«мужской портрет», также известный как «Тимофей» и Lal Souvenir – самый ранний сохранившийся портрет работы Яна ван Эйка. «мужской портрет», также известный как «Тимофей» и Lal Souvenir— самый ранний сохранившийся портрет работы Яна ван Эйка.
Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Многие написал Ян ван Эйк картины. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Решение поставленных В. Э. творческих задач требовало новых художественных средств. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
Нет ничего более изысканного, чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Другая теория предполагает, что это описание планируемой скульптуры или юридический документ или даже памфлет. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Алтарь состоит из многих изображений различного характера, включая многофигурную сцену в пейзаже («Поклонение агнцу»), просторный интерьер с городским видом за окном («Благовещение»), фигуры Адама и Евы, портреты донаторов и т. д. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Если модель была музыкантом, это могут быть ноты. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Так же поступил и ван Эйк.
Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. Однако такого имени не встречалось в Нидерландах до эпохи Реформации и открытие этого факта заставило Панофски увидеть в нем схоластически-гуманистический метоним, чьей целью было соединить модель с важной фигурой классической античности. Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. В последующие годы Ян ван Эйк не раз обращался к созданию религиозных картин, хотя и не столь грандиозных и монументальных, как Гентский алтарь.
К этому добавляется факт, что действительно, в музыке раннего XV века произошел поворот к ренессансной музыке, происходивший при дворе герцога Бургундского. В 1427 – 1428 гг. Нередко его называли изобретателем техники живописи маслом. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения.
Это необычайно тонко, точно и живо. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Его прозвали "ангел мира". Христос родился и умер. Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые.
Если модель была музыкантом, это могут быть ноты. Позднее картина попала в Испанию. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Христос родился и умер. После смерти Иоанна Баварского мастер, пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии.
Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Один из них носит условное название «Тимофей», так как имя это художник поставил внизу на парапете вместе с девизом Leal Souvenir (Преданная верность) и латинской надписью «Сделано Иоанном де Эйк в год господен 1432, в десятый день октября».
Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Л. Д. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Неизвестно ни кто изображен на этом портрете, ни каков его статус. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Оба одеты в нарядную, праздничную одежду, отвечающую сложной и причудливой моде того времени. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Это особенно заметно по одежде. 1435). Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге.
Наиболее выдающиеся 113 них: "Богоматерь канцлера Ролена" (около 1436, Лувр, Париж), "Богоматерь каноника ван дер Пале" (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), триптих "Богоматерь в церкви" (1437, Картинная галерея, Дрезден). Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. Его лидерами были придворные композиторы Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи: цветущее растение или драгоценный камень, украшающий одежду богоматери, как бы преломляют в себе красоту мироздания, а панорамный пейзаж в «Богоматери канцлера Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной.
Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно-голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. С 1425г. Фигуры Марии и Архангела помещены в крайние створки, в средних же — господствует пустынное светлое пространство обычной комнаты, а в открытом окне видны улицы типичного нидерландского города с тесно стоящими высокими домами под вечереющим ясным небом.
Мало жестов и мало позы. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. К сожалению, портреты эти до нас не дошли, но сам факт подобного задания свидетельствует о том, что художник еще в 1420-е годы зарекомендовал себя как искусный портретист. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
В. Э. — первый из больших портретистов в европейской живописи, создатель типа погрудного портрета в трёхчетвертном повороте ("Тимофей", 1432 и "Человек в красной шапке", 1433, —Национальная галерея, Лондон портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). 1435). 1435). Первый план справа, уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, без которой не было бы ни величия замысла, ни ритма в построении, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия – священников, аббатов, епископов и пап.
Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Они великолепны в своих красных одеждах, золотых ризах, золотых митрах, с золотыми посохами и шитыми золотом епитрахилями, в жемчугах, рубинах изумрудах. Однако не совсем стандартно смотрится подпись живописца на видном месте, сцены из жизни Христа на зеркале, только одна свеча над молодоженами и так далее. Выпуклые зеркала были более доступны.
Что может быть великолепнее его облачения. Картина "Leal souvenir" (фр.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй имевшей в то время отделение в Брюгге. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
Эта небольшая картина (22, 5 см х 16, 6 см с рамой) была создана около 1430 года. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. А за главными фигурами и за тонкой колоннадой – уходящая в изгибе река и средневековый город, где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная живопись».
Кардинал был весьма известным человеком.
Был также миниатюристом. Л. Д. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги.
Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х гг. Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «скаменным фасадом, а вскоре женился. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. А на последнем плане – далекие синие горы. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Мало жестов и мало позы.
Что может быть великолепнее его облачения. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа.
Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. В XVIII веке она входила в королевские коллекции в Мадриде. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.
Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые.
А на последнем плане – далекие синие горы. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Если модель была музыкантом, это могут быть ноты. В. Э. принадлежит и парный портрет супругов Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон) изображенных в комнате бюргерского дома. В 1427 посетил Испанию, в 1428—29 — Португалию. Хуберт же мог лишь начать работу над центральными частями алтаря («Поклонение агнцу» и три фигуры над ним), наиболее архаичными по композиции.
Бавона). Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Наиболее крупное произведение В. Э. — "Гентский алтарь" (полиптих в соборе св.
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Впереди Источник жизни. Техника масляной живописи известная в Нидерландах и ранее, была необычайно усовершенствована ван Эйком. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
В начале XVI века «Чета Арнольфини» принадлежала Маргарите Пармской, наместнице Нидерландов. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи: цветущее растение или драгоценный камень, украшающий одежду богоматери, как бы преломляют в себе красоту мироздания, а панорамный пейзаж в «Богоматери канцлера Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени.
Искупление свершилось. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры.
Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Ван Эйк (van Eyck) Ян, нидерландский художник. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Портрет человека в красном тюрбане – это третий шедевр ван Эйка в Национальной галерее. К этому добавляется факт, что действительно, в музыке раннего XV века произошел радикальный переворот исходивший из Бургундии и известный как «арс нова». И самое главное – тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Впереди "Источник жизни".
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале.
Осенью 1431 года кардинал был проездом в Генте. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. В том же году художник переехал в Лилль. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Но ван Эйк так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки.
Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год).
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. В 1427г.
Искупление свершилось. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными.
Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Бавона в Генте).
Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Хуберт же мог лишь начать работу над центральными частями алтаря ("Поклонение агнцу" и три фигуры над ним), наиболее архаичными по композиции. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
За двести лет до Рембрандта ван Эйк закладывает почву для его будущих «психологических» портретов, открывая за внешними чертами внутренний мир человека. Написанный в такой же тончайшей ювелирной технике, что и портрет известный под именем «Тимофей», он представляет собой подобное же погрудное изображение, но дает абсолютно иной образ – властного, решительного и недоброго человека с острым носом, плотно сжатыми тонкими губами и сверлящим взглядом маленьких карих глаз. Христос родился и умер. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Как считал Панофски, был только один выдающийся человек, который носил это имя— Тимофей Милетский, который произвел переворот в греческой музыке во времена Еврипида и Платона. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Их славят музицирующие и поющие ангелы. Не ясно, какой документ мужчина держит.
Бавона в Генте). По своему рисунку они напоминают руки с его же портрета Бодуэна де Ланнуа (ок. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
В 1427—1428гг. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Живопись наружных створок почти монохромна. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
Неясно имя ли это или прозвище персонажа (Тимофей) или девиз (Чтущий Бога). Сравнение живописного портрета с рисуночным показывает, что художник, стремясь точно следовать натуре, в то же время желает выявить более глубокие черты характера модели. Вопрос о творчестве Хуберта и его участии в работе над «Гентским алтарём» остаётся спорным. Впереди Источник жизни. Наиболее выдающиеся 113 них: «Богоматерь канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж), «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Борясь с традициями средневекового искусства, мастер выбирает непосредственное наблюдение за действительностью, желает объективно воссоздать мир. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Ярким примером графического мастерства художника служит Св.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Л. Д.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ).
Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. 1434».
Мало жестов и мало позы. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Нет ничего более изысканного, чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. В 1427 г. посетил Турне. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями.
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Тонкая пленка краски поглощала падающий на полотно свет, оттуда и появлялось внутреннее сияние. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.
За исключением «Богоматери в церкви» (конец 1420-х гг., Картинная галерея, Берлин-Далем), достоверные произведения В. Э. относятся к 1430-м гг. Особенное значение для него имело изображение человека, он хотел максимально точно отображать облик героев своих полотен. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
Любимов не скрывает своего восхищения: «Блещут каменья, красками сияет парча и притягивают неотразимо взор каждая пушинка меха и каждая морщина лица. За исключением "Богоматери в церкви" (конец 1420-х гг., Картинная галерея, Берлин-Далем), достоверные произведения В. Э. относятся к 1430-м гг. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Не ясно, какой документ мужчина держит. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. Что может быть великолепнее его облачения. Около 1430 поселился в Брюгге.
Необычайна сложность построения алтаря. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. А на последнем плане – далекие синие горы.
В. Э. — первый из больших портретистов в европейской живописи, создатель типа погрудного портрета в трёхчетвертном повороте («Тимофей», 1432 и «Человек в красной шапке», 1433, —Национальная галерея, Лондон портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х гг. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Это необычайно тонко, точно и живо.
Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. В. Э. принадлежит и парный портрет супругов Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон) изображенных в комнате бюргерского дома. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Облик каждого глубоко индивидуален.
Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями. Алтарь состоит из многих изображений различного характера, включая многофигурную сцену в пейзаже ("Поклонение агнцу"), просторный интерьер с городским видом за окном ("Благовещение"), фигуры Адама и Евы, портреты донаторов и т. д. Следует также отметить реализм и ювелирную точность в изображении мелких деталей внешности.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Это потом он положил начало новому течению живописи art nova, а азам его обучал родной брат Хуберт известный в кругах почитателей искусства. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428–1429 – Португалию. Искупление свершилось. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Это необычайно тонко, точно и живо.
Мужчина на портрете изображен с одно- или двухдневной щетиной, выписанной очень тщательно. По своему рисунку они напоминают руки с его же портрета Бодуэна де Ланнуа (ок. Около 1431 года ван Эйк пишет "Портрет кардинала Никколо Альбергати". На память) написана в 1432 году. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец.
Наиболее крупное произведение В. Э. — «Гентский алтарь» (полиптих в соборе св. Он пользовался особым доверием папы Мартина V и часто выполнял дипломатические поручения. Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам.
В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности и окружающий его мир. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Некоторые его картины подписаны девизом "Als ich kan" ("Как умею").
«Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.