Картина 171Мадонна канцлера Николя Ролена187 (Музей Лувр, Париж) создана Яном ван Эйком в 1435 году. Мадонна канцлера Ролена — монументальная алтарная композиция живописца Яна ван Эйка, выполненная около 1436 г. Дерево, 66 х 62 см.
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Христос родился и умер. В картине господствует дух невозмутимой и статической уравновешенности. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине.
Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). В картине ван Эйка – портрете мужчины в тюрбане исполненном в 1433 году (Лондон, Национальная галерея), выражение лица становится более активным. «Падение Икара»Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказывается тут мелким эпизодом Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море. Крестьянская свадьба. То же самое наблюдается в портретных произведениях Гуго ван дер Гуса, в частности в «Мужском портрете» из Нью-Йорка.
Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. За создание этого эпоса Питер Брейгель Старший получил главное свое прозвище – Мужицкий. Ян уделяет больше внимания человеку, чем Губерт. Одно из последних произведений Брейгеля – картина "Притча о слепых" (1568). Но мастер приопустил его взгляд – и он уже не уходит в пространство.
Но его активность и одновременно плотность — особые. Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной».
К сожалению, некоторые детали были безвозвратно утрачены и их пришлось заменить копиями. Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Боковые створки обладают выраженным динамическим, центростремительным характером. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты.
В крещении, например, действующие лица изображены на переднем плане и все же зритель воспринимает сцену в ее пейзажном единстве: речную долину с замком, деревьями и маленькими фигурками Христа и Иоанна. «Крестьянский танец» (1568)Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики.
Сочетание алчности и благочестия не было в диковинку в те времена и не случайно автор исторических хроник Жак дю Клерк писал о Ролене: «Означенный канцлер почитался одним из мудрейших людей королевства в отношении преходящего ибо если коснуться духовного, то здесь я умолкаю». 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). В двойном "Портрете супругов Арнольфини" (1434) – Джованни Арнольфини, купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге и его жены – предметы комнаты, на фоне которой изображены модели, по средневековой традиции наделены символическим смыслом (яблоки у окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног – символ супружеской верности).
Как все в средние века, картина полна символов. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Из шести человек на переднем плане в рисунке только у одного видно лицо и то в ракурсе. Излюбленным жанром Пьеро делла Франчески являлся религиозный.
Над ним Мария. Рядом с фигурами видны два павлина, символы бессмертия и гордости3. Картина наполнена покоем и тишиной, свойственным самым значительным произведениям Гертгена. При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем. Но представления эти основаны на таком глубоком знании и любви к реальной земной действительности, а природа и люди переданы с такой жизненностью и характерностью, с таким пристальным любовным вниманием к каждому лицу, к каждому цветочку, каких до Яна ван Эйка в искусстве Северной Европы не было. 1435-1440, действие происходит в открытой лоджии.
Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. В "Мадонне каноника Ван дер Пале" (1436) все приобретает большую массивность, формы укрупняются, утяжеляются, усиливается статичность. Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. В большинстве случаев ван Эйк дает погрудное изображение портретируемого, показывая его в спокойном трехчетвертном повороте. Так, в композиции «Св.
Господин в черном костюме, вероятно, хозяин двора. Каменные стены в «Снятии с креста» и «Распятии», голая пустыня в «Страшном суде», черные непроницаемые фоны в портретах становятся немыми свидетелями волеизъявления и выбора личности. Центральная часть этого произведения – «Поклонение волхвов» – являет собой мирную сцену, в которой волхвы в своих нарядных одеждах похожи на нидерландских аристократов, современников художника. Johannes de eyck fuit hic 1434).
Небольшая по своим размерам, она тем не менее поражает пространственной масштабностью. Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. В саду Марии цветут и пионы – розы без шипов, являющиеся вот таким образом символом спасения. На двухступенчатом возвышении, строго по центру картины стоит трон под балдахином из зеленой ткани, расшитой цветами. В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции.
Большое влияние на него оказало также искусство голландских мастеров. До него художники работали в основном с темперой. В алтарном образе он может дать толкование нидерландской пословице, сравнивающей мир со стогом сена из которого каждый урывает, сколько может схватить. Художник часто изображал героев картин среди бытовой обстановки, все детали которой носят яркую символичность и в «Портрете» присутствуют предметы-символы, ясно передающие смысл сцены: апельсины намекают на райское блаженство, хрустальные четки, лежащие на столе, воплощают благочестие туфли — на преданность супругов их союз щетка — знак чистоплотности, собака обозначает верность, зажженная свеча в люстре, возможно — мистическое присутствие божества, освящающего таинство венчания.
1460, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Trs Riches Heures du Duc de Berry) —иллюстрированная рукопись XV века. Каждая из этих картин и особенно «Игры детей», является ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. Его модели не выглядят отстраненными от мира, они как будто обращаются к зрителю, словно пытаясь взглядом выразить свои мысли и чувства («Портрет Эдварда Граймстона», 1446, собрание герцога Веруламского, Корэмбери «Портрет картезианского монаха», 1446, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Портрет молодой женщины», 1450-е).
Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Внутрений строй правой развит в радостном духовном очищении группы пастухов.
1450–1460, Национальная галерея, Лондон). Нижний ярус благодлоря изображению реальных людей и натуральности связан со средой в которой находится зритель, а цветовая гамма кажетсмя плотной и тяжелой, «благовещение» представляется более отстраненным его калорит светел, а пространство не замкнуто. Художник отодвигает героев Ангела и Марию к краям сцены и всё пространство освобождается, наполняется светом. Свет имеет двоякую природу – вносит возвышенные начала и поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки в «благовещении» изображенна далекая перспектива города и подробности домашнего обихода – умывальник с висящим подле него палатенцем. Нет ограниченности пространства, светлое, свектоносное оно продолжается за приделами комнаты, за окнами, а там где нет окна оказывается углубление или ниша, а где нет ниши свет ложится солнечным зайчиком. Поэтическим слиянием человека с природой подкупает картина "Святой Иоанн Креститель в пустыне". Так, "Вифлеемское избиение младенцев" (1566) – это картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне. Написана ок. Она пропитанна движением ритма, его создают обнаженные деревья. «Портрет четы Арнольфини» На нём изображены Джованни ди Николао Арнольфини и его жена, предположительно в их доме в Брюгге.
Тот, который слева, является самой большой фигурой на полотне. «Семь смертных грехов» Принадлежит к числу его ранних работ. Живопись наружных створок почти монохромна. Теперь картины мастера стали менее мрачными, в них появилось больше света и воздуха. Звучные пятна красного, синего, белого в облачениях также не столько выражают реальные цветовые соотношения, сколько передают возвышенную духовную атмосферу сцены.
По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. Фомы и Антония Аббата. Символы используемые Босхом, происходят из самых разных, порой далеких друг от друга источников — от мистических трактатов до практической магии, от ритуальных представлений до фольклора: сова и пустой кувшин — это душа и тело человека, забывшего Бога сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе плоды винограда, граната, клубники прозрачные сферы. От портретов Ван Эйка их отличает вневременность, выключение из среды.
Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Вместо — «Ян ван Эйк сделал» (лат. «Битва Масленицы и Поста» В картину, где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов.
Люди и ангелы образуют вокруг Марии духовную, психическую среду. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450-1516), создателя мрачных мистических видений, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму и к живой конкретной действительности. Во всяком случае, в 1436 году мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, – 171Мадонну каноника ван дер Пале187 (Брюгге, Музей).
Фигуры 4-х участников приобрели повышенную материальную массивность. Оба эти образа не психологичны и не жизненны. Голову украшает скромная диадема. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
1472–1474, галерея Брера, Милан) и фресковые композиции «Мария Магдалина» (ок. Таковы известные картины «Кардинал Никколо Альбергатти» (1431, Музей истории искусства, Вена), «Тимофей» (1432, Национальная галерея, Лондон), «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Национальная галерея, Лондон), «Маргарет ван Эйк» (1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Маленький сад с цветами (розы ирисы, ландыши, пионы), видимый за колоннами, символизирует непорочность Девы Марии.
В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита.
Её движение покорно. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. В отличие от невесты, жених на полотне не обозначен столь явно. Они эспресивны и музыкальны.
Ян Ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания ("Человек с гвоздикой" "Человек в тюрбане", 1433 портрет жены художника Маргариты Ван Эйк, 1439). Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ.
Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых – это жизненный путь всех людей. Так что вполне вероятно, что художник вписал сюда свою фигуру.
Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и в большой степени- внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата). бытовой средой. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Наиболее прославленные изображения часослова — цикл «Времена года» из 12 миниатюр с изображением развлечений знати или крестьянских работ на фоне средневековых замковЕго заказчиком был Герцог Берийский.
Образ Марии безрадостен. И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой – Бог. В жанровой живописи Брейгель проходит ту же эволюцию, что и в пейзажной. 1458–1459, Старая пинакотека, Мюнхен). Лица написаны с пластической объемностью и кажутся естественными на фоне окутанного воздушной дымкой пейзажа (художник не окружил своих героев пейзажным фоном, подобно многим портретистам его времени, а гармонично вписал их в этот фон). Донациана, основанных каноником ван дер Пале. В их числе – герцог Бургундский Филипп Добрый, а также Ян и Губерт ван Эйки.
Нарастание определенности образов (Ролен – один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи. Он не созерцает, а размышляет. "Снятие с креста" – типичное произведение Ван дер Вейдена. Все это происходит в солнечном пейзаже, на прекрасном зеленом лугу, усеянном цветами, окаймленном рощами, где северная растительность сочетается с пальмами и апельсиновыми деревьями.
Он пребывает в цвете – в красном горящем цвете, который разлит повсюду, который вспыхивает в самых потаенных уголках полиптиха и только в складках его одежд обретает свое наивысшее горение. Показательно, что грешников в «Страшном суде» ван дер Вейдена никто не тащит в ад, они сами идут, угнетаемые тяжестью вины за совершенные грехи.
Все донаторы, кроме Пигелло, сопровождаются своими тезоименными святыми покровителями —святым Фомой (с пикой), святым Антонием (с колоколом), Марией Магдалиной (с сосудом с миро) и святой Маргаритой (с книгой и драконом). Напротив зрителя — отделенны только тонкими лепестками цветов на аванплане и стереоскопически, ощутимо пустым пространством — младенец. 1460, собор, Ареццо), «Вознесение Христа» (1463–1465, пинакотека, Сансеполькро). Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге.
За грехами неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются ещё четыре изображения смерти, Страшного суда, ада и рая, т. е. «четырёх последних вещей», по выражению проповедников того времени. Серо-стальной тон живописи с сиреневыми оттенками усиливает состояние безысходности. Во многих его портретах ощущается глубокий интерес к человеческой личности. Первые документированные сведения о Яне ван Эйке относятся к началу 1420-х годов, когда он работал в Гааге по заказам правителя Голландии Иоанна Баварского.
Картина также снабжена девизом «Как умею», а внизу надпись: «Иоханн де Эйк меня сделал в лето Господне 1433, 21 октября». «Фламандские пословицы», 1559. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Ван дер Вейден совершил поездку в Италию. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: «Триумф смерти» В Нидерландах свирепствовала инквизиция испанцы огнем и мечом пытались подавить народное восстание. В любом случае очевидно, что художник проявил высочайшее мастерство, воспроизводя на сравнительно небольшом полотне (66 х 62 см) тяжелые одежды канцлера, нарядную архитектуру дворца, драгоценные камни и другие мельчайшие аксессуары: в раскрытой книге различимы отдельные буквы, в лепнине колонн «прочитываются» конкретные евангельские сюжеты искусно передано затейливое оперенье павлинов, прогуливающихся на террасе, а детали пейзажа рассмотреть можно, лишь вооружившись лупой (подсчитано, что в пейзаже художник написал не менее 2000 человеческих фигур. ). И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы.
Бавона. Самой значительной работой мастера стал многочастный алтарь для церкви Св. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной.
«Лето» Живописная серия "Времена года" являет крестьянскую жизнь гармонично слитой с природой. Около зубцов стены стоят, вероятно, Иоаким и Анна, родители Девы Марии. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. Но в отличие от Италии искусство которой занималось героизацией человека, в Нидерландах воспевался не столько сам человек, сколько созданный им предметный мир, «дизайн» того времени, так сказать. Позади сада просматриваются две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. На заднем плане виднеется город, с пересекающей его рекой. «Алтарь Партинари»В закрытом виде алтарь строг и сумрачен.
Вероятно, это бургундский город Отён, родина Ролена. Пейзаж играет здесь важную роль в передаче сущности персонажей. Элигий» (1449, собрание Леман, Нью-Йорк) святой, почитаемый как покровитель мастеров золотых дел, представлен в облике ювелира в интерьере ювелирной лавки. И наконец идеи «новой набожности» из культа личного общения с Богом стали постепенно трансформироваться в новую догматику, предшествующую разным формам протестантизма, в которых акцент был перенесен на коллегиальное религиозное чувство, прагматизм, нивелировку индивидуального и отрицательное отношение к возможностям разума и воли.
В начале 1560-х гг. Судьба этого произведения известного как Гентский алтарь, драматична.
Верить в это суждение заставляет тот факт, что чета Арнофилини не имела детей, но изображенная дама явно находится в положении. Маленький сад с цветами (розы ирисы, ландыши, пионы), видимый за колоннами, символизирует непорочность Девы Марии. Его эволюция художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике) прослеживается от пейзажа-панорамы, фиксирующего мелочные подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению. Живопись Ван дер Гуса оказала определенное влияние на флорентийское Кватроченто. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Вот таким образом и глаза их смотрят мимо зрителя. Убеждающая, как всегда у Эйка, достоверность облика сочетается здесь с ощущением торжественности совершающегося действа. В ars nova («новое искусство» — термин Э. Панофского) северных стран отсутствовали стилистические признаки и философские основания, характерные для искусства классического итальянского Ренессанса.
Алтарь в открытом виде. И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Фигуры святых массивны и статичны, цветовая гамма уплотнена. Лишь в XX веке большинство его частей были собраны и алтарь занял свое место в церкви Св.
Сидение, схожее с троном, символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. недаром пустота, окружающая младенца так ощутима. Особенно замечателен образ Марии. Очень выразительны портретные образы Кристуса.
Таковы работы «Мадонна делла Мизерикордиа» (ок. Он не ограничивается воссозданием сюжетно определенной сцены. Следовательно Закрытый алтарь таит в себе чувства радостной недосказанности и ожидания. В 1450 году художник посетил Италию.
«Игры детей». Изображена городская площадь. Крупнейшие бургундские договоры с 1419 по 1435 годы были делом его рук. На обороте диптиха Пьеро делла Франческа показал триумф герцогов. В нем есть оттенки чувств всех окружающих её.
Поздние работы Ван дер Гуса все более приобретают черты дисгармонии, смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника ("Смерть Марии"). Ян ван Эйк создал своё полотно с почти рефлектирующей поверхностью используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого. 1448, пинакотека, Сансеполькро), «Мадонна со святыми» (ок. Cама формулировка необычна. Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного "Мужицким" (1525/30-1569). Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).
На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычных людей. Среди персонажей Гентского алтаря (всего их более 250) представлены портретные образы заказчиков – донаторов (от лат. В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера.
Скученная, суетящаяся толпа – ряженые, нищие, торговцы, музыканты игроки, пьяные, гуляки, монахи, зрители – пульсирует массой разнообразных действий, за праздничной пестротой чувствуется мудрая философская ирония художника. Рядом с ними изображение павлина — считается христианским символом бессмертия, «благодаря античному представлению о том, что его мясо никогда не гниет». Образы жестче и определеннее. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло.
Возвышенное уживается с повседневным. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Изображении библейских персонажей. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Интересно, что на одном из них — красный тюрбан.
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Необычайна сложность построения алтаря. Бавона в Брюгге, расписанный ван Эйком совместно с братом Губертом.
Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Сова — вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости. Художники этого направления следовали (но возможности) традициям римской школы и прежде всего Рафаэлю. Рядом с фигурами видны два павлина, символы бессмертия и гордости. Годы творческой зрелости Брейгеля проходят, в условиях нарастающей революционной ситуации. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
В нидерландском Возрождении было и итальянизирующее течение – так называемый романизм. По праздникам створки открывались и алтарь обретал торжественную и широкую многозвучность сцену благовещения сменяет величественный ряд фигур во главе которых БОГ— средоточие всей системы. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.
Художник ставит своей целью передачу бесконечной, живой, всепроникающей красоты Земли. "Слепые", несомненно имеют символическое значение.
Их славят музицирующие и поющие ангелы. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. В центре композиции -фигура Христа, здесь же сделана надпись: «Берегись, берегись, Бог видит». Композиция построена по диагонали. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).
Тем не менее, такое тщательное воспроизведение материального мира совсем не похоже на приземленную «инвентаризацию» – мирское начало в очередной раз выступает в дуэте с началом мистически-духовным. Это путешествие оказало на его творчество благотворное действие. Ученый и философ Николай Кузанский (1401-1464) называл его величайшим художником, работы Ван дер Вейдена высоко ценил Дюрер. В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня.
А фоном всему этому — страшный адский пейзаж земли, превращенной людьми в пустыню. господствует крупные тяжелые фигуры св. Подбор цветов в нем не случаен. «Мадонна каноника Ван Дер Палле» Алтарная композиция. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелеее, размереннее. Большое место в творчестве ван Эйка отведено и собственно портретной живописи. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы.
Верхний ярус отведен сцене «благовещенья», которая венчается фигурами сивилл и пророков. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. У ног его прилег агнец, символизирующий грядущую жертвенную смерть Христа. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
При этом он «подчеркнул в их восприятии элемент оценки, отвечающей психологии людей определенного социального круга и уровня развития», а также представил сверхчувственное явление в качестве порождения воображения персонажей картины, что является еще одним шагом в сторону утверждения прав реального человека. Он сидит между двумя мужчинами, а невеста между двумя женщинами. Большинство портретов художника изображает знатных и влиятельных жителей страны («Портрет Франческо дЭсте» (ок. Композиция правой — створка кажется легкой. Мнение, однако, не подтвердилось. В неоконченной 171Святой Варваре187 (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение.
Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Иным оказывается алтарь в открытом виде. В 1440-е гг. Так ориентированные к единому центру, обе створки противоположны по характеру чувств. Ярус обладает свойствами панорамности и его герои — части множества. Нижний ярус представляет другой аспект реальности, Однако они составляют аспект единства в сочетание с пространственностью «Поклонения» цвета одежд бога отца пламенеют еще глубже. При этот его фигура не подавляет окружение.
Напомню, что он был создателем масляной живописи. Johannes de eyck fecit), то есть написал этот портрет, стоит — «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Самоускорение ритма к центру алтяря обладает притягивающей силой. Позднее искусствовед Панофский утверждал, что зритель видит не бракосочетание, а помолвку и отмечал, что при таком толковании картины надпись становится уместной – так художник подчеркнул свое свидетельство на церемонии. фоном полотна служит необмолоченная пшеница. В «Генском Алтаре» Можно увидеть принципы миниатюр 20 годов 15 века, но в палиптике они возведенны, в Законченную мировозренческую систему.
Огороженный маленький сад символизирует потерянный рай и Деву Марию. 1435-1482), жизнь которого в основном прошла в Генте. Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу Мадонны, не нарушая вместе с тем его скромной простоты. Цветовые пятна зеленого, черного, красного и белого акцентируют пульсирующий ритм танца, усиливая впечатление головокружительного вихря. Пост – худощавый человек, протягивающий на лопатке селедку (символ Поста) Обращаясь к национальной традиции, к фольклору и народным пословицам, Брейгель философски переосмысляет их.
Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Одежды то бессильно повисают, то закручены вихрем. Также на заднем плане мы можем увидеть двоих мужчин, повернувшихся к нам спиной. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами.
Образы иные, чем в левой — их чувства скрыты. Общее состояние при такого рода восприятии одно – своего рода задумчивая печаль. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно. Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета. (На автопортрете Яна ван Эйка из коллекции Национальной галереи в Лондоне («Портрет человека в красном тюрбане») мы замечаем на художнике такой же красный тюрбан). Под напором этой ноши дематериализуются пространство и объем, гаснет божественный свет, обнажаются предельные эмоциональные тоны цветовой композиции, хрупкие линии и силуэты истончаются и нервно напрягаются, ритмы обретают излом, символизирующий «отмеченную Рогиром «трещину» человеческой души, породившую выражение пессимизма и тревоги». Нарастание определенности образов (Ролен — один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы».
В произведениях позднего Босха ("Искушение Святого Антония", после 1500) усиливается тема одиночества. И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом. Он не столько стоит, сколько предстоит. Позднее оказалось, что некоторые фрагменты алтаря вывезены за пределы Нидерландов.
Вот такое сочетание мирских грехов с благочестием и верой. Томмазо изображён на левой створке с двумя своими сыновьями Антонио и Пигелло. Эти декоративные, жизнерадостные, по-народному полнокровные, заразительно-веселые композиции свидетельствуют о рождении бытового крестьянского жанра ("Крестьянский танец", 1565). Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита.
Это не единственные портретные образы современников художника. «Мадонна канцлера Ролена». На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях, коронуемая ангелом и сидящая напротив канцлера Ролена. Вся внешняя часть полиптиха подчинена идеи «благовещения» то есть предсказанию пришествия в мир христа и должна притворять тему искупления. Важную роль в алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена начал играть пейзажный фон (триптих «Алтарь Колумбы», ок. Он побывал в Венеции, Риме, Ферраре.
Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. серыми оттенками. Бесконечно уходящая панорама открывается через три арочные пролета.
Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
Женщина бережно кладёт свою правую руку в левую руку мужчины. Они стоят в рост, выпуклые реальные. Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. Его лицо серьезно.
В картине 171Мадонна у фонтана187 (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека. Зрители видят здесь Святую Троицу, Богоматерь, Иоанна Крестителя, ангелов, поющих гимны. Солдаты даже изображены в испанской одежде. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Рядом с фигурами видны два павлина, символы бессмертия и гордости.
У Яна ван Эйка существует «портрет мужчины в красном тюрбане», который возможно является его автопортретом. Взор каноника, которого представляет Марии Святой Георгий, суров, даже угрюм. Одна из наиболее характерных работ Мемлинга – ковчежец Святой Урсулы (ок. Лица искажены горем. Розой называют Пресвятую Деву Марию во многих латинских гимнах: "rosa, rosa speciosa, rosa coeli, rosa mistica" (роза, красивая роза, роза небес, роза таинственная).
1500). Интересна композиция «Мадонна канцлера Ролена». С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Они подчинены особым закономерностям.
Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. В 1434 году Ян ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением итальянского купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Иоанны (Лондон, Национальная галерея). В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности и окружающий его мир.
ник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. 1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Рыцарь ордена Золотого руна», ок. Его жена Мария ди Франческо Барончелли написана на правой створке со своей дочерью Маргаритой. Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности.
-1464). В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха ("Кухня тощих", "Кухня тучных" – в их едкой иронии, острой наблюдательности и недвусмысленности приговора). Эта противоположность преходит на смежные части центральной створки. Знаменательно, что нидерландский художник вводит такую бытовую деталь, как снятые очки в руке донатора, заложенный пальцем молитвенник. От Яна ван Эйка идет стремление Кристуса привнести в религиозный сюжет элемент жанровости. «Слепые» (1568)евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. В алтаре «Портинари» Гус старается выразить свою веру в душевные возможности человека.
Религиозный сюжет приобретает двойное значение и становится еще трагичнее. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Жест лишен случайности, это благославение, от фигуры БОГА-отца разворачивается иерархия. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Смерть в 1441 году прервала его дальнейшую деятельность.
Он обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные события. Пейзаж за окном аналогичен картине «Мадонна канцлера Роллена»: небольшой садик и город (возм. Исследователь Р. Климов пишет об этой картине: «Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле.
В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Её пространство обладает особой прозрачность. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Композиции Мемлинга ясны и размеренны, образы поэтичны и мягки.
В конце 1440-х гг. Психологический тонус портрету во многом задает передача одежды и головного убора. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно. В "Битве Карнавала и Поста" (1559) необъятность мира он выражает через множественность людей: площадь заполнена ряжеными, гуляками, нищими, торговками.
Картина была заказана художнику каноником церкви св. Вероятно, это человек, наполняющий кувшины, место которого свободно в торце стола. Развитие ренесаннсных тенденций в Нидерландах, намеченное в миниатюре начала 15 века, в области миниатюры был создан памятник переломного значения — так назывался Туринско Миланский часослов. «Великолепный часослов герцога Беррийского» иначе «Роскошный часослов герцога Беррийского» (фр.
Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность. Позади сада просматриваются две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. Необычайна сложность построения алтаря. Нарастание определенности образов и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием. Здесь и символическое изображение средневекового понимания «триумфа смерти», где она изображена в виде скелета на тощем коне и «пляска смерти», в которой перед неизбежным концом все равны.
Образы жестче и определеннее. Облик каждого глубоко индивидуален. Сравнение живописного портрета с рисуночным показывает, что художник, стремясь точно следовать натуре, в то же время желает выявить более глубокие черты характера модели. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги.
Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. В творчестве таких мастеров, как Ян Госсарт (1478/80-1533/36), Ян Ван Скорель (1495-1562) Франс Флорис (1516/20-1570) и др., удивительно сочетались стремление к идеализации итальянской пластичности форм с чисто нидерландской любовью к подробностям, повествовательности и натурализму. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Возможно, это и есть город Отён.
Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность. В этом произведении накладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. Миниатюры эти неожиданно реальны. donator – «даритель»), гентского бюргера Иодокуса Вейдта и его жены, Изабеллы Борлют. Душевный мир — прямолинейность чувств. (На автопортрете Яна ван Эйка из коллекции Национальной галереи в Лондоне («Портрет человека в красном тюрбане») мы замечаем на художнике такой же красный тюрбан).
Невольно возникает чувство почтительного уважения к человеку с таким огромным жизненным опытом, обладающему столь сильным интеллектом и упорством воли. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». По саду неспешно гуляют прекрасные павлины – символ бессмертия и скачут сороки, отождествляя суетность этого мира. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде.
Джованни стоит с почти молитвенной сосредоточенностью. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Затем картина была покрыта лаком. С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ханса Мемлинга (1433- 1494), прославившегося лирическими образами Мадонн. Как истинный представитель Возрождения, «обнажив всю глубину трагизма человеческой жизни, Рогир восславил своим искусством присущую индивидуальной личности горделивую силу, обособленную от Бога и от остального человечества и дарующую человеку веру в возможности собственного разума и собственной воли» (Гершензон-Чегодаева, определяя принадлежность Гуго ван дер Гуса к Ренессансу, выделила такие черты художника, как сила и мужество человека, трезво осознающего непрочность земного счастья и изначальную трагичность человеческого бытия и в то же время находящего в себе силы утверждать «позитивные ценности земного существования». Вазы с цветами в нескольких сантиметрах от зрителя («Поклонение пастухов» ц. часть алтаря). Стиль ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Художник подписывает свою работу не как автор, а как свидетель. «Гентский алтарь» – грандиозное, много частное сооружение в закрытом виде он являет собой двух ярусную композицию: нижний ярус изображение статуи двух Иоанов Крестителя и Евангелиста, по сторонам от которых находятся колено прикланенные заказчики Мадокус Вейт и Елизавета Бурлют. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Еще один непременный цветок – это роза. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее.
Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень. В отличие от своих современников Кристус чаще всего изображал портретируемых не на нейтральном фоне, а в интерьере («Портрет молодого человека», ок.