советское время – статья Н. С.
Ге и И. Н. Тронутся ли, засветятся ли. » Обтрепанная шляпа и «весьма разночинное» пальто указывают на незавидное материальное положение студента. Хорошо написал я этот портрет или худо – не мне судить, во всяком случае, я не мог иметь намеренья исполнить его плохо и могу только пожалеть, что Вас моя работа не удовлетворяет» Переписка П. М. С. 325. Следует отметить, что портрет студента был очень популярен в актерской среде. Прытков. Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа.
Так, в «С. -Петербургских ведомостях» в 1884 году в статье, посвященной XII Передвижной художественной выставке, говорилось, что «г. Эти послереволюционные ранние и небольшие статьи о Н. А. Ярошенко полны идеологической направленности. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.
Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Смысл лица. «Мысль художника о человеке» С. Н. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10.
Именно «несоответствие материального быта и их общественного положения степени их умственного образования» делало студентов, по мнению правительства, «необыкновенно податливыми на разрушительные теории». Избранные сочинения. Н. Н.
Как нигде, пожалуй, в «Студенте» активен лаконичный упругий контур, ограничивающий интенсивное по тону пятно фигуры, сдерживающий ее энергию и оттого сам приобретающий скрытую силу. Н. А. Гольдштейн. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента».
Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. В. А. В противном случае, на примере портрета Л. Н. Темный фон картины нейтрален. А вследствие этого «его жизнь не имеет того шаблонного характера, каким отличается жизнь почти каждого профессионального художника» Памяти Ярошенко.
После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи. Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный».