Николай Ярошенко (1846–1898) – именитый украинский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, активный участник прославленного Товарищества передвижных художественных выставок. В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова известного картинами "Демьянова уха", "Прерванное обручение" и "Сенная площадь". Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) – знаменитый русский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, ученик И. Н. Крамского и его верный соратник по Товариществу передвижных художественных выставок. Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской.
В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова. М. п. ярошенко продолжила традицию «суббот» на «Белой вилле» и долго еще на ее веранде собирались художники и артисты, звучали над парком голоса Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова, музыка А. С. Аренского и С. В. Рахманинова, здесь бывали В. Г. Короленко, К. С. Станиславский. В конце 1880-х годов появилась одна из самых популярных картин Ярошенко «Всюду жизнь» (1888, ГТГ): за решеткой окна в арестантском вагоне томятся несчастные жертвы социальной действительности, а не преступники, – как бы утверждает художник.
Но подлинно всероссийскую любовь и признание Н. А. Ярошенко заслужил как выдающийся художник-демократ, автор великолепных, глубоких по содержанию и настроению портретов, пейзажей, жанровых сцен. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Немного смущённая, но уверенная в своём решении девушка на картине Ярошенко, художника чуткого к народным волнениям, стала олицетворением нового поколения. Сначала Николай Ярошенко брал частные уроки рисования в знаменитого художника Андриана Волкова, а позже учился в вечерних классах рисовальной школы Общества поощрения художеств, где занимался под руководством Ивана Крамского.
Толстого, 1894, ГРМ). А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Мать Николая Ярошенко была дочерью отставного поручика артиллерии, небогатого полтавского помещика В. П.
Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Здесь же была организована библиотека. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении. Зайцеву Ярошенко всегда хранил благодарное чувство. Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать. Разница в восприятии и отражении горного края между опальными поэтами первой половины и русскими деятелями культуры и искусства второй половины ХIХ века очевидны. Сюда же приезжал И. Урусбиев и, очевидно, обсуждался маршрут экспедиции через Баксанское ущелье в Сванетию.
К римлянам. На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции. Первые, находясь в удушливых тенётах императорского режима, воспринимали Кавказ как символ свободы, воли, романтизировали его, фактически не соприкасаясь непосредственно с местным населением, за исключением отдельных персоналий вторые, ведомые предначертанной свыше просветительской миссией изучали как духовную, так и материальную жизнь горцев и ландшафт, находя параллельно для себя много нового, не противоречащего, а порой и соответствовавшего их нравственным критериям. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.
Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес». здесь жила, по свидетельству М. В. Летом 1874 вместе с Крамским работал на станции Сиверская под Петербургом.
Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Его лицо внушало доверие и, узнав его позднее, я всегда верил ему (бывают такие счастливые лица).
Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя. Это – историки, этнографы, географы, писатели, поэты, композиторы, художники.
Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко. Художник словно медленными торжественными аккордами слагает гимн нарождающемуся дню. Учащиеся Полтавского корпуса отличались лучшими успехами по «Закону Божию», по русскому и французскому языкам, географии. Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге. Волковым и под его руководством продолжил систематические занятия рисованием и живописью7.
Перед нами фигура сгорбленного от непосильного труда человека с сильными жилистыми руками, уставшего и покорившегося судьбе. В так называемой каморе (спальне), большом зале с колоннами и окнами, выходившими на 1-ю (Кадетскую) линию, находились четыре ряда железных кроватей, а на стенах висели картинки из военного быта. Волкова, занимался у И. Н. Дорога идет то по одному, то по другому из его берегов.
Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа. Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный». Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов. Ярошенко был прикомандирован к только что учреждённому кадетскому корпусу в Полтаве. Раннее утро. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Он не помнит, был ли он когда-нибудь болен. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ).
После войны Бальнеологический институт решил снести оставшиеся строения усадьбы для дальнейшей реконструкции клиники. Юных «бунтовщиков» препроводили в одиночные камеры карцера.
Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм». Напротив очага группа людей. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Природа торжественна и сурова.
Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи. Усадьбу назвали Белой виллой. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Дом князя был построен неподалеку от озера Кара-Кёль, рядом с дачей начальника Баталпашинского уезда Ф. А. Кузовлева (не сохранилась). Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный).
Этот поток образует Верхний Клухорский водопад, с высотой падения в 40 метров. Стройного, среднего роста новичка остригли «под гребёнку» и переодели в повседневное обмундирование (однобортная чёрного сукна куртка с девятью пуговицами, красными погонами с высечкой на них «1 КК», серые нанковые шаровары и бескозырка с красным околышем). Свой первый офицерский чин он получил за отличие в Русско-турецкой войне 1828—1829 гг. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой».
Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Эти места, до сих пор мало исследованные в историческом, археологическом, географическом и этнографическом плане, хотя исстари используются карачаевцами в качестве отгонных пастбищ, носят отпечаток мистического характера, вызванного не только многочисленными археологическими объектами VIII-VII в до н. э., VII-IX н. э., обилием менгиров и стелл, но и прямым ощущением космоса пожалуй, нигде больше так не осязаемо небо, как на Малом Бермамыте -высочайшей точке западной части Скалистого хребта (2. 644 м). Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу».
В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Постепенно, будто стряхивая с себя дремоту, все вокруг начинает пробуждаться. На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). Мищенко. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.
А улицу, где находилась усадьба, назвали улицей Ярошенко. Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. "Соглашаюсь вполне с тем, что мы, кавказские горцы (мусульмане в особенности), отстали в отношении цивилизации, как принято это называть. Представляется, что встреча двух замечательных людей была неизбежной. В 1895–1896 путешествовал по Италии, Ближнему Востоку. Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель).
Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Возвращаясь к вопросу о преемственности, необходимо отметить, что она есть.
На фоне слегка обозначенных палаток вокруг большого самовара собралась группа кадет. "Исмаилу Урусбиеву 54 года, но князь смотрелся гораздо моложе. Коцебу. Улица тоже была переименована. Подножье Эльбруса еще окутано синей предрассветной мглой. К ранним графическим работам юного художника, выполненным в этот период, относится рисунок «Шик немалый».
На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Тем не менее можно считать, что Николай начал своё военное обучение в семилетнем возрасте в 1853 году. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Мягкий по внешности – он кремень духом».
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Ярошенко был воссоздан и укомплектован большой коллекцией его произведений. Наряду с военной службой занимался искусством. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Музей был создан позже, однако его судьба была очень и очень непростой.
Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики. С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. Об этом свидетельствует написанный им в 1886 году портрет Ивана Кондратьевича. Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах "новых людей" ("Студент", 1881, ГТГ "Курсистка", 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне "Всюду жизнь", 1888, ГТГ).
Более того, считавшиеся отличными воспитанниками Ярошенко и Сухотин (будущий генерал от кавалерии и начальник Академии Генерального штаба) «не оставили своих намерений, несмотря на трёхкратные убеждения и просьбы г. Директора». Теперь попытаемся определить маршруты Н. А. Ярошенко в верховьях реки Баксан. Но уже в 1919 году захватившими город белогвардейцами музей был уничтожен. Художник раскрыл внутреннюю красоту и силу духа этого человека, наделенного высокими гражданскими чувствами, тоскующего о свободной жизни. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко.
Сегодня его картины, воспевающие Кавказ, постоянно представлены в экспозиции музея. Вообще же исстари считалось, что жители Баксанского ущелья – те же карачаевцы, в силу чего, Урусбиевы основали на исходе ХVII века в долине реки Теберды аул Джамагат, воспетый великим М. Ю. Лермонтовым в поэме "Хаджи-Абрек" и почти полностью вымерший от чумы в ХVIII веке. Нет, да они и не нуждаются в этом: люди везде люди. С 1874 был организатором так называемых «ярошенковских суббот» на Сергиевской улице в Петербурге, которые были популярны в среде демократической интеллигенции.
Произведения Н. А. Ярошенко в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. В картинах создал собирательные образы рабочих, учащейся молодежи, революционной интеллигенции, первым среди русских живописцев обратился к заводской тематике («Кочегар», 1878). Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ. Крамского. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Этюд Ужба датирован 1882 годом. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы». «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит». Такая преемственность впечатлений и ощущений.
Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками. На заводе Ярошенко много общался с рабочими.
За свою недолгую жизнь он создал более 2000 полотен. «Бог дал мне высшее счастье. Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла». Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н.
По свидетельству жены художника, Н. А. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Однако, в 1829 году по поручению генерала Эммануэля в верховья Кубани был направлен архитектор Иосиф (Джузеппе) Бернардацци, прибывший, между прочим, в Теберду и по пути сделавший зарисовки Сентинского храма Х века. Нет ни богатых бездельников, ни нищих никто не уходит из аула на заработки. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галереев Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны» и «Невский проспект ночью». Друзья мужа не оставляли ее.
Неоднократно бывал на Украине и Кавказе, совершил поездку по Уралу. Теперь судьба снова свела их на Кавказе. «Я очень хотел размыть границу между иллюзией и реальностью: мир книжный, вымышленный помогает миру настоящему. Налево от нас будут горы, покрытые вечными снегами. Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника.
К столу подаются тарелки и приборы, хотя хозяева сами обходятся без них". Бестужева-Марлинского. Ярошенко проводили лето именно здесь. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста.
И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист.
Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Профессор И. И. Иванюков, директор Московской консерватории С. И. Танеев и писатель Глеб Успенкий жили тогда у Н. А. Ярошенко. Во время приготовления уроков воспитанники 4-й роты «обнаружили неудовольствие» против изводившего их придирками батальонного командира «в неожиданном размере».
Его истории уже успели многим полюбиться, ведь погружение в миры, созданные этим писателем – действие увлекательное и доставляющее удовольствие. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». С самого детства Николая готовили к военной карьере. Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством.
Мировоззрение Ярошенко формировали идеи Чернышевского и Добролюбова, его вдохновляла поэзия Некрасова. Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки. Высота этой вершины составляет 4. 710 м над уровнем моря. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». "Как только Исмаил оказывался в доме Ярошенко, -писал Ковалевский, – тотчас все гости собирались и устраивались у "Белой Виллы, " чтобы послушать, как Исмаил поет горские песни и исполняет народные танцы". Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона.
Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи». Он стал знаменитым русским художником. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Трепова. Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещееваи К. Д. Кавелина.
Музей занимает территорию бывшей усадьбы Ярошенко вместе с садом. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни среди последних наиболее популярна картина "На качелях" (1888, ГТГ). Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников.
Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Благодаря общественности, активисту художнику В. В.
С рассветом группа вышла в путь и спустя несколько часов форсировала перевал Бечо. Кунацкая князя освещена отблесками яркого огня в камине. Однако в Российском государственном архиве древних актов хранится похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года2. Разумеется, что вполне естественно в этот круг вошли и видные горские просветители.
Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. В их числе Н. А. Ярошенко – великий русский художник-передвижник.
И не только Карачая и Балкарии. Стены комнат оклеены обоями, обстановка приличная дощатый пол, стеклянные окна. Тело его расслаблено и покойно, лишь лицо сосредоточено и слегка напряжено, в неподвижном взгляде, устремленном на горящие поленья и сизый дым, уходящий в очажный дымоход, читается затаенная, но глубокая мысль. Но Пятигорским краеведческим обществом, Пятигорским отделом Географического общества СССР, местными краеведами и художниками началась борьба за воссоздание Белой виллы. В сентябре 1840 года штабс-капитан А. М. Большое внимание уделялось военно-патриотической подготовке будущих офицеров.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. После окончания Академии и удачной женитьбы на М. П. Навротиной, его верной спутнице, Ярошенко впервые поехал в Кисловодск. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Эльбрус" могла быть написана именно там.
Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко. В начале 1860-х брал частные уроки живописи и рисования у А. М. Волкова, благодаря которому познакомился с кругом художников и литераторов, сотрудничающих в сатирическом журнале «Искра».
С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой. Среди таких его работ — ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. Посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников, где учился у И. Н. Крамского и занятия в ИАХ (1867–1873).
Ярошенко стал вольнослушателем Академии художеств, увлеченно занимался живописью и одновременно учился в Артиллерийской академии. На стене висят сабля и ружье. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия.
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
Это уже Сванетия. Плотным слоем лежат тяжелые облака. Верещагин выпускник Сибирского кадетского корпуса скульптор П. К. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Над кроватью на специальной стойке укрепили овальную табличку из жести, покрашенную зелёной краской и на ней белилами написали печатными буквами «Николай Ярошенко»6. Но подготовкой к трудному переходу дело не ограничивалось.
Секлюцкому и многим-многим коллекционерам музей Н. А. До 1892 – военнослужащий. Георгия 4-й степени, более 14 — Золотым оружием с надписью «За храбрость». Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры.
С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске. Один из них раздувает самовар сапогом. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». Боголюбов и баталист В. В. И лишь маленькая хижина в правой части картины из трубы которой вьется сизый спасительный дымок, согревает душу, напоминая о том, что люди – рядом Переходить через Клухорский перевал, по опустевшей полтысячелетие назад тропе Великого Шелкового Пути в Абхазию, Н. А. Ярошенко не стал и вернулся в Теберду.
Казалось, что сама судьба вела их навстречу друг другу. Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Из аула Урусбиевского (ныне Верхний Баксан) художник с проводниками поднимается верхом выше по течению бурной стремительной реки к аулу Тегенкли, а оттуда, переправившись через Баксан – в ущелье зенги (Юсенги – на картах). Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика.
Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874). Вся жизнь его прошла на Кавказе. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника.
Брал уроки рисования у A. M. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»). Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников.
31 октября 1862 года в корпусе произошло из ряда вон выходящее событие. Николай Александрович писал этюд с натуры, доехав по недавно открытой Военно-Сухумской дороге почти вплотную к Клухорскому перевалу, поднявшись на приличную для его здоровья высоту (2. 700 м), то есть фактически он был на Клухорском перевале, до седловины которого рукой подать. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. И вот из рук носителя этих принципов горец с радостью примет факел просвещения". Несмотря на определенную экспрессию, вершины и озеро переданы с фотографической точностью.
Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году. Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо. Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи.
Вдали простирается кажущаяся бесконечной горная гряда, протяженность которой подчеркнута вытянутым по горизонтали размером холста. С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. К своему первому творческому наставнику И. К. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. В глубокой задумчивости пребывает третий персонаж – старик, примостившийся у очага и подперевший ладонью голову в папахе, обмотанной сархом (сарх – белая полотняная полоса поверх головного убора, свидетельство того, что этот человек совершил хадж – паломничество в Мекку).
Здесь необходимо отметить следующее. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». В своей спокойной и тщательной манере он изобразил своё заключение в рисунке, сделав к нему шутливую подпись: «От 1 ноября по 10 я пользовался даровой квартирой со всеми удобствами»9. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в семье полтавского дворянина, офицера Петровского Полтавского кадетского корпуса. Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки.
Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ). Про музей никто не вспомнил, здание усадьбы отдали кардиологической лечебнице. В раннем детстве у мальчика проявилась склонность к рисованию, однако отец хотел, чтобы сын, по сложившейся семейной традиции, стал военным и в девять лет устроил Николая в Полтавский кадетский корпус, после окончания которого в 1863 году будущий художник переехал в Петербург.
После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. Другие считают, что знакомство их произошло в 80-е годы, когда Николай Александрович жил в Кисловодске. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Клодт воспитанники 2-го Московского кадетского корпуса талантливый художник и литератор Н. Н.
Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Их ждёт счастливая, но непростая жизнь. По состоянию на 80-е годы ХIХ века это был, хоть и трудный, но кратчайший путь, хотя к тому времени в карачаевские аулы в верховьях Кубани русскими солдатами совместно с отбывавшими трудовую повинность карачаевцами, была проложена колесная дорога из станицы Баталпашинской (ныне г. Черкесск).
После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. В конце 19 века Белая Вилла – один из крупных культурных центров юга России. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. На территории усадьбы известной как «Белая вилла», любили собираться по субботам деятели культуры, находящиеся в это время в Кисловодске. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.
Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей). Баксан в начале очень широк. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
Только делали они дело великое и благородное. Крымшамхалов был племянником И. М. Урусбиева, то есть мать Ислама была родной сестрой Баксанского князя. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен.
Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». чувствуется благотворное влияние Н. А. Ярошенко. Приходили на «ярошенковские субботы» «братья» художники (А. Куинджи, А. Васнецов, И. Репин), писатель Л. Толстой, певцы Ф. Шаляпин и Л. Собинов, ученые И. Павлов и Д. Менделеев. Но даже там начинающий художник не расставался с альбомом. Каразин и известный художник-баталист А. Е.
Сюда приезжал опальный М. Ю. Лермонтов и писал свой знаменитый "Кавказский вид" с Эльбрусом. Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. Гармония внутренняя и внешняя чувствовались в каждой его мысли, слове, движении его".
Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. Гл. 13, 9) или кораническим: "стремитесь опередить друг друга в добрых делах где бы вы ни были Бог будет со всеми вами" (Коран, 2, 113), либо миссии их были предопределены свыше или руководствовались собственными принципами – кто знает. Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В 1885 приобрел усадьбу в Кисловодске, жил в ней летом и осенью. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Его даже называли «портретистом гор». За этой троицей сгрудилось еще несколько персонажей и сочные, черные тени от них закрывают весь задний план картины и чудятся там, в глубине этого мрака "темной старины заветные преданья" (М. Лермонтов): и уходящие в небеса нарты и предсмертный стон трагического Азнаура и приглушенные звуки свирели пастушка Аймуша, спускающегося на дно Хурла-кёля и заунывный ветер над вымершим Джамагатом – урусбиевским аулом в Теберде Из группы персонажей картины "Песни о былом" идентифицируется пока лишь один персонаж – сам князь Исмаил Урусбиев, друг Н. А. Ярошенко. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей. Помимо возможности отдохнуть и поправить здоровье на водах, была у этих замечательных людей миссия, существование которой едва ли они у себя обнаруживали, но которая была ниспослана им Провидением, являвшаяся вместе с тем характерной и благородной особенностью элиты русской интеллигенции и похоже, присущая в то время ей одной – просветительство.
От жившего здесь когда-то художника не осталось и следа. «Совестью художников» называли его современники. Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Па переднем плане, на резной тахте, откинувшись на ее спинку, сидит князь. Конечно, на расселение жильцов, ремонтные работы, поиск предметов интерьера и личных вещей художника, а так же его работ, ушли годы, но энтузиазм В. В.
Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Многие из гостей Ярошенко побывали вместе с ним в Теберде.