Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века. В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью искренностью и юмором. Ян Стен родился в 1626 году в Лейдене.
А как личность он был настолько популярен на родине, что в Нидерландах до сих пор бытует выражение «семья Яна Стена» – так голландцы называют семьи, где родители пренебрегают воспитанием отпрысков, которые растут как «трава на пустыре». Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью искренностью и юмором. Ян Стен родился в Лейдене в семье пивовара и сам неоднократно открывал то пивоварню, то гостиницу.
Ян Стен (нидерл. Ян Хавикзоон Стен (1626–1679)-голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Ян Стен — самый весёлый голландский художник. Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. Ян Стен (Ян Хавикзоон Стен) – великий голландский живописец.
В эрмитажном полотне «Гуляки» Ян Стен предположительно изобразил самого себя и свою жену Маргарет. Стен Ян (Steen), голландский живописец. После смерти первой жены, летний Ян Стен женился вторично в 1670 году с Марией ван Эгмонт, вдовой, обладательницей соседнего магазина. Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью он писал картины изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска.
Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения. Таково краткое жизнеописание замечательного живописца по имени Ян Стен.
Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины – заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. 63 картины, созданные 1633 г. по 1668 г. Раздел 2. Ян Стен (1626–1679) – автор более 800 полотен в основном небольшого формата. Четвертый ребенок просто вслушивается в речь. Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок, а также литературных текстов. ГулякиПолотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. Для этого можно рассмотреть картину «Строгий учитель» (1668).
После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Бытовой жанр побуждал художника обращаться к различным ситуациям. В 1654 году он, при помощи своего отца, открыл в Делфте собственную пивоварню. А Хоубракен, один из ранних биографов мастера, отмечал, что ко дню свадьбы невеста уже находилась в «интересном положении».
К тому же к человеческому обществу вполне гармонично прибавляются персонажи животного мира, при этом они тоже заняты каждый своим делом и не мешают друг другу: собака доедает на столе пирог, а поросёнок уже присмотрел себе что-то из бубликов и пирожков, валяющихся на полу и целеустремлённо движется в этом направлении. Одна уже опустошенная бутыль валяется на полу, а другим сосудом завладели младшие дети. В 1669 году умерла жена и Ян Стен по настоянию отца вернулся в Лейден.
Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т. п. У этой картины и название говорящее – кавардак. Умер Ян Стен в Лейдене 3 февраля 1679. Для частного дома подходили работы относительно скромного формата: разумеется, натюрморты Снайдерса (впрочем, он фламандец), размером 1, 5 х 2, 5 м, годились только для дворцов, зато натюрморты Геда и Калфа и сюжетные картины Яна Стена были в самый раз. А. С.
При этом почти всегда на лице рассматривающего появляется улыбка. Увы, картины Стена не пользовались популярностью и он решил сменить поле деятельности. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen).
Ян Стен происходил из семьи обеспеченных пивоваров в Лейдене. СТЕН, ЯН ХАВИКС (Steen, Jan Haviksz) (ок. Ян Стен черпал сюжеты для своихкартин из быта всех слоев современного ему голландского общества иизображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках итавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров. В его картинах мало драматизма (Нож как аргумент в карточной игре), а трагические сюжеты практически не найти.
Чуть позже он стал помощником популярного пейзажиста Гойена. Риторики в окнеКроме картин бытового жанра, "низкого" по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности. Сердечно и добродушно смотрит художник на этот беззаботный мир. В 22 года Ян Стен и его товарищ основали гильдию св.
Оно собралось за столом, на котором имеются окорок для всех и хлеб, а также сосуд с вином. Лицо учителя (не такой уж он и строгий) выражает много терпения и желание понятно объяснить малышу трудный текст. Вероятно именно Хавик Стен настоял на том, чтобы сын продолжил традиции семьи, рассудив, что пиво нужно всем и всегда, а картины стабильного дохода не приносят. Но, возможно, некоторое время он учился и у Яна ван Гойена. Его картины наполнены иронией и юмором. Точная дата кончины Яна Стена (как ипричина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. Формат картин был выбран с учётом того, что в Голландии того времени (время это называют Золотым веком голландской живописи, но это было и время всеобщего подъёма на фоне освобождения страны от гнёта испанского абсолютизма и католической церкви) народ украшал свои дома в том числе и картинами, прежде всего произведениями своих соотечественников. Это слово в переводе с тюркского означает «беспорядок, неразбериха, суматоха». И что мы видим изображённым на картине.
Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена. Вступил в гильдию живописцев в Лейдене в 1648. Есть среди них и вынуждены контакты богачей и нищих (Жители Делфта или Адольф Крузер с дочерью Катариной и нищие, Риксмузей, Амстердам). Ребенок в голубом, вытирая слезы, слушает объяснение учителя.
Пушкина: «Эсфирь перед Артаксерксом», «Больная и врач», «Летний праздник», «Гуляки», «Больной старик», «Крестьянская свадьба» и др. Через плечо к нему в тетрадку заглядывает мальчуган постарше. Они свидетельствуют, что первый ребенок Стенов родился в феврале 1651 года. Хотя как художник Стен был очень плодовит (за всю жизнь он написал около 800 полотен из которых сохранилось примерно 400 – 450), денег на жизнь и содержание семьи не хватало. Учитель готов наказать всякого, кто не будет примерно заниматься.
После свадьбы художник с женой некоторое время (около пяти лет) жили в Гааге, хотя все эти годы Стен сохранял свое членство в Лейденской гильдии художников. У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские художники еще при жизни мастера. Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц. К сожалению известность не облегчила его материальных затруднений. Некоторое время он, очевидно, работал под крылом своего тестя. В богатой Голландии обездоленные и нищие были болезненной проблемой.
Учился в Утрехте у Николаса Кнупфера, в Гааге у Яна ван Гойена и в Харлеме у Адриана ван Остаде. Его ей показывает бабушка. Этот переезд стал последним в жизни Стена.
В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. Он словно извиняется перед зрителем, когда тот застал его в неубранном доме после вечеринки (Автопортрет с женой навеселе, Эрмитаж). О том, в какой беспросветной нужде жила в это время семья Стена, красноречиво говорит то обстоятельство, что ему нечем было даже заплатить аптекарю, приготовлявшему лекарства для больной. «Харлемский период» (а здесь мастер прожил до 1670-х годов) стал самым плодотворным в жизни Стена.
Мать, которая держит на руках младенца, увлеклась чтением письма. В марте 1665 года война между Голландией и Англией возобновилась. Портрет Бернардины Маргарет ван РейсфелтПортрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Трудно понять, на какой стороне именно художник – на стороне богатых и равнодушных к человеческому горю или на стороне обездоленных.
Ян Стен по праву считается самым остроумным художником своего времени. Помимо своей разносторонности, богатства характеристик персонажей и изобретательности в составе композиции, Стен замечателен также как великолепный колорист.
Родился в Лейдене в 1626 г., учился у художников – своих соотечественников: сначала в Лейдене, затем в Харлеме, особенно же развился в Гааге под руководством Яна ван Гойена. После смерти своего отца в 1669 г. окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 г. открыл корчму. 1626–1679), голландский художник-жанрист, родился в Лейдене. Одну басню он знал достаточно хорошо, что отразилось в картинах серии Сатир и крестьяне.
Но дела у Стена-пивовара не задались. Популярные сюжеты: визит врача, сцены праздников, застолье, дама за туалетом. Эту картину Яна Стена (как, впрочем и другие его работы) можно разглядывать долго, замечая всё новые и новые детали. Все персонажи едины, но в то же время как бы составляют отдельные группы: дети заняты доступными для них в этот момент забавами даже грудничок, стоящий в ступочке (уже и в то время для начинающих ходить малюток придумывали заграждения типа современных ходунков или манежей), прихватил одной рукой чьи-то бусы с медальоном, а другой – ложку.
Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома. Размер картины 82, 5 х 68, 5 см, холст, масло. В 1648 году Ян Стен и Габриэль Метсю были приняты в гильдию живописцев святого Луки в Лейдене. В XVII веке Голландия расцветала и богатела, жители украшали свои дома коврами (персидскими), бело-синим фаянсом (дельфтским) и картинами — прежде всего произведениями своих соотечественников. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет. Ниже можно посмотреть на произведение «Счастливое семейство» (1668). Впрочем, неудачи, которые вечно сопутствовали ему, не оставляли его и здесь.
Его обеспокоил упавший кувшин. В центре – любезничающая пара. Его привлекали забавные ситуации, шутки и человеческие реакции на близкие к этой ситуации. Например, вот эта картина. Ян Стен писал библейские сцены, жанровые и символические картины, портреты. Картины вновь стали никому не нужны. Подпись на этом документе настолько неразборчива (вероятно, рука художника сильно дрожала), что муниципальным служащим пришлось подтвердить её своими подписями.
Луки. Взрыв сильно разрушил город и унес жизни многих людей (среди погибших был и Карел Фабрициус, один из самых талантливых учеников Рембрандта). Это при том, что от проклятых вопросов современности трудно отшатнуться. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей.
Даже ворона не теряется и получает свою каплю. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором. На первом плане мальчик усердно что-то пишет.
У них родился еще один ребенок. Художник Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника. Но, кажется, предпочитал шуткам, комедиям, байкам.
Мнения биографов на этот счет расходятся. А в 1672 году началась третья война Голландии с Англией, на стороне которой была теперь еще и Франция. Стен открыл таверну. У Яна Стена не былоникаких зарегистрированных учеников (за исключением РихардаБрэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландскиехудожники еще при жизни мастера.
Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Стен учитывал вкусы публики, вот таким образом у него много работ на одну и ту же тему, но по-разному раскрывающих её: весёлые гулянья, посещение врачом больного (или больной), учитель с детьми и т. д. Ян Стен – самый жизнерадостный и остроумный художник Голландии XVII в. Его картины наполнены добродушной иронией, он был проницательным человеком и смотрел на жизнь как на комедию нравов. Стен писал также и портреты и пейзажи. Наиболее известны его картины, где художник изображал нижние и средние слои общества, сценки из повседневной жизни, застолья и шумные гуляния (Гуляки, Кавардак, Постоялый двор, Семейство гуляк и др. ).
Отсюда темы многих бытовых картин художника, украшенные юмором (Праздник по поводу рождения котят, Риторы в окне, Встреча с обществом навеселе). Сохранившиеся документы этой пикантной версии не подтверждают. Его полотна в основном многофигурны. В апреле 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт, которая родила художнику еще одного ребенка. Девушка с устрицамиЭта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. В этой ироничной картине "Гуляки" Ян Стен изобразил самого себя и свою жену тридцатидвухлетнюю Маргрит. Он прожил в нем всю оставшуюся жизнь.
Луки. Жители ДелфтаКартина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта». Мы не оспариваем точку зрения биографа, но, вполне вероятно, неудачи Стена были обусловлены еще и «независящими от него обстоятельствами». Часто на них встречаются два-три персонажа, редко – один.
Работы Яна Стена считаются достоянием мирового искусства и хранятся в самых известных музеях мира. Ян Стен трактует сцену как бытовую. На них никто не обращает внимания. Ну как можно обойтись без улыбки, когда сам автор показывает сцену с юмором.
В 1654–1660 владел пивоварней в Делфте в 1661–1669 жил в Харлеме, а с 1669 и до самой смерти держал таверну в Лейдене. В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене. Каждая работа наполнена тщательно выписанными деталями.
Ян Стен – сын пивовара и сам неоднократно открывал то пивоварню, то гостиницу. Ян Стен читал, в том числе и Библию и был знаком с различными литературными жанрами. У них родилось восемь ребятишек. Естественно, это трагическое событие не могло не отразиться на «бизнесе» художника.
А для частного дома подходили работы относительно небольшого формата, картины Яна Стена как раз отвечали духу времени. Настоящую неразбериху и суматоху. Картины, конечно, стали никому не нужны. В 1679 году художник умер в Лейдене и похоронен в семейном склепе. На пороге богатого дома встретились владыка дочерью роскошные платья и женщина – нищенка.
Непревзойдённый мастер бытового жанра умер в Лейдене 3 февраля 1679 года. На этот случай у него в руках деревянная колотушка. Ян Стен (1626-1679) родился в городе Лейден в семье пивоваров, которой принадлежала таверна «Красная алебарда»Живописи Ян Стен обучался в мастерской известного немецкого художника Николауса Кнюпфера, в городе Утрехте. В 1646 г. Ян Стен поступил в Лейденский университет, а в 1648 г. вместе с Габриэлем Метсю основали в Лейдене Гильдию художников Святого Луки. В 1649 г. художник переехал в Гаагу и поступил учеником в мастерскую известного пейзажиста Яна ван Гойена. В 1654 г. Ян Стен переехал в Делфт и, не оставляя занятий живописью, стал работать управляющим гостиницей. В 1656 г. художник перебрался в городок Вармонд, а в 1661 г. – переселился в город Харлем, где в полной мере проявился его талант живописца. В 1670 г. Стен вернулся в Лейден, в 1672 г приобрел лицензию и открыл трактир с гостиничными номерами. В 1674 г. художник стал главой Лейденской Гильдии художников Святого Луки. Ян Стен умер в 1679 г. Ян Стен создал около 800 картин из которых сохранилось примерно 350.
Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны. В 1674 году он стал во главе гильдии св. Весёлая компанияЯн Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. Их смех и путаные объяснения его не удовлетворили.
Он оставил после себя великое наследие – около 400 картин. Более скупые известия о художнике в документах, дающих диалоги с его картинами. Сатир решил, что хитрые люди скрывают правду и, оскорбленный, покинул их.