Биография Якопо Тинторетто пестрит весьма противоречивыми фактами, а то и вовсе пробелами.
Картину «Чудо Св. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Тинторетто стремился соединить в своем творчестве традиции колоризма венецианской школы с величием грандиозныхтворений Рима. Примерно в 1560-е годы Тинторетто достигает полноценной творческой зрелости и начинает довольно смелые и всегда неожиданные художественные поиски. Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. Именно с нее началось признание Тинторетто.
«Чудо св. Композиция Св. С детства Якопо постоянно рисовал, где только было возможно (чаще всего – на стене родительского дома) и всем, что попадалось под руку: печным углем, мелом, красками отца, который был мастером по росписи шелка.
Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Т. е, это уже опосредованная информация. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore).
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. В 1578-81 художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-84 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто. Эта группа составляет самостоятельную композицию.
Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие. Так он поступил при работе над картиной Чудо святого Марка. Центром второй части является св. Марка» является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм.
В мастерской известного мастера Тинторетто задержался всего на десять дней, после чего именитый наставник приказал своему помощнику отпустить юного художника. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции.
: Небо пришло на помощь похитителям: разразилась гроза, сверкает молния внезапно начавшаяся буря опрокинула наземь мужчину, пытающегося удержать рвущийся из рук плащ и погонщика верблюдов поток дождя обрушивается на площадь, напоминающую площадь святого Марка. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови.
Лучшие портреты Тинторетто. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции.
Светлые и темные пятна оживляют переднюю плоскость картины, контрастируя с бледными тонами дальнего плана. В 50-60-х гг. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко.
В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. "Распятие" – это действительно целый мир. Цвет приглушен и подчинен мистическому свету, который едва касается краев предметов фосфоресцирующими отблесками. «Чудо св.
Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция «Себастьяно Вениер», Художественно-исторический музей, Вена).
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик". Роха. В 50 – 60-х гг. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта-Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. По мнению большинства исследователей, морская буря, которую мы видим здесь, никогда еще не изображалась в искусстве стакой мощью1 Огромный корабль с неверными на борту (сарацинами называли мусульман) пошел ко дну, несколько человек пытаются спастись в лодке, но и она уже тонет. Молния пронзает небо над головами людей, несущих тело через площадь, на которую обрушиваются дождевые потоки. Тинторетто трактует этот момент по своему. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто.
Рох во славе» безвозмездно. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. В том же году художник становится членом братства.
Впоследствии, рисунки Тинторетто будут высоко цениться и часто копироваться. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция).
Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. В этот момент появляется святой, чтобы спасти юношу от разъяренной стихии. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя.
Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. В «Похищение святого Марка» (1562-1566) Тинторетто воплощает сцену похищения венецианцами мощей святого покровителя Венеции из Александрии. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах).
Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан-Маркуоло, 1547 Сан-Симионе, около 1560 Сан-Тровазо, около 1565 Сан-Поло, 1578 и др. ). Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Братство св. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны.
Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. В «Поклонении золотому тельцу» будто произвольными мазками художник наметил акценты – яркое платье девушки, такого же цвета одеяние мужчины сзади тельца и при этом часть персонажей оставил прозрачными, как если бы они были духами.
Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Размещение персонажей по кругу – ненаглядный прием мастера – использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей.
Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера).
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Школы существовали на добровольные пожертвования. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. В картине представлен драматичный миг, когда палач собирается хлопнуть раба молотом. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. С 1580 года из-за огромного скопления заказов у Тинторетто появилась острая потребность в целой команде помощников. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. Легкость, с которой художник манипулирует цветом и светом, типична для живописцев венецианской школы.
Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях.
В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.
Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается чувство хаоса морского шторма. Жизнь Тинторетто полна тайн. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Сусанна вырвалась из дрожащих рук похотливых старцев и закричала, моля о помощи. Фигура св. В центре композиции мы видим апостолов, снимающих сандалии и готовящихся к обряду омовения ног.
Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. Т. любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину использует мощные световые эффекты чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Т., всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость. Написанные при значительном участии помощников полотна разностильны, некоторые чрезмерно бравурны. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». В полутемном коридоре, уставленном гробами, св.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
Но картины его, даже огромные, кажутся эскизами ибо стремление выразить как можно больше, проявляя при этом неиссякаемое дерзание, вредило завершенности образов.
В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Любимов). Якопо Робусти, как звали художника на самом деле, родился около 1519 года. Композиция Св. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы).
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Эта картина украшает верхнюю переднюю створку органа в церкви Санта Мария дель Орто. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св.
Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». "Чудо св.
«поэзий». Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Центральная часть композиции кажется изолированной от пестрой сутолоки, парящей вокруг и благодаря пространственным паузам по кругу создается впечатление, будто эта группа персонажей как бы выдвинута вперед и макситмально приближена к зрителю.
О предках художника почти ничего не известно. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной следом 1570, он использовал космогоническую легенду как предлог для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд.
Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто.
В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Отец и дал Якопо прозвище Тинторетто, что означает «маленький красильщик». Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Живописное наследие Тинторетто огромно. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго.
Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Роха во славе.
Написанная около 1552 года для храма Санта Мария дель Орто картина «Введение во храм» поражает глубиной и аллегоричностью образов, подчеркнутых с помощью необычной динамичной композиции и умелого расположения света: с одной стороны лестницы – затемненные нищие, с другой – женщины и дети, ярко освещенные. Зрелый период. Св. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648).
Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Известно только, что имея доступ к краскам, он очень рано проявил свои таланты художника, а так же имел способности к игре на арфе, сохранив любовь к музыке на всю жизнь. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов.
Биографы (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Он был сыном красильщика шелка. Старцы вынуждены были скрыться, но впоследствии все же выполнили свою угрозу.
Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Наследие мастера огромно. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).
Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Наряду с многочисленными заказами от церквей Тинторетто выполняет многочисленные частные заказы, пишет плафоны и композиции на темы, заимствованные из античных мифов, средневековых легенд и библейских текстов для украшения интерьеров венецианских домов. По желанию св.
Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.
Для той же церкви в 1562-1564 гг. Позднее к прозвищу Тинторетто стали добавлять эпитет Il Furioso – яростный, точно определяющий как сами творения мастера, так и процесс их создания. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
Сюжет картины взят из жития святого Марка, который считается небесным покровителем Венеции: некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам святого Марка. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). В Поклонении волхвов подчеркнут человеческий, гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье.
Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Но только эта цельность не основана на вдумчивом уравнении и соглашении частей, на разумном подчинении второстепенного главному, но исключительно обусловливается вдохновенным внутренним горением мастера. Этим он надолго закрепил за Тинторетто славу поверхностного и нестарательного художника.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). Тинторетто уделял также много внимания портрету. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа.
В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Он написал для Братства св. Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан-Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе.
Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). художник пишет внушающие по размеру полотна «Страшный суд» и «Поклонение золотому тельцу». Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св.
Искусствовед Макс Дворжак так описывает сцену Похищения. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548).
Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий».
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.
То же чувство ирреальности наполняет картину Похищение тела св. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Сусанна была признана виновной по ложному обвинению и приговорена к смерти. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Полотно было заказано Братством св.
Прекрасно улавливая портретное сходство, он чаще всего стремится передать не столько личностное, неповторимое начало, сколько состояние спокойствия, легкой задумчивости он сообщает своим персонажам благожелательность к нам, душевную привлекательность. Картина построена на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах колорит — на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94).
На полотне Обретение тела св. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света.
Именно под руководством великого мастера они получили возможность работать в Большом Зале в Скуола ди Сан-Рокко. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. В том же году художник становится членом братства.
В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Фон картины, написанный широкими, размашистыми мазками, прозрачен и светел – в отличии от переднего плана. Настоящее имя – Якопо Робусти. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Он рисует образы стариков благородных и очень трогательных волнующих до самой глубины души.
Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника.
Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет.
Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. "Живопись Тинторетто изумительна. Марка. Они пригрозили, что если она откажет им, то будет предана смертной казни за прелюбодеяние с неким молодым человеком, о котором все узнаю по их навету. Рох во славе».
Современников Тинторетто поразила динамика фигур: они изображены во вращении, склоняющимися вперед и откидывающимися назад, чтобы пробудить предельно интенсивное впечатление пространственной глубины композиции. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Другая половина освещена и здесь мы видим более приветливые сцены: трех матерей с их детьми. Итальянский художник, представитель венецианской школы.
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Проследить творческое становление Тинторетто достаточно трудно, тем не менее очевидно, что его мало притягивали традиции венецианского Высокого Возрождения, представленные именами Джорджоне, Пальмы Веккьо, Тициана. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана. Представитель венецианской школы.
В этой мастерской, наряду с другими начинающими художниками, учатся и дети Тинторетто. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.
В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка».
В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св. Свадебный пир свершается у Тинторетто в большой хозяйственной пристройке к богатому патрицианскому дому, пространство которой стремительно уходит в глубину. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером.
У кого Якопо учился дальше не известно. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен.
Рох в госпитале». После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Рох во славе". Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками.
Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Интимность, представленная Тинторетто на переднем плане справа ритуальной сцены, контрастирует с монументальной архитектурой заднего плана и типичным венецианским пейзажем вдали. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Размещение персонажей по кругу ненаглядный прием мастера использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным.
Это произведение «Битва при Заре» (ок. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Созданию эффекта восходящего движения служит расположение персонажей слева направо по диагонали (самый динамичный прием построения композиции), берущей свое начало у основания пирамидальной формы лестницы – в левом нижнем углу картины. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело).
1585). Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. На полотне Обретение тела св.
В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Но к ней следует относиться осторожно. На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий». Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».
В 15651588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. 1550 — 1635 гг. ).
В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Далее последовали Страсти Христовы, размещенные на стенах трапезной, а затем, в той же трапезной и потолочные фрески. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной следом 1570, он использовал космогоническую легенду как предлог для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд.
Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Тинторетто (Tintoretto собств. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году.
Св. Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.
Композиция Св. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. И тут слова попросил пророк Даниил.
Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Родился в семье красильщика, отсюда прозвище Тинторетто («маленький красильщик»). «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом.
Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. На картине изображен момент, когда св. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев.
На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. В тот момент, когда служанки закончили обхаживать свою госпожу и оставили ее одну, старцы накинулись на ничего не подозревавшую обнаженную женщину. Рох в госпитале".
Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь.
Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
В 1562 художник создал ещё три картины для Скуола ди Сан Марко. Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет», Лувр) Тинторетто почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Среди ее членов было немало влиятельных и состоятельных людей, вот таким образом только она, вслед за Скуола ди Сан Марко владела большим двухэтажным зданием, строительство которого было завершено в 1542 году архитектором Антонио Скарпаньино. Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто.
Но линия такой толщины уже не линия. Это последнее обращение художника к популярному сюжету и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто.
Марк появляется над своими мощами, чтобы сориентировать местоположение их погребения. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии).
С 1539 работал самостоятельно. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения.
Картина изображает освобождение раба святым Марком. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
лушен и подчинен мистическому свету, который едва касается краев предметов фосфоресцирующими отблесками. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. То же самое можно сказать и про две другие картины с похожим сюжетом: «Обнаружение тела святого Марка» и «Спасение сарацина».
В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Но чудо уже свершилось — вокруг распростертых рук и головы Христа на фоне темного ночного неба разгорается странное, похожее на большие полукруглые крылья сияние, отблески которого падают на отпрянувшую в стороны толпу яркое сияние начинает испускать земля у подножия креста. Чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, постепенно утрачивают былую мягкость и теплоту, обретая большую эмоциональную напряжённость, переливы холодных изысканных оттенков (картины на темы легенды о св. До нас дошло около трехсот работ — алтарных картин, настенных панно, плафонов, портретов, которые большинство современных исследователей связывает с его именем.
Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили корпус св. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Одно из главных творений Тинторетто – серия монументальных композиций в Скуола Гранде ди Сан Рокко (1564-87), включающая 36 панно и плафонов. Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице".
Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Марка (1562, Венеция, галерея Академии).
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. С этим хочется поспорить. Фигура св. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью.
Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения.