Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником, живительным для развития искусства Нидерландов и других стран Европы.
А что возрождается в Нидерландах, Фландрии, в Германии. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. 6мая 1432 года величественный Гентский алтарь был освящен. Это роспись на религиозную тему, показывающую, как ангел Гавриил пришел к Деве Марии. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.
Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. В настоящее время алтарь представляет собой складной полиптих, состоящий из двадцати картин. По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники. Что может быть великолепнее его облачения. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода.
Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея), написанный по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, является первым парным портретом в европейском искусстве. По обеим сторонам от них – портреты донатора Иосса Вейда, гентсокго бюргера и его жены. Осенью 1431 года кардинал был проездом в Генте. Мощное воздействие искусства Ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера (Антонелло да Мессина и др. ). Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Кардинал был весьма известным человеком. Термин «ars nova» (новое искусство), предложенный историком и теоретиком искусства Эрвином Панофским в его книге «Ранняя нидерландская живопись» (1953), гораздо лучше характеризует это необыкновенное явление, давшее миру такие имена, как Ян ван Эйк, Иероним Босх, Ганс Гольбейн, Питер Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера.
Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). С 1425г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников.
Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»). Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св. В 1434 г. герцог Филипп III стал крестным отцом первого из десяти детей Яна и, в связи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебряных чаш. Выпуклые зеркала были более доступны.
Полагают, что художник показал обряд бракосочетания. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Мягкий свет наполняет интерьер.
Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. В 1428 году Иоанн Баварский умер и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму. В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда».
Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «скаменным фасадом, а вскоре женился. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник.
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя. Это необычайно тонко, точно и живо.
Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения».
На меньших досках фигурного завершения алтаря изображены пророки и сивиллы со свитками, возвещающие о грядущем спасении. И самое главное – тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.
Он пользовался особым доверием папы Мартина V и часто выполнял дипломатические поручения. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. 1390, Маасэйк, близ Маастрихта — 1441, Брюгге.
Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Ченами (1434, Лондон, Нац. Иоанна собора св.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Память о мастере, сохранившаяся в сердцах благодарных потомков, выражена также в словах биографа нидерландских живописцев рубежа XVI — XVII веков Карела ван Мандера: «Он обладал четырьмя качествами, необходимыми каждому живописцу: терпением, превосходной памятью, рассудком и глбоким умом. В 1427 – 1428 гг.
Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге. В 1427г. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом.
Но почему Возрождение. Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка.
Пространство первого произведения широко открыто на пронизанный светом речной пейзаж, в котором представлены непосредственные следы миротворческой деятельности канцлера как политика он одновременно молится восседающей перед ним на троне Царице Небесной и отчитывается о государственных делах. Молодые супруги находятся в спальне своего дома и произносят клятву супружеской верности. 1435) и «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436). Отличительной особенностью работ этого художника было то, что их трудно было скопировать. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Искупление свершилось. Учился, быть может, у старшего брата — Губерта ван Эйка.
В нем каждая малость драгоценна и необходима. В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436, Брюгге, Городской музей) ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника.
Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их.
родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени.
Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Искупление свершилось. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Их славят музицирующие и поющие ангелы. В Мадонне каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Городской музей) ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника.
В первом произведении на заднем плане мы видим раскинувшийся пейзаж большого города с рекой и бескрайними полями, а в центре композиции – Николас Ролен, склонившийся в молитве перед Богоматерью. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Христос родился и умер. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Так же известно, что у него было всего 2 брата: старший Хуберт, а младший Ламберт и сестра Маргарет.
Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. К числу наиболее совершенных портретов относятся «Кардинал Николо Альбергати» (1431, Вена, Музей истории искусства), «Портрет молодого человека» («Тимофей», 1432, Лондон, Национальная галерея), «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Лондон, Национальная галерея), «Маргарет ван Эйк» (1439, Брюгге, Городской музей). Старший брат, Хуберт ван Эйк, начал работу над одной из центральных частей алтарного образа, а после его смерти в 1426 году роспись продолжил младший брат, Ян ван Эйк. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. А на последнем плане – далекие синие горы. Искупление свершилось. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. После смерти Иоанна Баварского мастер, пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии. Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр.
Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Бавона в Генте (окончен в 1432-м).
Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Удивительна наблюдательность художника, умение передать интимные душевные переживания изображенных, будто стоящих не перед художником, а перед алтарем.
Сосредоточенному затишью святой беседы торжественно вторит пышное фактурное многообразие предметного мира (матовые по тону узоры восточного ковра, мерцание драгоценных и отделочных камней, богатая колористическая гамма одежд). В 1427 посетил Испанию, в 1428-29 Португалию. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу.
Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: «Иоанн ван Эйк меня сделал в 1437 году». Бавона в Генте. Но это не так. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. Начало творческой деятельности Яна ван Эйка иногда связывают с работой над миниатюрами Турино-миланского часослова (нач. Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. В нем каждая малость драгоценна и необходима.
Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет. Бавона). Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Eyck, Jan van) Ок. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов.
Он интересен еще и тем, что только к нему одному сохранился подготовительный рисунок художника, явно исполненный с натуры, с подробнейшими пометками мастера, определяющими цветовое решение портрета. В 1422-24 работал над украшением графского замка в Гааге, с 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго. В обеих этих картинах присутствует своеобразный мистический реализм. галерея), а также портрет жены художника Маргариты ван Эйк (1439, Брюгге, Гор.
Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Особенное значение для него имело изображение человека, он хотел максимально точно отображать облик героев своих полотен. Термином «Северное Возрождение» принято называть искусство стран, расположенных севернее Италии, рубежа XV–XVI веков.
Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Один из шедевров портретного творчества Яна ван Эйка – «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон). То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. В 1427—1428гг.
Творчество Ван Эйка, основанное в значительной мере на религиозных представлениях, отразило вместе с тем осознание красоты, многообразия и ценности реального бытия и послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, Гентский алтарь открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Образы донаторов созданы с редкой жизненностью и пластической осязаемостью.
Это было в Португалии и звали девушку Изабеллой. Наиболее крупное произведение Ван Эйк – знаменитый Гентский алтарь (полиптих в соборе св. Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.
Конкретная дата появления на свет гениального живописца неизвестна. Особенности творчества ван Эйка: становление основоположных принципов эпохи Ренессанса на Севере Европы. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Так же там много картин изображающих бога, ангелов, Адама и Еву. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Это складень и раньше его створки открывались только на праздники.
Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа. В нижнем ярусе на пяти досках на фоне пейзажа представлена большая композиция Поклонение Агнцу: пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века.
Программа алтаря, состоящего из 26 створок, выражает идею величия искупительной жертвы Иисуса Христа. Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. Ван Эйк Ян (van Eyck) (около 1390 – 1441), нидерландский художник. В одной из них он написал портрет невесты графа Бургундского.
Впереди Источник жизни. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. В этом произведении мир показан во всем его многообразии, чего не знала живопись позднего Средневековья.
Ван Эйк написал ее портрет. Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. На память) написана в 1432 году.
Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Эта небольшая картина (22, 5 см х 16, 6 см с рамой) была создана около 1430 года. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно-голубыми и розовато-серыми оттенками. Мужчина на портрете изображен с одно- или двухдневной щетиной, выписанной очень тщательно. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». По сторонам от них — портретные образы заказчика алтаря, гентского бюргера Иосса Вейдта и его супруги. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Около 1431 года ван Эйк пишет "Портрет кардинала Никколо Альбергати". Л. Д. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия.
Образы донаторов созданы с редкой жизненностью и пластической осязаемостью. С дипломатическими поручениями посетил Испанию (1427) и Португалию (1428–1429). К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Крупнейшее произведение Вай Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте около 1430-32 или 1423-32 годов).
При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Вот таким образом слово «Северное» вопросов не вызывает. Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св.
По их работам можно было узнать стиль Яна Ван Эйка. Портрет четы Арнольфини. В погрудных изображениях (обычно в трехчетвертном развороте) центром зрительского внимания неизменно является лицо, белеющее на темном фоне, как бы воплощающем идею смертного небытия внешняя бесстрастность черт дает вкрадчиво, но чрезвычайно выразительно прочувствовать богатство внутренней духовной жизни. Картина "Leal souvenir" (фр. Известно, что в 1420-е годы Ян работал над украшением замка графов Голландских в Гааге.
Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. Главным произведением Яна ван Эйка является алтарь кафедрального собора Св. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства).
Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. Так же поступил и ван Эйк. Во всех религиозных композициях мастер тонко пользуется принципами т. н. скрытого символизма, неразрывно сочетающего богословские аллегории и нравоучения с безукоризненным натуроподобием: например, библейские эпизоды, предвещающие искупительную миссию Христа, он изображает в виде декоративных деталей интерьера (фигурки на капителях колонн и т. д. ).
Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества.
Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок.
По мнению большинства учёных, Хуберт мог лишь начать работу над центральными частями алтаря, но в целом алтарь выполнен Яном Ван Эйком. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея). Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Бавона. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Похоронен в церкви св.
В миниатюрах «Туринско-миланского часослова» художник мастерски пишет пейзажи, полные воздуха и света. Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. А на последнем плане – далекие синие горы. Реалистические тенденции искусства Яна ван Эйка особенно ярко проявились в области портрета, который в то время оформляется в самостоятельный жанр. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Неизвестно ни кто изображен на этом портрете, ни каков его статус. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря.
Его изучали и неоднократно копировали. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе».
Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. Разве ощущается здесь влияние Античности. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего.
Великолепным примером графического мастерства художника служит Св. Пространство второго, наоборот, сосредоточено в рамках маленькой тесной церкви. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира.
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Это особенно заметно по одежде. Это не совсем так. Франциска» и «Мадонна в церкви». В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита.
Варвара» (1437, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. С 1430 года жил в Брюгге. А на последнем плане — далекие синие горы.
Домициан и Георгий Победоносец. Написать алтарный образ было поручено братьям ван Эйк. Отсюда, слева, выходит длинное шествие Мучеников, а справа – шествие Святых жен, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Мало жестов и мало позы.
Символизм аксессуаров, экспрессия жестов сведены тут до минимума. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Придворный художник великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422—1425). Родился он в Северных Нидерландах, но дата его рождения осталась неизвестной. Ранние биографии называют учителем Яна его старшего брата – живописца Хуберта ван Эйка (около 1370–1426). Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Иоанна собора св.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Вот таким образом многие его последователи имели неудачные попытки повторить технику его письма. У его ног — царская корона — атрибут Христа. Ян ван Эйк был счастливым художником. Земной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые.
Первый план справа, уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, без которой не было бы ни величия замысла, ни ритма в построении, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия – священников, аббатов, епископов и пап. Это необычайно тонко, точно и живо. Облик каждого глубоко индивидуален. Супруги изображены стоящими в спальне. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях.
Ян ван Эйк представляет собой яркий пример личности ренессансной эпохи. В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца.
Самые известные из них: портрет неизвестного мужчины, портрет мужчины в красном тюрбане, портрет его жены Маргареты. Неясно имя ли это или прозвище персонажа (Тимофей) или девиз (Чтущий Бога).
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Вместе с Амандом он странствовал и проповедовал во Франции и Фландрии.
Наряду с Робером Кампеном он явился зачинателем искусства Возрождения, знаменовавшего отказ от средневекового аскетического мышления, обращение художников к реальности, открытие ими в природе и человеке истинных ценностей и красоты. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. в Генте, где умер в 1426). К лучшим портретам мастера принадлежат т. н. Тимофей (1432), Человек в красном головном уборе (1433, оба — Лондон, Нац. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности.
Многие написал Ян ван Эйк картины. Главное для художника – душевный мир человека индивидуальный характер модели. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Художник далек от научных исследований перспективы, строения человеческого тела, он не ведал наследия античности: в отличие от художников Италии, он больше руководствовался своим опытом.
Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала.
Бавона в Генте начал именно он. Бавона, для которой он создавался.
Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя). Около 1434 года ван Эйк закончил другое знаменитое произведение – Мадонна канцлера Роллена (Париж, Лувр), где на коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам – редкий случай в феодальном мире. Творчество Яна ван Эйка открывает эпоху Северного Возрождения. Экспериментируя с реализмом, Ян ван Эйк добился поразительной точности, необычно приятных различий между качеством материалов и природным светом.
Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха.
Раздав свое имущество бедным, Бавон стал отшельником и жил в дупле дерева. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает. Живопись наружных створок почти монохромна. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые.
Если на рисунке зритель воспринимает героя как пожилого добродушного мужчину, то на живописном произведении он предстает сдержанным, замкнутым человеком, погруженным в свои мысли. галерея). Самой значительной работой художника является «Гентский алтарь». Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Он появился на свет где-то около 1390 года и скончался в Брюгге 9 июля 1441 года. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. 1436). 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры.
Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. С 1425г.
Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Бавона в Генте. В конце жизни он основал аббатство близ города Гента, где и скончался. Около 1430 поселился в Брюгге. На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. В открытом виде алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей.
Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя его голова находится на одном уровне с головой Марии.
В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре. Одними из самых известных картин ван Эйка являются «Мадонна канцлера Ролена» (ок. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Христос родился и умер. Великолепным примером графического мастерства художника служит «Св. Супруги представлены в рост в интерьере своего дома, скорее всего в момент заключения брачного договора ряд тончайше выписанных символических деталей (белая собачка, например, аллегорически выражает верность, а метелка — чистоту), торжественная сосредоточенность поз, жестов, выражений лиц, наконец, само интимно-задушевное внутреннее пространство замечательно передают характерную для Средневековья и Возрождения идею гармонического брачного союза как малой церкви, полной покоя и добротолюбия. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Общая тональность внешних створок приглушена, таит в себе элемент таинственного ожидания, недосказанности.
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Вселенскую всеохватность придает райскому пейзажу и тот факт, что он расположен на плато, высоко вознесенном над далевым видом, сочетающим городские и природные мотивы. Судьба алтаря складывалась непросто. Так же поступил и ван Эйк. Необычайна сложность построения алтаря.
Исполняя его дипломатические поручения, ездил в Испанию (1427) и Португалию (через Лондон, где побывал, вероятно, в 1428—1429). Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго.
Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Впереди Источник жизни. В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Ян ван Эйк происходил из города Масэйка, расположенного в долине реки Маас. Бавона в Генте. Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго.
В истории мирового искусства он известен как Гентский алтарь. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Согласно легенде, Бавон был сыном Пипина Ланденского, мажордома Австразии и родоначальника династии Пипинидов, после императора Карла Великого получившей название династии Каролингов. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их.
художественная галерея). в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св. Основоположник раннеренессансного стиля в живописи Северного Возрождения. Христос родился и умер. Бавона в Генте).
Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Это работа двух батьев, Яна и Губерта, оконченная в 1432 году, украшает собор в Бельгии. Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Это была вторая после Меровингов королевская династия Франции. С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу». Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. XV в. сохранился лишь частично Турин, Гор. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Это необычайно тонко, точно и живо.
Варвара (1437, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) – предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. В 1427г. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Около 1434 года ван Эйк закончил другое знаменитое произведение — «Мадонна канцлера Роллена» (Париж, Лувр), где на коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам — редкий случай в феодальном мире.
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности.
Сложный композиционный замысел произведения и высочайшее мастерство исполнения открывали собой новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Донациана – для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками. Эйк (Eyck) Ян ван – нидерландский художник, один из основоположников искусства Северного Возрождения родился около 1390 года, Маасейк, вблизи Маастрихта (Нидерланды), умер 9. 07. 1441, Брюгге. Арнольфини и его жены Дж. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета.
Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Бавон Гентский (Bavo, Baaf около 589 – 1 октября 634), святой – монах-отшельник. Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Своеобразным мистическим реализмом отличаются две наиболее известные картины такого рода — Мадонна канцлера Ролена (Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (Брюгге, Гор. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком.
Его изучали и неоднократно копировали. В 1427—1428гг.
Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. В 1420 году состоятельные горожане Гента, Йодокус Вейдт (Юдокус Вийд) и его супруга Изабелла (Лисбет) Борлют на свои деньги начали строительство алтаря в церкви Иоанна Крестителя, которая позднее стала кафедральным собором.
музей старого искусства), ныне, однако, это мнение большинством ученых оспаривается. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». В том же году художник переехал в Лилль. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
С 1425 года работал при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго в Лилле и Брюгге. художественная галерея, обе — ок. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Величайший художник эпохи Возрождения Ян ван Эйк (ок. 1390-1441) открывает плеяду блистательных талантов в искусстве Нидерландов пятнадцатого столетия. Далее идут папы и епископы, завершают ряд монахи и миряне.
Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Он прославился написанием портретов и сюжетов на религиозные темы. Духа — это изображение образует Троицу. Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини». В 1430 обосновался в Брюгге. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок.
Ярким примером графического мастерства художника служит Св. Его прозвали "ангел мира". Л. Д. Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности – собачка таращит пуговичные глаза. В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера.
Кисти Ван Эйка принадлежат также такие известные картины, как «Портрет четы Арнольфини» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр, Париж).
В 1427 г. посетил Турне. В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Около 1430 года Ян ван Эйк переселяется в Брюгге.
Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви.
Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Роскошные красочные одеяния, усыпанные драгоценными камнями, золото, парча и бархат создают картину райской роскоши, которая внезапно замыкается обнаженными фигурами прародителей человечества — Адама и Евы. Пространство комнаты не замкнуто: за узкой полосной окна, данного в сильном ракурсе, виднеется кусочек города, а круглое выпуклое зеркало в центре задней стены увеличивает глубину комнаты, отражая людей, входящих в двери. Бавона, Гент).
Колористическое решение внешней стороны алтаря достаточно сдержанное, а в изображении фигур двух Иоаннов — почти монохромное (но залитые светом, просторные покои Девы Марии в сцене Благовещения — с солнечным городским пейзажем за окном — внушают зрителю ощущение приближающегося, свершающегося на его глазах чуда). Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Что может быть великолепнее его облачения.
Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. Здесь справа от Мадонны изображен Георг ван дер Пале. В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Мало жестов и мало позы. Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Впереди «Источник жизни». Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой.
Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге.
В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. К числу наиболее совершенных портретов относятся Кардинал Николо Альбергати (1431, Вена, Музей истории искусства), Портрет молодого человека (Тимофей, 1432, Лондон, Национальная галерея), Портрет человека в красном тюрбане (1433, Лондон, Национальная галерея), Маргарет ван Эйк (1439, Брюгге, Городской музей).
По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Нидерландский художник. Л. Д. Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах Ван Эйка как бы пронизаны воздухом и светом и объединены в единое гармоничное красочное целое. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Мало жестов и мало позы.
Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Что может быть великолепнее его облачения.