Их славят музицирующие и поющие ангелы. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»29. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). С 1425г. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон.
Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. На память) написана в 1432 году. Неизвестно ни кто изображен на этом портрете, ни каков его статус.
Живопись наружных створок почти монохромна. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли.
Далее. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Л. Д. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе35. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Георгий одет с головы до ног в рыцарские доспехи редкой красоты и изящества, созданные скорее руками ювелира, нежели оружейных дел мастера. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Крупнейшее произведение Вай Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте около 1430-32 или 1423-32 годов).
Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Неясно имя ли это или прозвище персонажа (Тимофей) или девиз (Чтущий Бога). Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом1. Картина "Leal souvenir" (фр. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте.
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу». Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»78, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь7980. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них проницательному раскрытию главных особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности.
Что и говорить, красота – страшная сила. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени33. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом.
Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений5. Фон портрета обычно темный, нейтральный, фигура же и особенно лицо освещены мягким рассеянным светом, в котором характерные черты облика модели получают необыкновенную жизненную реальность.
Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Художник далек от мысли приукрасить его, не скрывает никакие физические недостатки. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. До сих пор вопрос остается открытым.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Уже в 1422 году он Ян Ван Эйке говорили уважительно, как об отличном мастере. Тем самым он заранее обладал бы в себе всем видимым и образовывал бы все видимое сообразно каждому прообразу видимого». 694 Таким образом, каждая развернутая сущность зрима, порождена творческим зрением исходящим от принципа (в совершенном, пишет Николай, «esse, creare et videre convertuntur»), за исключением интеллекта, который есть «видящее видимое», так сказать, образ, обладающий способностью подражать absoluta visio принципа, поскольку он, со своей стороны, благодаря особой изобразительной и описательной способности оказывается в состоянии представить себе божественное творящее зрение. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой65 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)66 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Приверженцы такого взгляда утверждают, что не мог мужчина подавать левую руку, если дело шло о бракосочетании или помолвке. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Мало жестов и мало позы. Он есть «живое описание вечной и бесконечной мудрости». 691 Интеллект как «viva descriptio» принципа есть образ в подлинном смысле слова, quasi портрет всемогущего, того – совершенно непредставимого – «vultus sine figura», которое, как в зеркале, отражается в человеческой душе («speculum contractum mentis»). Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Несмотря на красоту их тел изображенных художником с невиданным прежде правдоподобием, контраст натуралистической наготы и пышных царственных одежд усиливает ощущение незащищенности людей перед грехом.
Этот образ в действительности есть дух, развернутая ментальная сущность, которая, со своей стороны, одновременно есть «res descripta» как автопортрет Бога и как живая и рассуждающая «viva et spiritualis descriptio» бесконечной мудрости. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала34.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ).
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Образ св. А женщина. Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе.
Так же поступил и ван Эйк. Решение вставших перед Вай Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их.
Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук72. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8384. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. В большинстве случаев ван Эйк дает погрудное изображение портретируемого, показывая его в спокойном трехчетвертном повороте. 1434». ). В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге.
Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. «Temporalia imagines sunt aeternorum», 686 говорится в De possest: конечные вещи суть образы, откровения бесконечной и незримой истины, бесконечно превосходящей всякую земную форму.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Любой в обещаниях может стать богатым). Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Что здесь поразительно, так это постоянный переход метафоры образа и живописи от отношения художник «художественное порождение» (произведение) к отношению между Богом-творцом и человеческим интеллектом (как живым ментальным зеркалом). Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. он побывал в Испании и Португалии, посетил старинный город Турне. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Впереди «Источник жизни».
Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой.
Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). В этом тексте Кузанца (завершенном 23 августа 1450 года) – написанном по-латыни и от третьего лица – поразительным образом воспроизводится формула ван Эйка: quo potest.
Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. В конце работы художник выполнил также и надпись. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Нет ничего более изысканного, чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса.
В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Кроме того, установлено, что у Джованни Арнольфини и его жены детей не было, а изображенная на картине женщина явно ждет прибавления семейства. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк69.
Его суровое лицо бесстрастно. Портреты Кампена представляют собой поразительное явление в нидерландской живописи XV столетия.
Но представления эти основаны на таком глубоком знании и любви к реальной земной действительности, а природа и люди переданы с такой жизненностью и характерностью, с таким пристальным любовным вниманием к каждому лицу, к каждому цветочку, каких до Яна ван Эйка в искусстве Северной Европы не было. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете4. Форма головных уборов персонажей их свободного покроя одежды, подбитые мехом, длинная верхняя одежда на мужчине— весь вид их костюмов характерен для моды Северной Европы, тогда как в Италии в то время были приняты более лёгкие одежды7576. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Стало быть, Бог, часто сравниваемый Николаем с величайшим живописцем всей природы – от его мудрого использования красок зависит зримость творения, – творя человеческий интеллект, действует таким образом, словно он изображает самого себя, рассматривая свое собственное изображение, отраженное в зеркале бесконечного, наисовершеннейшего и «sine contractione» Слова. Таким образом, с помощью «блестящих картинок» – перед ним словно бы проходила череда портретов шести мировых эпох – читатель мог стать свидетелем кульминационных сцен истории, естествознания, философии, представленных in figura. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Строго отмечая середину картины, на двуступенчатом возвышении стоит трон под балдахином из зеленой ткани, расшитой цветами. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.
Так кто же все-таки герой картины. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Христос родился и умер. Георгий. Между 1425-м и 1430-м ван Эйк немало путешествовал по Европе, встречался с коллегами по цеху, что называется. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность.
За 1427-1428 гг. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Это особенно заметно по одежде.
Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Картина была заказана художнику каноником церкви св. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Выпуклые зеркала были более доступны. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев29. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина85. И внутренняя и внешняя части полиптиха делятся по горизонтали на два яруса, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких самостоятельных изображений. В 1427г. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов.
Фигуры, поющих и музицирующих ангелов на боковых створках, отличаются убедительной пластической осязаемостью. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Игра взглядов и зеркала, рождающаяся в непрерывном движении взаимодополняющих преломлений между копией и моделью, открывает поле герменевтических возможностей, в котором нет ничего определенного и в котором нарисованное отображение само демонстрирует себя в некоем временном состоянии бесконечного совершенствования – состоянии, о котором убедительно свидетельствуют «quasi loquendo» рамы автопортрета ван Эйка: «Als ich can». Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Они у себя дома и речь, несомненно идет о какой-то торжественной церемонии, обряде, в котором они оба и участники и действующие лица».
В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. По мнению некоторых исследователей, левая рука, поддерживающая на животе тяжёлые складки платья, — это не более чем ритуальный жест, соответствующий отношениям к семье и браку и обозначает плодовитость, поскольку двойной портрет был написан по случаю свадьбы этой пары20.
В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. поясняющая, что художник выступал в качестве свидетеля при этом старом нидерландском обычае обручения дома, не в церкви. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)68.
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Реализм подкреплен еще и техникой.
Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Наоборот. На женщине платье (т.
Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 217. Взять хотя бы головные уборы.
Кардинал был весьма известным человеком. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
Описанное выше содержание картины — это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника. Св. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». Герцог очень ценил Ван Эйка.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Как умею». А мог и сам подарить по дружбе. Известно, что ван Эйк вставлял доску в ранее заготовленную раму, укреплял их, грунтовал их вместе и расписывал. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Это особенно заметно по одежде. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Правда и тут не обошлось без загадок. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя68.
С 1425 года придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425-28 годах работал в Лилле) по его поручению в 1428-29 годах посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились). Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ. Согласно катоптрической метафоре, на которой основывается трактат De filiatione Dei, всякий автопортрет абсолюта представляет собой своего рода зеркало (speculum), более или менее искривленное изогнутое и чистое, которое отражает первопричину, видимую в перспективном ракурсе, соответствующем особой перспективе, которая есть не что иное как уникальный «modus intellectualis» всякого сотворенного духа, совершенно индивидуальный и неповторимый. Его прозвали "ангел мира". Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4849.
приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. Портреты Кампена представляют собой поразительное явление в нидерландской живописи XV столетия. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен.
Св. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета32. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы14.
Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности.
Нижняя часть портрета представляет собой написанный с иллюзионистской точностью парапет из выщербленного желтоватого камня с высеченной на нем надписью и выцарапанным словом T., причем конец этого слова попадает на трещину в камне. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала.
Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. А женщина.
Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. А на последнем плане — далекие синие горы.
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене15. Перед лицом Бога всякое человеческое искусство и способность актуализирует только определенное количество божественного posse facere, определенный quantum бесконечного и совершенного умения (posse esse) иначе говоря, «большего они не могут».
Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Верность живому отображению абсолюта в его значении частичного откровения на духовном уровне представляет собой желание быть самим собой как необходимое условие поиска истины: «Принадлежи себе и я буду принадлежать тебе (sis tu tuus, et ergo ero tuus) – говорит Господь – ты дал мне свободу принадлежать самому себе, если я захочу. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета81. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Доказательством тому служат его знания о новейших учениях о перспективе, обращение к художественной и религиозной теме так называемой vera icon (ставшей энигматическим центром тяжести трактата De visione Dei), его переписка с Леоном Баттистой Альберти (через его личного секретаря Джованни Андреа де Бусси) и непосредственное знакомство с фламандскими художниками его эпохи (Рогир ван дер Вейден упоминается в в Praefatio к De visione Dei как автор находящегося в Брюсселе превосходного портрета всевидящего).
К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). В 1427—1428гг. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
«Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Это необычайно тонко, точно и живо. Герой на картине предстает именно таким, каков он в жизни.
На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Ты будешь моим, лишь когда я стану самим собой: ты требуешь моей свободы». 695 Быть самим собой означает здесь развертывать свою потенциальную способность в качестве живого отображения принципа погружаться в собственную ситуацию как «viva imago», как духовный автопортрет ispum posse, в его двойном значении – как копия (отображение) и как динамичный, не знающий покоя образ, как стремление и смотрение на свою модель с «gaudiosissimum desiderium».
Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Так же известно, что у него было всего 2 брата: старший Хуберт, а младший Ламберт и сестра Маргарет. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Герой на картине предстает именно таким, каков он в жизни. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха.
Первый же зал имеет иное оформление. Самыми ранними сохранившимися работами Вай Эйка считаются приписываемые ему 7 миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерландский художник и миниатюрист, один из зачинателей искусства Возрождения в Нидерландах.
Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Новым словом в портретном искусстве является показ портретируемых в домашней обстановке, роднящей картину с жанровой живописью. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Необычайна сложность построения алтаря.
Что может быть великолепнее его облачения. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8565. Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р. Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Приведем другой пример.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)18. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus13. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита.
Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Художник далек от мысли приукрасить его, не скрывает никакие физические недостатки. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини.
Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).
Получилось пространство, наполненное символами. С другой стороны, отмечает Николай, всякий рассудок для размышления нуждается в фантазмах (phantasmata)», 687 и без связи с сотворенными образами – которые одновременно являются и чувственными и сверхчувственными порождениями принципа – мы вообще ничего не смогли бы сказать о вечном. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке.
Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Никакие драгоценности не украшают ее.
Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. В 1425 году Ян Ван Эйк стал придворным художником Бургундского герцога Филиппа III Доброго в Лилле. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.
Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни.
Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Облик каждого глубоко индивидуален. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3637, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей37. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Он пользовался особым доверием папы Мартина V и часто выполнял дипломатические поручения. Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр.
Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Приверженцы такого взгляда утверждают, что не мог мужчина подавать левую руку, если дело шло о бракосочетании или помолвке. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Художника более всего занимало лицо жены, рука с обручальным кольцом лишь обозначена и в характеристике образа играет незначительную роль.
Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Повторим уже приводившуюся нами цитату из Николая Кузанского: «Ум сотворен творческим искусством так, как будто это искусство хотело сотворить себя самого а так как бесконечное искусство неумножаемо, возникает его подобие, как это бывает и в том случае, когда художник хочет изобразить себя самого так как сам он неумножаем, то, когда он изображает себя, возникает его подобие». 696 Всякий раз, когда Бог рассматривает себя самого в «Verbum-speculum» истины, возникает его собственное подобие, описание его самого (quasi автопортрет), которое, поскольку оно живо, становится описывающим описанием, формирующей формой, образующим образом. С 1431 года художник поселился в Брюгге.
В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»6. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Осенью 1431 года кардинал был проездом в Генте.
Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент50. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. 1434». ). Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св.
В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Однако она по-городскому узка. Тончайшая моделировка нежно-пепельного лица розовыми тенями сообщает образу Маргарет неизъяснимую одухотворенную утонченность. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину8. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Искупление свершилось.
Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности и окружающая его среда: портретные образы, пейзаж интерьер, натюрморт в его композициях образуют гармоничное единство. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Около 1431 года ван Эйк пишет "Портрет кардинала Никколо Альбергати".