Главное – это взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Самое прославленное произведение, которое создавал Ян ван Эйк вместе с братом, а после его смерти заканчивал один – это большой Гентский алтарь. Главное — это взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Самое значительное произведение Яна ван Эйка, принесшее ему величайшую славу, — монументальный многочастный полиптих известный под названием Гентский алтарь (именуемый так по месту своего нахождения — собору Святого Бавона в Генте).
Знаменитое произведение Ян ван Эйка.
Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов. Основоположник раннеренессансного стиля в живописи Северного Возрождения. Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
Художник изобразил ее такой, какой она представлялась в сознании человека XV века. Это необычайно тонко, точно и живо. Фигуры Марии и Архангела помещены в крайние створки, в средних же — господствует пустынное светлое пространство обычной комнаты, а в открытом окне видны улицы типичного нидерландского города с тесно стоящими высокими домами под вечереющим ясным небом. Мало жестов и мало позы.
Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе. Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон).
Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом.
В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. В 1427г. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. художественная галерея). 1436). В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда».
Он прославился написанием портретов и сюжетов на религиозные темы. Слева от Бога Отца показан Иоанн Креститель, возвестивший людям о появлении Христа. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века.
В 1427 г. посетил Турне. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Ван Эйк Ян (van Eyck) (около 1390 – 1441), нидерландский художник. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Что может быть великолепнее его облачения.
посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. В 1427—1428гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Он пользовался особым доверием папы Мартина V и часто выполнял дипломатические поручения. Это было в Португалии и звали девушку Изабеллой. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге).
Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Ее фигурка очень грациозна, нежное лицо отмечено печатью красоты и благородства. Бавона в Генте). Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III.
галерея), а также портрет жены художника Маргариты ван Эйк (1439, Брюгге, Гор. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Дали тонут в голубой дымке, на фоне ясного неба вырисовываются силуэты городских башен и церквей. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Некоторые персонажи являются портретными изображениями реально существовавших личностей. Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего. В это же время Ян ван Эйк исполнил еще одну алтарную композицию, получившую название «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
Здесь справа от Мадонны изображен Георг ван дер Пале. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что почти всю работу Ян выполнил самостоятельно, а Губерт лишь начал центральные, самые архаичные части алтаря. Далее идут папы и епископы, завершают ряд монахи и миряне.
В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Великолепным примером графического мастерства художника служит Св. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
За исключением «Богоматери в церкви» (конец 1420-х гг., Картинная галерея, Берлин-Далем), достоверные произведения В. Э. относятся к 1430-м гг. В. Э. принадлежит и парный портрет супругов Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон) изображенных в комнате бюргерского дома. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
Бавона). Поражает то, с каким реализмом и убедительностью созданы образы прародителей человечества. Около 1431 года ван Эйк пишет "Портрет кардинала Никколо Альбергати". И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения». Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности. Кроме того, он должен был написать портрет невесты.
Несмотря на наличие в ряде сцен архаичных черт, Гентский алтарь открывает собой новую эпоху в истории нидерландского искусства. Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). Вот таким образом многие его последователи имели неудачные попытки повторить технику его письма. Неясно имя ли это или прозвище персонажа (Тимофей) или девиз (Чтущий Бога).
Впереди «Источник жизни». Его прозвали "ангел мира".
Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»). Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. После 1430 года Ян ван Эйк проживал в Брюгге постоянно.
Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. С 1425г.
На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Бавона, Гент).
Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Впереди Источник жизни. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). В открытом виде алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей.
«Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. Тщательностьживописи обнаруживает его терпеливы й и кроткий нрав: способность изображать все жизненно, с мерой и искусством, чтобы каждый предмет вызывал желаемое впечатление, указывает на его память и рассудок. В 1427 посетил Испанию, в 1428-29 Португалию. В 1427 г. он отбыл в Испанию и затем в Португалию вместе с послами Филиппа, задачей которых было договориться о заключении брака между вдовцом-герцогом и португальской принцессой Изабеллой. Исполняя возложенную на него миссию, художник написал два портрета невесты и отослал своему господину вместе с проектом брачного договора. Сосредоточенному затишью святой беседы торжественно вторит пышное фактурное многообразие предметного мира (матовые по тону узоры восточного ковра, мерцание драгоценных и отделочных камней, богатая колористическая гамма одежд).
Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником для развития искусства Нидерландов и других стран Европы. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Сложный композиционный замысел произведения и высочайшее мастерство исполнения открывали собой новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.
Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Бавона, для которой он создавался. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Похоронен в церкви св. 1390, Маасэйк, близ Маастрихта — 1441, Брюгге.
Вопрос о творчестве Хуберта и его участии в работе над «Гентским алтарём» остаётся спорным. Исполняя его дипломатические поручения, ездил в Испанию (1427) и Португалию (через Лондон, где побывал, вероятно, в 1428—1429).
Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Самой значительной работой художника является «Гентский алтарь». Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. А на последнем плане — далекие синие горы.
Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Так же поступил и ван Эйк. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников.
В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Земной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма. Мягкий свет наполняет интерьер. Наиболее ранние — «Стигматизация Св.
Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Его изучали и неоднократно копировали. В центре — торжественно величавый образ Бога-Отца, по сторонам Богоматерь как воплощение женской красоты и достоинства и Иоанн Креститель — предтеча Христа.
Память о мастере, сохранившаяся в сердцах благодарных потомков, выражена также в словах биографа нидерландских живописцев рубежа XVI — XVII веков Карела ван Мандера: «Он обладал четырьмя качествами, необходимыми каждому живописцу: терпением, превосходной памятью, рассудком и глбоким умом. Супруги представлены в рост в интерьере своего дома, скорее всего в момент заключения брачного договора ряд тончайше выписанных символических деталей (белая собачка, например, аллегорически выражает верность, а метелка — чистоту), торжественная сосредоточенность поз, жестов, выражений лиц, наконец, само интимно-задушевное внутреннее пространство замечательно передают характерную для Средневековья и Возрождения идею гармонического брачного союза как малой церкви, полной покоя и добротолюбия. После смерти герцога, в 1425 году, Ян ван Эйк переехал в Лилль, откуда через некоторое время перебрался в Брюгге, где ему предложили должность придворного художника нидерландского правителя Филиппа Доброго (герцога Бургундского). Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи.
Это роспись на религиозную тему, показывающую, как ангел Гавриил пришел к Деве Марии. Закончил произведение Ян ван Эйк в 1432 году (Губерт умер раньше, в 1426 году).
К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи.
Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. На самом верху, в люнетах, можно увидеть изображения прорицателей. Нередко его называли изобретателем техники живописи маслом.
Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Еще не вглядываясь в детали, зритель уже изначально покорен лучезарностью открывшейся перед ним цветосветовой симфонии. В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя его голова находится на одном уровне с головой Марии.
Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. он— художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. По правую руку от него сидит Богоматерь, взгляд которой устремлен в раскрытую книгу. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Впереди Источник жизни. Бавона.
Судьба алтаря складывалась непросто. Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св. Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок.
По-разному решены в этих двух картинах пространственные задачи, что, возможно, также граничит с разницей в положении и статусе заказчиков. Ченами (1434, Лондон, Нац.
В одной из них он написал портрет невесты графа Бургундского.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Около 1430 поселился в Брюгге. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Л. Д.
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Крупнейшее произведение Вай Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте около 1430-32 или 1423-32 годов). В миниатюрах «Туринско-миланского часослова» художник мастерски пишет пейзажи, полные воздуха и света. Христос родился и умер.
Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Известно, что в 1420-е годы Ян работал над украшением замка графов Голландских в Гааге. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви».
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. А на последнем плане – далекие синие горы. Учился, быть может, у старшего брата — Губерта ван Эйка. Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г.
Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Цветовая гамма композиции гармонична, все сцены выдержаны в пастельных тонах, хотя верхний ярус более воздушен и светел. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Самыми ранними сохранившимися работами Вай Эйка считаются приписываемые ему 7 миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики. Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Бавона в Генте). Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Искусство Вай Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как воплощения Божьего промысла, выражением чего является строгое, продуманное и вместе с тем естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Около 1434 года ван Эйк закончил другое знаменитое произведение — Мадонна канцлера Роллена (Париж, Лувр), где на коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам — редкий случай в феодальном мире. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
В 1428 году Иоанн Баварский умер и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму. В погрудных изображениях (обычно в трехчетвертном развороте) центром зрительского внимания неизменно является лицо, белеющее на темном фоне, как бы воплощающем идею смертного небытия внешняя бесстрастность черт дает вкрадчиво, но чрезвычайно выразительно прочувствовать богатство внутренней духовной жизни. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века.
Христос родился и умер. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
С 1425 года придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425-28 годах работал в Лилле) по его поручению в 1428-29 годах посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились). Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Искусство В. Э. отличает глубина понимания закономерности всего сущего, выражением чего является продуманное, строго обусловленное построение произведений. 1435) и «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436).
Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Алтарь состоит из многих изображений различного характера, включая многофигурную сцену в пейзаже («Поклонение агнцу»), просторный интерьер с городским видом за окном («Благовещение»), фигуры Адама и Евы, портреты донаторов и т. д. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви.
Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. На память) написана в 1432 году.
По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Домициан и Георгий Победоносец. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери. В нижнем ярусе представлены каменные статуи Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста.
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя). Л. Д. Символизм аксессуаров, экспрессия жестов сведены тут до минимума.
Бавона в Генте начал именно он. Пейзаж не только украшает полотно, но и несет в себе важную функцию раскрытия образов. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения.
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Искупление свершилось. К числу наиболее совершенных портретов относятся Кардинал Никколо Альбергати (1431, Вена, Музей истории искусства), Портрет молодого человека (Тимофей, 1432, Лондон, Национальная галерея), Портрет человека в красном тюрбане (1433, Лондон, Национальная галерея), Маргарет ван Эйк (1439, Брюгге, Городской музей).
В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Мощное воздействие искусства Ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера (Антонелло да Мессина и др. ). Ван Эйк написал ее портрет. Кажется, что вы осязаете это золото и эту парчу и сама картина предстает перед вами то как ювелирное изделие, то как величественный памятник.
В. Э. — первый из больших портретистов в европейской живописи, создатель типа погрудного портрета в трёхчетвертном повороте («Тимофей», 1432 и «Человек в красной шапке», 1433, —Национальная галерея, Лондон портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). В 1428–1429 годах художник с дипломатической миссией побывал в Португалии и Англии. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. Мало жестов и мало позы. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк.
Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. В небе – перламутровая белизна, утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной зари.
Одна из лучших таких работ — «Мадонна канцлера Ролена» (1436, Лувр, Париж). Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Нидерландский художник. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.
В 1427 – 1428 гг. Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. Решение поставленных В. Э. творческих задач требовало новых художественных средств. В Мадонне каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Городской музей) ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника.
галерея). Их славят музицирующие и поющие ангелы. В 1422-24 работал над украшением графского замка в Гааге, с 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго. Эта небольшая картина (22, 5 см х 16, 6 см с рамой) была создана около 1430 года.
Франциска» и «Мадонна в церкви». К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера.
Так же поступил и ван Эйк. Итальянский купец, представитель банкирского дома Медичи в Брюгге изображен в брачном покое с молодой женой Джованной Ченами.
Но это не так. Один из шедевров портретного творчества Яна ван Эйка – «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон). А на последнем плане – далекие синие горы. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея), написанный по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, является первым парным портретом в европейском искусстве.
Искупление свершилось. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Портрет четы Арнольфини. Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
По мнению большинства учёных, Хуберт мог лишь начать работу над центральными частями алтаря, но в целом алтарь выполнен Яном Ван Эйком. У его ног — царская корона — атрибут Христа. Произведение, ознаменовавшее начало эпохи Возрождения в Нидерландах – Гентский алтарь в соборе Св. Поражающая своим космическим величием панорама сияет эмалевыми красками.
Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его — все заслуживает благоговейного внимания. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Своеобразным мистическим реализмом отличаются две наиболее известные картины такого рода — Мадонна канцлера Ролена (Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (Брюгге, Гор.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Арнольфини и его жены Дж. Иоанна собора св.
С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. В том же году художник переехал в Лилль. В 1427г. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Осенью 1431 года кардинал был проездом в Генте.
Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Наиболее крупное произведение Ван Эйк – знаменитый Гентский алтарь (полиптих в соборе св. Образы донаторов созданы с редкой жизненностью и пластической осязаемостью. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк.
Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Около 1430 года Ян ван Эйк переселяется в Брюгге. Придворный художник великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422—1425).
По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Родился он в Северных Нидерландах, но дата его рождения осталась неизвестной. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св.
В нем каждая малость драгоценна и необходима. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. художественная галерея, обе — ок.
С 1431 года художник поселился в Брюгге. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Одними из самых известных картин ван Эйка являются «Мадонна канцлера Ролена» (ок. Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе». XV в. сохранился лишь частично Турин, Гор.
Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини». Наиболее выдающиеся 113 них: «Богоматерь канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж), «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу». Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея).
Хуберт же мог лишь начать работу над центральными частями алтаря («Поклонение агнцу» и три фигуры над ним), наиболее архаичными по композиции. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. Донациана – для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками.
По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу. Бавона в Генте.
Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. В левой руке он держит жезл — символ власти над миром, правой благословляет все сущее.
К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Картина "Leal souvenir" (фр. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. Это необычайно тонко, точно и живо. Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х гг. Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св.
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Кардинал был весьма известным человеком.
Предметы-символы красноречиво рассказывают о смысле сцены: апельсины намекают на райское блаженство, туфли — на супружескую преданность, статуэтка св. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка.
Далее представлены музицирующие и поющие ангелы.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества. В этом земном раю растут южные пальмы, апельсиновые рощи и деревья, которые можно встретить лишь на северной земле.
Достижением живописца Ван Эйка являются его портреты, максимально точно изображающие действительность и отличающиеся точной графикой. Мужчина на портрете изображен с одно- или двухдневной щетиной, выписанной очень тщательно. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св.
Художник учился у своего старшего брата Хуберта, вместе с которым работал над исполнением знаменитого Гентского алтаря (1426 – 1432, собор св. Это необычайно тонко, точно и живо. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др.
Неизвестно ни кто изображен на этом портрете, ни каков его статус. Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. Творчество Вай Эйка в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской школы живописи, круг её проблем и интересов. Работу над монументальной многочастной композицией, получившей в дальнейшем название «Гентский алтарь», художник начинал вместе с братом, Губертом ван Эйком. Ян ван Эйк происходил из города Масэйка, расположенного в долине реки Маас. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Живопись наружных створок почти монохромна. Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). В 1427—1428гг. Отличительной особенностью работ этого художника было то, что их трудно было скопировать.
Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. Пространство второго, наоборот, сосредоточено в рамках маленькой тесной церкви. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Бавона в Генте. На нижних пяти створках представлены сцены поклонения агнцу. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Далекий от научной разработки проблем перспективы и анатомии, не зная античного наследия, этот художник в отличие от итальянских мастеров больше опирался на собственный опыт. В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Eyck, Jan van) Ок. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Обряд совершается в святая святых бюргерского дома спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага. В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Что может быть великолепнее его облачения. Те, кто еще сомневаются, – колеблются в раздумье, те, кто отрицал, – смущены, пророки охвачены экстазом.
Это работа двух батьев, Яна и Губерта, оконченная в 1432 году, украшает собор в Бельгии. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле.
Многие написал Ян ван Эйк картины. По их работам можно было узнать стиль Яна Ван Эйка. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира. В 1434 г. герцог Филипп III стал крестным отцом первого из десяти детей Яна и, в связи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебряных чаш.
Супруги изображены стоящими в спальне. в Генте, где умер в 1426). в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Полагают, что художник показал обряд бракосочетания. Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр.
В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» — в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. С 1425г.
Необычна природа, окружающая людей. Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Облик каждого глубоко индивидуален. В истории мирового искусства он известен как Гентский алтарь. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры.
Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. Берега реки соединены мостом — символом совместного существования духовного и светского. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов.
По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства).
Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Так же там много картин изображающих бога, ангелов, Адама и Еву. Ян ван Эйк был счастливым художником. Наиболее крупное произведение В. Э. — «Гентский алтарь» (полиптих в соборе св. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Ян ван Эйк представляет собой яркий пример личности ренессансной эпохи.
К лучшим портретам мастера принадлежат т. н. Тимофей (1432), Человек в красном головном уборе (1433, оба — Лондон, Нац. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерландский художник и миниатюрист, один из зачинателей искусства Возрождения в Нидерландах. В центре верхнего яруса изображен Бог Отец, восседающий на троне. Варвара (1437, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Необычайна сложность построения алтаря.
1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности. Во всех религиозных композициях мастер тонко пользуется принципами т. н. скрытого символизма, неразрывно сочетающего богословские аллегории и нравоучения с безукоризненным натуроподобием: например, библейские эпизоды, предвещающие искупительную миссию Христа, он изображает в виде декоративных деталей интерьера (фигурки на капителях колонн и т. д. ). Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Заказчиком его был богатый житель Гента Иодокус Вейдт. Он появился на свет где-то около 1390 года и скончался в Брюгге 9 июля 1441 года.
Христос родился и умер. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Что может быть великолепнее его облачения. Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа.
На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. В большинстве случаев ван Эйк дает погрудное изображение портретируемого, показывая его в спокойном трехчетвертном повороте. Главное для художника – душевный мир человека индивидуальный характер модели. Мало жестов и мало позы.
Самой крупной работой стал знаменитый алтарь церкви Святого Бавона в Генте. В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец.
Ярким примером графического мастерства художника служит Св. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». В 1430 обосновался в Брюгге.
Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Духа — это изображение образует Троицу.
Искупление свершилось. В обеих этих картинах присутствует своеобразный мистический реализм. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. И среди этого великолепия и роскоши странно незащищенными выглядят обнаженные фигуры Адама и Евы, расположенные по краям верхнего яруса.
По сторонам — Мадонна как воплощение женской красоты и достоинства, а также предтеча Спасителя — Иоанн Креститель, далее же — музицирующие и поющие ангелы. Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи: цветущее растение или драгоценный камень, украшающий одежду богоматери, как бы преломляют в себе красоту мироздания, а панорамный пейзаж в «Богоматери канцлера Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Молодые супруги находятся в спальне своего дома и произносят клятву супружеской верности. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). Как и в Италии, здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, человек становится высшей ценностью в искусстве. музей старого искусства), ныне, однако, это мнение большинством ученых оспаривается.
Это не совсем так. Л. Д. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Колористическое решение внешней стороны алтаря достаточно сдержанное, а в изображении фигур двух Иоаннов — почти монохромное (но залитые светом, просторные покои Девы Марии в сцене Благовещения — с солнечным городским пейзажем за окном — внушают зрителю ощущение приближающегося, свершающегося на его глазах чуда). По обеим сторонам от них – портреты донатора Иосса Вейда, гентсокго бюргера и его жены.